Этические аспекты карьеры государственного служащего

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 10:02, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в определении особенностей и проблем этики, определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Цель работы реализуется на основе решения следующих задач:
1) Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего
2) Проанализировать принципы профессиональной и социальной компетентности государственного служащего.
3) Проанализировать особенности и проблемы формирования этики государственного служащего
Определить пути совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….
Теоретическая часть
Практическая часть (на примере организации)
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

этика и культура управления.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

При оценке профессиональной деятельности необходимо учитывать следующие качества: способности, умения, знания, опыт /9/. Кроме того, оценка персонала помогает решить и другие задачи:

  1. выявление потенциальных возможностей государственного служащего с целью его повышения по службе;
  2. стимулирование повышения квалификации и роста профессионализма служащих;
  3. применение к служащему мер стимулирования, либо ответственности;
  4. формирование профессионального кадрового потенциала и резерва кадров;
  5. поддержание стабильности и законности в государственной службе.

С нашей точки зрения, в методологическом плане построение целостной системы кадровой политики государства, региона, области должно происходить в следующей последовательности: государственная идеология –  доктрина (миссия государства) – концепция (стратегия развития) – кадровая политика – кадровая программа – конкретный план действий по реализации программы.

В условиях государственной  службы сложились специфические  возможности для формирования профессиональной этики чиновничества. Они связаны /51/:

  1. с внешними факторами – экономическая, социальная, политическая ситуация, культурно-этнические особенности развития и др.
  2. с внутренними факторами – степень сформированности нормативно-правовой основы, состояние материально-технической базы государственной службы в регионах, профессиональный опыт, квалификация чиновников и т.д.

Основываясь на этом подходе, можно выделить следующие особенности  этики государственного служащего, которые представлены в Таблице 2.

Такие понятия, как «честь служащего», «чувство профессионального долга», «профессиональная солидарность», всегда воспитывались и воспитываются в крупных стабильных структурах и организациях мира. В развитых странах – Франции, ФРГ, Японии, Англии – честь и ответственность государственного служащего – неотъемлемые профессиональные качества, которые во многом регламентируют стиль деятельности и влияют на принятие решений. В нашей стране в настоящий период воспитание государственного служащего упускается, следовательно, мы не сможем в будущем рассчитывать на преданность государственных служащих своему делу и будем вынуждены заниматься удовлетворением их личных потребностей, как это чаще всего происходит и теперь /51/.

 

 

Таблица 2. Особенности этики государственного служащего

становление и развитие профессиональной и социальной компетентности служащих в условиях преодоления кризиса общества и стабилизации экономической, политической и социальной ситуации коррелирует с основными детерминантами формирования и развития государственной службы и социально-профессиональной группы (население)

уровень этики государственных  служащих зависит от личностных характеристик

уровень, содержание и  формы этики дифференцируются в  зависимости от этих характеристик;

содержание профессионального  опыта и стаж работы в органах власти в условиях кризиса общества выступает главной составляющей профессиональной квалификации и этики государственного служащего;

содержание профессиональной этики государственного служащего  непосредственным образом коррелирует с качеством и формой профессионального образования;

социальная адаптация  государственного служащего к общественным преобразованиям находится в  прямо пропорциональной зависимости  от этики;

этика государственного служащего влияет на социальное самочувствие;

уровень этики государственного служащего не зависит от степени  карьерных предпочтений;

уровень этики в самооценках  государственного служащего должен быть достаточно высок;

на оценку уровня этики  государственного служащего населением влияют:

а) объективные причины – наличие в государственной службе нерешенных проблем, относительная закрытость и труднодоступность администрации

б) субъективные причины  – предвзятое отношение ко всему  чиновничеству, личностные характеристики

социально-экономическая  ситуация обусловливает неудовлетворенность населения работой государственной службы, что безусловно находит отражение в занижении оценок уровня этики государственного служащего;

этика государственного служащего, являясь элементом социальной компетентности, находится в прямой зависимости от уровня последней;

информация, предоставляемая  СМИ, оказывает существенное влияние  на формирование отношения населения  к государственной службе в целом  и отдельным ее представителям, зачастую не совсем адекватное.


 

К этическим навыкам государственного служащего можно отнести:

  1. Знания государственного служащего – результат мыслительной деятельности, включенной в процесс управления и означающий усвоение фактов, понятий, законов и т.д. Уровень знаний, их неустанное пополнение – один из критериев эффективности управленческого труда. Принято различать знания научные и обыденные, полные и неполные, системные и бессистемные. Особая роль в приобретении, закреплении и пополнении знаний, в выработке на их основе необходимых умений и навыков принадлежит системе непрерывного образования служащих, стимулирующей творческий подход к делу.
  2. Умения государственного служащего – относительно устойчивые характеристики, зависящие от способностей, знаний и самого характера управленческой деятельности. По сути своей умения служащего – это знания, воплощенные в решении конкретных управленческих проблем, т.е. освоенная и реализованная на практике модель деятельности. К ним относятся умение служащего быстро вникнуть в суть дела, всесторонне проанализировать ситуацию, выделить ключевую проблему, найти ее конструктивное решение и т.д.
  3. Навыки государственного служащего – это умения, доведенные до автоматизма, зачастую осуществляемые без продумывания. Они приобретаются в условиях, когда в практической деятельности служащий постоянно имеет дело с типичными управленческими ситуациями. Навыки позволяют экономить время, действовать с минимумом ошибок и просчетов.
  4. Опыт государственного служащего – это свойство, сформированное путем обучения и практики в широком смысле – единство знаний, умений и навыков. Опыт растет, как правило, со стажем работы. В качестве результата практической деятельности служащего он отражает уровень овладения «секретами» управленческого труда, достигнутый им на данный момент. Прежде всего, служащий знакомится со структурой организации, со своей конкретной работой. Овладевает деятельностью, регламентированной конституцией, уставом государственного образования, положением об отделе, должностной инструкцией и всеми нюансами, связанными с ситуацией, как в организации, так и во внешнем окружении /35/.

Таким образом, чтобы  государственные органы власти могли  не только оптимально работать в ситуации столь быстрых перемен, но и эффективно влиять на эти перемены, необходимо большее внимание уделять такому важному внутреннему ресурсу организации, как кадровый потенциал. Руководитель администрации или те учреждения, которые занимаются подготовкой государственных служащих, должны иметь некоторый макет деятельности служащего нового поколения, модель его формирования, а также оценочную карту (Приложение А), которые включали бы в себя не голый перечень функциональных обязанностей и прав, но реально помогли бы оценивать и формировать качества, необходимые государственному служащему.

    1. Практические аспекты этики карьеры государственного служащего

2.3 Исследование  профессионально-этического уровня  государственных служащих ГУ  МЧС по Амурской области

 

Теоретическое осмысление темы исследования, определение его цели и задачи, разработка и обоснование понятийного  аппарата определили следующие методы исследования: анализ трудов специалистов в области изучения этики и особенностей ценностей этической культуры, что позволило выявить имеющиеся научные представления о сущности и содержании профессионально-этического уровня государственных служащих.

В ГУ МЧС состоит на службе 289 человек, из них 60 человек государственные  служащие, которые и принимали  участие в исследовании. Исследование проводилось анонимно, с полного  согласия респондентов.

Для определения этического уровня служащих нами были использованы следующие методы исследования:

  1. Опрос, для чего нами была составлена анкета на определение профессионально-этического уровня (Приложение В). Основанием для создания анкеты послужили нормативные и квалификационные документы, применяемые к государственным служащим.
  2. Сделан анализ результатов опроса и дана оценка этическому уровню государственных служащих.

В ходе исследования требовалось получить репрезентативные социологические  данные:

  1. об условиях и факторах, влияющих на развитие этического уровня;
  2. о приоритетных направлениях повышения этического уровня;
  3. выявить характер влияния этического уровня на профессиональную деятельность служащих.

Существенное значение здесь имеет:

  1. выявление особенностей содержания, уровня и приоритетных профилей образования служащих;
  2. анализ содержания нравственной компетентности муниципальных чиновников.

В качестве основного фактора выступает  этический уровень государственных  служащих. Этический уровень измеряется нами с помощью нескольких индикаторов:

  1. определенный материал дают ответы на вопрос о характере знаний, которых недостаточно сегодня для чиновников.
  2. важное место в определении этического уровня является анализ социальных качеств, необходимых для выполнения чиновниками своих должностных обязанностей.
  3. этический уровень зависит от уровня профессиональной квалификации государственного чиновника.
  4. этический уровень чиновничества зависит от его территориально-поселенческой дифференциации.

Исходя из отмеченных выше блоков эмпирических показателей и индикаторов этической оценки государственных служащих, проанализируем образовательные и социально-профессиональные характеристики персонала ГУ МЧС по Амурской области.

По данным личных карточек служащих (Приложение Б) в ходе проведенного нами социологического исследования государственных служащих можно условно выделить:

  1. Возрастные группы чиновников следующим образом (Рисунок 5)

 

Рисунок 5 – Возрастные группы государственных служащих

 

Основываясь на этих показателях, мы видим, что в ГУ МЧС по Амурской области преобладает возрастная группа от 30 до 49 лет.

Наиболее представлены в составе  управленческого персонала специалисты  с высшим образованием (технического, экономического, медицинского, гуманитарного, юридического профиля). Большинство  кадрового состава имеет высшее образование по профилю, не соответствующему деятельности, которой они в настоящий момент занимаются. Отсюда невысокий процент окончивших специальные учебные заведения по подготовке кадров управления. Правда, в последнее время ситуация начинает понемногу меняться. Стали приходить молодые специалисты, окончившие такие заведения. Служащие заочно обучаются в учебных заведениях по подготовке кадров управления.

При всех различиях в приоритетах  чиновников образование по специальности  «Государственное и муниципальное управление» не является типичным. Только у 6% (4) служащих имеется такое образование. Такой же вывод можно сделать в целом в отношении управленческих, гуманитарных и общественно-политических специальностей. (Рисунок 6) Преобладают служащие с техническим, и естественнонаучным образованием – 28%(16) Главным становится экономическое образование 37% (22). Другое высшее образование имеют 29%(18) – респондентов.

 

Рисунок 6 – Приоритетное образование для государственных служащих

 

Определенное значение имеет педагогическое и юридическое образование. При этом в «тройку» самых необходимых специальностей для государственного чиновника наши респонденты включили следующие виды профильного образования, набравшие примерно равное число «голосов» (в %% от числа ответивших):

1. Экономическое образование  – 37,0 (22)

2. Юридическое – 28,0 (16)

3. Другое образование – 29,0 (18)

На вопрос как давно получили служащие свое основное образование? ответы показали, что основное образование  чиновники в значительной своей  части получили почти двадцать лет назад – в 1983-м и более ранние годы. Изучая эти данные, можно сделать вывод, что получается некоторое преимущество у тех кадров, которые относительно недавно получили необходимое профессиональное образование, включающее много новых дисциплин, не преподаваемых еще каких-нибудь лет 15 назад. Именно критерий профессиональной подготовленности становится решающим при определении этического уровня и подборе кадров в органы государственной службы.

Информация о работе Этические аспекты карьеры государственного служащего