Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 13:05, шпаргалка
1 Конституционно – правовые нормы, их особенности, виды
2 конституционно – правовые отношения и их особенности
3 Субъекты конституционно – правовых отношений в РФ
Административное право
1 понятие государственного управления и его основные характеристики
Государственное управление – это форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе государственного управления. Государственное управление – это конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти. По своему назначению представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которой реализуется исполнительная власть. Понятие государственного управления является более объемным, нежели понятие исполнительной власти, поскольку государственное управление в широком смысле представляет собой общую функциональную характеристику государственной власти, включая все три ее ветви. Понятие исполнительной власти можно считать в определенном смысле производным от понятия государственного управления. Она призвана определить объем и характер государственной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. В то же время государственное управление – это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Исполнительная власть составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая его функциональную (исполнительную) направленность. Место и роль государственного управления в механизме «разделения труда» определялись следующими характеристиками:
· государственное управление – конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;
· государственное управление
– деятельность исполнительно-
· государственное управление – прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления;
· государственное управление - исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства;
· государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона»; она вторична по отношению к законодательной деятельности.
Такова обобщенная характеристика государственного управления, к которой можно добавить и некоторые иные специфические его признаки, в числе которых:
¨ вертикальность (субординарность, иерархичность) системы исполнительно распорядительных органов;
¨ реализация принадлежащих этим субъектам юридически-властных полномочий в административном, то есть во внесудебном порядке;
¨ предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением);
¨ включение в механизм (систему) государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого аппарата (например, администрации государственных предприятий).
2. основные черты исполнительной власти
1.Исполнительная власть
– относительно
2.Исполнительная власть
(т.е. возможность и способность
оказывать определяющее
3.Олицетворяется в
4.Исполнительная власть
не тождественна
5.Исполнительная власть
реализуется в процессе
6.Исполнительная власть
характерна также и тем, что
в непосредственном ведении и
распоряжении реализующих её
субъектов находятся наиболее
существенные атрибуты
Исполнительная власть – это государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти.
3. принципы исполнительной власти (гос.правления)
Принципы исполнительной власти – это общие положения, идеи, требования, которые характеризуют сущность управленческой дея-тельности.
1. Принцип народовластия
– народ осуществляет свою
власть непо-средственно и
2. Принцип верховенства закона, ст. 15 ч. 2 Конституции РФ.
3. Принцип разделения и взаимодействия властей.
4. Принцип разграничения
полномочий федеральных и
5. принцип гласности
6. Принцип приоритета
и гарантированности прав
7. Принцип федеративного устройства.
8. Принцип сочетания
Централизация – сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти.
Децентрализация - закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, который он должен осуществлять самостоятель-но без вмешательства со стороны вышестоящих органов.
9. Принцип плановости
выражается в развитии
10. Принцип дифференциации функций и полномочий каждого из этих органов и должностных лиц.
Вопрос 4. административно-правовые нормы: понятие и структура
Норма административного права, как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру (масштаб) должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами. Административно-правовая норма - это норма права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных областях государственной деятельности.
Структура административно-правовой нормы — это внутреннее строение нормы, способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза, диспозиция и санкция. Вместе с тем нормам административного права присущ и такой элемент, как поощрение.
Гипотеза содержит указание на фактические условия реализации нормы, т.е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые в свою очередь порождают конкретные административно-правовые отношения. По существу это юридические факты, порождающие правоотношения. Например, совершение гражданином административного правонарушения дает уполномоченным на то органам право привлечь виновного к административной ответственности. Гипотеза либо выражается в форме гипотетического суждения, либо не формулируется вообще, но может быть выведена из содержания нормы путем логического анализа последней.
Диспозиция — правило поведения сторон, предписываемое нормой. Она предполагает неразрывность, взаимосвязь прав и обязанностей участников административного правоотношения, всегда указывает на то, как должны (или могут) вести себя субъекты.
Санкция как элемент административно-правовой
нормы содержит указание на меры административного
воздействия, применяемые к правонарушителю.
При этом важно иметь в виду, что санкция
указывает не любое административное
воздействие, а лишь такое, применение
которого предусмотрено нормой в связи
с правонарушением. Поэтому административно-
Поощрение как элемент правовой нормы есть публичное признание заслуг физического или юридического лица в выполнении правовых обязанностей или общественного долга, сформулированных в диспозиции нормы. Основанием для поощрения являются указанные в норме административного права действия, поведение, которое стимулируется государством. Так, основанием для поощрения может служить образцовое исполнение служебных обязанностей. Мерами поощрения могут быть: объявление благодарности, денежная премия, ценный подарок и др.
5 виды административно-правовых норм (по предмету регулирования, по методу воздействия, форме предписания, пределу действия,: территории, времени и субъектов)
По методу воздействия на поведение субъектов административного права. Административно-правовая норма по-разному воздействует на поведение участников общественных отношений: она может либо обязывать к действию, либо уполномочивать совершать определенные действия, либо запрещать совершать действяя, либо поощрять к действию. В соответствии с характером сформулированного в норме правила административно-правовые нормы подразделяются на обязывающие, уполномочивающие, запретательные и поощрительные.
пo форме предписания. Административно-правовые нормы по форме предписания подразделяются на категорические (императивные), рекомендательные и диспозитивные.
Категорические (императивные) нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть изменены или заменены иными обстоятельствами по соглашению сторон данного правоотношения.
Рекомендательные нормы содержат определенные советы, рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий.
Диспозитивные нормы содержат правило, которое предоставляет возможность участникам административного правоотношения в рамках нормы самим определять права и обязанности. И только в случае отсутствия взаимного соглашения вступает в силу правило нормы.
По пределу действия (в пространстве, во времени, по субъектам). Административно-правовые нормы действуют в пределах Российской Федерации и за ее границами. Соответственно территориальным масштабам действия административно-правовые нормы бывают:
— общероссийские;
— действующие в пределах территорий республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований;
— местные;
— межтерриториальные и специальные, т.е. действующие ItI пределах нескольких территориальных единиц (краев, областей^ районов и др.);
— распространяющие свое действие на определенную часть территориальной единицы.
По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Как срочные, так и бессрочные нормы могут быть длительными и кратковременными.
Административно-правовые нормы по субъектам (адресатам) регулируют поведение граждан (физических лиц) в сфере государственного управления, а также деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и организаций (юридических лиц):
— общественных негосударственных объединений в сфере государственного управления;
— государственных служащих и служащих общественных объединений в сфере государственного управления.
По предмету регулирования (содержанию) административно правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.Материальные нормы характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленче