Пути повышения профессионально этического уровня государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - в определении особенностей и проблем этики, определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть современную научную литературу, а так же законодательные и нормативные акты федерального и регионального значения.
-проанализировать принципы профессиональной и социальной компетентности государственного служащего;
-проанализировать особенности и проблемы формирования этики государственного служащего

Оглавление

Введение
Глава 1. Этика государственного служащего
1.1 Государственные служащие как социально-профессиональная группа
1.2 Понятие и особенности служебной этики
1.3 Проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего
Глава 2. Пути повышения профессионально этического уровня государственных служащих
2.1 Обоснования необходимости решения исследовательской проблемы
2.2 Принципы поддержания этики на гос службе
2.3 Формирования профессионально этического уровня
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

этика гос служащего.docx

— 63.29 Кб (Скачать)

 Должны действовать  четкие директивы, регламентирующие  взаимодействие между государственным и частным секторами. Поведение государственного служащего при работе с частным сектором должно регламентироваться четкими и ясными правилами, устанавливающими этические нормы. Рост масштабов взаимодействия между государственными и частными секторами требует усиление внимания ценностям государственной службы, а также того, чтобы сторонние партнеры уважали эти же ценности.

 Руководители должны  демонстрировать и поощрять этичное поведение. Организационная среда, где соблюдение высоких норм поведения поощряется посредством соответствующих стимулов (таких, например, как создание адекватных условий работы и действенная оценка показателей работы), оказывает непосредственное воздействие на проявление уважения к ценностям государственной службы и соблюдение этических норм в повседневной практике. Важную роль в этом играют руководители, обеспечивая последовательное руководство и являя собой образец исполнения служебных обязанностей в том, что касается их этики и поведения в профессиональных взаимоотношениях с политическими лидерами, другими государственными служащими и гражданами.

 Политика, процедуры и  практика управления должны поощрять этичное поведение. Политика и практика в области управления должны демонстрировать приверженность организации соблюдению этических норм. Для государственных служб недостаточно располагать лишь структурами, основанными на правилах или контроле соблюдения правовых норм. Если будут действовать одни лишь системы контроля соблюдения правовых норм, это может привести к непреднамеренному поощрению того, чтобы некоторые государственные служащие действовали на грани неправомерного поведения, оправдывая это утверждениями о том, что если они не нарушают закон, это, якобы, означает, что они действуют этично. Политика должна не только очерчивать круг тех минимальных норм, при несоблюдении которых действия должностных лиц будут считаться недопустимыми, но и четко формулировать ту совокупность ценностей государственной службы, которым должны стремиться следовать государственные служащие.

Условия государственной  службы и работа с кадрами должны поощрять этичное поведение. Условия найма на государственную службу (такие, как перспективы служебного роста, возможности повышения квалификации, адекватная оплата труда и политика в сфере работы с кадрами) должны формировать среду, благоприятствующую этичному поведению. Последовательное применение в практике приема на работу и продвижения по служебной лестнице таких основных принципов, как учет личных качеств и заслуг, способствует поддержанию честности в работе государственной службы.

  В рамках государственной службы должны действовать адекватные механизмы подотчетности. Государственные служащие должны быть подотчетны в своих действиях руководству и, в более широком смысле, обществу. Подотчетность должна касаться как соблюдения действующих правил и этических принципов, так и достижения необходимых результатов. Механизмы реализации подотчетности могут быть как внутренними по отношению к учреждению или ведомству, так и действующими в масштабах всего государственного аппарата, или могут быть предоставлены гражданским обществом. Механизмы обеспечения подотчетности могут быть разработаны таким образом, чтобы обеспечивать адекватный контроль при одновременном допущении надлежащей гибкости управления и руководства.

