Этические аспекты карьеры государственного служащего

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 10:02, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в определении особенностей и проблем этики, определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Цель работы реализуется на основе решения следующих задач:
1) Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего
2) Проанализировать принципы профессиональной и социальной компетентности государственного служащего.
3) Проанализировать особенности и проблемы формирования этики государственного служащего
Определить пути совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….
Теоретическая часть
Практическая часть (на примере организации)
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

этика и культура управления.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

Контрольная работа по дисциплине

Этика и культура управления

На тему №24:

Этические аспекты  карьеры государственного служащего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2011

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………….

Теоретическая часть

Практическая часть (на примере организации)

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важная роль в становлении  нового типа российской государственной  службы, принадлежит так называемому  мотивационному ресурсу государственного служащего – нравственных убеждений и принципов поведения, которые будут способствовать воспитанию и формированию этических ценностных ориентаций и высокой нравственности.

Вопросы этики государственного служащего постоянно продолжают возникать. Это означает, что территория еще не исследована, что существуют различные, частично конфликтующие точки зрения о её задачах, что терминология не ясна и лишена единства, и что – это еще важнее – не ясны также измерения оценки научного качества приведения доказательств.

Актуальность темы исследования определяется потребностью в изучении этики и этикета государственного служащего как одного из важнейших факторов, влияющих на эффективность работы государственной службы

Цель работы заключается в определении особенностей и проблем этики, определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.

Цель работы реализуется на основе решения следующих задач:

  1. Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего
  2. Проанализировать принципы профессиональной и социальной компетентности государственного служащего.
  3. Проанализировать особенности и проблемы формирования этики государственного служащего
  4. Определить пути совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
  5.  
    1. Теоретические аспекты этики карьеры государственного служащего

 

Этика государственного служащего – это добросовестное отношение к своим профессиональным обязанностям, включающее такие понятия как долг, честь, совесть, достоинство, ответственность, обязанность. Основные требования этики государственного служащего представлены в Таблице 1.

Под этикой государственного служащего (управленца) /38/ всё чаще понимается умение в процессе подготовки и принятия решения общаться с представителями различных групп интересов, и в процессе этого общения стремиться осознать природу интересов, специфику их возможного учёта в управленческих решениях, возможность достижения согласия интересов в различных вариантах решения. Чем больше разрастается общество, тем сложнее становится процесс принятия решения (нужно стремиться удовлетворить как можно больше групп населения, а вместе с тем возрастает количество вариантов в принятии решения) /22/

 

Таблица 1. Основные требования этики государственного служащего

1

Дисциплинированность.

Конкретизация этого  понятия происходит в зависимости  от специфики и содержания труда.

 

2

Корректность межличностных  отношений.

Человек в сфере своей  трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.

 

3

Ответственность.

Это та часть требований долга, которую человек принимает на себя, и за отступление от которых готов нести ответственность.


 

В основе этики государственного служащего должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов. Размышляя об этических аспектах, зачастую используется категория ценности. Но очень часто между конкурирующими ценностями возникает конфликт. Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так и службы в целом определяется ориентацией на гуманистические универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение человеческого достоинства /25/.

От государственной  службы требуется решение различных  социальных проблем: повышение качества жизни работников, защита окружающей среды, благотворительная деятельность, повышение качества жизни всех граждан общества. Специфическое для морального сознания противоречие должного и сущего в этике государственного служащего вытекает из объективного противоречия между морально-этическими целями и её основными целями – достижением успеха.

 


 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Максимальные этические принципы

 

  1. Утилитаристский принцип – предоставляет наибольшее благо наибольшему числу людей;
  2. Индивидуалистический принцип – направлен на достижение чьих-либо долгосрочных интересов.

Этические принципы не выдерживают столкновения с реальной действительностью. Иногда от всей административной деловой этики остаётся только этикет.

Для того чтобы эффективно выполнять  свои функции, государственная служба должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте. Это обусловлено самой ее природой: успешно осуществлять функцию воплощения в обществе государственной воли возможно, только учитывая моральные основы этой воли, общественные требования к исполнителям данной функции.

Цели государственной службы, ее ведущие принципы, нормы, требования к ее кадрам – все содержит нравственный аспект, в решающей степени определяющий ее направленность, ее основные доминанты /44/. Моральная атмосфера в органах власти, нечистоплотность ответственного чиновника могут серьезно дискредитировать любые благие намерения властей. В общественном мнении авторитет государственного служащего справедливо связывают, прежде всего, с их порядочностью, справедливостью /35/

Среди всех механизмов, способствующих формированию надлежащей нравственности государственной службы, одним из наиболее действенных является, специально разработанный нормативный Этический кодекс государственного служащего (Кодекс административной этики) /45/, который по решению президента РФ принимается на региональном уровне.

Этический кодекс государственного служащего есть система моральных  норм, обязательств и требований добросовестного  служебного поведения должностных  лиц государственных органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах  и нормах российского общества и государства./51/

В силу того, что в кодексе  собраны воедино и систематизированы  общественные требования к нравственности государственного служащего, кодекс:

  1. служит основой для формирования содержания должной морали в сфере государственной службы;
  2. призван помочь государственному служащему правильно ориентироваться в сложных нравственных коллизиях, ситуациях, обусловленных спецификой его работы;
  3. является важным критерием для определения профессиональной пригодности человека к работе в сфере государственной службы;
  4. выступает как инструмент общественного контроля над нравственностью государственного служащего.

Этический кодекс государственного служащего призван содействовать  укреплению авторитета государственной  власти, доверия граждан к институтам государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных действий всех государственных структур, противодействовать падению нравственной культуры в обществе /51/.

Государственный служащий объективно выступает одновременно как должностное лицо, занимающее определенное место в служебной иерархии, как общественный деятель, оказывающий влияние на развитие социальных и экономических процессов, как наемный работник, зачастую как руководитель персонала и работодатель, а также как частное лицо /13/.

Эти роли могут вступать в противоречие друг с другом, следствием чего являются нравственные дилеммы  и конфликты, которые не всегда имеют  однозначное решение. Этический  кодекс призван помочь государственному служащему правильно разобраться  в подобных ситуациях.

В Этическом кодексе  нельзя предусмотреть всех коллизий, возникающих в практической деятельности государственного служащего. Правила  Кодекса не заменяют личного нравственного  выбора, позиции и убеждений государственного служащего, его совести и ответственности.

Государственная служба не является привилегией. Гражданин, поступая на государственную службу, добровольно  ограничивает некоторые свои права, в частности, право на критику, предпринимательскую  деятельность, избирательные права  и др. Это обусловлено тем, что этические нормы государственного служащего являются более строгими, чем нравственные нормы граждан, не занятых в сфере государственной службы. Высшие должностные лица, госслужащие любого уровня объективно наделены большей властью и полномочиями.

Этические требования становятся более строгими, и ответственность  тем больше, чем выше статус государственного служащего./51/

Возможны разные формы  функционирования Этического кодекса: в виде присяги, принимаемой человеком  при приеме на государственную службу, в виде особого документа, с которым он обязан ознакомиться и который хранится в его личном деле, и т.д.

Действия ряда норм и  требований Кодекса распространяются на определенное количество лет (по усмотрению принимающего его субъекта) после оставления человеком государственной службы (переход на работу в коммерческую организацию, ранее связанную с ним служебными отношениями; получение от подобных организаций каких-либо подарков, льгот, услуг; использование в личных интересах конфиденциальной или служебной информации и т.д.).

Общественный контроль над соблюдением государственными служащими должной морали осуществляется посредством обращения граждан  в соответствующие, предусмотренные  законом, государственные органы, через  специально созданные для этого объединения граждан, через политические и другие общественные организации, средства массовой информации. Нравственным долгом и профессиональной обязанностью государственного служащего является стремление к постоянному совершенствованию, к росту своих профессиональных навыков, своей квалификации, к получению новых знаний/37/.

Таким образом, профессиональный этический кодекс государственного служащего есть система моральных  норм, обязательств и требований добросовестного  служебного поведения должностных лиц государственных органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства.

 

Актуальным сегодня  становится переход от различных  форм профессиональной подготовки к  совершенствованию ее содержания, в том числе и этики. В современном обществе постоянно возрастает внимание к вопросам этики государственных служащих. Это обусловлено все более выраженной зависимостью перспективы развития человеческой цивилизации от тех моральных принципов и норм, которыми служащие руководствуются в своей деятельности /54/.

Проблемы этической  регламентации деятельности государственных  служащих сегодня являются предметом  рассмотрения особой науки – биоэтики, в рамках которой разрабатываются  основы моральной регламентации  взаимоотношений государственной службы и общества.

Этика государственного служащего находится под влиянием нравственных регуляторов. Вместе с  тем, этическая модель действия государственного служащего не может быть простым  следствием влияния общих регуляторов. Государственная служба как один из центральных элементов социального управления оказывает существенное влияние на форматирование элементов общественной системы /54/. Другими словами, государственный служащий в силу своего положения задает нравственную модель поведения. Таким образом, этические регуляторы действия государственного служащего, с одной стороны, объективно отражают сложившуюся общественную нравственную систему, а, с другой стороны, влияют на нее «только усвоенные и творчески переработанные муниципальными служащими совокупные нравственные и эстетические ценности, значительно превышающие установленные в каждом обществе жизненные стандарты, позволяют ему занимать подобающий его личности статус».

Способности государственного служащего – особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления управленческой деятельности. Эти особенности имеют комплексную структуру, позволяющую проявляться компенсаторному механизму, благодаря которому сильно выраженные способности могут возмещать в управленческой деятельности недостаточное развитие других. Качества и способности персонала тесно взаимосвязаны между собой, разделить их порой практически невозможно. И все же качества государственного служащего представляют собой результат реализации его способностей в процессе управленческой деятельности. Стало быть, способности являются как бы скрытыми возможностями персонала, которые проявляются и раскрываются при определенных условиях. А так как этика это составляющая профессиональной деятельности, то от этого зависит и эффективность деятельности государственного служащего и в целом государственной службы. Особенность этики государственного служащего заключается в том, что он должен обладать знаниями особенностей соответствующей управляемой сферы /54/.

Информация о работе Этические аспекты карьеры государственного служащего