Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 13:05, шпаргалка

Краткое описание

1 Конституционно – правовые нормы, их особенности, виды
2 конституционно – правовые отношения и их особенности
3 Субъекты конституционно – правовых отношений в РФ

Файлы: 1 файл

otvety_kompl.docx

— 357.68 Кб (Скачать)

2.  арбитражные суды;

3.  конституционные (уставные) суды.

Высшими судебными органами РФ являются соответственно Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

ВЕРХОВНЫЙ СУД (ВС) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - высший судебный орган страны по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

К СУДАМ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ наряду с Верховным Судом Российской Федерации причисляются:

1. Районные суды – являются  непосредственно вышестоящей инстанцией  по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего  судебного района.

2. Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды  городов федерального значения, суды автономной области и  автономных округов. Данные суды  являются непосредственно вышестоящей  инстанцией по отношению к  районным судами соответствующих  субъектов Федерации.

Особую ветвь в подсистеме судов общей юрисдикции образуют Военные суды.

ВОЕННЫЕ СУДЫ в Российской Федерации это – федеральные суды общей юрисдикции, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" от 23 июня 1999 г.). Входят в единую судебную систему Российской Федерации. Военным судам подсудны дела о преступлениях и об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, а также некоторые гражданские дела. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации. В систему военных судов входят:

1. Гарнизонные военные  суды – организуются и действуют  на территории, включающей один  или несколько военных гарнизонов.

2. Окружные (флотские) военные  суды – являются непосредственно  вышестоящими судебными инстанциями  по отношению к соответствующим  гарнизонным военным судам;

3. Военная коллегия, действующая  в составе Верховного Суда  Российской Федерации - является  непосредственно вышестоящей судебной  инстанцией по отношению к  окружным (флотским) военным судам.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВАС) - высший судебный орган Российской Федерации по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности ВАС устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВАС назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Организационно-структурная СИСТЕМА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ строится на четырех уровнях.

1. Арбитражные суды субъектов  Российской Федерации (общее количество  – 81). В их числе арбитражные  суды республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной  области, автономных округов. В них  рассматриваются дела в первой  инстанции, а также пересматриваются  в полном объеме дела по  апелляционным жалобам на не  вступившие в законную силу  решения.

2. Арбитражные апелляционные  суды – суды по проверке  в апелляционной инстанции законности  и обоснованности судебных актов  арбитражных судов субъектов  Российской Федерации, принятых  ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности  арбитражных апелляционных судов  определяется ст. 33.1 Федерального  конституционного закона "Об арбитражных  судах в Российской Федерации".

3. Федеральные арбитражные  суды округов (общее количество  – 10) – работают в качестве  кассационной инстанции по отношению  к группе арбитражных судов, составляющих  один судебный округ. Их состав  определяется в ст. 24 Федерального  конституционного закона "Об арбитражных  судах в Российской Федерации".

4. Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Создан в 1991 г. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

СУДАМИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ:

1. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации, который может создаться субъектом  Российской Федерации для рассмотрения  соответствия законов субъекта  нормативных правовых актов органов  государственной власти субъекта  органов местного самоуправления  субъекта Российской Федерации  конституции (уставу) проекта РФ, а  также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено  иным судом.

2. Мировые судьи рассматривают  гражданские, административные и  уголовные дела в качестве  суда первой инстанции.

 

40 Правовой статус беженцев  в российской Федерации.

Современные политические конфликты, в том числе на территории бывшего СССР, могут приводить к невыносимым условиям жизни, а зачастую и к угрозе лишения жизни. В этом случае люди покидают места своего жительства и надеются найти защиту в другом государстве. Именно поэтому в 1993 г. был принят ФЗ «О беженцах», который определяет их правовое положение на территории нашей страны. Согласно ФЗ беженцем признается лицо, не являющееся гражданином РФ, и в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, гражданства, вероисповедания, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений оно находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может и не желает пользоваться ее защитой. Или лицо, которое не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает в нее вернуться. Но даже при соблюдении этих условий не каждое лицо может рассчитывать на статус беженца. Так, лицо, которое совершило преступление против мира, человечества, военное преступление или тяжкое преступление неполитического характера, виновно в совершении деяний, противоречащих принципам ООН, за которым власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязанности, связанные с гражданством этого государства, которое пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН не может рассчитывать на получение статуса беженца. Беженцами не могут признаваться лица, покинувшие государство своей гражданской принадлежности по экономическим причинам, либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Признание лица беженцем предусматривает несколько этапов: обращение с ходатайством о признании беженцем; предварительное рассмотрение ходатайства; выдача свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (либо отказе в рассмотрении); рассмотрение ходатайства по существу и выдача удостоверения беженца (либо уведомления об отказе в принятии беженцем).

