Правосознание и правовая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 19:44, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования – комплексный анализ правосознания и правовой культуры.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть общую характеристику правосознания и правовой культуры.
2. Проанализировать пути повышения уровня правосознания и правовой культуры.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Общая характеристика правосознания 5
1.1 Понятие правосознания 5
1.2 Структура правосознания 10
Глава 2. Особенности правовой культуры 13
2.1 Понятие и содержание правовой культуры 13
2.2 Элементы правовой культуры 16
Глава 3. Пути повышения уровня правосознания и правовой культуры 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

правосознание и правовая культура.docx

— 63.68 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Правосознание и правовая культура

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Тема «Правосознание и правовая культура» является актуальной, и прежде всего в современных условиях построения в Российской Федерации правового государства. В качестве важного признака правового государства, показателя его становления, выступает уровень правовой культуры общества, который во многом будет определяться степенью его правового сознания, развитием демократических институтов, которые предполагают социальную правовую активность граждан. Значение темы работы с позиции теории права тоже, несомненно. Именно поэтому в данное время чрезвычайно актуальным является создание действенной системы в области формирования правового сознания и правовой культуры граждан.

Кроме этого во время выбора темы работы происходило руководство актуальностью правовых проблем современного российского общества, которые имеются в России на данный момент: низкая степень правового сознания и правовой культуры, юридический беспредел, правовой нигилизм, правовое бескультурье, которые имеются в различных областях жизни: от области повседневных отношений граждан (когда, не обладая необходимыми знаниями о правовой системе страны, действующем законодательстве, граждане не в состоянии реализовывать свои права и обязанности, защищать свои интересы); до деятельности высших законодательных органов государства, от центрального управленческого аппарата до самодеятельности местной власти; непоследовательность и несформированность системы правового воспитания и обучения граждан, и в частности – молодежи.

Тема работы кроме этого является интересной и важной с позиции избранной мною области деятельности, так как все юристы должны сами иметь высокий уровень правового сознания и правовой культуры. Необходимые им, прежде всего во время профессиональной деятельности, для профилактики правонарушений, а кроме этого для формирования правовой культуры граждан и положительного отношения граждан к праву.

Все вышесказанное обусловливает актуальность, практическую значимость и своевременность темы работы.

Степень научной разработанности темы. Общетеоретической основой послужили исследования таких авторов в области теории государства и права таких, как: Перевалова В.Д, Хропанюка В.Н., Марченко М.Н., Матузова Н.И., Малько А.В., Лазарева В.В., Комарова С.А, а так же учебные пособия и статьи, где по разному даётся понятие правосознания и правовой культуры.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с правосознанием и правовой культурой граждан.

Предмет исследования – особенности правосознания и правовой культурой граждан в России на современном этапе.

Цель исследования – комплексный анализ правосознания и правовой культуры.

Задачи исследования. Для  достижения  поставленной  цели поставлены  следующие  задачи:

1. Рассмотреть общую характеристику правосознания и правовой культуры.

2. Проанализировать пути повышения уровня правосознания и правовой культуры.

Методологическая основа исследования. Метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и  учебной литературы, которая раскрывает особенности правосознания и правовой культуры граждан; метод системного анализа, частнонаучные методы исследования, что позволило исследовать заявленную тему и сделать соответствующие обобщения и выводы.

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика правосознания

1.1 Понятие правосознания

 

Правосознание в теории права традиционно понимают в качестве системы теоретических взглядов, идей, представлений социальной группы, в том числе класса общества в целом, которые выработаны во время исторического познания и во время отражения социальной действительности, а помимо этого добавили - эмоции, чувства, настроение. В советский период утверждали, что правосознанием отражаются материальные производственные отношения и обуславливаемые ими коренные интересы класса определенного общества. Общественные исторические условия, на основании марксистско-ленинской теории обуславливали процесс формирования, функционирования и развития государственных правовых явлений, специфику их бытия, специфику правового отражения и формирования правового сознания.

Философское обоснование вопросов правосознания присутствует в научных исследованиях предшествующих и современного периода. Философское обоснование правосознания основано на понимании роли философии и отношении к ней как мировоззренческой и методологической основе, определяющей характер, направление научных исследований, а также - способы приращения научных знаний и приобретения ими истинного содержания. Так, например, возражая против гегелевской идеи «свободной воли» в связи с характеристикой причин преступности, И.И. Карпец цитирует П. Глезермана, который говорит, что общественное сознание есть отражение общественного бытия и на основе этого философского положения делает вывод о том, что поступки человека, в том числе и антиобщественные, преступные, не являются проявлением его «свободной воли», а детерминированы условиями его бытия. Несмотря на то, что в основу рассуждения положен детерминистский подход, и возникновение психической деятельности связывается только с внешними условиями, И.И. Карпец подчеркивает значимость психической деятельности, от особенностей которой у разных людей зависит характер их поведения [5, c.36]. Но если от психологических особенностей, о необходимости учета которых говорили и продолжают говорить авторы, занимающиеся выяснением причин преступности, зависит характер преломления отражаемых социальных условии и вместе они лежат в основе определения той или иной линии поведения, в том числе - в основе установления юридической и всякой другой ответственности, то следует признать это огромное значение психической деятельности для юридической науки в целом и сделать ее предметом изучения или, хотя бы воспользоваться данными психологии.

Данный вопрос в настоящее время, когда ставят задачи по выработке современной теории правосознания, состоят из вопросов первостепенного значения. Кроме этого, истинную теорию правового сознания создавать, не учитывая психологические вопросы и их проявление на индивидуальном уровне просто нельзя. Поскольку юридическое сознание, это сознание человека, живущего сложной внутренней психической и духовной жизнью, которая имеет внешние проявления и влияние на всю государственно-правовую жизнь современного российского общества и само подвержено ее воздействию. Поэтому правосознание должно рассматриваться не только на общественном (групповом и общесоциальном), но и на индивидуальном уровне.

Рассмотрение индивидуального правосознания должно включать антропологический, психологический, духовный и др. аспекты. Качество и эффективность действия законов, характер правомерного поведения и соответствующий правопорядок должны быть логическим и верным выводом из духовной сущности и истинного правосознания, а также из глубокой автономии, связанной с индивидуальным правосознанием. Именно так рассматривает правосознание и все проявления его И.А. Ильин. Так ставят вопрос сегодня некоторые юристы. Например, Л. В. Кондратюк, рассматривая вопрос об основаниях преступления, говорит, что «преступление, иные виды деструктивности, хотя и материализуются в социальном пространстве, но одним из своих источников имеют глубинную духовную форму» [1, c.215]. В связи с этим следует разграничить применительно к индивидуальному правосознанию понятия «юридическое» и «правовое». Такое разграничение применительно к общественному правосознанию проводил И.А. Ильин. О разграничении нормы права и юридической нормы сегодня говорит Д.Ю. Шапсугов [7, c.34]. Разграничение индивидуального правосознания на правовое и юридическое предполагает разные аспекты их рассмотрения. Юридический аспект предполагает рассмотрение правосознания в соотношении с позитивным правом, являющимся условной ценностью, с законом и другими юридическими формами его выражения. При правовом аспекте акцент должен делаться на рассмотрение сущностной стороны правосознания, связанной с безусловными ценностями человеческого бытия. Здесь очень важна роль внутреннего душевно-духовного состояния, восприятия и осознания истинных ценностей и необходимости установления в соответствии с ними, а не только в соответствии с условными, определяемыми интересами определенных групп, носящими часто узкогрупповой, меркантильный характер, определенных правил и порядка в обществе. Здесь очень важно соотношение между правилами поведения и самим поведением, внутренне свободным и внешне не разнузданным ни со стороны государственной власти, ни со стороны тех, кому адресуются ее властные веления. Здесь важно самосознание своих восприятий, мыслей, действий по поводу права и соотнесенности с ним государственных предписаний данной власти.

В этом вопросе стоит обратиться к авторитету И. А, Ильина, у которого правосознание вовсе не то, что обычно понимают под этим термином современные юристы. Он не отождествляет, понятие правосознания со знанием положительного права и с правильным представлением о нормах положительного права (хотя последнее крайне необходимо). Считает такое отождествление также ошибочным, как и отождествление права и закона [13, c.154]. Собственно правосознание у него есть естественное правосознание, а знание законов он обозначает термином Положительное правосознание или «законосознание». Термин «законосознание» И.А. Ильин употребляет в исследовании, посвященном Гегелю. Современная философия, как и юриспруденция склонна трактовать правосознание несколько однобоко. Все изложенное позволяет сказать, что в современной российской юридической науке нет целостной теории правосознания, которая использовала бы разные подходы, отражала бы все важнейшие аспекты, грани, уровни, соотношения многогранной психической деятельности, являющейся реакцией не только на внешнюю, правовую реальность, но и на внутреннее душевно - духовное состояние, и на этой основе формулировала бы теоретические правовые и юридические понятия. Такая теория была выработана на основе психологического подхода Л.И. Петражицким, на основе философско-религиозного подхода И.А. Ильиным [2, c.167].

Теория Л.И. Петражицкого, построенная на основе индивидуальной психологии, не отрицала социальные моменты, использовала их в качестве составляющих и рассматривала через призму психолого-правовых переживаний. В единстве психически-правовых и социально-правовых моментов была целостность теоретической конструкции правосознания Л.И. Петражицкого и ее значение для И. А. Ильина в том, что он, едва ли не впервые в русской философии и теории права, поставил перед собой задачу создать универсальную теорию, объединяющую проблемы «личности, общества, права, государства, политики, власти и божественного начала в едином акте правосознания». Задачу создания целостной теории правосознания он поставил в условиях революционного преобразования российского общества, что придает значимость его идеям в условиях современных преобразований, на основе идеи примата правосознания и под непосредственным влиянием П.И. Новгородцева. То, что было изложено П.И. Новгородцевым в историческом плане, И.А. Ильин поставил на теоретическую основу. В основе целостной теории И.А. Ильина лежало рассмотрение правосознания и всей государственно-правовой жизни не только с внешней, но и с внутренней стороны, с позиции душевно-духовного делания и состояния человека. Поэтому понятие правосознания в понимании Ильина - это не просто формально-юридическая категория, это универсальная онтологическая категория, которая включает рациональный, эмоциональный, другие психологические аспекты, включает естественно-правовой и позитивно-юридический, основанный на эмпирической государственно-правовой реальности - государстве, государственной власти, праве, правовом поведении, правопорядке [8, c.316].

Исходя из этого, на наш взгляд, правосознание можно определить как духовное явление, возникающее в результате отражение индивидуального и социального опыта человека в виде идей, ментальных конструкций, воплотившихся в совокупности знаний, оценок и ценностей как по отношению к праву, так и опосредующих его социальных институтов (государства, легального законодательства, правопорядка).

Таким образом, правосознание является важным фактором развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Современное правосознание указывает кроме этого на высокую общую и правовую культуру личности, делая ее полноценным участником различных правовых отношений. Исследователи являются единодушными в том, что больше степень правосознания, тем в большей степени оно проявит свое регулирующее значение во время приведения поведения в соответствие с целями и волей, которые отражены в праве, тем крепче законность и правопорядок (при условиях его положительного направления). Тот факт, что выполнение правовых норм большинством людей происходит сознательно, на основании внутреннего убеждения, и будет означать регулирующее значение правосознания. Регулирование будет значить, прежде всего, побуждение к действиям, приказ либо стимуляцию определенных поступков, поведения, с кроме этого - определение границы поведения, запрещения выхода за их пределы, дозволение действовать в их рамках. Данная роль правосознания исходит в первую очередь из основного социального значения права – управления деятельностью граждан в разных типах общественных отношений на основании государственной воли граждан и (или) элиты, выражаемой в законах и обеспечивающей сочетание интересов личности, общества, государства. Одной из особенностей правосознания является то, что оно является нормативно-предписывающим, обязывая к конкретным действиям на основании и по результату возможного варианта поведения с правовыми принципами и нормами, общий, абстрактный характер правовых норм породит трудности, на основании того что закон обладает всеобщим характером, а ситуации - конкретны.

 

1.2 Структура  правосознания

 

Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) — многогранная структура, в ней выделяются компоненты, называемые правовой идеологией. Правовая идеология объединяет мнения и суждения о праве и правовых явлениях в обществе.

Степень и качественность показателей этих суждений бывают разными: примитивные, поверхностные, научно-теоретические. Правовая идеология содержит и суждения о праве умудренного опытом сельского старика, и труд Г. Гегеля «Философия права». Деятельность правовой идеологии в правовом регулировании довольно очевидна: на основании правовых взглядов, действий, доктрин реализовывается правотворчество; существенные разумные компоненты и в процессе реализации права.

Информация о работе Правосознание и правовая культура