Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:06, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить работы авторов различных концепций, выявить сходство и различие понятий «правовое воздействие» и «правовое регулирование». Актуальностью является проблема разграничения понятий правового воздействия и правового регулирования в общей теории права. Задачи:
Дать определение понятий правового регулирования и правового воздействия
Изучить и коротко изложить структуру механизма правового воздействия и правового регулирования
Подробно расписать типы и модели правового регулирования
Рассмотреть роль государственных органов в регулировании обществом
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Правовое регулирование и правовое воздействие соотношение и различия....................................................................................................................4
Правовое регулирование и правовое воздействие. Понятие, способы и классификация.................................................................................................4
Механизм правового регулирования..............................................................7
1.3 Механизм правового воздействия..................................................................10
Глава 2. Типы и модели правового регулирования.............................................14
2.1 Типы правового регулирования......................................................................14
2.2 Модели (системы) правового регулирования...............................................16
2.3Модели построения правового материала и “энергетическое поле” правового регулирования.....................................................................................18
2.4 Роль и место государственных органов в правовом регулировании..........20
Заключение.............................................................................................................26
Список используемой литературы.......................................................................28
В отличие от фактической, правовая форма деятельности имеет четко выраженные признаки (черты):
1) предполагает
разбирательство юридического
2) использует нормы материального или процессуального права в качестве специального рабочего инструментария;
3) осуществляется исключительно уполномоченными на то субъектами (правосудие — судьями, расследование — следователями);
4) закрепляется
в официальных процессуальных д
5) в ходе разбирательства
дела регламентирует
6) при разбирательстве
дел использует достижения
Основные правовые формы деятельности государства:
• правотворческая;
• правоприменительная;
• правоохранительная;
• учредительная;
• контрольно-надзорная.
Правотворческая деятельность — правовая форма деятельности государства, направленная на официальное установление (санкционирование) и изменение норм права компетентными органами, выражающаяся в подготовке, принятии и обнародовании нормативно-правовых актов.
Субъекты правотворчества — народ, высшие компетентные органы.
Правоприменительая деятельность — правовая форма деятельности государства, которая обеспечивает беспрерывность процесса осуществления нормативно-правовых предписаний путем наделения одних участников правовых отношений субъективными юридическими правами, а других — субъективными юридическими обязанностями; состоит в рассмотрении и решении индивидуальных дел, имеющих юридическое значение.
Управленческая природа деятельности по разрешению индивидуально-конкретных дел —- глубинная и определяющая основа правоприменения. Особенность правоприменительной деятельности состоит в ее властном характере, который проявляется в государственной воле управляющих (правоприменительных
Процессуальное право — система норм, определяющих процедуру реализации норм материального права в различных формах правовой деятельности уполномоченных на то субъектов по отношению к управляемым в целях разрешения конкретных правовых ситуаций. Властное воздействие на поведение непосредственных субъектов права происходит в ходе рассмотрения индивидуальных дел и вынесения по ним конкретных авторитарно-правовых предписаний, а также в ходе реального претворения в жизнь этих предписаний. Юридическое содержание правоприменительной деятельности образуют корреспондирующие друг другу права и обязанности их субъектов: право компетентного органа разрешить дело и обязанность заинтересованных в деле лиц выполнить принятое решение. Фактическое содержание правоприменительной деятельности состоит в деятельности уполномоченных органов и должностных лиц по изучению обстоятельств дела, его юридической квалификации и вынесению акта применения права, а также в действиях заинтересованных в деле лиц в связи с его рассмотрением и принятием решения.
Правоохранительная деятельность — правовая форма деятельности государства, которая направлена на охрану общественных отношений, урегулированных правом, на защиту индивида от правонарушений и привлечения виновных к ответственности.13 Любые органы государства в той или иной мере осуществляют правоохранительную деятельность, поэтому её можно считать одной из разновидностей правоприменительной деятельности. Вместе с тем существуют и такие органы, для которых эта деятельность является основной — органы прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности, таможенные органы, органы охраны государственной границы, органы государственной налоговой службы, государственной контрольно-ревизионной службы рыбоохраны, государственной лесной охраны.
Контрольно-надзорная деятельность — правовая форма деятельности органов государства, которая выражается в совершении юридических действий по наблюдению и проверке соответствия исполнения и соблюдения подконтрольными субъектами правовых предписаний и пресечения правонарушений определенными организационно-правовыми средствами. Контрольную деятельность осуществляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, однако она производится как в разном объеме, так и в различных вопросах и сферах правового регулирования.
В настоящее время в мире сложилось несколько видов контрольно-надзорной деятельности. Это — контроль над конституционностью законов и иных нормативно-правовых актов (осуществляется Конституционным судом либо общими судами; прокуратурой, специальными должностными лицами — омбудсманами и др.). Это — финансовый контроль как составная часть общего контроля (осуществляется финансовыми палатами /Австрия/, генеральными контролёрами /Колумбия/, генеральными аудиторами /Нигерия/ и др.). Следует отметить, что контрольно-надзорная деятельность государства приобретает всё более важный характер. Наряду с законодательной, исполнительной, судебной властями в демократически развитых государствах контрольно-надзорная деятельность государства оформляется в новую ветвь власти.
Юридическим результатом контрольно-надзорной деятельности является контрольно-правовой акт (решение, постановление, представление, предостережение, частное определение, сообщение и др.), который содержит предписания констатирующего порядка, т.е. установленные вследствие проверки положительные моменты, а наряду с ними правоохранительные предписания по устранению обнаруженных правонарушений.
Стадии контрольно-надзорной
деятельности (например, прокурорского
надзора, судебного и арбитражного
контроля, государственного контроля
инспекций): организационно-
Учредительная деятельность — это правовая форма деятельности государства, которая выражается в реализации на основе норм материального права полномочий по формированию, преобразованию или упразднению органов государства, их структурных подразделений, должностных лиц.14
Непосредственное назначение учредительной деятельности — кадровое обеспечение всех звеньев государственной власти и управления. Определяющей стадией учредительной деятельности является избирательный процесс, состоящий в реализации избирательных прав граждан по формированию представительных органов государства и высших должностных лиц.
К неправовым формам деятельности государства относят, прежде всего, чисто организационную работу, не требующую строгого юридического оформления, не связанную с совершением юридически значимых действий, влекущих за собой правовые последствия. Например, культурно-массовая, технически-исполнительская, организационно-экономическая, вооруженная защита страны. Однако это не означает, что организационная деятельность никак не регулируется правом. Она подзаконна, осуществляется в рамках действующего законодательства и в пределах компетенции тою или иного органа. Правом здесь регулируется только общая процедура совершения действий. Осуществление организационных действий — это повседневные и разнообразные проявления управленческой деятельности, лишенные юридической оболочки.
Заключение
В связи с
этим возникает принципиальный вопрос:
можно ли любое государственное
воздействие правовыми
Однако правовое воздействие охватывает как собственно юридические, так и неюридические каналы влияния. Такие виды правового воздействия, как информационное, ценностно-воспитательное (ориентационное), превентивно-психологическое, культурологическое и т.п., характеризуют внешнее (неюридическое) функционирование правовой системы как системы открытой, взаимодействующей с другими социальными системами. "Право, есть психический фактор общественной жизни, и оно действует психически. Его действие состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержанию (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще в воспитании народной психики и соответствующем характеру и содержанию действующих правовых норм направлении (педагогическое действие права)". В современной литературе на данное направление правового воздействия также неизменно обращается внимание: "Правовое воздействие характеризует право в действии, все направления и формы влияния права на общественную жизнь, в том числе и на функционирование права в качестве духовного фактора". С приведенным высказыванием вполне можно было бы согласиться, но с определенным уточнением. Понятие "правовое воздействие" охватывает не только действие права, но и то влияние, которое оказывают на общественные отношения и на сознание их участников другие правовые феномены (правосознание, правовая культура и др.). Действие самого права выступает лишь частью правового воздействия. Действие права имеет свою внутреннюю и внешнюю стороны. Внутренняя сторона связана с восприятием права его адресатами. Внешняя - с теми специфическими формами и методами, которыми заявляет о себе право, а также формами и методами правомерного поведения управомоченных и обязанных субъектов.
Хотелось бы отметить что были рассмотрены такие вопросы как определение понятий и само взаимодействие правового регулирования и правового воздействия, так же как государство регулирует общество. Немаловажен тот факт что правовое регулирование и правовое воздействие как сходно, так и различно, все подробное различие было описано в данной курсовой работ.
Правовое регулирование
как одно из магистральных направлений
действия права преследует общую
социальную цель: создание необходимых
условий для поступательного
развития общества. Общей юридической
целью правового регулирования
Список используемой литературы
Монографический материал:
1) Алексеев С.С.
Механизм правового
2) Алексеев С. С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999 г.;
3) Гойман В.
И. Действие права (
4) Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972 г.;
5) Комаров С. А. Общая теория государства и права. – М., 1998 г.;
6) Лившиц Р. З. Теория права. – М.: БЕК, 1994 г.;
7) Малько А.
В. Эффективность правового
8) Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994 г.;
9) Малько А.
В. Механизм правового
10) Матузов Н. И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов. 1972 г.;
11) Матузов Н.
И. Правовая система и
12) Поленина
С. В. Качество закона и
13) Проблемы теории государства и права / Под ред. С. С. Алексеева. М., 1987 г.; Эффективность правовых норм. М., 1980 г.
Учебники и хрестоматийный материал:
14) Общая теория
государства и права.
15) Общая теория права / Под ред. А. С. Пиголкина. – М., 1996 г.;
16) Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1994 г.;
17) Спиридонов Л. И. Теория государства и права. – М., 1995 г.;
18) Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2000 г.;
19) Теория государства
и права / Под ред. В. М.
Корельского и В. Д.
20) Черданцев А. Ф. Теория государства и права. М., 1999 г.;
21) Хропанюк В. Н. Теория государства и права / Под ред. В. Г. Стрекозова. – М., 1998 г.;
Ссылки на статьи из энциклопедий и словарей
22) Юридический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Сухарев А.Я.; Редкол.: Богуславский М.М., Козырь М.И., Садиков О.Н. и др. - 2-е изд. доп. – М.: Советская энциклопедия, 1987.-528 с.
1 Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966 г.;
2 Алексеев С. С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999 г.
Информация о работе Правовое регулирование и правовое воздействие