Выданное по решению уполномоченных органов свидетельство служит одновременно документом, удостоверяющим личность, и подтверждает наличие у лица и членов его семьи определенных законом прав. Среди них? Право на получение информации о своем статусе, получение единовременного пособия, проживание и питание в центре временного размещения, охрану, медицинскую и лекарственную помощь и ряде других прав. При этом на лицо возлагаются и обязанности: соблюдать Конституцию РФ и законы, установленный порядок проживания, пройти медицинское освидетельствование, сообщать достоверные сведения и т.д.

В случае достаточных оснований уполномоченным органом выносится решение о признании лица беженцем на срок до 3х лет. В этом случае ему выдается удостоверение, которое является документом, подтверждающим личность лица, его статус беженца и дает ему право на: пользование жилым помещением из специального жилищного фонда, право на обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории РФ или приобретение российского гражданства, получение медицинской помощи, содействия в направлении на проф. Обучение или трудоустройство, имеет право на работу по найму или предпринимательскую деятельность, соц. защиту, принимать участие в общественной деятельности и т.д. Получив статус беженца лицо обязано: соблюдать законы РФ, своевременно прибыть в центр временного размещения, соблюдать установленный порядок проживания .сообщать об изменениях, в том числе о намерении переменить место пребывания, проходить ежегодный переучет.

Лицо утрачивает статус беженца в том случае, если у него возникают новые обстоятельства: получение разрешения на постоянное проживание на территории РФ, приобретение гражданства иностранного государства, если добровольно обосновалось в государстве, которое покинуло или пользуется его защитой; либо в случае если: осуждено по вступившему в силу приговору суда за преступление, совершенное на территории РФ, сообщило заведомо ложные сведения для приобретения статуса беженца, привлечено к административно ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным обротом наркотиков и т.д.

 

 

41 Правовой статус вынужденных  переселенцев в российской Федерации.

Очень близко к статусу беженцев по объему прав и обязанностей находится статус вынужденных переселенцев. Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (попавшие в неблагоприятные условия). К числу причин, на основании которых лицо может быть признано вынужденным переселенцем, относятся: насилие или преследование либо реальная опасность подвергнуться такому преследованию в связи с расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, а также принадлежностью к определенной социальной группе, политическими убеждениями. Но при этом следует учитывать, что все последние обстоятельства должны служить поводом для проведения враждебной кампании в отношении данного гражданина или группы граждан, либо массовых нарушений общественного порядка. Закон предусматривает, что статус вынужденного переселенца получает конкретное лицо не только когда в отношении него были совершены вышеперечисленные действия, но и в том случае, если они были совершены в отношении членов его семьи.

Права и обязанности вынужденных переселенцев, порядок принятия решения л признании лица вынужденным переселенцем, основания утраты статуса вынужденного переселенца, уполномоченные органы и другие положения закона в целом аналогичны установленным законом положениям применительно к беженцам.

 

 

42 Основания и содержание ограничений прав и свобод прав человека и гражданина в России.  
В ст. 55 Конституции Российской Федерации также установлены основания ограничений прав и свобод: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". 
Конституция РФ конкретизирует эти положения, запрещая пропаганду пли агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть п вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или иного превосходства. 
Законодательство РФ устанавливает ответственность за нарушение этих запретов (например, ст. 136 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение национального и расового равноправия; ст. 280 — за публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или к насильственному изменению конституционного строя; ст. 282 — за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства; ст. 354 — за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны. Запрет па пропаганду религиозной вражды или религиозного превосходства основывается на ст. 14 Конституции РФ, согласно которой никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 
Российское законодательство содержит и иные запреты] связанные с ограничением свободы слова, которые полностью соответствуют указанным выше международным стандартам] Так, ст. 242 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное распространение порнографических материалов предметов, которые являются угрозой нравственности общества. 
Необходимое ограничение свободы слова с целью защиты! чести, достоинства и деловой репутации граждан введено ч. 1{ ст. 152 ГК РФ, согласно которой гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство ил1 деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах мае-] совой информации (ч. 2 ст. 152). 
Таким образом, существуют основания, предусмотренные законом, для ограничения прав и свобод с целью устранения угрозы важнейшим ценностям — государственной общественно]"! безопасности, здоровью п нравственности населения, интересам других лиц. 
Следует отметить, что кроме этих универсальных оснований права и свободы могут быть ограничены Законом в условиях чрезвычайного или военного положения. Так, ст. 56 Конституции РФ предусматривает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан н защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав п свобод с указанием пределов н срока их действия.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"