22 Понятие признаки
и состав административного правонарушения
Понятие: Административное
правонарушение признается противоправное
виновное действие (бездействие)физического
или юридического лица, за которое КОАПОМ
или законами субъектов РФ об административных
правонарушениях предусмотрена административная
ответственность.
Признаки административного
правонарушения: 1) общественная опасность
2) противоправность 3) виновность 4) ответственность
(наказуемость)
Состав административного правонарушения:
1) объект-общественные отношения, урегулированные
нормами права и охраняемые мерами административной
ответственности. Объективная сторона-
действие или бездействие, запрещенное
административным правом.
2) Субъект – физические или
юридические лица. Субъективная сторона-
психическое отношение субъекта к противоправному
действию или бездействию и к его последствиям.
Может быть выраженно в форме умысла или
неосторожности.
23 Понятие и виды
административных наказаний
Понятие: Административное
наказание – мера ответственности за
админист. правонарушение, которая применяется
в целях предупреждения совершения новых
правонарушений как самим правонарушителем
так и др. лицами.
Виды административных наказаний:
1) предупреждение , административный
арест, дисквалификация
2)административный штраф, лишение
специального права предоставленного
физическому лицу (права управления транспортным
средством, право охоты, права на эксплуатацию
радиоэлектронных средств или высокочастотных
устройств). Административное приостановление
деятельности
3)возмездное изъятие орудия
совершения или предмета административного
правонарушения (права управления транспортным
средством, право охоты, права на эксплуатацию
радиоэлектронных средств или высокочастотных
устройств). Административное приостановление
деятельности
4) конфискация орудия совершения
или предмета административного правонарушения.
Административное выдворения за пределы
РФ иностранного гражданина или лица без
гражданства
24 Общие правила
назначения административного наказания,
назначение за несколько правонарушений,
давность привлечения к административной
ответственности.
Общие правила назначения административного
наказания: Наказание за административное
правонарушение может применятся лишь
к лицу его совершившему. При назначении
административного наказания физическому
лицу учитывается характер совершенного
им правонарушения, личность нарушителя,
степень его вины, имущественное положение,
обстоятельства смягчающие и отягчающие
ответственность При назначении административного
наказания юридическому лицу учитывается
характер совершенного правонарушения,
имущественное и финансовое положение
юридического лица, обстоятельства, смягчающие
или отягчающие ответственность. Назначение
административного наказания не освобождает
лицо от исполнения обязанности, за не
исполнение которой административное
наказание было назначено. Никто не может
нести административную ответственность
дважды за одно и тоже административное
правонарушение
Назначение за несколько правонарушений:
При совершении лицом двух и более административных
правонарушений административное наказание
назначается за каждое совершенное административное
правонарушение. Если лицо совершило несколько
административных правонарушений, дела
о которых рассматриваются одним и тем
же органом, должностным лицом, назначается
наказание в пределах только одной санкции,
предусматривающее более строгое административное
наказание
Давность привлечения к административной
ответственности: Постановление по делу
об административном правонарушении не
может быть вынесено позднее двух месяцев
со дня совершения правонарушения, а за
нарушения законодательства РФ о внутренних
морских водах, территориальном море,
континентальном шельфе, об исключительной
экономической зоне РФ , таможенного, патентного,
антимонопольного, валютного законодательства
РФ , законодательства РФ об охране окружающей
среды, об авторском праве и смежных правах,
о товарных знаках, знаках обслуживания
и наименованиях мест происхождения товаров,
об использовании атомной энергии, о налогах
и сборах, о защите прав потребителей,
о рекламе позднее одного года со дня совершения
административного правонарушения. При
длящемся административным правонарушениям
сроки начинаются исчисляться со дня его
обнаружения. За административные правонарушения,
влекущие применение административное
наказание в виде дисквалификации, лицо
может быть привлечено к административной
ответственности не позднее одного года
со дня совершения правонарушения. В случае
отказа в возбуждении уголовного дела
или прекращении уголовного дела, но при
наличии в действиях лица признаков административного
правонарушения, сроки исчисляются со
дня принятия решения об отказе в возбуждении
уголовного дела или об его прекрашении.
25 Обстоятельства,
смягчающие административную ответственность
Обстоятельства, смягчающие
административную ответственность –
это те факторы, которые учитываются судьей
или должностным лицом органа исполнительной
власти при расматрении дела об административном
правонарушении и которые могут повлиять
на применение к нарушителю менее строго
наказания. К ним относятся: 1) раскаяние
лица, совершившего административное
правонарушение; добровольное сообщение
лицом о совершенном им административном
правонарушении. 2) совершение правонарушения
несовершеннолетним. 3)предотвращение
виновным лицом вредных последствий правонарушения,
добровольное возмещение ущерба или устранение
причиненного вреда. 4)совершение правонарушения
беременной женщиной или женщиной имеющей
малолетнего ребенка. 5) совершение правонарушения
в состоянии сильного душевного волнения
(аффекта) либо при стечении тяжелых личных
или семейных обстоятельств.
26 Обстоятельства, отягчающие
административную ответственность
Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие
административную ответственность
1. Обстоятельствами, отягчающими административную
ответственность, признаются:
1) продолжение противоправного
поведения, несмотря на требование
уполномоченных на то лиц прекратить
его;
2) повторное совершение однородного
административного правонарушения,
если за совершение первого
административного правонарушения
лицо уже подвергалось административному
наказанию, по которому не истек
срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего
Кодекса;
3) вовлечение несовершеннолетнего
в совершение административного
правонарушения;
4) совершение административного
правонарушения группой лиц;
5) совершение административного
правонарушения в условиях стихийного
бедствия или при других чрезвычайных
обстоятельствах;
6) совершение административного
правонарушения в состоянии опьянения.
Судья, орган, должностное лицо, назначающие
административное наказание, в зависимости
от характера совершенного административного
правонарушения могут не признать данное
обстоятельство отягчающим.
Обстоятельства, не могут учитываться
как отягчающие в случае, если указанные
обстоятельства предусмотрены в качестве
квалифицирующего признака административного
правонарушения соответствующими нормами
об административной ответственности
за совершение административного правонарушения.
27 понятие и принципы
административного процесса
Административный процесс – это совокупность
действий, со-вершаемых исполнительными
органами для реализации возложенных
на них задач и функций.
Особенности административного
процесса:
1. Представляет собой разновидность
властной деятельности субъ-ектов
исполнительной власти.
2. Целью является достижение
определенных юридических резуль-татов
и разрешение управленческих
дел.
3. Промежуточные и окончательные
итоги процесса закрепляются
в официальных документах (протокол,
постановление).
4. Регламентируется административный
процесс нормами.
5. Объектом административного
процесса являются общественные
отношения, регулируемые различными
отраслями права: административ-ное,
трудовое, финансовое, гражданское
УП.
2. 1. законность, соблюдать конституцию
РФ, законы
2. объективность означает всестороннее
и объективное исследова-ние всех
обстоятельств рассматриваемого
дела.
3. равенство перед законом и
органом, разрешающим дело, ст. 228.
4. гласность, ст. 229.
Исключение составляют случаи,
когда открытое рассмотрение
дела противоречит интересам
охраны государственной тайны.
5. своевременность
Своевременное выявление обстоятельств
каждого дела означает со-блюдение
установленного административно-правовыми
нормами процес-суальных сроков,
которое должно обеспечить неотвратимость
от-ных, пре-дупреждение новых правонарушений.
6. ведение дел на национальном
языке.
7. право пользоваться услугами
адвоката.
8. ответственность должностных
лиц за правильное ведение
дел.
9. право обжалования решений.
28 задачи производства
по делам об административных
правонарушениях и обстоятельства,
его исключающие
Задачами производства по делам об административных
правонарушениях являются всестороннее,
полное, объективное и своевременное выяснение
обстоятельств каждого дела, разрешение
его в соответствии с законом, обеспечение
исполнения вынесенного постановления,
а также выявление причин и условий, способствовавших
совершению административных правонарушений.
К этим обстоятельствам относятся:
отсутствие события и состава административного
правонарушения;
недостижение лицом на момент совершения
административного правонарушения шестнадцатилетнего
возраста;
невменяемость лица, совершившего противоправное
действие либо бездействие;
совершение действия лицом в состоянии
крайней необходимости или необходимой
обороны;
издания акта амнистии, если
он устраняет применение административного
взыскания;
29 подготовка к рассмотрению
дела, сроки и порядок рассмотрения
дела об административном правонарушении
Подготовка к рассмотрению дела об административном
правонарушении
Судья, орган, должностное лицо при подготовке
к рассмотрению дела об административном
правонарушении выясняют следующие вопросы:
1) относится ли к их компетенции
рассмотрение данного дела;
2) имеются ли обстоятельства, исключающие
возможность рассмотрения данного
дела судьей, членом коллегиального
органа, должностным лицом;
3) правильно ли составлены протокол
об административном правонарушении
и другие протоколы, предусмотренные
настоящим Кодексом, а также правильно
ли оформлены иные материалы
дела;
4) имеются ли обстоятельства, исключающие
производство по делу;
5) достаточно ли имеющихся по
делу материалов для его рассмотрения
по существу;
6) имеются ли ходатайства и
отводы.
Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об
административном правонарушении
1. Дело об административном правонарушении
рассматривается в пятнадцатидневный
срок со дня получения органом,
должностным лицом, правомочными
рассматривать дело, протокола об
административном правонарушении
и других материалов дела.
1.1. Дело об административном
правонарушении рассматривается
в двухмесячный срок со дня
получения судьей, правомочным рассматривать
дело, протокола об административном
правонарушении и других материалов
дела.
2. В случае поступления ходатайств
от участников производства по
делу об административном правонарушении
либо в случае необходимости
в дополнительном выяснении обстоятельств
дела срок рассмотрения дела
может быть продлен судьей, органом,
должностным лицом, рассматривающими
дело, но не более чем на
один месяц. О продлении указанного
срока судья, орган, должностное
лицо, рассматривающие дело, выносят
мотивированное определение.
4. Дело об административном правонарушении,
совершение которого влечет административный
арест либо административное
выдворение, рассматривается в день
получения протокола об административном
правонарушении и других материалов
дела, а в отношении лица, подвергнутого
административному задержанию, - не
позднее 48 часов с момента его
задержания.
5. Дело об административном правонарушении,
за совершение которого может
быть назначено административное
наказание в виде административного
приостановления деятельности и
применен временный запрет деятельности,
должно быть рассмотрено не
позднее семи суток с момента
фактического прекращения деятельности
филиалов, представительств, структурных
подразделений юридического лица,
производственных участков, а также
эксплуатации агрегатов, объектов,
зданий или сооружений, осуществления
отдельных видов деятельности (работ),
оказания услуг. Срок временного
запрета деятельности засчитывается
в срок административного приостановления
деятельности.
Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела
об административном правонарушении
1. При рассмотрении дела об
административном правонарушении:
1) объявляется, кто рассматривает
дело, какое дело подлежит рассмотрению,
кто и на основании какого
закона привлекается к административной
ответственности;
2) устанавливается факт явки
физического лица, или законного
представителя физического лица,
или законного представителя
юридического лица, в отношении
которых ведется производство
по делу об административном
правонарушении, за исключением
случаев, предусмотренных частью 3 статьи
28.6 настоящего Кодекса, а также
иных лиц, участвующих в рассмотрении
дела;