Правовое государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление проблем развития правового государства и гражданского общества. Для достижения поставленной цели определим следующие задачи:
рассмотреть развитие идеи правового государства и основные этапы развития гражданского общества;
раскрыть сущность понятий «гражданское общество» и «правовое государство»;
выявить основные признаки правового государства и принципы функционирования гражданского общества;
проследить взаимодействие правового государства и гражданского общества.
Для решения поставленных задач нами было изучено немалое количество различных источников, касающихся рассматриваемых вопросов, труды ученых прошлого и современности по рассматриваемой проблематике.

Оглавление

Введение………………………………………………………….3-4стр.

I. Гражданское общество: понятие, основные этапы развития, принципы функционирования……………………………………………………..5-9стр.

II. Правовое государство: развитие идеи, понятие и основные признаки………………………………………………………….10-14стр.
III. Взаимодействие правового государства и гражданского общества…………………………………………………………….15-20стр.
Заключение…………………………………………………..21-22стр.

Список источников и литературы…………………………..23стр.

Файлы: 1 файл

курс раб сам посл.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

     К. Маркс в своих работах уделил большое значение экономическим основам функционирования гражданского общества, обращая особое внимание связанным с ним политическим особенностям   В частности, в ранних произведениях он достаточно часто употреблял это понятие. Ученый отождествлял понятия «гражданское» и «буржуазное» общество.

     Впоследствии  Маркс  делает замену не очень четкого термина «гражданское общество» широко известными ныне понятиями: «производительные силы», «производственные отношения», «способ производства», «базис», «надстройка» и т.д.

     В середине XX века идеи гражданского общества получили распространение в западной политической мысли. Являясь по происхождению  западноевропейской, теория гражданского общества получила новое толкование в России. Большой вклад в данную теорию внесли такие ученые как А.С.Хомякоу, К.А.Аксаков, А.А.Киреев,  Ф.М.Достоевский, Н.Я.Данилевский и другие.

       В  начале XX века в России  этой теории уделяли внимание  Н.А.Бердяев,   П.И.Новгородцев,    В.С.Соловьев, С.Л.Франк и другие.

     Второе  рождение идея гражданского общества получила в посткоммунистическое  развитие стран Восточной Европы.  Многие западные ученые, такие как Дж. Мигдал, П. Левис, Р. Саква. Э. Геллнер, Ф. Шмиттер, А. Селигман, Р. Патнем высказали свои взгляды на эти события многочисленными трудами по проблемам гражданского общества.

     По  множеству работ юристов, политологов, философов, посвященных этой теме, можно  говорить об интересе к изучению гражданского общества и его институтов, о  возрождении его в России.

     В русском языка термин «гражданское общество», по мнению многих ученых, является не совсем удачным. В.Е. Чиркин, например, утверждает, что понятие гражданского общества отсутствует во многих конституциях мира, в частности и в действующей Конституции РФ, но необходимо отметить, что разработки и принятия ее этот вопрос рассматривался и даже был выделен специальный раздел «Гражданское общество».

     Различают два смысла понятия «гражданское общество»: теоретический и практический. 

     Гражданское общество - это  наибольшим  образом, социально-экономическая и личная сфера жизнедеятельности людей, которые реально складываются отношения между ними; т.е. свободное демократическое правовое цивилизованное общество.

     Таким образом, сущность  идеи гражданского общества состоит в том,  что  главным действующим лицом гражданского общества признается человек. Именно человек как личность, т.е. индивид, который имеет определенную обусловленную систему потребностей, интересов и ценностей. Именно это превращает человека в главного участника общественного развития. Гражданское общество  базируется на определенных принципах, т.е. основных началах, руководящих идеях, которые пронизывающие всю его сущность.            И  здесь уместно привести  принцип: «Разрешено все, что не запрещено законом» - ведущий принцип гражданского общества.

     Но  использовать  указанный демократический  принцип надо  осторожно, т.к. он является необходимым условием созидания  и функционирования гражданского общества. В литературе, кроме перечисленных, выделяются следующие наиболее общие идеи и принципы, лежащие в основе                     любого гражданского общества это  безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина; равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности; правовое государство; политический и идеологический плюрализм, свобода слова и печати, независимость средств массовой информации; невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; партнерство и национальное согласие; эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей и другие.

     Следовательно, гражданское общество, так как  государство, во-первых, защищает общество от преступных элементов и от внешнего нападения; во-вторых, охраняет права  и свободы членов общества; в-третьих, реализует социальные и иные программ мы, направленные на смягчение социальных противоречий; в-четвертых, решает глобальные проблемы - энергетическую, сырьевую, продовольственную, экологическую и др.8

     Таким образом, гражданское общество - правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому, развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Перечисленные критерии определения гражданского общества показывают уровень развития общества, а также личные и социальные качества его членов. 
 

II.  Правовое государство:

развитие  идеи, понятие и  основные признаки 

     На  ранних этапах развития человеческой цивилизации начали формироваться представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона. Такие мыслители античности  как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон

пытались  выявить  связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы, по их мнению,  обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи.

     Ученые  древности  полагали, что  является наиболее разумной и справедливой  лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязятелен как для граждан, так и для самого государства.

     По  мнению  мыслителей того времени  государственная власть, признающая право, и, одновременно, ограниченная им, считается справедливой государственностью. Аристотель, например, писал: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя». Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке».

     Рост  производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождает новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

     Проблемам правовой государственности  уделили  большое знасчсение прогрессивные мыслители  своего времени такие как   Н. Макиавели                    и Ж. Баден.

     В процессе  буржуазных революций  в разработку концепции значительный вклад внесли прогрессивные мыслители  Г.Гроций, Б.Спиноза,  Д.Локк, Ш.Монтескье, Д.ДидроП.Гольбах, Т.Джефферсон и другие. А продолжили их традиции, внеся огромный  вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности Вольтер, Гельвеций, Руссо, Пейн и другие видные мыслители.

     Обоснованию теории правового государства посвятил свои работы  И.Кант, который детально разработал философскую основу  данной теории, центральное место в которой занимает человек, личность.

     В правовом государстве гражданин  должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному  исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину. Возможность правовой организации Кант непосредственно связывает с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную.

     Философская концепция правового государства  по Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.

     По  мнению Гегеля государство это тоже право, но наиболее развитое и содержательное, включающее  в себя признание прав личности, семьи и общества. Ученый возводит государство в абсолют,  который стоит над личностью и обществом, он указывает, что бытие государства предшествует развитию гражданского общества.  Именно это утверждении впоследствии подвергнется усиленной критике со стороны К.Маркса, который считал данное утверждение главным пороком гегелевской концепции государства. По мнению  Гегеля, государство представляет собой  достаточно совершенную организацию общественной жизни, строящейся на правовой основе,  и которая представляет царство реализованной свободы. Ведь где как ни в  государстве и через государство реализуются высшие нравственные ценности человека.

     Большая ценность гегелевской точки зрения  на государство в том, что принудительная функция в нем играет малое значение. А доминирующим является наличие  четкой социальной и правовой направленности государственной деятельности,  а также ее глубокое нравственное содержание, разумность и полезность для общества и индивида.

     Карл  Маркс  анализировал государство и право и  исходил из  открытой им классовой теории общественного развития. В соответствии с этой теорией государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в  итоге установления диктатуры пролетариата в ходе  перехода к обществу без классов. Рассматривая  соотношение буржуазного государства и права, Маркс указывает, что юридический закон является  продуктом и отражением материальных производственных отношений классового общества. Законодательство лишь закрепляет требования, которые диктуются экономическими отношениями.

     Труды таких политических мыслителей своего времени  Д.И.Писарева,  А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, А.И.Радищева,  И. М. Муравьева  оказали  большую роль в развитии идеи правового государства.

     Теоретическое обоснование, приобретя некую завершенность, концепция правового государства в России  приобрела  в  трудах  видных правоведов и философов предоктябрьского периода: С.А.Котляревского, П.И.Новгородцева, С.А.Муромцева,  Г.Ф.Шершеневича, Б.Н.Чичерина, Н.А.Бердяева и  многих других.

     После Октябрьской революции 1917 года в  нашем государстве в силу ряда причин объективного и субъективного  характера  идеи правового государства  были совсем исключены из реальной повседневной  жизни.  Благодаря правовому нигилизм, учитывая что сосредоточение  реальной власти в руках партийно-государственного аппарата, а также  наличие отрыва данной власти от народа привели к тому, что было полное отрицание  в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости а, в итоге, к  тому, что на долгие годы была установлена тоталитарная  государственность.

     Советская наука в тот период времени  не признавала  идею правового государства, более того, считала ее вредной, буржуазной.  В последние годы в русле реформ, которые проходят  в стране, произошли огромные  изменения в научных мнениях на государство и право, отчетливо наметились совершенно новые подходы к оценке их роли в политической системе общества. Использовав научное наследие прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных цивилизованных государствах, российской правоведение, а также философская, экономическая и политическая мысль обозначили подлинные очертания будущего правового государства в нашем обществе. Без концептуальных  утверждений  и путей  формирования правового государства, учитывая  конкретные  условия  развития страны не было бы продвижения к намеченной цели, обозначенной   в трудах    С.С.Алексеева, В.Д.Зорькина, В.Н.Кудрявцева, Б.Л.Лазарева, Р.З.Лившица, В.С.Нерсесянца, М.И.Пискотина, Ю.А.Тихомирова, Б.И.Топорнина, Р.А.Халфиной, З.М.Черниловского и других.

     Таким образом,  теория правового государства  является многомерным развивающимся  явлением  и в ходе общественного прогресса налицо  приобретение новых свойств, наполнение совершенно новым содержанием, которое соответствует конкретным условиям существования общества и уровню его формирования. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом.

     Необходимо  отметить, что идея правового государства  в условиях современной действительности нашла значительное освещение в  работах отечественных философов, политологов, социологов, юристов.                            Прежде всего, признаётся, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также            от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека,               его свободу. Речь также идёт о государстве, ограничиваются   в своих действиях правом, и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество