Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:19, контрольная работа
Проблема сознания, его назначения и функционирования является одной из важнейших в любой области общественной науки. Какой бы вопрос ни изучался общественными науками, в конечном счете, он обращен к сущности человека, личности как субъекта общественно-исторического процесса. Вне сознания и деятельности человека немыслимо общественное развитие, а, следовательно, проблема сознания — это изучение характера и направленности деятельности человека, которая в наибольшей степени раскрывает его сущность.
1. Введение…………………………………………………………………….....2
2. Понятие и структура правосознания……………………………….………..5
2.1. Понятие правосознания ……………………………….……………...5
2.2. Особенности правосознания……………………..……………………7
2.3. Специфика правосознания………………………...……..……………8
2.4. Структура правосознания…………………………….…………..……9
2.5. Уровни правосознания………………………………..………….…..12
3. Виды правосознания…………………………………………………..…….14
4. Роль правосознания в реализации права………………………….….…….17
5. Заключение…………………………………………………………..……….19
6. Список литературы……………….………………………………………….20
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………
2. Понятие и структура правосознания……………………………….……….
2.1. Понятие правосознания ……………………………….……………...5
2.2. Особенности правосознания……………………..…………………
2.3. Специфика правосознания………………………...……..…
2.4. Структура правосознания…………………………….………….
2.5. Уровни правосознания………………………………..………
3. Виды правосознания……………………………………………
4. Роль правосознания в реализации права………………………….….…….17
5. Заключение……………………………………………………
6. Список литературы……………….…………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Проблема сознания, его назначения и функционирования является одной из важнейших в любой области общественной науки. Какой бы вопрос ни изучался общественными науками, в конечном счете, он обращен к сущности человека, личности как субъекта общественно-исторического процесса. Вне сознания и деятельности человека немыслимо общественное развитие, а, следовательно, проблема сознания — это изучение характера и направленности деятельности человека, которая в наибольшей степени раскрывает его сущность.
СОЗНАНИЕ в философии, - соотнесенность знаний, т.е. первичных различий и ориентаций, определяющих многообразные отношения человека к миру, включая отношение к другим и к самому себе, определяемое, иерархией первичных различий и ориентаций.
Организация, координация разнообразных форм деятельности людей невозможны без сознания; в то же время сознание возникает и формируется в процессе регулирования социальной деятельности. Воздействуя на окружающий мир, целенаправленно преобразуя его, сознание изменяется в ходе практической деятельности, обогащается новыми идеями и категориями, новыми способами отражения и познания объективной действительности. Сознание позволяет человеку ставить перед собой определенные цели, выделять себя из внешнего мира, определять свое отношение к предметам и явлениям внешнего мира. Это отношение не является чем-то абстрактным — оно объективируется в системе потребностей, интересов, мотивов, целей человека, в его волевой активности, т. е. в сознании. Отражение в сознании объективных процессов общественного развития создает условия для социального управления людьми, регуляции и координации их деятельности.
Существуют различные формы общественного сознания, посредством которых люди осознают (отражают) окружающий мир. Это политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание. К формам общественного сознания относится и правосознание.
Из самой структуры слова "правосознание" становится очевидна связь этой юридической категории с категорией философской и психологической - сознание.
Каждая форма общественного сознания оказывает активное влияние на поведение людей, специфика же правосознания состоит в том, что нормативный, волевой момент в нем выражен наиболее ярко. Регулирующая роль правосознания обусловлена еще и тем, что закон отражает не все стороны социальных отношений, а лишь основные и существенные. Человек же волен избирать из нескольких возможных вариантов поведения тот, который больше всего соответствует его интересам и потребностям, сообразно собственному отношению к праву, но этот выбор не должен выходить за рамки закона. В противном случае это ведет к несовместимости общественных интересов и интересов личных.
Что же такое право? Право - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. (В дофеодальном и феодальном обществе: совокупность традиционно сложившихся неписаных правил поведения, санкционированных государством)[1].
Сохранили свою значимость и актуальность положения, сформулированные древнегреческими и древнеримскими юристами относительно неразрывной связи права и справедливости, права и добра.
Что такое «истинный закон?» - вопрошал Цицерон. И тут же отвечал, соотнося право не только с справедливостью и добром, но с самой природой, естественным бытием человека, что – это «разумное положение соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга…» Право по Цицерону, устанавливая те или иные ограничения и запреты, «запрещая, от преступления отпугивает; однако оно ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая.
Совмещая эти два понятия (право и сознание) мы получаем совершенно новое – правосознание. Именно его мы будем рассматривать в данной работе.
Понятие и структура правосознания.
2.1. Понятие правосознания.
Правосознание — это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву.
Правосознание – это, по существу, оценка права, существующая в обществе, выражающая критику действующего права и формулирующая определенные надежды и пожелания к правовой сфере, ее изменениям, определяющая, что считать правомерным, а что неправомерным.
Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Правосознание – явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентиров, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях.[2]
На формирование и развитие правосознания как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально – политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.
Специфика правосознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и не правового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания, правовому, в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность
Значение правосознания в правовой жизни общества раскрывается через его функции. В теории государства и права принято выделять следующие функции правосознания:
1) познавательную;
2) оценочную;
3) регулятивную.
Познавательная функция заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни. Субъектами такого познания являются как законодатели, так и граждане: каждый из них использует представления о сущем и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании.
Оценочная функция состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым.
Правовая оценка – это деятельность субъектов права, как граждан, так и правоприменителей, по установлению различных жизненных обстоятельств и их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении. Для того, чтобы оценить то или иное поведение с позиции права, необходимо иметь достаточный уровень правосознания.
Важно выполнение правосознанием функции регулирования поведения человека, т.е. роль его как «механизма срабатывания» правового предписания в сознании человека и проявления его в поступках, действиях. Эта функция реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения. Так, информация, о юридических нормах порождает у субъектов права комплекс психологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которыми связано возникновение определенной побуждающей или тормозящей мотивации поведения. В этом случае правосознание выступает как мотив конкретного вида проведения.
С некоторой долей условности можно утверждать, что для большого числа людей нормативом поведения служит именно правосознание, поскольку они не знают конкретных нормативно-правовых предписаний, никогда не сталкивались с правовыми актами.
Таким образом, правосознание представляет собой органическое единство познавательных, оценочных и установочных элементов.
2.2. Особенности правосознания.
Будучи одной из форм общественного сознания (наряду с политикой, моралью, искусством, наукой и т.д.) правосознание подчиняется тем же закономерностям, что и общественное сознание в целом. В то же время, оно характеризуется и сравнительной самостоятельностью внутри общественного сознания. Правосознание может отражать не только существующее состояние общественных отношений, но и тенденции их развития. Опережающее отражение общественных отношений зависит от степени познания объективных закономерностей.
Правосознание может вступать во взаимодействие с прочими формами общественного сознания, испытывать их влияние.
Каждая из форм общественного сознания по-своему оценивает одно и то же явление. Взаимодействуя друг с другом, они совместно определяют цели и стандарты поведения, в соответствии с которыми субъекты должны координировать свои поступки. Особенно тесным является взаимодействие правосознания и нравственного сознания. Нравственные ориентиры, представления о добре и зле, пронизывают содержание правовых взглядов и во многих случаях лежат в основе их формирования. Падение уровня нравственности крайне негативно отражается на правосознании. Формируется пренебрежительное отношение к праву, моральные факторы перестают функционировать в качестве средства предупреждения правонарушений.
Правосознание характеризуется преемственностью. Из поколения в поколение передаются идеи и представления о праве, о том, что и как должно им защищаться. Возможно также и восприятие правовых идей, взглядов выработанных другими народами в других исторических условиях, примером чего может служить рецепция римского права в Европе.
Правосознание всегда проявляется через вторую сигнальную систему. Мыслительная деятельность людей, выражающаяся всегда с помощью конкретных языковых единиц, выступает в качестве механизма правосознания, отражая систему правовых знаний и понятий, регулирующую общественные отношения. Правосознание не может существовать без своего конкретного носителя - конкретной человеческой личности, группы, коллектива. По признаку общности осознания своих правовых норм в обществе происходит объединение людей в группы, возникает категория группового правосознания.
2.3. Специфика правосознания.
Специфика правосознания - в его соотношении с другими формами сознания (моральным, нравственным, религиозным сознанием и т.д.). Она обусловлена спецификой самого права, для формулирования которого правовое сознание оперирует соответствующими чувствами, образами, представлениями, символами, понятиями и категориями. На эмоциональном уровне у субъекта правосознания складываются различные правовые чувства - справедливости, вины, страха наказания и так далее. Более осмысленный и обобщенный характер носят правовые образы и представления. Они выражают итоги субъективного видения, восприятия и осознания реальных или воображаемых правовых ситуаций, сцен, а также отношений. Примером чего могут служить образные представления о правовых конфликтах, совершении преступления и ответственности за него, задержании преступника, суда и т.п. Так, правовой принцип равенства нашел свое выражение в чувственно-материальных (телесно-физических) представлениях о равенстве между наказанием и преступлением по принципу талиона: око - за око, зуб - за зуб, жизнь - за жизнь. Показательно, что хотя подобные правовые представления о равенстве, возникшие в далеком прошлом, в дальнейшем претерпели большие изменения. Несмотря на это сохранился до наших дней не только правовой принцип равенства, но и его исходное понимание в вопросе о смертной казни, как надлежащем наказании за убийство. Значительную роль в правовом осознании действительности играют правовые символы и образы, в обобщенном виде выражающие смысловое содержание множества других образных представлений о праве. Теоретически развитое правосознание использует такие абстрактно-логические познавательные средства и формы, как правовые понятия, категории, идеи, принципы, конструкции и т.д. л