 Для борьбы с неправомерным  поведением должны предусматриваться  соответствующие процедуры и санкции. Механизмы выявления и независимого расследования правонарушений (таких, как коррупция) являются необходимой частью инфраструктуры обеспечения этики. Необходимо предусмотреть надежные процедуры и ресурсы для отслеживания, доклада о и расследования случаев нарушения правил государственной службы, а также соразмерные административные или дисциплинарные санкции для того, чтобы отбить желание совершать неправомерные действия. Руководители должны проявлять надлежащую рассудительность при применении этих механизмов в тех случаях, когда необходимо принимать соответствующие меры.

Раздел 2.3 Формирование профессионально-этического уровня государственных  служащих

Формирование и рост профессионально-этического уровня государственного служащего  зависит от совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, что в  свою очередь играет немаловажную роль на эффективность государственных служб.

 Пути повышения этики государственных служащих:

  • создать эффективный механизм подбора кадров для государственной службы, обеспечения должностного (служебного) роста государственного служащего на основе их профессиональных заслуг и деловых качеств;
  • повысить престиж государственной службы и авторитет государственного служащего;
  • создать систему непрерывного профессионального образования государственных служащих, совершенствовать стандарты и программы подготовки и профессионального развития кадров государственной службы на основе открытого конкурсного отбора этих программ, а также образовательных учреждений;
  • осуществить управление развитием профессиональных качеств государственных служащих;
  • обеспечить обновление и плановую ротацию кадрового состава государственной службы;
  • формировать на конкурсной основе кадровый резерв государственной службы и обеспечивать его эффективное использование;
  • соблюдать объективность в оценке результатов деятельности государственного служащего при проведении аттестации или квалификационного экзамена.

 Предлагаемый модельный  этический кодекс государственного  служащего позволит повысить  этические нормы поведения государственных  служащих.19 В Кодекс вошли положения:

 из Модельного кодекса  поведения для государственных  служащих, принятого Комитетом Министров  Совета Европы 11 мая 2000 г.,

 из Указа Президента  РФ от 12 августа 2002 г. №885 «Общие  принципы служебного поведения  государственных служащих» (с изменениями от 20 марта 2007 г., 16 июля 2009 г.),

 из Федерального закона  Российской Федерации от 2 марта  2007 г. №25-ФЗ «О государственной службе в Российской Федерации»

 В первую статью  Этического кодекса включены  основные нравственные принципы административной морали

 Во второй статье  Этического кодекса изложены  требования к соблюдению общих нравственных принципов.

  Таким образом, реформы государственного сектора приводят к коренным переменам в государственном управлении, что вызывает возникновение новых этических проблем. Несмотря на то, что государственные службы работают в разной культурной, политической и административной среде, они, зачастую, сталкиваются с одними и теми же этическими проблемами, и их действия в области поддержания этики обладают рядом общих свойств. Государственные службы стоят перед необходимостью решения проблем, связанных с этическими нормами государственного служащего, для чего необходимо усилить деятельность управления по совершенствованию этики поведения.

 Принимая во внимание  все вышесказанное даны рекомендации для обеспечения надлежащего функционирования институтов и систем, предназначенных для развития и совершенствования этики поведения на государственной службе:

  • разработка и регулярного анализа политики, процедур, практики и институтов, оказывающих влияние на этичность поведения на государственной службе;
  • поощрения предпринимаемых действий по поддержанию жестких норм поведения и борьбе с коррупцией в государственном секторе;
  • включение этического аспекта в механизмы управления для обеспечения того, чтобы практика управления находилась в соответствии с ценностями и принципами государственной службы;

 

  • продуманное сочетание тех аспектов систем поддержания этики, которые базируются на идеалах, с теми аспектами, которые основываются на соблюдении этических принципах;
  • оценка влияния реформы государственного управления на этичность поведения на государственной службе;
  • использование принципов поддержания этики на государственной службе, приведенных в качестве эталона, призванного обеспечить действие жестких норм этики поведения.

 

 Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными  полномочиями по отношению к  другим государственным служащим, также призван:

- принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

- не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

 Таким образом, пути  совершенствования повышения этического  уровня государственного служащего  лежат через профессиональную  подготовку и внедрения изучения  этического кодекса в программы  подготовки государственных служащих  и соблюдения Принципов поддержания  этики.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так  и службы в целом определяется ориентацией на гуманистические  универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение человеческого достоинства.

 Основные принципы  и правила поведения формируются  сегодня в этических кодексах. Профессиональный этический кодекс  государственного служащего есть  система моральных норм, обязательств  и требований добросовестного  служебного поведения должностных  лиц государственных органов,  основанная на нравственных общепризнанных  принципах и нормах российского  общества и государства.

Развитие социальной и  профессиональной компетентности государственных  служащих и их влияние на повышение  профессионализма, рассматривается  как один из главных факторов, обусловливающих  формирование этики государственной  службы.

Проведенные серьезные реформы  в сфере управления, изменили стиль  и методы работы государственного сектора. Однако, важно обеспечить, чтобы выигрыш в действенности и эффективности работы не достигался в ущерб этике поведения. Новые методы работы государственной службы приводят к возникновению таких ситуаций, при которых необходимо самым серьезным образом учитывать возникающие этические проблемы при том, что, возможно, существует слишком мало директив и руководящих указаний по поводу того, как следует вести себя в таких ситуациях.

Таким образом, в ходе изучения данной темы, было дано обоснование необходимости решения проблемы, где необходимость введения жестких норм, регламентирующих поведение на государственной службе, стала одной из наиболее значимых проблем. Повышение уровня этики государственных служащих, путем повышения профессиональной деятельности, формирование этических норм, путем внедрения в программы переподготовки кадрового потенциала этического кодекса, является важным условием эффективного функционирования государственной службы на благо общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аверин, А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров: учеб. пособие / Данисов и К, 2005. – 280 с.
  2. Анимица Е.Г. Трудная дорога к государственной службе // Региональное управление и кадровая политика: проблемы совершенствования государственной и муниципальной службы. Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. Екатеринбург, 1999. С. 194–197.
  3. Гренчикова, А. Подготовка молодых специалистов / А. Гренчикова, Д. Петрушова // Управление персоналом. – 2004. – №12 (98) – С. 63 – 65.
  4. Дубинина, М.В. Этика в России и за рубежом // 2002 №4.
  5. Игнатов, В.Г. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: учебное пособие/ В.Г. Иванов. – М.: «Март»; Ростов – на – Дону: Март. 2005. – 448 с.
  6. Канке В.А. Современная этика. Учебник для вузов/ В.А. Канке – М.: 2007 – 156 с.
  7. Овсянко, Д.М. Государственная служба Российской Федерации: учебное пособие для студентов / Д.М. Овсянко. – М.: Юрист, 1996. – 208 с.
  8. Попов, В.Г., Китаев В.В., Хохряков Б.С., Чевтаева Н.Г. / В.Г. Попов, В.В. Китаев – М.: Профессиональная культура 2001. – 154 с.
  9. Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" (с изменениями от 20 марта 2007 г., 16 июля 2009 г.).
  10. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
  11. Чистякова, Н.И. Государственная служба – проблемы формирования профессионального корпуса государственных служащих // Региональное управление и кадровая политика: проблемы совершенствования государственной и муниципальной службы. Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. Екатеринбург, 1999. – 234 с.
  12. Шубенкова Е.С. Внутрифирменное обучение персонала /Е.С. Шубенкова // Управление персоналом. 2004 – №20 (106) – С. 44 – 46.
  13. Ярецкий  В.Ю. Идейно-концептуальная основа и социально-личностные предпосылки формирования профессиональной компетентности специалиста / В.Ю. Ярецкий // Российское государство и общество в XXI в.: Контуры социального развития: Матер. студ. науч. практ. конф. 27 апр. 2006 – Воронеж: НОУ «НПИОЦ», 2006. – С. 156 – 158

Информация о работе Пути повышения профессионально этического уровня государственных служащих