Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 13:05, шпаргалка

Краткое описание

1 Конституционно – правовые нормы, их особенности, виды
2 конституционно – правовые отношения и их особенности
3 Субъекты конституционно – правовых отношений в РФ

Файлы: 1 файл

otvety_kompl.docx

— 357.68 Кб (Скачать)

1. В результате его  признания

Гражданами РФ признаются все граждане бывшего СССР, постоян-но проживающие на территории РФ на день вст. з-на в силу, если они в те-чении года не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РФ.

2. По рождению

Приобретение гражд. по рождению исходит из сочетания "права крови", т.е. с учетом гражданства родителей и "права почвы", т.е. в зави-симости от места рождения.

Ребенок, родители которого на момент рождения, явл. гр. РФ, явл гр. РФ независимо от места рождения.

Если один из родителей на момент рождения состоит в гражданстве РФ, а другой является лицом без гражданства, ребенок явл. гражданином РФ независимо от места рождения.

При различном гражд. родителей, если 1 из них состоит в граждан-стве РФ, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места рождения оп-ределяется письменным соглашением родителей. При отсутствии пись-менного соглашения, ребенок приобретает гражданство РФ, если он ро-дился на территории РФ, Не допуск. возможность оставления ребенка без гражданства.

3. Гражданство в порядке  регистрации

Регистрация – это упрощенный порядок приобретения гр-ва. Реги-страция осуществл. соотв. органами вн. дел. Лица, проживающие в быв-ших союзных республиках, а также прибывшие для проживания на террит. РФ после 6 февраля 1992 года могут приобрести гр-во РФ, если они до 31 дек. 2000 г. заявят о своем желании приобрести гр. РФ.

Лица, у кот. супруг или родственник по прямой восходящей линии явл. гр-ном РФ или же у кот., на момент рождения 1 из родителей явл. (был) гр-ном РФ, могут воспользоваться правом регистрации Рос. гр-ва в течение 5 после достижения 18 лет. Это право распростр. на детей бывших гр-н России, родившихся после прекращения у них гр-ва.

4. В порядке приема  гражданства

Прием гр-ва осущ. при наличии условий:

1) дееспособность

2) достижение 16 лет

3) постоянное проживание  на тер-рии РФ в течении 5 лет  либо 3 г. непоср. перед обращением.

Для беженцев указанные сроки сокращаются вдвое. Срок прожива-ния считается непрерывным, если лицо выезж. за пределы РФ для учебы или лечения не более 3-х месяцев.

Обстоятельства, облегчающие прием гр-ва:

1. состояние в гр-ве  бывшего СССР

2. усыновление ребенка, являющего  гр-ном РФ

3. наличие заслуг в  области науки, техники, культуры

4. обладание профессией, представл. интерес для РФ

5. получение убежища на  тер-рии РФ

 

 

17 способы приобретения  гражданства РФ. Двойное гражданство

Закон о гражданстве предусматривает 2 способа получения гражданства: 

1. Общий. Иностранец или  апатрид (лицо без гражданства) вправе, достигший 18 лет, дееспособный, может  обратиться с заявлением о  приёме в гражданство, если: 1) проживает на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство (и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно (либо 1 год непрерывно в случаях: - наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;  - предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;  - признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом).  Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы России не более чем на три месяца в течение одного года. 2) обязуется соблюдать Конституцию и российское законодательство ;  3) имеет законный источник средств к существованию;  4) обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;  5) владеет русским языком;

2.  Упрощённый.  Иностранные  граждане и лица без гражданства, вправе обратиться с заявлениями  о приеме в гражданство без  соблюдения условий при общем  порядке, если указанные граждане  и лица:

1) имеют хотя бы одного  родителя, имеющего гражданство  России и проживающего на территории  России;  2) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не  получили гражданства этих государств  и остаются в результате этого  лицами без гражданства;  3) Являются  гражданами государств, входивших  в состав СССР, получили среднее  профессиональное или высшее  профессиональное образование в  образовательных учреждениях России  после 1 июля 2002 года.

Разница между двойным гражданством и вторым гражданством.

У Российской Федерации соглашение о двойном гражданстве подписаны с двумя среднеазиатскими государствами Туркменией и Таджикистаном. В тех случаях, когда гражданин РФ приобретает гражданство другого государства, он не утрачивает автоматически гражданство РФ, если с него не требуют оформлять выход из гражданства России, но и он не приобретает двойного гражданства в юридическом смысле этого слова.

Он приобретает второе гражданство. Когда законный обладатель двух паспортов российского и иного, находится на территории РФ, государство рассматривает его исключительно как гражданина РФ. В Российской Федерации не существует запретительных норм относительно приобретения гражданами РФ гражданства других государств, поэтому приобретение второго гражданства является абсолютно законной процедурой. Это означает, что иметь второй паспорт законно.

