Пути повышения профессионально этического уровня государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - в определении особенностей и проблем этики, определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть современную научную литературу, а так же законодательные и нормативные акты федерального и регионального значения.
-проанализировать принципы профессиональной и социальной компетентности государственного служащего;
-проанализировать особенности и проблемы формирования этики государственного служащего

Оглавление

Введение
Глава 1. Этика государственного служащего
1.1 Государственные служащие как социально-профессиональная группа
1.2 Понятие и особенности служебной этики
1.3 Проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего
Глава 2. Пути повышения профессионально этического уровня государственных служащих
2.1 Обоснования необходимости решения исследовательской проблемы
2.2 Принципы поддержания этики на гос службе
2.3 Формирования профессионально этического уровня
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

этика гос служащего.docx

— 63.29 Кб (Скачать)

Введение

Глава 1. Этика государственного служащего

   1.1     Государственные служащие как социально-профессиональная группа

   1.2     Понятие и особенности служебной этики

   1.3 Проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего

 Глава 2. Пути повышения профессионально этического уровня государственных служащих

   2.1    Обоснования необходимости решения исследовательской проблемы

   2.2    Принципы поддержания этики на гос службе

   2.3    Формирования профессионально этического уровня

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важная роль в становлении  нового типа российской государственной  службы, принадлежит так называемому  мотивационному ресурсу государственного служащего – нравственных убеждений  и принципов поведения, которые  будут способствовать воспитанию и  формированию этических ценностных ориентаций и высокой нравственности.

  Вопросы этики государственного служащего постоянно продолжают возникать. Это означает, что территория еще не исследована, что существуют различные, частично конфликтующие точки зрения о её задачах, что терминология не ясна и лишена единства, и что – это еще важнее – не ясны также измерения оценки научного качества приведения доказательств.

Актуальность темы исследования определяется потребностью в изучении этики и этикета государственного служащего как одного из важнейших  факторов, влияющих на эффективность  работы государственной службы.

Цель курсовой работы - в  определении особенностей и проблем  этики, определении путей совершенствования  формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения  эффективности государственной  службы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть современную научную литературу, а так же законодательные и нормативные акты федерального и регионального значения.

-проанализировать принципы  профессиональной и социальной  компетентности государственного  служащего;

-проанализировать особенности  и проблемы формирования этики  государственного служащего

-определить пути совершенствования  формирования этических норм  государственного служащего, как  фактора повышения эффективности  государственной службы.

Объектом исследования являются государственные служащие по ХМАО - Югре.

Предметом исследования выступают  этика и этикет государственного служащего.

В первой главе рассматриваются  вопросы касающиеся определения служебной этики и ее особенностей. Во второй главе будут рассматриваться пути повышения профессионально - этического уровня государственных служащих.

Методологической основой  исследования послужили научные  труды специалистов в области  изучения этики и особенностей ценностей  этической культуры. Информационную базу работы составили законодательные и нормативные акты федеральных и региональных органов государственного управления; официальные материалы государственных органов и ведомственных изданий Российской Федерации; информация, опубликованная в разовых и периодических изданиях, в том числе научных.

 

 

 

 

 

Глава 1. ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

Раздел 1.1 Государственные служащие как социально – профессиональная группа

В России «государственные служащие» традиционно рассматривается, прежде всего, как чиновничество  – группа должностных лиц, обладающих особым социально-правовым статусом и  местом (рангом) в иерархии государственных  организаций. В советский период функционировала в органах власти и в обществе группа государственной  бюрократии. Группы государственных  служащих не существовало. Поэтому  сегодня она как особая социально-профессиональная общность в нашей стране находится еще в стадии формирования.1

  Государственные служащие предстают в виде разновидности бюрократической общности чиновников, члены которой осуществляют на профессиональной основе публичную, имеющую опосредованно или непосредственно властную, управленческую природу, социально-обслуживающую деятельность. Эта деятельность может быть представлена как совокупность конкретных видов профессиональных услуг, осуществляемых государственными служащими по отношению к населению в соответствии с полномочиями.

 Особенность социально-профессиональной  группы государственных служащих  состоит в том, что она имеет  единую ментальную основу (бюрократическое  сознание) и разные праксеологические характеристики. Ведь среди служащих находятся инженеры, менеджеры, экономисты, юристы, т.е. представители различных профессий.

 Большинство современных  государственных служащих не  имеет образования по специальности,  поэтому можно говорить не  только о профессиональной адаптации на новом месте работы, но и о вторичной профессиональной социализации, которая обычно происходит в процессе профессионального обучения. Для служащих органов власти, впервые поступивших на службу, эти процессы совпадают по времени: отсюда вытекает необходимость профессионального переобучения этой категории служащих для ускорения процессов профессиональной социализации и адаптации. Исследование становления группы государственных служащих направлено, прежде всего, на повышение эффективности и оптимизацию первичного структурного звена всей управленческой системы российского социума – системы государственной службы.2

  Профессии дифференцируются в зависимости от степени сложности и ответственности выполняемой работы и отражающимся в общественном сознании в виде престижа профессии: на простые и сложные, низшие и высшие, или на занятия, с одной стороны, и собственно профессии, с другой стороны. Подобное разделение имеет глубокие основания в самой структуре, генезисе, а стало быть, и в функционировании профессии. Оно помогает, исходя из задач нашего исследования, обосновать правомочность конструирования профессии (группы профессий), связанной с государственной службой. Профессия (профессии) государственных служащих носит синтетический, комплексный характер. Она (они) включает такие институционально оформленные виды жизнедеятельности людей, как информационно-аналитическая, консультативная, прогностическая, проективная, административно-распорядительная, организационно-регулятивная, коммуникативная деятельность и др.3

 В содержании профессии  государственных служащих в первую  очередь находит отражение совокупность  квалификаций ряда специальностей как интегральных характеристик родовых видов трудовой деятельности. Они соответствуют тем формам вопросов, которые приходится решать государственным служащим. К ведению органов государственной власти субъекта РФ относятся вопросы социальной поддержки и социального обслуживания социально уязвимых категорий населения, пожилых людей, инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации .

 В процессе профессиональной  социализации личность осваивает  профессиональные связи и отношения,  определяемые нормами и стереотипами  профессиональной культуры, символическими  профессиональными образами, социальной  ролью, социально-психологическим  климатом профессионального пространства. Профессиональная социализация (включающая  целый ряд взаимосвязанных этапов  и состояний индивида) выступает  в качестве важнейшего фактора  формирования личности работника,  его социально-профессиональной  мобильности. Профессиональная социализация  выступает процессом ориентации, выбора, освоения и реализации  индивидом своих сущностных сил  в рамках конкретного профессионального  занятия. В результате профессионализации  и включения людей в профессиональные  группы социализационный процесс приобретает в основном коррекционный характер. Это в полной мере относится к профессиональной социализации лиц, осваивающих профессию (профессии) государственных служащих.4

 В процессе профессионализации, включения в профессию (профессии)  государственных служащих в жизнедеятельности  личности формируется устойчивая  профессиональная ориентация, выбор  профессии. В ходе получения  профессионального образования  закладываются основы профессиональной  квалификации, а следовательно, и профессиональной компетентности. Интеграция в профессиональное сообщество при поступлении на работу и осуществлении профессиональной карьеры сопровождается профессиональной адаптацией работника на каждом из ее этапов. Социальная компетентность помогает чиновнику осуществлять свою профессиональную деятельность в рамках институциональных отношений, взаимосвязанных с административными требованиями, должностными обязанностями, вытекающими из специфики муниципального органа, учреждения, статусной иерархии. В то же время социальная компетентность государственного чиновника испытывает обратное влияние институциональных особенностей его профессиональной деятельности.5

Развитие социальной компетентности государственных служащих и его  влияние на повышение их профессионализма рассматривается нами как один из главных факторов, обусловливающих  эффективность государственной  службы. В то же время, очевидно, что  без экономической составляющей эффективность этой службы будет  неполной, поскольку в основе функционирования системы положен хозяйственный механизм.6

 Специфика влияния  социальной компетентности государственных  служащих на их профессионализм  связана с реализацией групповых  интересов граждан путем организации  работы субъектов хозяйственной  деятельности в рамках социальной  и экономической инфраструктуры  территории. Профессионализм чиновника  основывается на полном и глубоком  знании законодательства, регулирующего  хозяйственную деятельность собственника, а также на его менеджерском, организационно-регулятивном опыте.  Без социальной компетентности  чиновников сложно говорить о  создании надежной системы государственной  службы, решения важнейших вопросов  стратегического развития социально-политических  институтов, формирования пирамиды  общественной власти и многогранной  структуры общественных отношений. Социальная компетентность государственных служащих также является важнейшим детерминантом становления и развития их сознания и поведения. Складывается нормативно-правовая база работы государственных служб. Определились в основном главные элементы системы этих служб.

 Таким образом, развитие  социальной и профессиональной  компетентности государственных  служащих и их влияние на  повышение профессионализма, рассматривается  как один из главных факторов, обусловливающих формирование этики  государственной службы.

Раздел 1.2 Понятие  и особенности служебной этики

Государственная служба неразрывно связана с моралью, этикой, моральным  составом государственного служащего. Государственные служащие имеют  огромное влияние на жизнь обычных  граждан. Во многих случаях эти лица могут принимать решения, имеющие  большое значение для повседневной жизни граждан, а также признавать, отклонять или изменять просьбы  граждан о некоторых услугах  или разрешать. Демократическое общество должно заботиться о том, чтобы действия и поведение государственных служащих были безупречны. Развитые страны признали вопросы этики и кодекса поведения государственных служащих сферой, которая приобретает все большее значение в наше время.

Этика (греч. ethiká, от ethikós — касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos — привычка, обыкновение, нрав), философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни.7

Служебная этика  - самое  широкое понятие в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения  человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть  их формулируется в предельно  общем виде, с тем, чтобы быть детализированными  применительно к конкретным видам  деятельности.8

Этика государственного служащего  находится под влиянием нравственных регуляторов. Вместе с тем, этическая  модель действия государственного служащего  не может быть простым следствием влияния общих регуляторов. Государственная  служба как один из центральных элементов  социального управления оказывает  существенное влияние на форматирование элементов общественной системы /54/. Другими словами, государственный  служащий в силу своего положения  задает нравственную модель поведения. Таким образом, этические регуляторы действия государственного служащего, с одной стороны, объективно отражают сложившуюся общественную нравственную систему, а, с другой стороны, влияют на нее «только усвоенные и  творчески переработанные муниципальными служащими совокупные нравственные и эстетические ценности, значительно  превышающие установленные в  каждом обществе жизненные стандарты, позволяют ему занимать подобающий его личности статус».

 Способности государственного  служащего – особенности, являющиеся  субъективными условиями успешного  осуществления управленческой деятельности. Эти особенности имеют комплексную  структуру, позволяющую проявляться  компенсаторному механизму, благодаря  которому сильно выраженные способности  могут возмещать в управленческой  деятельности недостаточное развитие  других. Качества и способности персонала тесно взаимосвязаны между собой, разделить их порой практически невозможно. И все же качества государственного служащего представляют собой результат реализации его способностей в процессе управленческой деятельности. Стало быть, способности являются как бы скрытыми возможностями персонала, которые проявляются и раскрываются при определенных условиях. А так как этика это составляющая профессиональной деятельности, то от этого зависит и эффективность деятельности государственного служащего и в целом государственной службы. Особенность этики государственного служащего заключается в том, что он должен обладать знаниями особенностей соответствующей управляемой сферы.9

Информация о работе Пути повышения профессионально этического уровня государственных служащих