Правовое регулирование и правовое воздействие

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить работы авторов различных концепций, выявить сходство и различие понятий «правовое воздействие» и «правовое регулирование». Актуальностью является проблема разграничения понятий правового воздействия и правового регулирования в общей теории права. Задачи:
Дать определение понятий правового регулирования и правового воздействия
Изучить и коротко изложить структуру механизма правового воздействия и правового регулирования
Подробно расписать типы и модели правового регулирования
Рассмотреть роль государственных органов в регулировании обществом

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Правовое регулирование и правовое воздействие соотношение и различия....................................................................................................................4
Правовое регулирование и правовое воздействие. Понятие, способы и классификация.................................................................................................4
Механизм правового регулирования..............................................................7
1.3 Механизм правового воздействия..................................................................10
Глава 2. Типы и модели правового регулирования.............................................14
2.1 Типы правового регулирования......................................................................14
2.2 Модели (системы) правового регулирования...............................................16
2.3Модели построения правового материала и “энергетическое поле” правового регулирования.....................................................................................18
2.4 Роль и место государственных органов в правовом регулировании..........20
Заключение.............................................................................................................26
Список используемой литературы.......................................................................28

Файлы: 1 файл

дополн. курсовая.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Правовое регулирование  и правовое воздействие соотношение  и различия....................................................................................................................4

    1. Правовое регулирование и правовое воздействие. Понятие, способы и классификация.................................................................................................4
    2. Механизм правового регулирования..............................................................7

1.3 Механизм  правового воздействия..................................................................10

Глава 2. Типы и модели правового  регулирования.............................................14

2.1 Типы правового регулирования......................................................................14

2.2 Модели (системы) правового  регулирования...............................................16

2.3Модели построения правового материала и “энергетическое поле” правового регулирования.....................................................................................18

2.4 Роль и место государственных  органов в правовом регулировании..........20

Заключение.............................................................................................................26

Список используемой литературы.......................................................................28

 

 

 

 

 

Введение

В современной  теории права возникают множество вопросов по разграничению понятий «правовое регулирование» и «правовое воздействие». Часть авторов поддерживает концепцию единство и сходство двух понятий, а иные авторы концепцию разграничения. Само же правовое воздействие и правовое регулирование являются многогранными, разносторонними и весьма сложными для точной характеристики их истинной глубинной сути.

Цель курсовой работы – изучить работы авторов  различных концепций,    выявить  сходство и различие понятий «правовое  воздействие» и «правовое регулирование».

Актуальностью является проблема разграничения понятий  правового воздействия и правового  регулирования в общей теории права

Задачи

  1. Дать определение понятий правового регулирования и правового воздействия
  2. Изучить и коротко изложить структуру механизма правового воздействия и правового регулирования
  3. Подробно расписать типы и модели правового регулирования
  4. Рассмотреть роль государственных органов в регулировании обществом

 

 

Глава 1. Правовое регулирование и правовое воздействие соотношение и различия.

1.1 Правовое  регулирование и правовое воздействие.  Понятие, способы и классификация.

Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств, с целью охраны правопорядка и подталкивания общества к положительным результатам.

Правовое воздействие- это влияние на общественные отношения  любыми средствами, которое возможно без вмешательства в общественные отношения.

Следовательно мы видим что понятие правового  воздействия намного шире, чем  понятие правового регулирования. Конечно же понятие правового воздействия более гибкая к подходу влияния на общественные отношения, так как правовое воздействие может влиять на общество с помощью правовых идеологий, воззрений. Главным инструментом правового воздействия является-норма права. А правовое регулирование прямым образом лишь может вмешиваться в общественные отношения с целью обладания позитивным и (или) положительным результатом1.

Далее целесообразно  было бы перейти к способам, методам  и типам правового воздействия и правового регулирования.

Многие авторы диктуют свои способы правового  воздействия но немного доминирующей же является следующая классификация  способов по Алексееву2:

  1. Правовая культура
  2. Правосознание
  3. Правовая идеология
  4. Правотворческий процесс
  5. И рассматриваемый нами некое понятие – правовое регулирование

Но конечно  же имеется и смысл следующей  классификации

  1. Государственно-правовое воздействие на политику
  2. Государственно-правовое воздействие на экономику
  3. Государственно-правовое воздействие на культуру
  4. Государственно-правовое воздействие на социальные сферы
  5. И так далее

Данный способ классификации по взглядам некоторых  ученых имеет место быть, так как  авторы данной теории подразумевали  что право не может существовать вне государства, следовательно право возникает лишь в государстве и воздействует на все сферы общественной жизни.

Конкретнее  же рассмотрим классификацию правового  регулирования. Способы правового  регулирования подразумевают каким  образом возможно воздействовать на поведение людей. В теории права принято выделять следующие способы правового регулирования

 Дозволение  –заключается в совершении положительного  деяния удовлетворяющего нормы  права (например, работник предприятия  имеет право на достойное вознаграждение  за свой труд).дозволения выражаются в следующих типах, как субъективное право, свобода, законный интерес.

Обязывание –смысл данного  способа в следующем - в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность  платить налоги). Обязывание как  способ правового регулирования имеет место быть, так как в данном способе отражаются интересы управомоченного лица, так называемый приказ.

 Запрет – сводится  к возложению обязанности воздерживаться  от определенных негативных действий  не удовлетворяющего нормы права.3Так как запрет больше относится к обязыванию то мы можем сказать что обязывание и запрет это то или иное действие и (или) бездействие в сторону управомоченного лица.

Так же помимо вышеперечисленных  способов есть и иные к примеру: 
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве прав и свобод которыми имеет право воспользоваться лицо для достижения конкретных задач. Коротко говоря формулой является «разрешено все что прямо не запрещено законом» Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков). 
Данный тип правового регулирования способствует активным, самостоятельным решениям задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений. 
Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешительный тип правового  регулирования вытекает из необходимости  в высокой и строгой упорядоченности  социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Если же общедозволительный тип не применим к государственным органам то данный тип наиболее характерен для государственных органов, так как его формула выглядит следующим образом «Запрещено все, кроме прямо разрешенного законом».

Разрешительный тип правового  регулирования основывается на общем  запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке  запрещенное поведение запрещается.

Последние два способа  относятся к императивному методу , так как реализуют права управомоченного лица, а дозволительный относится к диспозитивному методу.

 

    1. Механизм правового регулирования

Методы правового  регулирования – это приемы юридического воздействия с помощью юридических  средств4.

Если выявить на философском  уровне само понятие и действие правового регулирования то можно сказать следующее – что методы конкретны и неотделимы от той или иной субстанции, они своим образом составляют правовую ткань в главные отрасли. Если же рассмотрим методы как юридические явление то стоит и выделить первичные (первостепенные) методы регулирования, которые вычислены путем логического преобразования, в следствии чего мы можем вывести следующие методы:

Централизованный метод  – этот метод так же можно назвать  «императивным» методом так как, данный метод показывает нам «ступенчатую» иерархическую модель регулирования общественными отношениями. То есть от высшего к низшему так называемое прямое подчинение поставленным указаниям управомоченного лица. Данный метод характерен для государственных органов. Полностью юридическая энергия формируется вверх и идет сверху вниз. Так же можно это показать на примере выбросов солнечной энергии, само начало преобразуется в «пучок» который при определенных обстоятельствах несет свою энергию все дальше и дальше от первостепенных начал к глубоким намного более ограниченно и субстационально отделенным материям. Так и юридическая энергия в виде пучка собирается в органах государства и распространяется на многие регуляторы сфер общественной жизни.

Децентрализованный  метод- этот метод так же можно называть «диспозитивным» методом. Данный метод присущ к демократическому правовому государству, так как сами субъекты имеют право регулировать свои общественные отношения и их юридическая энергия является индивидуальной и автономной.

В отраслях права  данная концепция методов в зависимости  от сложенных отношений  и факторов имеют различные варианты своего предоставления как вида метода правового  регулирования. Так сказать в  административном праве там конечно  же преобладает метод централизации, то есть как мы видим прямое и точное соблюдение указаний управомоченного лица (в данном случае государства) правообязываещему (то есть иным нижестоящим органам, должностным лицам, и так далее). Метод же децентрализации характерен для гражданского законодательства. На примере России мы имеем ввиду следующее, что в публичном праве преобладает централизованный метод, а в частном децентрализованный5.

Как мы видим  правовое регулирование очень многогранное и общее понятие, даже то факт что право как институционное образование дает нам полное представление его не как определенной, ограниченной, конкретной системой норм но и как общего рассмотрения его функционирования, динамики и взаимодействия его со многими сторонами институций. В следствии чего было введено в термин такое понятие как правовой режим. Так что же такое правовой режим зачем же он нужен если по словам некоторых авторов лишь усугубляет работу правового регулирования. Но они заблуждаются так как правовой режим это некий порядок основания и  развития такого понятия как правовое регулирование так называемый комплекс запретов, обязываний и позитивных методов дозволений для положительного достижения результата удовлетворяющего стороны.

Правовой режим  включает в себя вышеперчисленные первичные  методы регулирования, но специфической стороной правового режима является все таки то, что оно переходит в облик лишь конкретного то есть единого доминанта метода правового регулирования6. В следствии чего мы можем сказать что правовой режим намного более уже понятия правового регулирования. Следует отметить, что правой режим является в регулировании права как институтционного образования лишь регулятором субъективных прав. Конечно же основу правовых режимов составляет тот или иной юридический метод регулирования, то есть так называемые методы дозволения, запрета а так же позитивное обязывание. Отсюда же мы предпологаем взять в основу позитивное обязывание так как наше законодательство не настолько развито и в них не убраны пробелы в следствии которых и возникает многогранное решение проблем с помощью такого вида правового регулирования как обязывание.

Нужно иметь  ввиду, что в данном случае рассмотрения правового режима в праве как  институционного образования следует  выделить и уточнить следующее, что  в правовом режиме имеет место не просто дозволение, обязывание и запрет а:

  1. Общедозволительный тип правового регулирования
  2. Общезапретительный тип правового регулирования

В следствии  чего мы можем вычленить такие  типы правового режима как разрешительный и дозволительный.  Но так же  важным является то что каково же само понятие «режима», режим как мы понимаем это совокупность средств с помощью которого достигается желаемый, предвиденный результат, но от зависимости уровня воздействия и льгот которые находятся в том или ином режиме мы можем отличать различные типы правового режима.

 

 

    1. Механизм правового воздействия

В данном подпункте  мы рассмотрим механизм правового воздействия  а точнее:

- государственное-правовое  воздействие на политику

- государственное-правовое  воздействие на экономику

- государственное-правовое  воздействие на культуру

- государственное-правовое  воздействие на социальную сферу

- и иные

Государственно-правовое воздействие на политику выражается в следующем, что государственные  компетентные  органы издают нормативно-правовые акты регулирующие сферы политической жизни установленные в публичном праве, а так же обеспечивает систему разделения властей. А само право граждан на участие в политической жизни говорит нам о том, что выявляется само функционирование механизма, а так же прямое воздействие на политическую сферу.

Информация о работе Правовое регулирование и правовое воздействие