Правовое регулирование и правовое воздействие

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить работы авторов различных концепций, выявить сходство и различие понятий «правовое воздействие» и «правовое регулирование». Актуальностью является проблема разграничения понятий правового воздействия и правового регулирования в общей теории права. Задачи:
Дать определение понятий правового регулирования и правового воздействия
Изучить и коротко изложить структуру механизма правового воздействия и правового регулирования
Подробно расписать типы и модели правового регулирования
Рассмотреть роль государственных органов в регулировании обществом

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Правовое регулирование и правовое воздействие соотношение и различия....................................................................................................................4
Правовое регулирование и правовое воздействие. Понятие, способы и классификация.................................................................................................4
Механизм правового регулирования..............................................................7
1.3 Механизм правового воздействия..................................................................10
Глава 2. Типы и модели правового регулирования.............................................14
2.1 Типы правового регулирования......................................................................14
2.2 Модели (системы) правового регулирования...............................................16
2.3Модели построения правового материала и “энергетическое поле” правового регулирования.....................................................................................18
2.4 Роль и место государственных органов в правовом регулировании..........20
Заключение.............................................................................................................26
Список используемой литературы.......................................................................28

Файлы: 1 файл

дополн. курсовая.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

В отличие от фактической, правовая форма деятельности имеет четко выраженные признаки (черты):

1) предполагает  разбирательство юридического дела (принятие нормативно-правового  акта, вынесение приговора и др.);

2) использует  нормы материального или процессуального права в качестве специального рабочего инструментария;

3) осуществляется  исключительно уполномоченными  на то субъектами (правосудие  — судьями, расследование —  следователями);

4) закрепляется  в официальных процессуальных документах (приговоре, протоколе допроса, постановлении о производстве обыска и др.);

5) в ходе разбирательства  дела регламентирует складывающиеся  отношения системой норм процессуального  права';

6) при разбирательстве  дел использует достижения юридической техники (напр., в разбирательстве уголовных дел широко применяется криминалистика).

Основные правовые формы деятельности государства:

• правотворческая;

• правоприменительная;

• правоохранительная;

• учредительная;

• контрольно-надзорная.

Правотворческая деятельность — правовая форма деятельности государства, направленная на официальное установление (санкционирование) и изменение норм права компетентными органами, выражающаяся в подготовке, принятии и обнародовании нормативно-правовых актов.

Субъекты правотворчества — народ, высшие компетентные органы.

Правоприменительая  деятельность — правовая форма деятельности государства, которая обеспечивает беспрерывность процесса осуществления  нормативно-правовых предписаний путем  наделения одних участников правовых отношений субъективными юридическими правами, а других — субъективными юридическими обязанностями; состоит в рассмотрении и решении индивидуальных дел, имеющих юридическое значение.

Управленческая  природа деятельности по разрешению индивидуально-конкретных дел —- глубинная и определяющая основа правоприменения. Особенность правоприменительной деятельности состоит в ее властном характере, который проявляется в государственной воле управляющих (правоприменительных

Процессуальное  право — система норм, определяющих процедуру реализации норм материального права в различных формах правовой деятельности уполномоченных на то субъектов по отношению к управляемым в целях разрешения конкретных правовых ситуаций. Властное воздействие на поведение непосредственных субъектов права происходит в ходе рассмотрения индивидуальных дел и вынесения по ним конкретных авторитарно-правовых предписаний, а также в ходе реального претворения в жизнь этих предписаний. Юридическое содержание правоприменительной деятельности образуют корреспондирующие друг другу права и обязанности их субъектов: право компетентного органа разрешить дело и обязанность заинтересованных в деле лиц выполнить принятое решение. Фактическое содержание правоприменительной деятельности состоит в деятельности уполномоченных органов и должностных лиц по изучению обстоятельств дела, его юридической квалификации и вынесению акта применения права, а также в действиях заинтересованных в деле лиц в связи с его рассмотрением и принятием решения.

Правоохранительная  деятельность — правовая форма деятельности государства, которая направлена на охрану общественных отношений, урегулированных правом, на защиту индивида от правонарушений и привлечения виновных к ответственности.13 Любые органы государства в той или иной мере осуществляют правоохранительную деятельность, поэтому её можно считать одной из разновидностей правоприменительной деятельности. Вместе с тем существуют и такие органы, для которых эта деятельность является основной — органы прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности, таможенные органы, органы охраны государственной границы, органы государственной налоговой службы, государственной контрольно-ревизионной службы рыбоохраны, государственной лесной охраны.