Двойное гражданство означает наличие у гражданина Российской Федерации гражданства одновременно одного или более иностранных государств. В статье 62 Конституции РФ написано:

1. Гражданин Российской  Федерации может иметь гражданство  иностранного государства (двойное  гражданство) в соответствии с  федеральным законом или международным  договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина  Российской Федерации гражданства  иностранного государства не  умаляет его прав и свобод  и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено  федеральным законом или международным  договором Российской Федерации.

 

 

18 конституционные  принципы федеративного устройства  РФ. Проблемы Российского федерализма

Государственное устройство - это важнейший элемент государства, представляющий собой способ организации его территории, правовое положение частей государства и систему их взаимоотношений. Государственное устройство страны зависит от множества факторов: размера территории, численности и национального состава населения, исторических традиций государства, особенностей его политического режима и других факторов. Известны следующие виды государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное.

Одним из принципов федеративного устройства является государственная целостность России. Это означает, что Российская Федерация - цельное, единое и неделимое государство, включающее в себя государственные образования. Россия является суверенным государством, имеет единую территорию и правовую систему.

Единство правовой системы обеспечивается верховенством Конституции Российской Федерации по отношению как к федеральным актам, так и к актам субъектов Федерации. Федеральные законы обладают приоритетом над правовыми актами субъектов Федерации. Установленные Конституцией Российской Федерации предметы ведения регулируются правовыми актами различного уровня. Так, по предметам ведения Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметам же совместного ведения издаются только федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Такая система законов способствует единству правовой системы России.

Единство системы государственной власти проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, верховенстве Конституции России и федеральных законов. Субъекты Федерации обладают всей полнотой власти вне пределов компетенции Российской Федерации, совместного ведения федерации и ее субъектов.

Принцип равноправия и самоопределения народов Российской Федерации проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует равенство всем народам нашей страны, право на сохранение родного языка, создание условий для его сохранения и развития. Самоопределение наций может осуществляться в различных национально-государственных и национально-культурных формах.

Принцип равноправия субъектов Федерации между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти: проявляется: а) в равенстве их прав и обязанностей как субъектов Федерации; б) в конституционно установленных равных пределах компетенции Российской Федерации; в) в равном представительстве всех субъектов государства в Совете Федерации.

 

 

19 субъект Российской  Федерации: понятие, виды, конституционно  – правовой статус

Субъект Российской Федерации - государственно-правовое образование РФ. Субъекты РФ образуют в совокупности РФ. Конституция устанавливает шесть видов субъектов РФ: республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.

Согласно Конституции все субъекты РФ равноправны между собой в отношениях с федеральными органами государственной власти.

Согласно Конституции РФ субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется следующими основными для всех видов субъектов Российской Федерации моментами:

1) в соответствии со  ст. 5 Конституции РФ республика  имеет свою конституцию и свое  законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная  область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок изменения конституций (уставов) субъектов Российской Федерации;

2) каждый субъект Российской  Федерации имеет свою территорию  в пределах границ субъекта  Российской Федерации. Границы между  субъектами Российской Федерации  могут быть изменены с их  взаимного согласия. Государственная  власть субъекта Российской Федерации  распространяется только на его  территорию;

3) субъект Российской  Федерации имеет свою систему  органов государственной власти.

4) каждый субъект Российской  Федерации праве иметь свою  символику флаг, герб, гимн, а также  столицу (центр) субъекта Российской  Федерации.

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят).

Виды субъектов РФ:

1.   Республики в  составе РФ — могут принимать  свои Конституции, устанавливать  наряду с русским свой государственный  язык и иметь свои государственные  символы (герб, флаг, гимн);

2.   Края, области, города  федерального значения в составе  РФ — принимают свои уставы, учреждают свои органы власти  и могут иметь в своем составе  автономные округа;

3.   Автономные округа  и автономная область в составе  РФ — по их представлению  может  быть принят ФЗ об  автономной области, округе, находящемся  как в «двойном подчинении»  — и у России, и у субъекта, в составе которого они находятся.

 

 

20 республики (государства), как субъекты РФ: понятие, конституционно  – правовой статус

Российская Федерация состоит из 83 субъектов, 21 из которых являются республиками. Конституция РФ называет республики государствами. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики.

Конст.-прав. статус республики характер. следующим:

1. Республика является  государством в составе РФ, обладающим  всей полнотой гос. власти на  своей территории. Кроме тех полномочий, которые в соответствии с КРФ  находятся в ведении федер. органов  гос. власти.

2. Каждая республика имеет  свою тер. Пределы территории  республики определяются ее гос. границей. Республика имеет внутреннюю  границу, отделяющую ее от других  субъектов РФ. Внешняя – явл. одновременно  границей РФ. Республика обладает  территориальным верховенством. Территория  республики не может быть изменена  без ее согласия.

3. Каждая республика имеет  свою констит-прав. систему, которая  включает К. республики, республиканские  з-ны и др. н.п.а., изданные в  пределах ее компетенции.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"