Правосознание и правовая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 19:44, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования – комплексный анализ правосознания и правовой культуры.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть общую характеристику правосознания и правовой культуры.
2. Проанализировать пути повышения уровня правосознания и правовой культуры.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Общая характеристика правосознания 5
1.1 Понятие правосознания 5
1.2 Структура правосознания 10
Глава 2. Особенности правовой культуры 13
2.1 Понятие и содержание правовой культуры 13
2.2 Элементы правовой культуры 16
Глава 3. Пути повышения уровня правосознания и правовой культуры 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

правосознание и правовая культура.docx

— 63.68 Кб (Скачать)

Особая значимость в правовой идеологии имеет юридическая наука. Научная теория устанавливает стратегический план развития правовой жизни общества, реализовывает полный анализ нынешней правовой ситуации. Научные исследования выступают в качестве источников права. Изучение правовой теории, разумное понимание роли права в жизни государства являются немаловажными и нужными элементами юридического образования, формирования профессионала.

В правовом сознании выделяется эмоциональный структурный компонент, который называется правовая психология. Эмоции включаются в интеллектуальную структуру интеллекта, что для человека означает, что он придерживается в сфере правового регулирования не только разумного мышления.

Эмоциональное восприятие как положительное, так и отрицательное сильно  воздействует на нрав и устремленность правового поведения. Теория исследования правомерного поведения доставляет, что нелегко что-либо осознать в природном поведении человека, если оторваться от его эмоциональной сферы. Чувства всегда действуют и на поведение, в том числе и на неправомерное. К примеру, состояние сильного эмоционального возбуждения имеет юридическое значение в момент совершения преступления [4, c.85].

Отношения человека к закону и законотворчеству имеет и другие элементы.

Информационный элемент. Это присутствие в разуме того или иного объема информации о законе. Информация бывает полной и исчерпывающей (к примеру, после работы человек знакомится с новым законом, знакомится с процессом его принятия, читает комментарии к нормативно-правовым актам), а бывает поверхностным, знакомство с законом происходит с чьих-то слов.

2 элемент — оценочный.  Человек, получив информацию, выражает  свое отношение к ней: оценивает, сопоставляет в соответствии  с его мировоззрением.

Оценочный элемент в правовом сознании занимает значительное место в его структуре. На ценностном потенциале личности формируется мотив его поведения в сфере права. После того, когда человек осознал ценность права, оценочный элемент превращает право из какого-то чужого, которое исходит от внешних сил, в право свое, которое будет способствовать реализации целей и интересов человека.

На основе двух вышеперечисленных элементов вырабатывается 3 элемент — волевой. Изучив закон и дав ему оценку, человек решает, как он будет действовать дальше, что он будет делать в новых условиях, которые предусматривают новый нормативно-правовой акт. Применять нормативно-правовой акт для осуществления личных задач или попытаться обойти закон, правильно выполнять данный закон или найти другие нормативно-правовые акты, которые будут отвечать его жизненным установкам, интересам и потребностям. Все эти элементы входят в волевой элемент правового сознания [12, c.45].

Волевая направленность правового сознания нередко имеет другое название – правовая установка, т. е. психологическая направленность, готовность человека тем или иным образом действовать в сфере правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности правовой культуры

 

2.1 Понятие и содержание правовой культуры

 

Правовой культурой называется многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества.

Среди учёных существует множество различных определений этой категории, наиболее типичным является определение правовой культуры как качественного состояния правовой жизни. Хотя существуют и другие:

Правовая культура – это специфический способ организации и развития человеческих жизнедеятельности в сфере правовых отношений, выражающийся в правовом поведении граждан, в том, как они исполняют свои обязанности, соблюдают запреты и полноценно используют свои права. Правовая культура является составной частью культуры общества, отражает уровень и условия её существования, этапы цивилизованного развития человечества. В развитой демократической правовой культуре человек адекватно воспринимает правовую информацию, правильно оценивает свои и чужие действия, определяет цель и выбирает законные средства для их достижения.

Правовая культура – сложное, многогранное, многокачественное социально-правовое явление, характеризующее духовную и материальную сферы общественной жизни, выражается в высоком уровне развития правотворчества и правосознания, в эффективности реализации нормативно-правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности. О правовой культуре можно говорить, как в широком, так и в узком смысле, понимая под ней соответственно либо все ценности, созданные обществом в правовой сфере, либо характеристику отдельной личности – уровень её правосознания, уровень овладения навыками правомерного поведения, уровень правовой просвещенности и информированности [8, c.320].

Надо заметить, некоторые исследователи, в пример можно привести последнее определение, сущность правовой культуры видят в совокупности всех позитивных компонентов правовой деятельности, то есть она рассматривается ими, как совокупность всех ценностей, созданных человеком в сфере права. В тоже время они не относят к ней беззаконие, преступность и другие негативные явления. Нельзя, не согласится с авторами подобного взгляда в том, что правовая культура содержит в себе ценностные и позитивные элементы. Но было бы правильнее определять правовую культуру не только через них. Правовая культура – явление многостороннее, неоднозначное, включающее в себя негативные компоненты, имеющие разрушительный характер для конкретной правовой системы и личности. Так, например, преступления, особенно если тщательно подготовлены и продуманы, направлены против важнейших ценностей правовой системы и жизни в целом. Вместе с тем, они относятся к правовой культуре, так как действуют в правовом поле и оцениваются в соответствии с правовыми принципами и нормами. Преступная субкультура неправомерным явлением, но в то же время правовым, поскольку характеризует правосознание и поведение определённой категории граждан, поэтому она имеет непосредственное отношение к правовой культуре.

Если подытожить и систематизировать наиболее встречаемые позиции, можно сформулировать следующее определение:

Правовая культура - обусловленное политическим, экономическим, социальны и духовным строем, некое качественное состояния правовой жизни общества. Выражается оно в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, а также в уровне правосознания и правового развития субъекта (индивида, коллектива, всего населения). А также в степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Также, несмотря на разногласия среди учёных, неоспоримым остаётся тот факт, что только при наличии высокого уровня правовой культуры, а также нравственности и моральности, возможно, сформулировать принципы правового государства и демократического общества. Это, в свою очередь, способствует обеспечению законности, укреплению государственности и, в определённой мере, обеспечивает национальную безопасность.

Показателями правовой культуры общества являются:

уровень правосознания, отношение общества, государства, личности к праву; совершенство правотворческого процесса;

качество законодательства, степень сбалансированного отражения в нем интересов личности, социальных групп, общества;

состояние в сфере реализации права;

эффективность работы правоохранительной и судебной систем;

профессионализм и высокий социальный статус юридических кадров и учреждений, правовая активность всех субъектов права;

юридическая грамотность граждан, уважение надлежащих юридических процедур;

состояние правовой науки и юридического образования;

правовое закрепление и реальная охрана, и защита прав и свобод личности;

состояние законности и правопорядка и др.

По ним можно судить о том, соблюдается ли в обществе принцип верховенства права, а значит, является ли оно цивилизованным, культурным [9, c.11].

Таким образом, правовая культура представляет собой часть культуры общества как исторически сложившейся системы общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, в соответствии с которыми формируется образ жизни и осуществляется социальная регуляция отношений между людьми.

 

 

2.2 Элементы правовой культуры

 

Правовая культура характеризует уровень правосознания. Высокий уровень правовой культуры является одним из признаков правового государства.

В отличие от правового сознания, охватывающего только духовную жизнь общества, то есть являющегося только частью общественного сознания, правовая культура включает в себя помимо духовной составляющей ещё и материальные элементы. Например, юридические учреждения и их организацию. Она так же включает в себя: общественную роль права, нотариальной, арбитражной, судебной систем, культуру и стиль их работы, защиту законных интересов, отношения с гражданами, знание и соблюдение законных интересов в обществе, работу законодательных органов, формы рассмотрения споров в суде, соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры.

Правовая культура тесно взаимосвязана с правосознанием. Надо заметить, хотя она и опирается на него, всё же правовая культура считается шире правосознания, поскольку содержит в себе не только идеологические и психологические элементы, но и материальные объекты, и юридически значимое поведение.

Правовая культура находится в сфере общечеловеческой культуры, она диктует систему правовых ценностей, принципы правового поведения, правовые нормы и идеалы, которые обеспечивают взаимопонимание и единство правовых институтов и организаций. Она влияет как на отдельные личности, так и на общество в целом.

Правосознание обеспечивает индивида и общество представлениями о духовных ценностях, но только с субъективной стороны, выражающейся в представлениях, чувствах, идеях, но не в материализованном виде. Потому более плодотворным и глубоким в уяснении механизма правового воздействия на общественные отношения является освоение правовой культуры, которая является объективной категорией.

Правовая культура личности понятие очень близкое к понятию правового сознания. Отличает эти понятие то, что в первом помимо идеологической и психологической стороны, есть модель определённого поведения, то есть сами действия, которые индивид производит в области права.

Из многочисленных определений следует, что правовая культура это определенное «качество» правовой жизни общества, а также уровень ее развития, который складывается из подсистем, частей или элементов. То есть правовая культура имеет свою структуру.

Правовая культура общества напрямую зависит от уровня развития правосознания населения, от того, насколько им освоены такие правовые элементы как ценность правовой процедуры при решении споров, ценность прав и свобод человека, поиск компромиссов. Огромное значение имеет насколько население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы информированы в области права, а также, каково эмоциональное отношение населения к различным правоохранительным органам, к закону, к юридическим средствам и процедурам, к суду, какова установка индивидов на соблюдение правовых предписаний. Другими словами, первый элемент правовой культуры – это уровень развития правосознания населения.

Не считая социальных исследований и опросов, зафиксировать уровень развития правосознания можно только в правовом поведении, в реальной правовой деятельности. Но эти категории выделяют в самостоятельную составляющую. Второй элемент структуры правовой культуры это уровень развития правовой деятельности. Она состоит из деятельности ученых-юристов, деятельности студентов и слушателей юридических школ и вузов,  правотворческой, правореализующей, правоприменительной деятельности. Также, правовая культура общества во многом зависит от качества и уровня развития правотворческой деятельности по созданию законодательных основ жизни общества. В сфере правотворчества должны работать лица, компетентные в юридическом и многих других отношениях, со строжайшим соблюдением юридических процедур и демократических принципов.

Принимая во внимание устройство государственного аппарата в целом и правоохранительных органов в частности, стоит заметить о необходимости совершенствования порядка и структуры подчиненности органов следствия, повышения авторитета суда и укрепления гарантий его независимости. Правовая культура общества в большей степени определяется деятельностью граждан по реализации права, их реальным поведением, знанием и своевременным исполнением людьми своих обязанностей, соблюдением запретов и полноценным использованием своих прав [3, c.109].

Третий элемент правовой культуры общества это уровень развития всей системы юридических актов и текстов документов, в которых закрепляется и выражается право данного общества. Система законодательства имеет большое значение для оценки правовой культуры общества. Важен уровень развития всей системы законов, нормативно-правовых актов, актов местных органов власти и управления, актов центральных исполнительных органов власти.

Структурирование правовой культуры является условным. Надо заметить, не существует правовой деятельности, которая осуществляется отдельно от правосознания, а правовое сознание может видимо проявляться лишь в правовой деятельности и ее результатах, все составные элементы правовой культуры не могут существовать без своего носителя. Носителем или субъектом является человек, группа людей, население в целом.

Таким образом, в обыденных дискуссиях о проблеме правовой культуры зачастую можно столкнуться с высказывания о том, что правовая культура в России отсутствует, что правовая культура присуща только обществу с развитым правовым государством. Это высказывание является не верным. Ни индивид, ни общество в целом не могут быть лишены правовой культуры. Но она может быть очень низкой.

2.3 Соотношение понятий правосознание и правовая культура

 

С понятием правосознания тесно связано понятие правовой культуры. Правовая культура представляет собой часть обшей культуры.

Правовая культура — совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними.

Правовая культура обширнее правового сознания, потому что содержит в себе не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение.

Таким образом, правовая культура состоит из следующих элементов:

из идеологического элемента или правовой идеологии;

из психологического элемента или правовой психологии;

из поведенческого элемента или юридического значимого поведения.

Информация о работе Правосознание и правовая культура