Правовое государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление проблем развития правового государства и гражданского общества. Для достижения поставленной цели определим следующие задачи:
рассмотреть развитие идеи правового государства и основные этапы развития гражданского общества;
раскрыть сущность понятий «гражданское общество» и «правовое государство»;
выявить основные признаки правового государства и принципы функционирования гражданского общества;
проследить взаимодействие правового государства и гражданского общества.
Для решения поставленных задач нами было изучено немалое количество различных источников, касающихся рассматриваемых вопросов, труды ученых прошлого и современности по рассматриваемой проблематике.

Оглавление

Введение………………………………………………………….3-4стр.

I. Гражданское общество: понятие, основные этапы развития, принципы функционирования……………………………………………………..5-9стр.

II. Правовое государство: развитие идеи, понятие и основные признаки………………………………………………………….10-14стр.
III. Взаимодействие правового государства и гражданского общества…………………………………………………………….15-20стр.
Заключение…………………………………………………..21-22стр.

Список источников и литературы…………………………..23стр.

Файлы: 1 файл

курс раб сам посл.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

    Рассмотрим более обстоятельно основополагающие выводы учёных относительно правового государства. По мнению представителей философии, правовое государство – это государство, в котором не издаётся никаких законов, противоречащих нравственным идеям права. При таком понимании правовое государство само себя ограничивает, основывает свою деятельность на принципах права и справедливости. 

    В литературе по политологии в большинстве случаев утверждается, что правовым может называться такое государство, в котором верховенство принадлежит не вообще  закону, а закону, который выражает и защищает интересы общества, а не господствующего слоя. В названной трактовке представляет теоретический интерес то, что концепция правового государства связывается с принципом верховенства закона, как акта, принятого законодательным органом, согласно специальной демократической процедуре.

    В отечественной юридической науке содержатся определения правового государства, теоретическая значимость которых объясняется актуальностью рассматриваемой темы. Обратим внимание на некоторые определения и выводы учёных.

    По мнению А.В.Малько, «правовое государство – такое государство, в котором создаются условия для определённых ограничений с помощью права деятельности политической власти в целях недопущения злоупотреблений».9

     А.Ф.Черданцев кратко выражает суть правового государства так: «правовое государство – государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и, которое признаёт и охраняет права и свободы граждан».10

     В.А. Четвернин полагает, что «правовое государство – государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина». 11

     Как видно, названные положения, относящиеся  к правовому государству, объединяют наиболее значимые показатели, свойственные этому                феномену. Нельзя отрицать того, что правовое государство - системообразующая структура,   включающая   ряд   составляющих   элементов.  В этой  связи можно предложить  следующее определение правового государства:  это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим                    конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей  и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.

    В качестве важнейших элементов, которые характеризуют правовое государство, в юридической литературе обычно выделяются  четыре основных:

верховенство закона во всех сферах общественной жизни; разделение властей; реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития; взаимная ответственность государства и личности.

    Конечно, в литературе существует  ещё  множество признаков, но они, как правило, являются частными. К  ним   можно  отнести плюрализм; независимое правосудие; стабильность законности и правопорядка в обществе и другие.

     Таким образом, правовое государство - это  такое государство, в котором  создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также  для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений, т е. это такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. 
 

III. Взаимодействие правового государства и гражданского общества

     Взаимоотношение гражданского общества и государства. Этот вопрос давно носит спорный  характер. У этой полемики давняя история,  продолжающаяся  и по сей день.

      В начале XIX века отмечаются две различные по своему характеру линии, которые касаются обоснования понятий  «гражданское общество» и  «государство».

     Первая  линия базируется на германской  культурной  традиции, представителем которой является Гегель. Лишь государство  может достичь общий интерес. Маркс сделал предложение разрешить  данный вопрос, исключив  отличия между гражданским обществом и                                   государством путем обобществления государства и политики. Именно это обстоятельство  привело к тому, что государство уравнялось с обществом, поглотило его.

     Вторая  линия  делает особый акцент на  свободу  и ставит ее выше всех ценностей, на саморегулятивную функцию гражданского общества. Приверженцы такой точки  зрения обращают свое внимание на разрушительную силу государства, которая способна  оказать деструктивное воздействие на многие важные институты (семья, церковь, профессиональные союзы, ассоциации и т.д).

     А.Арато  сделал предложение  вместо противопоставления государства и гражданского общества  такую модель, которая состоит из 3-х частей – это общество: гражданское, политическое  и экономическое.

     Наиболее  точно, на мой взгляд, получилось осуществить  формулировку положений, основывающееся на взаимоотношениях  гражданского общества и государства, З.М. Черниловскому. Ученый  отмечает, что:

     1. Отсутствует  зависимость между  существованием государства и  наличием или отсутствием гражданских  начал в жизни общества.   В результате противопоставления гражданского общества и государства возникает                ситуация когда государство монополизирует те или другие функции,                            а его аппарат превращается в оторванную от общества корпорацию.

     2. Государство, в пределах которого имеется определенное  гражданское общество, приносит ему надлежащую защиту в том, что                                   касается благосостояния граждан и их особым целям, если только  нет  противоречия с законом.

     3. Именно от государства гражданское  общество вправе потребовать  защиту жизни и  здоровья,  а также безопасности его граждан.

     4. Собственно на государство возлагается  определенная  обязанность осуществлять  социальные программы,  которые  могут смягчать противоречия  между достатком одних и нищетой  других.

