Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 13:05, шпаргалка

Краткое описание

1 Конституционно – правовые нормы, их особенности, виды
2 конституционно – правовые отношения и их особенности
3 Субъекты конституционно – правовых отношений в РФ

Файлы: 1 файл

otvety_kompl.docx

— 357.68 Кб (Скачать)

Роспуск Гос. Думы не является мерой ответственности данного органа. Решение о роспуске Гос. Думы принимает Президент РФ прежде всего в целях обеспечения согласованного функционирования законодательной и исполнительной власти на федеральном уровне. Случаи роспуска Гос. Думы определены в ст. 109, 111 и 117 Конституции РФ.

Основания роспуска Гос. Думы:

1))Ст. 111 Конституции РФ – при несогласии Гос. Думы с кандидатурой на должность председателя Правительства РФ. После 3-х кратного отклонения представленных кандидатур президент РФ назначает председателя Правительства РФ, распускает Гос. Думу и назначает новые выборы.

2))Ст. 117 Конституции РФ – при выражении Гос. Думой недоверия Правительству РФ. Постановление о недоверии принимается большинством голосов. После его принятия президент РФ может объявить об отставке Правительства РФ, либо не согласиться с решением Гос. Думы. В случае если Гос. Дума в течении 3-х месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент РФ объявляет об отставке Правительства, либо распускает Гос. Думу.

В случае роспуска Гос. Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Гос. Дума собралась не позднее, чем через 4 месяца с момента роспуска.

Гос. Дума не может быть распущена в связи с выражением недоверия Правительству РФ в течении 1 года с момента ее избрания

Ограничение на роспуск Государственной Думы.

1))Гос. Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

2))Гос. Дума не может быть распущена в период действия на территории РФ военного или чрезвычайного положения, а также в течении 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Самороспуск Гос. Думы не предусмотрен.

 

37 Совет Федерации Федерального  Собрания РФ: порядок формирования, структура, полномочия.

Совет Федерации формируется на основании ч. 2 ст. 95 Конституции РФ и ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»:

- в Совет Федерации  входят по 2 представителя от каждого  субъекта РФ: по одному от представительного  и исполнительного органов государственной  власти.

- процедура формирования  Совета Федерации установлен  ФЗ «О порядке формирования  СФ Фед. Собрания РФ» от 2000 г. –  Членом Совета Федерации может  быть избран 9назначен) гражданин  РФ, не моложе 30 лет, обладающим правом  избирать и быть избранным  в органы государственной власти. Член СФ – представитель от  законодательного (представительного)органа  государственной власти субъекта  РФ избирается органом гос. Власти  субъекта РФ, а при формировании  законодательного органа субъекта  РФ путем ротации (т.е. периодического  обновления части депутатов) на  срок полномочий однократно избранных  депутатов.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания посланий Президента Российской Федерации или Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Совет Федерации образует комитеты, постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. Совет Федерации вправе создавать, упразднять и реорганизовывать любые комитеты и комиссии.

Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

  • Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;
  • в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • отрешение Президента Российской Федерации от должности;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации принимает Регламент, в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации (действующая редакция Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации утверждена постановлениями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 года № 33-СФ и от 29 марта 2002 года № 173-СФ, с изменениями и дополнениями, последние из которых внесены постановлением от 25 декабря 2009 года № 552-СФ).

Статус члена Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, согласно которой члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

 

38 Правительство  Российской Федерации: порядок формирования, структура, компетенция. Место Правительства  РФ в системе органов государственной  власти.

 

В ч.1 ст. 110 Конституции РФ устанавливает, что исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ, т.е. является высшим органом исполнительной власти в РФ. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры. 
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента Российской Федерации и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Решение о сложении Правительством своих полномочий оформляется распоряжением Правительства в день вступления в должность Президента РФ. В случае сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент сам может принять решение об отставке Правительства.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Перечень полномочий правительства РФ:

  1. Общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти (руководство работой, создание своих территориальных органов).
  2. Общие полномочия: организует реализацию внутренней и внешней политики, осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, обеспечение единства системы исполнительной власти, формирует федеральные целевые программы…).
  3. Полномочия в сфере экономики (регулирование экономических процессов, обеспечение единства экономического пространства, прогнозирование социально-экономического развития, осуществляет общее руководство таможенным делом, управление федеральной собственностью…).
  4. Полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики (проведение единой политики, разработка и отчет об исполнении федерального бюджета, разработка и реализация налоговой политики, совершенствование бюджетной системы, регулирование рынка ценных бумаг, управление государственным внутренним и внешним долгом, валютное регулирование и валютный контроль).
  5. Полномочия в социальной сфере (проведение единой государственной социальной политики, меры по реализации трудовых прав граждан, прав граждан на охрану здоровья, сокращение безработицы, единая государственная миграционная политика, осуществляет меры по развитию физ. культуры и спорта…).
  6. Полномочия в сфере науки, культуры, образования (меры государственной поддержки развития науки, проведение единой государственной политики в области образования, государственная поддержка культуры).
  7. Полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды (проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды, деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов).
  8. Полномочия в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (реализация государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства).
  9. Полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ (оснащение вооружением и техникой Вооруженных Сил РФ, обеспечение социальных гарантий для военнослужащих).
  10. Полномочия в сфере внешней политики и международных отношений (реализация внешней политики РФ, представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях, защита граждан РФ за пределами ее территории, регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности).
  11. Иные полномочия (обеспечение режимов военного и чрезвычайного положений).

Взаимоотношения Правительства РФ с Президентом, Федеральным Собранием и судами является важной составной частью деятельности всего механизма государственной власти.

Взаимоотношения с Президентом РФ: Президент РФ назначает Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров, принимает решение об отставке Правительства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства РФ с т других органов государственной власти, Президент непосредственно руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции и ЧС. Когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства.

Взаимоотношения Правительства и Федерального Собрания: основным элементом этих взаимоотношений является участие Гос.Думы в назначении председателя Правительства, участие Правительства в законодательной деятельности ФС, участие представителей Правительства в работе палат парламента; приглашение членов Правительства на заседания палат ФС; запросы и обращения к Правительству членов парламента, палат парламента и их органов; постановка вопросов о недоверии Правительству; предоставление Правительством Гос.Думе проекта ФБ и отчета о его исполнении и др.

Взаимоотношения Правительства и органов судебной власти: основным направлением этих взаимоотношений является финансирование из Федерального бюджета для независимого исполнения правосудия; в ФКЗ «О правительстве РФ» установлено, что Правительство в пределах своих полномочий обеспечивает исполнение судебных решений, т.к. Правительство координирует деятельность таких федеральных органов исполнительной власти, как Фед. Служба судебных приставов, подведомственная Минюсту; Правительство наделено правом обращаться в Конституционный Суд; Правительство разрабатывает и исполняет федеральные программы, направленные на развитие органов судебной власти; а также Конституционный Суд решает вопрос о соответствии Конституции нормативных актов Правительств РФ.

 

39 судебная система  РФ

В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов - судов, образующих судебную систему Российской Федерации.

В Российской Федерации СУДЕБНАЯ СИСТЕМА установлена Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. В настоящее время в судебную систему России входят суды трех категорий:

1. обычные суды (суды общей  юрисдикции и военные суды);

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"