Правовое государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление проблем развития правового государства и гражданского общества. Для достижения поставленной цели определим следующие задачи:
рассмотреть развитие идеи правового государства и основные этапы развития гражданского общества;
раскрыть сущность понятий «гражданское общество» и «правовое государство»;
выявить основные признаки правового государства и принципы функционирования гражданского общества;
проследить взаимодействие правового государства и гражданского общества.
Для решения поставленных задач нами было изучено немалое количество различных источников, касающихся рассматриваемых вопросов, труды ученых прошлого и современности по рассматриваемой проблематике.

Оглавление

Введение………………………………………………………….3-4стр.

I. Гражданское общество: понятие, основные этапы развития, принципы функционирования……………………………………………………..5-9стр.

II. Правовое государство: развитие идеи, понятие и основные признаки………………………………………………………….10-14стр.
III. Взаимодействие правового государства и гражданского общества…………………………………………………………….15-20стр.
Заключение…………………………………………………..21-22стр.

Список источников и литературы…………………………..23стр.

Файлы: 1 файл

курс раб сам посл.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

     Для отличия государства и гражданского общества обратим внимание и на иные факторы. Напомним, что отношения между гражданами, их объединениями, союзами на уровне горизонтальных связей сроятся на началах равенства, свободы координации. Их связи и отношения преимущественно основываются на соглашениях, договорах. Должностные лица и органы государственного управления связаны отношениями субординации; каждый из них подчинён в порядке иерархии прямому вышестоящему начальнику (органу, учреждению).

     Согласно  действующему законодательству, гражданам  разрешено всё,     что не запрещено законом. Должностным лицам разрешено только то, что предопределено их компетенцией или предписано приказом.

     Граждане  могут быть привлечены к юридической  ответственности только за правонарушение,   т.е.   виновное   противоправное   деяние.  Должностные лица отвечают   не   только   за   правонарушения,   но   и   за   служебные   упущения, обусловленные не столько виной, сколько недостаточной квалификацией.

     Анализируя  проблему взаимодействия государства  и гражданского общества, следует отметить, что формирование как первого так и                      второго не означает слияния, взаимного поглощения. Соответственно                   надо видеть определённые линии взаимодействия рассматриваемых                    нами явлений. В этой связи представляет интерес следующее суждение: государство, которое не опирается на гражданское общество и не сдерживается им, столь же опасно, как гражданское общество, которое не                      упорядочивается государством, не объединяется им в новую общезначимую                        целостность. Имеется в виду, в частности, что «неразвитое гражданское общество приводит к чрезмерному усилению государства, которое                 поглощает первое». Этот вывод и материал, рассмотренный                                 выше, свидетельствует о том, что государство и гражданское                         общество взаимодействуют друг с другом, образуют определённое единство.

     Таким образом, все вышеуказанное, является доказательством тесной взаимосвязи  гражданского общества и правового государства.                                 Все это свидетельствует о неразрывности этих двух рассматриваемых понятий, поскольку они напоминают, образно говоря, две стороны одной медали. На самом деле,  нельзя представить правовое государство без гражданского общества, потому что гражданское общество есть, с одной стороны, - предпосылка, то есть то,   на чём основывается правовое государство, с чего нужно начинать его развитие.    А, с другой, - фактор формирования. Это подразумевает наличие гражданского общества как обязательного элемента при становлении правового государства. Стоит отметить, что, чем более развито гражданское общество, тем более демократично государство, и формирование гражданского  общества протекает более успешно, если государство создаёт для                         этого благоприятные условия. Поэтому  для  более успешного достижения поставленной цели, в виде  гражданского  общества, необходима                    сильная государственная власть, которая основывается на демократизме, признании верховенства права и других принципах, лежащих в основе правового государства, ведь только в цивилизованном, демократическом государстве     может сформироваться полноценное гражданское общество.

     Таким образом, из вышеизложенного следует, что формирование гражданского общества  тесно связано с созданием правового государства. Первое служит предпосылкой второго. Вместе с тем формирование гражданского общества и правового государства происходит                 одновременно, поскольку оба института обусловлены единством интересов и единой целью – человек с его потребностями и интересами,                         обеспечение его экономической, политической, социальной и личной безопасности. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Многие учёные и мыслители на протяжении сотен лет вырабатывали определённые концепции, связанные с идеями правового государства и гражданского общества. Такие видные люди своих времён как, Аристотель, Платон, Баден, Монтескье, Локк, Кант и многие другие говорили в своих работах о неком обществе, а также государстве, где право стоит во главе его.

     Но  так как они ещё не знали  понятия правового государства  – это были лишь предпосылки и  основа к большой теории, которой  было суждено занять умы большого количества людей в XVIII-XX веках. Официальную свою историю правовое государство нашло в работах немецких учёных начала XIX века, где впервые и встречается. В 1832 г. Роберт фон Моль делает первый юридический анализ данного термина и вводит его в научный оборот.

     Таким образом, правовое государство – такой тип государства, который характеризуется главенствующей ролью права во всей деятельности страны, т.е. верховенством закона, взаимной обязанностью как гражданина перед государством, так и государства перед гражданином и чётким разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

     Основу  правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан. В центре внимания такого государства  находится человек, его разнообразные интересы.

     Следовательно, гражданское общество – это правовое демократическое общество, где связующим  фактором выступают признание, обеспечение  и защита естественных и приобретенных  прав человека и гражданина. Идеям  гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством.  А  правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.

     Но  необходимо отметить, что правовое государство как воплощение справедливого, гармоничного устройства общественной жизни, создания и развития гражданского общества, покоящегося на народном суверенитете, - это скорее всего идеал, и в этом смысле поиски оптимального жизнеустройства в известной степени вполне оправданы.

     Но  рассмотрение теории правового государства и гражданского общества как концепции должного устройства общественной жизни (т.е. идеала) позволяет снять многие сомнения, обусловленные социальными разочарованиями в возможности полностью реализовать гуманистический потенциал правового государства и гражданского общества.

     Как представляется, откровенное признание  правового государства и гражданского общества как категорий, имеющих  преимущественно идеальный характер, должно являться следующим логическим шагом современной философско-правовой науки, а также четким пониманием невозможности полностью воплотить  идеал в действительность.

     В реальной жизни  можно лишь констатировать факты, касающиеся воплощения идеи  правового государства и гражданского общества в каждой конкретно взятой стране, например, Российской  Федерации.

     В настоящее время многие черты  российского гражданского общества находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется  многими как субъективными,  так  и объективными обстоятельствами.

     И учитывая все изложенное выше,  вряд ли приходится  утверждать, понимая в буквальном смысле, что  Россия на данном этапе своего развития является правовым государством, как указано в Конституции РФ, речь скорее всего идет  о провозглашенном лозунге,  стремлении на пути построения правового государства в нашей стране.

     Но  вместе с тем, нельзя не согласиться  и с тем фактом, что в РФ, несомненно, наблюдается движение к  поставленной цели, то есть созданию и  функционированию правового   государства  и гражданского общества. В последнее время отмечается  заметное стремление общества к цели, поставленной Конституцией  РФ  –  становлению  правового  государства  в  его  более  полном соответствии определению, принятому ведущими правоведами страны.

     Рассматривая  круг вопросов, касающихся правового государства и гражданского общества, можно с уверенностью сказать, что тема курсовой работы «Правовое государство и гражданское общество» нуждается в дальнейшей разработке и требует более детального изучения со стороны не только правоведов, но ученых различных специальностей для того, чтобы процессы демократических преобразований продвигались по пути к правовому государству и  гражданскому обществу, которые призваны быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод.

 
Список  источников и литературы: 

1.   Конституция РФ. – М., Изд-во «Ось-89» , 2009.

2. Г.В Гегель - Философия права. - М.: Полит, 1997 г.

3.  Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане /      Кант И. Сочинения на нем. и рус. языках. т. 1. - М., 1984.

4.   Корельский В.М. Теория государства и права. - М.: Изд-во Норма, 2001.

5.   Локк Дж. Два трактата о правлении. Соч. в 3 т. Т. 3. - М., 1988.

6.   Морозова Л.А. Теория государства и права. - М.: «ЮристЪ», 2002.

7.   Нерсесянц В.С. «Правовое государство, личность, законность», М., 1997 г.

8.  «Правовое государство и гражданское общество: пути формирования современной России», М., 2003 г.

9.  Цицерон. Диалоги. - М., 1966.

10. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. М., 1993.

11.   Энциклопедия права. Учеб. Пособие./ Под ред. М.Х. Хутиз,                        П.Н. Сергейко. - Кубань, гос. Ун-т, 1995. 

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество