Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 13:05, шпаргалка
1 Конституционно – правовые нормы, их особенности, виды
2 конституционно – правовые отношения и их особенности
3 Субъекты конституционно – правовых отношений в РФ
ских отношений, т. е. фактически их административно правовой статус. Процессуальные нормы регулируют порядок реализации, применения права, т. е. направлены на проведение в жизнь материальных норм.
6. понятие, особенность
и структура администивно-
Административно-правовые отношения – это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.
Особенности административно-правовых отношений:
1) это властеоотношения,
построенные по принципу «
2) в этих отношениях одной из сторон выступает субъект административной власти;
3) обязанности и права
сторон этих отношений связаны
с деятельностью
4) в рамках подобного рода отношений реализуются публичные интересы;
5) данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;
6) в случае нарушения
административно-правовой
7) разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.
Элементами структуры административно-правовых отношений являются:
субъекты (участники);
объекты (то, по поводу чего возникли отношения);
содержание правоотношения.
Следовательно, под структурой (составом) административно-правовых отношений принято понимать совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: субъекты (их должно быть как минимум два), объект (объекты) правоотношения, содержание правоотношения и юридические факты.
Субъекты административно-правовых отношений — это лица и организации, которым административным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в сфере управленческой деятельности (таким образом становиться участниками административных правоотношений) и вступать в конкретное административно-правовое отношение.
Под объектом административно-правовых отношений в настоящее время большинство ученых понимает то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей.
Вопрос 7 виды административно-правовых отношений : по содержанию, соотношению прав и обязанностей (характеру связей), характеру юридических фактов, способу защиты.
Виды административно правовых отношений различаются по содержанию, соотношению прав и обязанностей их участников, характеру порождающих юридических фактов, способу защиты.
По своему содержанию административно правовые отношения делятся на материальные и процессуальные. К материальным административно правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права, закрепляющие полномочия органа исполнительной власти, или права и обязанности граждан. Административно процессуальные отношения - это отношения, которые складываются в связи с разрешением индивидуально конкретных дел и регулируются административно процессуальными нормами. По характеру юридических фактов, порождающих административно правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами. По способу защиты можно выделить отношения, защищаемые в административном и в судебном порядке.
По соотношению прав и обязанностей участников административно-процессуальных правоотношений последние делятся на горизонтальные, вертикальные и диагональные правоотношения.
Горизонтальные правоотношения возникают между субъектами, друг другу не подчиненными, находящимися на одном и том же правовом уровне. Возможность возникновения подобного рода отношений предусматривается некоторыми нормативными актами.
Вертикальные административно-процессуальные правоотношения характеризуются различным с точки зрения правового статуса положением их участников.
Для административно-
Третий вид административно-процессуальных правоотношений — диагональные — имеет черты сходства с вертикальными . Различие состоит в том, что диагональные административно-процессуальные правоотношения складываются между выше- и нижестоящими субъектами, входящими в различные системы органов исполнительной власти.
8 Граждане Российской Федерации как субъекты административного права (гражданство и правосубъектность)
Гражданин - приоритетный субъект
административного права. Административно-правовой
статус гражданина РФ закреплен в Конституции
РФ, в Законе “О гражданстве РФ” и в других
актах законодательства.
Административно-правовой статус гражданина
- это комплекс прав и обязанностей граждан,
закрепленных нормами административного
права, а также гарантии реализации этих
права и обязанностей.
Административно-правовое положение граждан
определяется прежде всего объемом и характером
их административной правосубъектности,
которую образуют административная правоспособность
и дееспособность.
Административная правоспособность -
способность гражданина иметь определенные
права, предусмотренные нормами административного
права, и выполнять возложенные на него
обязанности в сфере государственного
управления.
Административная правоспособность у
граждан в сфере государственного управления
возникает с момента рождения и прекращается
с их смертью. Конкретный объем прав, свобод
и обязанностей граждан в сфере управления
определяется рядом обстоятельств - возраст,
состояние здоровья, наличие образования
и т.д. Например, семейные обстоятельства
могут служить основанием для освобождения
от воинской обязанности.
Конституция РФ провозглашает равенство
прав и свобод человека и гражданина независимо
от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств.
Но это по Конституции. В реальной жизне
равноправие, даже при самом тщательном
его закреплении в Конституции, не может
исключать особого административно-правового
статуса. Известно, что в российском обществе
многие категории граждан имеют узаконенные
различия в административно-правовом
статусе (государственные служащие высокого
ранга, герои России, участники В.О.В. и
т.д.). Одним, например, разрешен бесплатный
проезд, другим - нет.
Административная правоспособность граждан
служит основой их административной дееспособности,
являющейся необходимым условием реализации
этой правоспособности, а также субъективных
прав и обязанностей граждан в конкретных
административных правоотношениях.
Административная дееспособность - способность
гражданина своими действиями приобретать,
а также осуществлять права и обязанности,
предусмотренные нормами административного
права, и нести ответственность в соответствии
с административно-правовыми нормами.
Не все граждане РФ обладают одинаковой
административной дееспособностью. Это
во многом определяется особенностями
управленческих отношений, в которых приобретение
и осуществление соответствующих прав
и обязанностей своими личными действиями
предполагает наличие определенного уровня
умственного и психического развития,
жизненного опыта, способности отдавать
отчет в последствиях своих действий и
т.д.
Административная дееспособность наступает
с достижением определенного возраста.
Так , частичная административная дееспособность
у граждан наступает со школьного возраста
(с 7 лет). С 16 летнего возраста граждане
могут быть привлечены к административной
ответственности (ограниченная дееспособность).
Полная дееспособность у граждан наступает
по достижении 18 летнего возраста.
Граждане России, реализуя свои права,
свободы и возложенные на них обязанности
в сфере управления вступают в административно
- правовые отношения с государственными
органами, с должностными лицами, а также
с иными субъектами административного
права.
Каждый гражданин РФ имеет определенные
права и обязанности в сфере государственного
управления.
Все права граждан делятся по степени
возможности их реализации на абсолютные
и относительные.
Абсолютные (безусловные) права - это права,
которыми лица пользуются по своему усмотрению,
а субъекты власти обязаны создавать условия
и не мешать их реализации, защищать их
(право на жалобу, трудоустройство и т.д.).
Относительные права - это права, для реализации
которых нужен акт государственного органа
(приказ о назначении на должность, лицензия
на осуществление определенной деятельностью
и т.д
Кроме того, права и обязанности граждан
в сфере государственного управления
подразделяются на общие и специальные
Общие права распространяются на все отрасли
и сферы управления. Например:
- право на участие в государственном управлении
и право на обжалование действий государственных
органов и должностных лиц, нарушающих
права и свободы граждан.
Специальные права - это права граждан
в той или иной сфере или отрасли или группе
отраслей управления.
9 Основные права и обязанности граждан Российской Федерации в государственном управлении, их реализация в административном законодательстве
Права граждан в государственном управлении
1. Право граждан
участвовать в управлении
Согласно ст. 32 Конституции граждане РФ
могут участвовать в управлении государством
как непосредственно, так и через своих
представителей. Это право подкрепляется
их правом избирать и быть избранным в
органы государственной власти и органы
местного самоуправления. Гражданин может
участвовать в управлении делами государства,
реализуя право доступа к государственной
службе.
2. Право граждан
на объединение.
Право граждан РФ на объединение, включая
право создавать профессиональные союзы
для защиты своих интересов, закреплено
в ст. 30 Конституции РФ, устанавливающей
также, что свобода деятельности объединений
гарантируется. Административная правосубъектность
общественных объединений, в частности
их взаимоотношения с гражданами, а также
с органами государственного управления
и местного самоуправления, детализируется
в специально изданных правовых актах.
Более подробно об этом мы поговорим в
следующей лекции.
3. Право граждан
проводить собрания, митинги, демонстрации,
шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции).
Порядок реализации указанного права
регламентируется Указом Президиума Верховного
Совета от 28 июля 1988 года “О порядке организации
и проведения собраний, митингов, уличных
шествий и демонстраций в СССР (Ведомости
ВС № 31-88г.)., Указом Президента РФ от 25
мая 1992г. “О порядке организации и проведения
собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций
и пикетирования” (Ведомости ВС № 22-92г.).
Они определяют порядок подачи и рассмотрения
уведомления о проведении соответствующих
мероприятий, их ограничения, ответственность
лиц, виновных в нарушении порядка проведения
собраний, митингов и других массовых
акций.
4. Право граждан
обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения
в государственные органы и органы местного
самоуправления. (ст. 33 Конституции).
Основными видами обращений граждан в
современных условиях являются предложения,
заявления и жалобы. Об этих видах обращений
граждан мы поговорим ниже.
5. Право граждан
на свободу и личную неприкосновенность.
(ст 22 Конституции).
Арест, заключение под стражу и содержание
под стражей допускается только по судебному
решению. До судебного решения лицо не
может быть подвергнуто задержанию на
срок более 48 часов.
Основания и порядок применения административного
задержания, а также административного
ареста урегулированы законодательством
об административных правонарушениях.
В отдельных случаях допускается административное
задержание на срок до 10 суток (что противоречит
Конституции).
Что касается личной неприкосновенности,
то право на нее не охватывается случаями,
когда поведение гражданина является
противопровным. К гражданам, совершившим
правонарушения, может быть применено
физическое насилие и иные меры принуждения
в целях пресечения правонарушения, обеспечения
производства по делу и обеспечения выполнения
постановления о применении взыскания
(применение физической силы, личный досмотр
и др.).
6. Неприкосновенность
жилища (ст. 25 Конституции).
Неприкосновенность жилища означает,
что никто не вправе проникать в жилище
против воли проживающих в нем лиц иначе
как в случаях, установленных федеральным
законом, или на основании судебного решения.
7. Право на передвижение
(ст. 27 Конституции).
Каждый, кто законно находится на территории
РФ, имеет право свободно передвигаться,
выбирать место пребывания и жительства.
8. Право каждого
свободно искать, получать, передавать,
производить и распространять информацию.
Административно-правовые обязанности
граждан подразделяются на абсолютные
и относительные.
Абсолютные - возлагаются на каждого и
не зависят от конкретных обстоятельств
(например, соблюдение законов, уплата
налогов и т.д.).
Относительные - возникают из правомерных
действий, направленных на приобретение
прав и пользование ими (обязанность собственника
автомобиля платить налоги).
Обязанности граждан в государственном управлении:
1. Основной
обязанностью граждан является
соблюдение Конституции РФ и
законов.
2. Соблюдение
административно-правовых норм и основанных
на них законных требований органов государственной
власти и органов местного самоуправления.
Видное место среди них занимают
нормы, касающиеся ООП и общественной
безопасности, борьбы с преступностью.
3. Обязанность
платить налоги и сборы.
4. Сохранять природу и окружающую среду,
бережно относиться к природным богатствам.
5. Защищать Отечество и т.д.
10 Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Правовое положение иностранных граждан на территории РФ регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан в РФ, являются Конституция РФ (ст. 27, 62, 63), ряд федеральных законов: «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О гражданстве Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и другие законодательные акты.
Ч. 3 ст. 62 Конституции РФ гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором».
Основной формой установления особенностей правового статуса иностранцев является Федеральный закон, а основная сфера, где они устанавливаются, — сфера отношений граждан с органами исполнительной власти.
Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно разделить на общие, групповые и индивидуальные.
К общим относятся следующие: