Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 13:05, шпаргалка

Краткое описание

1 Конституционно – правовые нормы, их особенности, виды
2 конституционно – правовые отношения и их особенности
3 Субъекты конституционно – правовых отношений в РФ

Файлы: 1 файл

otvety_kompl.docx

— 357.68 Кб (Скачать)

 

Административное право

1 понятие государственного управления и его основные характеристики

Государственное управление – это форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе государственного управления. Государственное управление – это конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти. По своему назначению представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которой реализуется исполнительная власть. Понятие государственного управления является более  объемным, нежели понятие исполнительной власти, поскольку государственное управление в широком смысле представляет собой общую функциональную характеристику государственной власти, включая все три ее ветви. Понятие исполнительной власти можно считать в определенном смысле производным от понятия государственного управления. Она призвана определить объем и характер государственной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. В то же время государственное управление – это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Исполнительная власть составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая его функциональную (исполнительную) направленность. Место и роль государственного управления в механизме «разделения труда» определялись следующими характеристиками:

· государственное управление – конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;

· государственное управление – деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, то есть проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий (распорядительство);

· государственное управление – прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления;

· государственное управление - исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства;

· государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона»; она вторична по отношению к законодательной деятельности.

Такова обобщенная характеристика государственного управления, к которой можно добавить и некоторые иные специфические его признаки, в числе которых:

¨ вертикальность (субординарность, иерархичность) системы исполнительно распорядительных органов;

¨ реализация принадлежащих этим субъектам юридически-властных полномочий в административном, то есть во внесудебном порядке;

¨ предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением);

¨ включение в механизм (систему) государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого аппарата (например, администрации государственных предприятий).

 

 

2. основные черты исполнительной власти

1.Исполнительная власть  – относительно самостоятельная  ветвь (вид, разновидность) единой государственной  власти, тесно взаимодействующая  с её законодательной и судебными  ветвями.

2.Исполнительная власть (т.е. возможность и способность  оказывать определяющее воздействие  на поведение, право и возможность  подчинять себе других) реализуется  не сама по себе, а в отношениях  с различными индивидуальными  и коллективными элементами государственно-организационного  общества в общегосударственном  масштабе и в качестве специфической  государственной функции правоисполнительного  характера.

3.Олицетворяется в деятельности  специальных субъектов, наделённых  исполнительной компетенцией –  органами исполнительной власти.

4.Исполнительная власть  не тождественна исполнительной  деятельности. Такого рода государственная  деятельность является практической  формой её реализации, а власть  представляет собой сущностное  выражение функциональной направленности  и компетенционной определённости  исполнительной деятельности.

5.Исполнительная власть  реализуется в процессе государственно-управленческой  деятельности, т.е. во внесудебном  порядке.

6.Исполнительная власть  характерна также и тем, что  в непосредственном ведении и  распоряжении реализующих её  субъектов находятся наиболее  существенные атрибуты государственной  власти, как-то: финансы, важнейшие средства  коммуникации,армия и иные воинские  формирования, милиция, службы внутренней  и внешней безопасности, исправительные  учреждения и т.п.

Исполнительная власть – это государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти.

 

 

3. принципы исполнительной  власти (гос.правления)

Принципы исполнительной власти – это общие положения, идеи, требования, которые характеризуют сущность управленческой дея-тельности.

1. Принцип народовластия  – народ осуществляет свою  власть непо-средственно и через  органы государственной власти, одной из ветвей ко-торой является  исполнительная власть.

2. Принцип верховенства  закона, ст. 15 ч. 2 Конституции РФ.

3. Принцип разделения  и взаимодействия властей.

4. Принцип разграничения  полномочий федеральных и региональ-ных  органов.

5. принцип гласности предполагает  открытость законодательства, доступность  и подотчетность государственных  учреждений и должност-ных лиц.

6. Принцип приоритета  и гарантированности прав личности, ст. 2 Конституции РФ.

7. Принцип федеративного  устройства.

8. Принцип сочетания централизации  и децентрализации.

Централизация – сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти.

Децентрализация - закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, который он должен осуществлять самостоятель-но без вмешательства со стороны вышестоящих органов.

9. Принцип плановости  выражается в развитии разработки  про-грамм отраслей народного  хозяйства, прогнозирование хода  экономиче-ских реформ, установление  государственного заказа на наиболее  значи-тельную продукцию и т.д.

10. Принцип дифференциации  функций и полномочий каждого  из этих органов и должностных  лиц.

 

 

Вопрос 4. административно-правовые нормы: понятие и структура

Норма административного права, как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру (масштаб) должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами. Административно-правовая норма - это норма права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных областях государственной деятельности.

Структура административно-правовой нормы — это внутреннее строение нормы, способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза, диспозиция и санкция. Вместе с тем нормам административного права присущ и такой элемент, как поощрение.

Гипотеза содержит указание на фактические условия реализации нормы, т.е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые в свою очередь порождают конкретные административно-правовые отношения. По существу это юридические факты, порождающие правоотношения. Например, совершение гражданином административного правонарушения дает уполномоченным на то органам право привлечь виновного к административной ответственности. Гипотеза либо выражается в форме гипотетического суждения, либо не формулируется вообще, но может быть выведена из содержания нормы путем логического анализа последней.

Диспозиция — правило поведения сторон, предписываемое нормой. Она предполагает неразрывность, взаимосвязь прав и обязанностей участников административного правоотношения, всегда указывает на то, как должны (или могут) вести себя субъекты.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю. При этом важно иметь в виду, что санкция указывает не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением. Поэтому административно-предупредительные меры (установление карантина, закрытие границы, оцепление места наводнения, землетрясения, а также реквизиция) не могут быть отнесены к санкциям, поскольку они не связаны с совершением правонарушения. Подобные меры указываются не в санкции, а в диспозиции нормы права.

Поощрение как элемент правовой нормы есть публичное признание заслуг физического или юридического лица в выполнении правовых обязанностей или общественного долга, сформулированных в диспозиции нормы. Основанием для поощрения являются указанные в норме административного права действия, поведение, которое стимулируется государством. Так, основанием для поощрения может служить образцовое исполнение служебных обязанностей. Мерами поощрения могут быть: объявление благодарности, денежная премия, ценный подарок и др.

 

 

5 виды административно-правовых  норм (по предмету регулирования, по методу воздействия, форме  предписания, пределу действия,: территории, времени и субъектов)

По методу воздействия на поведение субъектов административного права. Административно-правовая норма по-разному воздействует на поведение участников общественных отношений: она может либо обязывать к действию, либо уполномочивать совершать определенные действия, либо запрещать совершать действяя, либо поощрять к действию. В соответствии с характером сформулированного в норме правила административно-правовые нормы подразделяются на обязывающие, уполномочивающие, запретательные и поощрительные.

пo форме предписания. Административно-правовые нормы по форме предписания подразделяются на категорические (императивные), рекомендательные и диспозитивные.

Категорические (императивные) нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть изменены или заменены иными обстоятельствами по соглашению сторон данного правоотношения.

Рекомендательные нормы содержат определенные советы, рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий.

Диспозитивные нормы содержат правило, которое предоставляет возможность участникам административного правоотношения в рамках нормы самим определять права и обязанности. И только в случае отсутствия взаимного соглашения вступает в силу правило нормы.

По пределу действия (в пространстве, во времени, по субъектам). Административно-правовые нормы действуют в пределах Российской Федерации и за ее границами. Соответственно территориальным масштабам действия административно-правовые нормы бывают:

— общероссийские;

— действующие в пределах территорий республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований;

— местные;

— межтерриториальные и специальные, т.е. действующие ItI пределах нескольких территориальных единиц (краев, областей^ районов и др.);

— распространяющие свое действие на определенную часть территориальной единицы.

По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Как срочные, так и бессрочные нормы могут быть длительными и кратковременными.

Административно-правовые нормы по субъектам (адресатам) регулируют поведение граждан (физических лиц) в сфере государственного управления, а также деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и организаций (юридических лиц):

— общественных негосударственных объединений в сфере государственного управления;

— государственных служащих и служащих общественных объединений в сфере государственного управления.

По предмету регулирования (содержанию) административно правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.Материальные нормы характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленче

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"