Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 19:44, контрольная работа
Цель исследования – комплексный анализ правосознания и правовой культуры.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть общую характеристику правосознания и правовой культуры.
2. Проанализировать пути повышения уровня правосознания и правовой культуры.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Общая характеристика правосознания 5
1.1 Понятие правосознания 5
1.2 Структура правосознания 10
Глава 2. Особенности правовой культуры 13
2.1 Понятие и содержание правовой культуры 13
2.2 Элементы правовой культуры 16
Глава 3. Пути повышения уровня правосознания и правовой культуры 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества и передает соответствующие правовые ценности от поколения к поколению.
Правовая культура подразделяется на соответствующие виды: общества, социальной группы, личности.
Правовая культура общества определяется уровнем правосознания и правовой активности общества, степенью прогрессивности и эффективности юридических норм. Она зависит от многих показателей. К ним, в частности, относятся:
Уровень теоретической, научной мысли в обществе, правовой науки;
Уровень законодательства (научная обоснованность, эффективность и др.);
Уровень правосознания граждан и должностных лиц;
Уровень работы государственных и исполнительных лиц;
Состояние правового образования, правового воспитания и др.
Правовая культура социальной группы может сильно отличаться в зависимости от характера этой группы. Она выше у лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование, пенсионеров, сотрудников правоохранительных органов, работников госаппарата [11, c.13].
Правовая культура личности формируется, прежде всего, образованием, которое человек получает, и образом жизни, который ведет. Помимо правовой образованности правовая культура личности предполагает знание и навыки для того, чтобы пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям правовых норм. Из правовой культуры каждого человека в совокупности формируется правовая культура социальных групп и правовая культура всего общества.
Правовая культура личности зависит от следующих показателей:
знания и понимания права;
уважения к праву в силу личного убеждения;
умения пользоваться правом;
подчинения своего поведения требованиям норм права.
Как отмечалось выше, существуют и положительные моменты в особенностях российского правосознания и правовой культуры, но проблемный характер носят, естественно, именно негативные стороны. Поэтому именно их следует рассмотреть в данной главе.
Люди, к сожалению, а может быть и, наоборот, к счастью, не в силах изменить ход истории. Поэтому люди не могут, тем или иным образом, бесследно ликвидировать негативные особенности национального правосознания и повлиять на те события, которые уже случились. Однако, зная их причины и проанализировав их сущность, возможно отыскать пути развития и повышения уровня правовой культуры. Исследуя данный вопрос, следует сфокусировать своё внимание именно на современных особенностях, присущих данному обществу. Но при этом не стоит забывать про их историческое прошлое, про причины появления и развития этих особенностей, так как это может помочь в планировании дальнейшей стратегии.
Из современных негативных особенностей российского общества следует выделить следующие:
1) Юридическая неграмотность.
2) Низкая правовая культура должностных лиц.
3) Низкий уровень нравственной культуры как фактор, влияющий на правосознание в том числе.
4) Высокий уровень правового нигилизма.
Причём, последнее является следствием, первых трёх факторов, которые в свою очередь, «подогревают» и способствуют правовому нигилизму. Получается некая замкнутая цепь, когда все эти фактора «подпитываются» и существуют за счёт друг друга.
Многие учёные и политики работают в данном направлении, предлагая различные варианты и выходы из сложившейся ситуации. И надо заметить, много стоящих и правильных вещей можно найти в их работах.
Поворотным пунктом для исправления сложившегося крайне неблагоприятного положения дел в данной сфере могла бы стать разработка соответствующей реалиям нынешнего этапа модернизации российского общества стратегии целенаправленного и наступательного противодействия деформациям правосознания. А также способствующей на формирования высокой правовой культуры, усиления влияния правовой идеологии и психологии на юридически значимое поведение людей, состояние правопорядка, всё консолидированное правовое пространство.
Эту стратегию целесообразно изложить в отдельном политико-правовом документе, который будет утверждён Президентом РФ, как гарантом Конституции.
Возможно согласиться с авторами этой точки зрения, так как любые новации или модерации нужно начинать с чёткого плана, которые бы давал прочную опору данным действиям. Тем более, необходимо придание правового характера такому документы, только в этом случае он будет иметь юридическую силу. Эта мысль, безусловно, верная на начальном этапе изменений, но всё же проблемы ей не решить, так как требуется более детальное изучение и пошаговое решение вопроса.
Огромное значение на развитие правосознания и правовой культуры оказывает юридическая грамотность населения. Так как в нашем случае дело обстоит весьма печально, следует обратить особое внимание на этот вопрос.
Начинать правовое воспитание граждан России следует с детских лет. Для этого необходимо разработать доступные детям и подросткам учебные и методические материалы по проблематике прав и свобод человека. Необходимо включать в учебную программу предметы, которые будут посвящены правам человека, о способах их защиты, о законе, о том, что закон надо уважать и соблюдать.
Для повышения уровня правовой культуры общества, эффективной защиты гражданами своих прав необходимо развивать и совершенствовать правовое воспитание и правовое обучение не только населения, но и государственных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное обеспечение социальных прав человека и гражданина.
Данная позиция абсолютно правильная. То, что нужно проводить тщательное правовое воспитание это очевидно, но прежде всего, нужно обращать внимание именно на повышение уровня правосознания у молодого поколения. Во-первых, дети это будущее нашего государства, именно от них зависит дальнейшее развитие. Во-вторых, это правильно ещё и с точки зрения психологии. Давно известно, что процесс воспитания протекает преимущественно в возрасте до семи лет. Потом ребёнок лишь дополняет свои знания, либо процесс уже принимает формы перевоспитания и может протекать гораздо сложнее и болезненнее. Даже не беря в расчет возрастные числа, известно, что чем человек моложе, тем его мозг более восприимчив к новой информации, а сознание более гибкое и легко адаптируемое к новациям. В-третьих, молодое население является наиболее активным, то есть во многом уровень правового нигилизма зависит от радикально-настроенной молодёжи. И потом юношеский максимализм заставляет подростков зачастую действовать сверх агрессивно и бескомпромиссно. Поэтому наибольшую опасность представляет правовое невежество именно молодого населения и на него стоит обратить особое внимание [12, c.46].
Также правильно поставлен акцент на юридическом воспитании государственных служащих. В этом вопросе опять можно возвратиться к сравнению с замкнутым кругом. Должностные лица являются невеждами в правовом отношении, так как являются составными элементами общества, а общество, юридически безграмотное, поэтому и эти индивиды безграмотные. Но с другой стороны общество, видя безграмотность, коррупцию, бюрократию и произвол «сверху», уподобляется этим государственным служащим и действует по принципу: «не мы такие, жизнь такая». Так вот этот круг надо размыкать с обоих концов, то есть воздействовать как на население в целом, так и на должностных лиц в частности.
Желательно закрепить в нормативных – правовых актах минимальные квалификационные требования к юридической подготовке помощников депутатов всех уровней, различных категорий государственных и муниципальных служащих, управленцев, работающих в частном секторе.
Обязательно нужно проводить мониторинг правоприменения в целях выявления пробелов, недостаточной определённости, чрезмерной декларативности и других изъянов действующих законов с последующей корректировкой, направленной на повышение их качества, повышения эффективности правового регулирования как необходимые условия формирования уважения к праву и закону.
То есть нормативно-правовая база является одним из важных элементов правовой культуры общества, поэтому она требует постоянного контроля и обновления. Если законы будут «запутанные», «пустые», непонятные для восприятия, недействующие в реальности, то, естественно, у общества будет складываться к ним негативное отношение и к праву страны в целом. Поэтому важным условием является – надлежащий уровень нормативно-правовой базы.
Важное значение имеет ход работы учёных, особенности проведения реформ, метод, которым который используют в том или ином случае.
Разумеется, нет ничего зазорного в изучении зарубежных идей, но если это не трансформируется в слепое подражание или, что ещё хуже, идолопоклонство. Весьма поучительный и ценный опыт теоретической разработки государственно-правовой идеологии и правосознания в целом имеется в нашей стране. Нельзя сбрасывать со счетов и пренебрегать теми полезными наработками, которые стали достоянием нашей юридической науки.
Несомненно, в нашей стране есть талантливые и работоспособные учёные, ни в коем случае нельзя пренебрегать их трудами, наоборот они должны послужить надёжной опорой предстоящим новациям. Но хочется обратить внимание, что акцент в ней делается на недопущение пренебрежение русской научной практикой, когда в тоже время может возникнуть противоположная проблема, которая не затрагивается предыдущим исследователем. Не следует отрекаться от использования зарубежной практики, так как есть множество правовых достижений, которым стоит поучиться у более развитых стран. Задача заключается в обеспечении наибольшей рационализации при планировании и осуществлении реформ. Не следует, отрекаться от западной практики, но в тоже время не нужно уподобляться бездумному копированию, поскольку необходимо учитывать особенности нашей истории, нашего менталитета, нашего государственного устройства. Невозможно создать два абсолютно идентичных государства, так как на национальные особенности влияет множество факторов, начиная от личности правителя, заканчивая природными условиями. Поэтому надо анализируя достижения и пути развития других государств, вырабатывать свой собственный маршрут.
О высоком уровне правовой культуры свидетельствует наличие гражданского общества, в котором права и свободы человека являются высшей демократической ценностью.
Для развития уровня правовой культуры и правосознания в обществе, государство должны выбрать правильную политику и стратегию, а общество в свою очередь не должно быть пассивным [10, c.93].
Таким образом, были выявлено основное направление, в котором надо двигаться для повышения уровня нашей правовой культуры и национального правосознания. Мы выделили основные составляющие работы в этой сфере. Теперь подчеркнём их ещё раз и расположим в систему:
1)Создание стратегии
2)Повышенное внимание
к правовому воспитанию, особенно
применительно к определённым
гражданам. Правовое воспитание
является одной из главных
целей в сфере данного вопроса.
И в первую очередь, при рассмотрении
этого вопроса, следует обратить
внимание на подрастающее
3)Контроль и приведение
в порядок нормативно-правовой
базы. Устранение пробелов в законе,
избежание путаницы, обеспечение
доступа к документам, в которых
закреплены права и свободы
граждан. Каждый индивид должен
знать свои права и
4)Рациональное использование
западного опыта. Нельзя бездумно
копировать чужие правовые и
политические модели, так как
надо всегда учитывать
5)Правильная политика
государства, в сочетании с гражданской
активностью населения, которая
тесно связанна опять же с
правовым воспитанием и
Все эти пункты связанны с одной наиболее важной категорией, такой как правовое воспитание. На неё следует обратить особое внимание. Ведь она охватывает всё общество, если каждый индивид станет юридически грамотным, это будет огромным достижением, которое решить многие проблемы в области низкого уровня правосознания, правовой культуры и высокого уровня правового нигилизма, идеализма.
Важной стороной дела является организация активного участия в работе по развитию правовой грамотности, правовой культуры и правосознания общественных объединений и движений, политических партий, профсоюзов, правозащитных организаций, уполномоченных по правам человека, общественных палат и других институтов гражданского общества.
Учитывая тесную взаимосвязь морали и права, а также большой духовно-нравственный потенциал традиционных для России и религий, субъектам реализации государственной политики в рассматриваемой сфере необходимо установить и поддерживать отношения конструктивного социального партнёрства с религиозными конфессиями.
В ходе выполнения данной дипломной работы поставленная цель была достигнута. А именно: были раскрыты особенности правосознания и правовой культуры.
Правосознание является важным фактором развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Современное правосознание указывает кроме этого на высокую общую и правовую культуру личности, делая ее полноценным участником различных правовых отношений. Исследователи являются единодушными в том, что больше степень правосознания, тем в большей степени оно проявит свое регулирующее значение во время приведения поведения в соответствие с целями и волей, которые отражены в праве, тем крепче законность и правопорядок (при условиях его положительного направления). Тот факт, что выполнение правовых норм большинством людей происходит сознательно, на основании внутреннего убеждения, и будет означать регулирующее значение правосознания. Регулирование будет значить, прежде всего, побуждение к действиям, приказ либо стимуляцию определенных поступков, поведения, с кроме этого - определение границы поведения, запрещения выхода за их пределы, дозволение действовать в их рамках. Данная роль правосознания исходит в первую очередь из основного социального значения права – управления деятельностью граждан в разных типах общественных отношений на основании государственной воли граждан и (или) элиты, выражаемой в законах и обеспечивающей сочетание интересов личности, общества, государства. Одной из особенностей правосознания является то, что оно является нормативно-предписывающим, обязывая к конкретным действиям на основании и по результату возможного варианта поведения с правовыми принципами и нормами, общий, абстрактный характер правовых норм породит трудности, на основании того что закон обладает всеобщим характером, а ситуации - конкретны.