     5. Государством может быть  обеспечено  с наличие  существования этого сообщества, а также его материальное и духовное сближение с другими  людьми.

     В юридической литературе неоднократно высказывалось мнение о недопустимости жесткого размежевания гражданского общества и государства, поскольку современные  условия существенно отличаются от тех, которые были в период формирования буржуазных общественных отношений.                                 В частности, указывается, что в нынешних условиях наблюдается вполне обоснованное усиление проникновения государства в сферу гражданского общества.

     По  мнению многих ученых, все меньше остается сфер, которые составляли бы исключительную компетентность гражданского общества, очищенного от государственного влияния  и вмешательства. Поэтому отделить функции государства от функций  общества не реально. Напротив усиливаются связи государства и гражданского общества. И хотя государство не входит в качестве элемента в состав гражданского общества, оно обеспечивает нормальное функционирование последнего. Ученые призывают                                    не трактовать гражданское общество, а признавать его в качестве самостоятельного института.

     В общетеоретическом плане следует  отметить, что взаимоотношения государства  и гражданского общества сложны и  разнообразны по своему содержанию.

     Рассмотрим далее единство государства и гражданского общества. Прежде всего, отметим то, что формирование и правового государства, и гражданского общества преследует одну и ту же общую цель: создание таких социальных институтов, которые призваны служить человеку, защищать его права и интересы. 

     Рассматриваемый аспект соотношения проявляется  и в том, что организация и  деятельность основных общественно-политических, экономических и социальных структур осуществляется в соответствии с  Конституцией РФ и действующим законодательством, закрепляющим юридическое равенство. В отечественной литературе обращается внимание на то, что главным признаком и основой гражданского общества законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их права и свободами.

     Акцент  также делается на том, что критерием  зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантии прав человека и гражданина со стороны  государства.

     Автономность  индивидов и организаций в  условиях формирования гражданского общества способствует созданию механизмов их саморегуляции и саморазвития, образованию сферы невластных отношений. Одним из показателей развития такого общества является то, что граждане обладают, в частности, способностью и реальной возможностью осуществлять свободу политического выбора.

     Отметим и то, что гражданское общество возможно в условиях,                  когда экономическая система построена на правовых началах, формируемых и обеспечиваемых государством. Соответственно каждый из                           субъектов экономических отношений должен быть защищён и                      гарантирован как от неправового влияния государства, так и от диктата поставщика. В этом также определяется определённое единство               гражданского общества и                  государства, осуществляющего правовое регулирование общественных отношений. Как видим, государство                        обеспечивает условия для        самовыражения и свободы человека,                  его инициативы, предпринимательства и др., что отражает формирование       новых социально-экономических и политических реальностей в современной России.

     Таким образом, единство гражданского общества и правового государства обнаруживается также и в том, что они формируются  одновременно, органически взаимосвязаны. Гражданское общество многогранно. Здесь сколько людей и объединений, столько и интересов, и способов их представления. Правовое государство едино, олицетворяет собой «становой хребет» и одновременную форму («обруч») общества. В государстве важен момент общего интереса и воли большинства граждан. Если «убрать» правовое государство, то и общество развалиться на конкурирующие и борющиеся между собой части. Без правового государства общественные объединения, как структурные элементы гражданского общества, могут растрачивать свою энергию в выяснении отношений, в бесконечных спорах, столкновениях.

     Обратим внимание и на то, что единство рассматриваемых  социальных и государственно-правовых явлений находит своё выражение  в демократическом политическом режиме. Содержание такого режима составляют цивилизованные приёмы,  способы   осуществления   государственной  власти  и  предоставляемая гражданам     мера     их     свободы,     активного     участия    во всех  областях жизни общества.

     Теперь  необходимо выявить различия гражданского общества и правового государства. Любое государство (даже самое демократическое, не авторитарное) есть организация. И как любая так или иначе сложная организация оно объективно неизбежно строится иерархически, в порядке соподчинённости структурных звеньев (государственных органов). Публично-властные отношения, определяющие структуру и алгоритм действия государства, - всегда отношения, в основном, вертикальные, субординационные. 

     С учётом названного аспекта, правое государство  – организация публичной власти, обеспечивающая, «обслуживающая» гражданское общество. В этом смысле, в плане проводимого разграничения можно сказать о государстве как форме гражданского общества. К тому же отметим и то, что правовому государству и гражданскому обществу свойственны и несовпадающие структуры, и соответственно специфические функции.

     Наиболее  отчётливо между рассматриваемыми социальными образованиями проявляются  в следующем: гражданское общество –                    система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать                         реализации интересов индивидов и коллективов. Эти интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества, как семья,              церковь, система образования, научные, профессиональные объединения, организации, ассоциации, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления. Имеются в виду объединения, созданные «снизу», а не по указке вышестоящих органов, например, политические партии, функционирующие на основе уставов, программных документов, и координирующие свою деятельность с другими институтами                 гражданского общества. Во всех случаях речь идёт о структурах, основанных на единстве интересов и осуществляющих свою деятельность                                          на основе горизонтальных связей. Совокупность отношений, скрепляющих гражданское общество, - по мнению Л.С. Мамута, - сложная                               система горизонтальных, одноуровневых связей, в которой практически                  нет места порядку субординации. Одновременно оно есть ещё и сфера реализации людьми их партикулярных (индивидуальных, групповых) интересов.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество