Пути повышения профессионально этического уровня государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - в определении особенностей и проблем этики, определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть современную научную литературу, а так же законодательные и нормативные акты федерального и регионального значения.
-проанализировать принципы профессиональной и социальной компетентности государственного служащего;
-проанализировать особенности и проблемы формирования этики государственного служащего

Оглавление

Введение
Глава 1. Этика государственного служащего
1.1 Государственные служащие как социально-профессиональная группа
1.2 Понятие и особенности служебной этики
1.3 Проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего
Глава 2. Пути повышения профессионально этического уровня государственных служащих
2.1 Обоснования необходимости решения исследовательской проблемы
2.2 Принципы поддержания этики на гос службе
2.3 Формирования профессионально этического уровня
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

этика гос служащего.docx

— 63.29 Кб (Скачать)

 Главным условием формирования  цивилизованной этики являются:

  • стабильность власти и законодательства, в частности, не только нормативно-правовое закрепление общих социально приемлемых стандартов поведения, регламентирующих деятельность служащего, но и борьба с негативным проявлением коррупции;
  • пропаганда, создающая образ государственного служащего, обладающего высокими моральными принципами;
  • осуждение коррупции, стяжательства, нечестной конкуренции.

 Ни одного из этих  условий в полной мере в  России не создано. Поэтому  наше общество развивается в  тяжелой борьбе с произволом  чиновников, бюрократического аппарата.

 В настоящее время  исследователями почти не уделяется  внимание этики поведения государственного  служащего. Нет ни одной подготовительной  программы, учитывающей все составляющие  этических норм. Прежде всего необходимо разработать программу переподготовки служащих в государственных службах с учетом изучения кодекса поведения служащих. Именно изучения, а не ознакомления. Для чего необходимо организовывать профессиональную подготовку кадрового потенциала с учетом современных механизмов работы государственного служащего.

Определенное негативное влияние на привлечение к государственной  службе высококвалифицированных специалистов оказывает, помимо перечисленных факторов, проводимая в ряде средств массовой информации кампания по дискредитации  деятельности государственного служащего. Обвинения в коррупции, волоките, некомпетентности государственных  служащих не создают привлекательного образа этой сфере деятельности в  глазах населения и, в первую очередь, молодежи. Сложившееся состояние государственной службы ведет к негативным тенденциям в ее развитии:

  • ухудшается профессиональный состав государственных служащих в связи с невысокой средней заработной платой;
  • не хватает государственных служащих в возрасте до 45 лет, имеющих опыт работы в современных экономических условиях;
  • происходит снижение престижа государственной службы как вида профессиональной деятельности;
  • мужчины преобладают на должностях руководителей, женщины – на должностях специалистов.
  • нехватка квалифицированных кадров сочетается с наличием вакансий, что, в первую очередь, связано с невысокой оплатой труда государственных служащих.

Организация государственной  службы также имеет ряд специфических  недостатков:

  • поступление граждан на государственную службу и должностной (служебный) рост государственного служащего в большей степени зависят от личного отношения к ним руководителя соответствующего органа власти, чем от их профессионального уровня и деловых качеств.
  • смена руководителей нередко приводит к очередному изменению структуры и соответственно – к неоправданному увольнению государственных служащих.
  • во многих случаях качество подготавливаемых государственным служащими документов является неудовлетворительным
  • нередки случаи нарушения исполнительской дисциплины.
  • утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников государственных органов ограничивавшие злоупотребления, коррупцию и произвол.
  • до настоящего времени не выработаны новые правила служебного поведения (профессиональной этики) государственных служащих и законодательные механизмы их реализации.
  • не устранены недостатки в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих.
  • недостаточно используется положительный зарубежный опыт развития государственной службы.17

