Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:06, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить работы авторов различных концепций, выявить сходство и различие понятий «правовое воздействие» и «правовое регулирование». Актуальностью является проблема разграничения понятий правового воздействия и правового регулирования в общей теории права. Задачи:
Дать определение понятий правового регулирования и правового воздействия
Изучить и коротко изложить структуру механизма правового воздействия и правового регулирования
Подробно расписать типы и модели правового регулирования
Рассмотреть роль государственных органов в регулировании обществом
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Правовое регулирование и правовое воздействие соотношение и различия....................................................................................................................4
Правовое регулирование и правовое воздействие. Понятие, способы и классификация.................................................................................................4
Механизм правового регулирования..............................................................7
1.3 Механизм правового воздействия..................................................................10
Глава 2. Типы и модели правового регулирования.............................................14
2.1 Типы правового регулирования......................................................................14
2.2 Модели (системы) правового регулирования...............................................16
2.3Модели построения правового материала и “энергетическое поле” правового регулирования.....................................................................................18
2.4 Роль и место государственных органов в правовом регулировании..........20
Заключение.............................................................................................................26
Список используемой литературы.......................................................................28
Государственное-правовое
воздействие на социальную сферу
осуществляется государством посредством
материального и духовного
Государственное-правовое воздействие на экономику данный механизм может регулироваться лишь правовым способом. Данная правовая нормативная форма прямым образом отражает всю сущность экономических отношений и рыночных отношений. Государство имеет свою монополию в следствии чего частные собственники не имеют возможности устанавливать свои цены на производимые продукты.
Конечно же мы не можем оставить без внимания следующие средства правового регулирования как7:
Правовая идеология
Правовая культура
Правосознание
Правовые принципы
Правотворческий процесс
Сейчас мы рассмотрим первые три средства правового регулирования. Итак правосознание.
Правосознание-это одна из форм общественного сознания, так называемая совокупность идей, взглядов чувств. Но стоит заметить что правосознательная структура выглядит следующим образом, это правовая идеология и правовая психология. Как мы все знаем правовая идеология - это система идей, теорий и понятий об осознавании людей о действующем законодательстве. Но как же оно является средством воздействия на общественные отношения и порядок в обществе? Следующим образом что государство путем взаимодействия с высшими институциями дает начальный и последующий образец идеального правового государства в следствии чего возникают юридические доктрины то есть идеи, концепции улучшения того направления государства которое удовлетворяет потребности управомоченного лица. Следующий подпункт из структуирования правосознания является правовая психология. В соответствии с чем государство видит как общество реагирует на принимаемые законы управомоченного лица а так же последующие проекты которые будут рассмотрены и приняты далее.8
Итак на мой взгляд важнейшим средством правового воздействия является правовая культура, которая на основе системы ценностей , убеждений, взглядов которые прямым образом воздействуют на общество и правопорядок путем установления структуры ценностей которые так же являются активным механизмом государства.
Глава 2. Типы и модели правового регулирования.
2.1. Типы правового регулирования.
Если рассмотреть
всю систему права как
С точки зрения неких авторов если брать ввиду право как субстанцию то можно вычленить данные формулы общего типа это общий запрет и общее дозволение 9.
Первая из этих пар - это
тип общедозволительного
Вторая пара - иной тип, который имеет характер разрешительного регулирования. Следующий пример - общий запрет, скажем, в обладании и свободном распоряжении оружием, наркотическими средствами, когда их обладание и использование допускается в виде исключения в разрешительном порядке.
Именно то, что в каждой из упомянутых пар есть общее но лишь одно (либо дозволение, либо запрет) но заметим что есть излишки и исключения которые заставляют нам очерчивать рамки. В этом тексте я задаюсь вопросом каково же первостепенное назначение регулирования??? Ведь эти рамки определяются лишь точными запретами, либо конкретными дозволениями (в различных вариантах и модификациях).Но это позволяет увидеть как и каким образом запрет и дозволение воздействует на механизм правового регулирования, но так же выявляет нам ярким образом как воспроизводятся юридические права, свободы и обязанности человека..
Здесь обнаруживаются весьма четкие закономерности. Если перед нами общий запрет, то ему соответствует только определенные дозволения (разрешительное регулирование). И наоборот, если законодатель установил общее дозволение, то ему по логике существующих здесь связей - юридической логике! - должны соответствовать определенные запреты (общедозволительное регулирование). Следовательно интересен то факт что общие дозволения и общие запреты вычленяются из других явлений тем что они имеют определенные и конкретные дозволения и запреты.
Предпосылки рассматриваемых типов правового регулирования связаны с глубинными основами правового регулирования. Если общедозволительный порядок непосредственно связан с социальной свободой, то при демократическом режиме в обществе разрешительный тип правового регулирования, решающим компонентом которого являются общие запреты, ближайшим образом соотносится с необходимостью высокой упорядоченности общественных отношений, организованности общественной жизни и вытекающей отсюда социальной ответственности. Когда лица строят свое поведение в соответствии с началом “только это”, то, поскольку такой порядок не служит выражением тоталитарной власти, достигается положительный эффект - определенность и четкость в поведении, строгое следование тем его вариантам, которые предусмотрены в юридических нормах, индивидуальных правовых актах.
Значение разрешительного порядка помимо прочего заключается в том, что он может служить оптимальным способом упорядочения деятельности государственных органов, должностных лиц, обеспечивающим введение властных функций в строгие рамки и существенно ограничивающим возможности произвольных действий.
Рассматриваемый тип регулирования является не просто доминирующим, а, в сущности, единственным в области юридической ответственности. Последовательное проведение требований строжайшей законности предполагает такое построение юридической ответственности, при котором она в отношении правомочий компетентных органов имеет строго разрешительный характер и потому подчинена началу “только это”, или в иной формулировке - “не допускается иначе, как”.
2.2 Модели
(системы) правового
Рассмотрим вопрос, который является центральным и в какой-то мере итоговым в данной части книги, - о моделях правового регулирования.
Модели или системы правового регулирования во многом сопряжены с задачами, которые представляются людям (государству, законодателям, гражданам) в отношении данного участка жизни общества. Характером задачи, ее содержанием предопределяются и особенности правовых средств, при помощи которых она решается. Речь здесь идет о том, что законодатель заранее, с расчетом на будущее призван вырабатывать и закреплять в законе надлежащие юридические средства (особые формы, комплексы средств, юридические режимы), предназначенные для использования в любом случае, когда возникает соответствующая потребность.
Но самое важно то что надо выявлять две модели это:
Первая модель - дозволительное построение правового материала, суть которого - в предоставлении лицу возможности самому, своей волей определять свое поведение, что открывает простор для действий лица по своему усмотрению, “по произволу” в позитивном значении этого выражения. Модель, логическая схема построения правового материала в этом случае сводится к двум элементам; это - субъективное право + юридические гарантии10.
Такого рода
юридические гарантии состоят как
в возложении на известных лиц
определенных обязанностей (допустим,
в отношении права
Вторая модель - обязывающее, императивное построение правового материала. Его суть - в обеспечении организованности, строгого порядка в жизни общества, во взаимоотношениях людей, в обеспечении необходимой общественной дисциплины. И потому исходным пунктом в цепи правовых средств является здесь юридическая обязанность, а двумя главными элементами рассматриваемой модели являются - правовая обязанность + юридическая ответственность. За “спиной” же второго из указанных элементов и в данном случае выстраивается цепочка разнообразных средств регулирования, складывающихся - как и в первой модели - из прав, обязанностей, гарантий, правовых актов, действий и др.
Две модели построения
правового материала
2.3 Модели
построения правового
Разумным стоит применить такое понятие как энергетическое поле, чтобы на самом деле охарактеризовать действие механизма правового регулирования.
Энергетическое поле-это поле активности которое выражается в обьективном интересе и действиях. Стоит заметить что самое главное чтобы задачи выявляли тот или иной метод правового регулирования с помощью задач-интересов. Когда задача выступает в качестве задачи-интереса, то это означает, что интерес как мощный фактор как бы сопровождает деятельность по реализации задачи, поддерживая и стимулируя эту деятельность, создает энергию активности, которая все время на протяжении всего пути до достижения результата будет получать своего рода подкрепление, выраженное в интересе, в заинтересованности субъектов деятельности .
Действие упомянутых ранее моделей юридического регулирования, их эффективность, надежность, оправданность в значительной мере зависят от того, каково в данном случае “энергетическое поле” - отрицательное или положительное, поле сдерживания или поле активности11.
На первый взгляд, эффективность, надежность правовых средств обязывающей системы (“обязанность плюс ответственность”) весьма высоки. С помощью этих средств можно точно обозначить объем, сроки, характеристики результата и энергично добиваться эффекта. Но когда эта система функционирует в “отрицательном поле” (а некоторую отрицательную среду она создает и сама по себе: люди не очень-то склонны подчиняться обязательным требованиям, когда кто-то думает и решает за них), то цепочка правовых средств, идущая от задачи к результату, все время находится под давлением разнообразных, во многих случаях постоянных интересов, которые то и дело могут вклиниваться в эту цепочку, усложнять ее, а порой и лишать силы.
Это нередко становится импульсом к тому, чтобы наращивать принудительное воздействие, ужесточать принудительный юридический инструментарий. Но, увы, и тогда процесс, который с помощью мощных обязывающих юридических средств, как казалось, должен был бы привести к наступлению запрограммированного результата, прерывается, и ожидаемый результат не наступает.
Другая система правовых средств - диспозитивная, дозволительная - , основанная на субъективных правах и гарантиях, на первый взгляд, не представляет собой достаточно надежного социального инструмента. Ведь право лишь дает возможность действовать в определенном направлении, обеспечивает простор для этого. Но воспользуются ли субъекты такого рода возможностью, будут ли последовательны в своем поведении, добьются ли они ожидаемого результата - все это остается за пределами юридической области, и если рассматривать только данный его участок (систему “право + гарантия”), то совершенно неясна результативность действия права, не говоря уже о полной неопределенности в отношении сроков, объема ожидаемой деятельности, точных характеристик результата.
Сама постановка вопроса по поводу указанной неопределенности свидетельствует о том, что здесь допускается функционирование системы “право + гарантия” в условиях упомянутого ранее “отрицательного поля”. Между тем по своей природе диспозитивная система (“право + гарантия”) рассчитана на “положительное поле”, т. е. на такую фактическую ситуацию, когда поставленная задача решается, так сказать, в социально благожелательной атмосфере, когда, следовательно, к ее решению подключается и интерес. И правовые средства данной группы (право плюс гарантия), рассчитанные именно на такую атмосферу, на такое “положительное поле”, обеспечивают тем самым высокую степень результативности
2.4 Роль
и место государственных
На пути функционирования
составных элементов и стадий
механизма правового
Правовая форма
деятельности — организационно-
Юридическая суть правовой формы деятельности государства:
— основывается на предписаниях права;
— всегда влечет наступление определенных правовых последствий.12
Информация о работе Правовое регулирование и правовое воздействие