Контрольно-надзорная  деятельность — правовая форма деятельности органов государства, которая выражается в совершении юридических действий по наблюдению и проверке соответствия исполнения и соблюдения подконтрольными субъектами правовых предписаний и пресечения правонарушений определенными организационно-правовыми средствами. Контрольную деятельность осуществляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, однако она производится как в разном объеме, так и в различных вопросах и сферах правового регулирования.

В настоящее  время в мире сложилось несколько видов контрольно-надзорной деятельности. Это — контроль над конституционностью законов и иных нормативно-правовых актов (осуществляется Конституционным судом либо общими судами; прокуратурой, специальными должностными лицами — омбудсманами и др.). Это — финансовый контроль как составная часть общего контроля (осуществляется финансовыми палатами /Австрия/, генеральными контролёрами /Колумбия/, генеральными аудиторами /Нигерия/ и др.). Следует отметить, что контрольно-надзорная деятельность государства приобретает всё более важный характер. Наряду с законодательной, исполнительной, судебной властями в демократически развитых государствах контрольно-надзорная деятельность государства оформляется в новую ветвь власти.

Юридическим результатом  контрольно-надзорной деятельности является контрольно-правовой акт (решение, постановление, представление, предостережение, частное определение, сообщение и др.), который содержит предписания констатирующего порядка, т.е. установленные вследствие проверки положительные моменты, а наряду с ними правоохранительные предписания по устранению обнаруженных правонарушений.

Стадии контрольно-надзорной  деятельности (например, прокурорского  надзора, судебного и арбитражного контроля, государственного контроля инспекций): организационно-подготовительная; установление фактических обстоятельств дела и их анализ; выработка и принятие решения по делу; проверка исполнения решения.

Учредительная деятельность — это правовая форма  деятельности государства, которая  выражается в реализации на основе норм материального права полномочий по формированию, преобразованию или упразднению органов государства, их структурных подразделений, должностных лиц.14

Непосредственное  назначение учредительной деятельности — кадровое обеспечение всех звеньев  государственной власти и управления. Определяющей стадией учредительной деятельности является избирательный процесс, состоящий в реализации избирательных прав граждан по формированию представительных органов государства и высших должностных лиц.

К неправовым формам деятельности государства относят, прежде всего, чисто организационную работу, не требующую строгого юридического оформления, не связанную с совершением юридически значимых действий, влекущих за собой правовые последствия. Например, культурно-массовая, технически-исполнительская, организационно-экономическая, вооруженная защита страны. Однако это не означает, что организационная деятельность никак не регулируется правом. Она подзаконна, осуществляется в рамках действующего законодательства и в пределах компетенции тою или иного органа. Правом здесь регулируется только общая процедура совершения действий. Осуществление организационных действий — это повседневные и разнообразные проявления управленческой деятельности, лишенные юридической оболочки.

 

 

Заключение

В связи с  этим возникает принципиальный вопрос: можно ли любое государственное  воздействие правовыми способами  на общественную жизнь признавать правовым регулированием? В юридической литературе последних десятилетий все увереннее  прокладывает себе дорогу идея о том, что эта совокупность всех правовых форм влияния на сознание и поведение людей должна обозначаться понятием "правовое воздействие", в структуре которого большое место занимают правосознание, правовая культура, правовые принципы, правотворческий процесс и, конечно, механизм правового регулирования. Образуя целостную систему, действуя в комплексе, все эти правовые явления осуществляют правовое воздействие на сознание и поведение людей. Таким образом, правовое воздействие (как функционирование правовой системы в целом) вполне правомерно рассматривают как результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса).

Однако правовое воздействие охватывает как собственно юридические, так и неюридические  каналы влияния. Такие виды правового  воздействия, как информационное, ценностно-воспитательное (ориентационное), превентивно-психологическое, культурологическое и т.п., характеризуют внешнее (неюридическое) функционирование правовой системы как системы открытой, взаимодействующей с другими социальными системами. "Право, есть психический фактор общественной жизни, и оно действует психически. Его действие состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержанию (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще в воспитании народной психики и соответствующем характеру и содержанию действующих правовых норм направлении (педагогическое действие права)". В современной литературе на данное направление правового воздействия также неизменно обращается внимание: "Правовое воздействие характеризует право в действии, все направления и формы влияния права на общественную жизнь, в том числе и на функционирование права в качестве духовного фактора". С приведенным высказыванием вполне можно было бы согласиться, но с определенным уточнением. Понятие "правовое воздействие" охватывает не только действие права, но и то влияние, которое оказывают на общественные отношения и на сознание их участников другие правовые феномены (правосознание, правовая культура и др.). Действие самого права выступает лишь частью правового воздействия. Действие права имеет свою внутреннюю и внешнюю стороны. Внутренняя сторона связана с восприятием права его адресатами. Внешняя - с теми специфическими формами и методами, которыми заявляет о себе право, а также формами и методами правомерного поведения управомоченных и обязанных субъектов.

Хотелось бы отметить что были рассмотрены такие  вопросы как определение понятий и само взаимодействие правового регулирования и правового воздействия, так же как государство регулирует общество. Немаловажен тот факт что правовое регулирование и правовое воздействие как сходно, так и различно, все подробное различие было описано в данной курсовой работ.

Правовое регулирование  как одно из магистральных направлений  действия права преследует общую  социальную цель: создание необходимых  условий для поступательного  развития общества. Общей юридической  целью правового регулирования является создание в обществе стабильного правопорядка, а также системы органов, способных этот правопорядок поддерживать и защищать.

Список  используемой литературы

Монографический материал:

1) Алексеев С.С.  Механизм правового регулирования  в социалистическом государстве. М., 1966 г.;

2) Алексеев С.  С. Право. Опыт комплексного  исследования. М., 1999 г.;

3) Гойман В.  И. Действие права (Методологический  анализ). М., 1992 г.;

4) Горшенев В.  М. Способы и организационные  формы правового регулирования  в социалистическом обществе. М., 1972 г.;

5) Комаров С.  А. Общая теория государства  и права. – М., 1998 г.;

6) Лившиц Р.  З. Теория права. – М.: БЕК, 1994 г.;

7) Малько А.  В. Эффективность правового регулирования  // Правоведение. 1990 г. № 6.;

8) Малько А.  В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994 г.;

9) Малько А.  В. Механизм правового регулирования  (лекция) // Правоведение. 1996 г. № 3.

10) Матузов Н.  И. Личность. Права. Демократия. Теоретические  проблемы субъективного права.  Саратов. 1972 г.;

11) Матузов Н.  И. Правовая система и личность. Саратов, 1987 г.;

12) Поленина  С. В. Качество закона и эффективность  законодательства. М., 1993 г.;

13) Проблемы  теории государства и права  / Под ред. С. С. Алексеева.  М., 1987 г.; Эффективность правовых норм. М., 1980 г. 

Учебники и  хрестоматийный материал:

14) Общая теория  государства и права. Академический  курс. В 2-х т. Т. 2 / Под ред.  М. Н. Марченко. М., 1998 г.;

15) Общая теория  права / Под ред. А. С. Пиголкина.  – М., 1996 г.;

16) Общая теория  права и государства / Под ред.  В. В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1994 г.;

17) Спиридонов  Л. И. Теория государства и  права. – М., 1995 г.;

18) Теория государства  и права. Курс лекций / Под ред.  Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2000 г.;

19) Теория государства  и права / Под ред. В. М.  Корельского и В. Д. Перевалова. М., 2000 г.;

20) Черданцев  А. Ф. Теория государства и  права. М., 1999 г.;

21) Хропанюк  В. Н. Теория государства и  права / Под ред. В. Г. Стрекозова. – М., 1998 г.;

Ссылки  на статьи из энциклопедий и словарей

22) Юридический  энциклопедический словарь/ Гл. ред. Сухарев А.Я.; Редкол.: Богуславский М.М., Козырь М.И., Садиков О.Н. и др. - 2-е изд. доп. – М.: Советская энциклопедия, 1987.-528 с.

1  Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966 г.;

2 Алексеев С. С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999 г.

Информация о работе Правовое регулирование и правовое воздействие