Таким образом, основная проблема формирования этики – это подготовка и переподготовка кадрового потенциала. Необходимость введения жестких  норм, регламентирующих поведение на государственной службе, стала одной  из наиболее значимых проблем. Повышение  уровня этики государственных служащих, путем повышения профессиональной деятельности, формирование этических  норм, путем внедрения в программы  переподготовки кадрового потенциала этического кодекса, является важным условием эффективного функционирования государственной  службы на благо общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИАНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Раздел 2.1 Обоснования  необходимости решения исследуемой  проблемы

Проведенные серьезные реформы  в сфере управления, изменили стиль  и методы работы государственного сектора. Однако, важно обеспечить, чтобы выигрыш в действенности и эффективности работы не достигался в ущерб этике поведения. Новые методы работы государственной службы приводят к возникновению таких ситуаций, при которых государственным служащим необходимо самым серьезным образом учитывать возникающие этические проблемы при том, что, возможно, существует слишком мало директив и руководящих указаний по поводу того, как следует вести себя в таких ситуациях.

Реформы, предусматривающие  децентрализацию власти с делегированием полномочий организациям субнационального уровня, передачу больших ответственности  и свободы действий в принятии управленческих решений, рост коммерциализации государственного сектора и меняющееся взаимодействие между государственным  и частным секторами, все чаще ставят государственных служащих в  условия, когда возникают конфликты  интересов или целей. Эти новые  ситуации создают дилеммы, требующие  разрешения на основе анализа ситуации с точки зрения этики и морального обоснования принимаемых решений.

Еще одним моментом, вызывающим озабоченность, является очевидное  падение доверия по отношению  к правительству и государственным  институтам, и то, как это скажется на легитимности правительства и  государственных институтов. Ослабление доверия ассоциируется, по крайней  мере, отчасти, с разоблачениями неподобающих действий и, в некоторых случаях, прямой коррупции со стороны государственных  должностных лиц. При этом неясно, то ли действительно ослабляются нормы поведения, то ли дело в том, что в наши дни, когда управление государством носит открытый характер, средства массовой информации предпринимают собственные расследования, а общественность стала более искушенной, ошибки и судебно наказуемые проступки просто более заметны. Ясно лишь то, что этика и нормы в жизни государства стали более серьезной общественно-политической проблемой, требующей принятия действенных мер соответствующими правительствами.

 Некоторые меры по  исправлению сложившегося положения  обладают, в широком смысле слова,  потенциалом как в плане поощрения этичного поведения, так и в плане предотвращения неправомерного образа действий. Традиционно, более жесткое нормативное регулирование и более строгое применение закона являлись первыми мерами реагирования на факты неправомерного поведения в государственном секторе. Международные инициативы были, в первую очередь, направлены на создание конкретных элементов инфраструктуры обеспечения этики, предназначенных, в основном, для предотвращения или объявления преступлением некоторых форм правонарушений, таких, например, как коррупция.

В основе усилий лежит убежденность в том, что предотвращение неправомерного поведения является столь же сложным, как и само явление неправомерного поведения, и что для достижения успеха в предотвращении такого поведения  необходим целый комплекс взаимосвязанных  механизмов, к числу которых относятся  прочная и устойчивая инфраструктура обеспечения этики, надежные системы  поддержания этики, конкретные методики предотвращения указанного поведения  и действенное применение закона. Реформирование современной системы государственной службы с формированием этики, основанной на менеджеризме, способствующем в наибольшей степени усвоению социальных инноваций, чего явно не хватает современным государственному служащему. От этого страдает профессионализм.

Этика государственного служащего  может существенно варьироваться, поскольку на нее могут оказывать  влияние различные факторы социальной и профессиональной жизнедеятельности. В зависимости от иерархического статусного положения основного  субъекта – государственного служащего  – справедливо выделять социальную компетентность руководителей и  специалистов. У первых она носит  более полный и широкий по охвату содержания, а у вторых – более  конкретный, глубокий, но локализованный в определенной социальной сфере  характер.

Этика чиновников в значительной степени связана с содержанием их предшествующей профессиональной деятельности, особенностями жизненного опыта, уровнем и профилем профессионального образования. Правовые основы государственной службы сложились как механизм, адекватный социально-экономическим условиям современного российского общества и государства.

Таким образом, для повышения  профессионально-этического уровня государственного служащего необходимо:

- повысить уровень компетентности руководителей государственных органов;

- усовершенствовать систему подготовки и профессионального развития государственных служащих с использованием современных методов обучения.

 Эти вопросы тесно  связаны между собой и не  могут быть решены в отдельности.  Для решения этих вопросов  необходимо определить принципы  поддержания этики на государственной  службе.

 

 

 

Раздел 2.2  Принципы поддержания этики на государственной службе

Общие принципы представляют собой основы поведения государственного служащего, которыми надлежит руководствоваться  при исполнении должностных (служебных) обязанностей Принципы поддержания  этики на государственной службе следующие:18

Этические нормы для государственной  службы должны быть четкими и ясными. Государственному служащему необходимо знать основные принципы и нормы, которыми он должен руководствоваться во время работы, а также осознавать границы допустимого поведения. Этого можно добиться при помощи краткого и широко пропагандируемого изложения основных этических норм и принципов, регламентирующих государственную службу, представленного, например, в виде кодекса поведения, что позволит добиться единообразного понимания указанных принципов и норм как на всех уровнях государственного управления, так и в более широких кругах общества.

 Этические нормы должны  быть отражены в правовой системе. Правовая система является основой для доведения минимальных обязательных норм и принципов поведения до сведения каждого государственного служащего. Законы и нормативные акты могут формулировать основополагающие ценности государственной службы и должны создавать основу для осуществления руководства, расследования, дисциплинарных мер и судебного преследования.

  Необходимо обеспечить руководство государственными служащими в сфере этики. Профессиональная социализация должна способствовать воспитанию необходимых здравого смысла и навыков, позволяющих государственным служащим применять этические принципы в конкретных обстоятельствах. Обучение повышает уровень знаний в области этики и может привить навыки, необходимые для проведения ими анализа и морального обоснования принимаемых решений с точки зрения этики. Непредвзятые советы могут помочь создать такую обстановку, в которой государственные служащие с большим желанием будут противостоять этическим конфликтам и проблемам и решать их. Должны быть обеспечены механизмы руководства и консультаций внутри организаций и ведомств, призванные помочь служащим применять основные этические нормы на рабочем месте.

 Государственный служащий  должен знать свои права и  обязанности при разоблачении им правонарушений. Государственному служащему необходимо знать свои права и обязанности в том, что касается выявления фактических или предполагаемых правонарушений в государственной службе. Для этих ситуаций должны быть предусмотрены четкие правила и процедуры, которых должны придерживаться должностные лица, и официально утвержденная иерархия ответственности. Государственному служащему также необходимо знать, какая защита будет предоставлена в случае разоблачения ими правонарушений.

Политическая приверженность этике должна укреплять этичность  поведения государственного служащего. Политические лидеры ответственны за поддержание высоких моральных норм при выполнении ими своих служебных обязанностей. Их приверженность этическим принципам демонстрируется на личном примере и путем принятия таких мер, которые возможны лишь на политическом уровне, к примеру, посредством введения в действие законодательных и институциональных мер, способствующих этичному поведению и устанавливающих санкции за правонарушения, а также путем предоставления достаточных поддержки и ресурсов для осуществления деятельности, связанной с обеспечением этики, на всех уровнях государственного управления и посредством неиспользование этических норм и законов в политических целях.

  Процесс принятия решений должен быть информационно прозрачным и открытым для тщательного его рассмотрения. Общественность вправе знать, как государственные институты распоряжаются доверенными им полномочиями и ресурсами. Внимательному изучению принятых решений общественностью должны способствовать информационно прозрачные и демократичные процессы их принятия, надзор со стороны законодательной власти и доступ к государственной информации. Информационная прозрачность должна подкрепляться такими мерами, как внедрение систем раскрытия сведений и признание роли активных и независимых средств массовой информации.

Информация о работе Пути повышения профессионально этического уровня государственных служащих