Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:23, курсовая работа
Целью представленной работы является всестороннее исследование понятия, сущности правосознания и его роли в жизни общества.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучение понятия и структуры правосознания;
- анализ видов и функций правосознания;
- рассмотрение понятий общественного мнения, правовой культуры и правового воспитания;
- определение роли правосознания в жизни общества.
Введение
1. Понятие и структура правосознания
2. Роль правосознания в жизни общества
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Введение
1. Понятие и структура правосознания
2. Роль правосознания в жизни общества
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
В современной отечественной юридической науке к настоящему времени уже созданы основы общей теории правосознания. Однако интерес к проблематике правосознания, юридического мышления и правовой культуры продолжает возрастать.
Актуальность темы представленной работы заключается в том, что реформы последнего десятилетия, сопровождающиеся не продуманным копированием западных политических и правовых институтов, привели к конфликтам между официальными и народными правовыми представлениями, взглядами, идеалами. Обнищание народа и процесс его отчуждения от государства негативно сказываются и на правосознании населения: правоохранительные органы, система правосудия, законы и подзаконные нормативные акты все чаще воспринимаются населением с опасением и недоверием, отрицательной реакцией. Данная ситуация актуализирует новые исследования правосознания и правового мышления, вопросов формирования общественного мнения, образовательно-воспитательной работы с населением. Отрицательный результат политики заимствования готовых институциональных решений подталкивает к изучению самобытности российской правовой культуры и юридического менталитета. Это необходимо для разработки собственной стратегии правового развития российского общества и выхода из создавшегося кризиса.
Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. На развитие правосознания как одной из форм общественного сознания оказывают воздействие социально-политические, экономические, этнокультурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с нравственным сознанием, искусством, религией, философией, наукой.
Вопрос о соотношении правосознания и правовой реальности имеет диалектический характер. Правосознание, с одной стороны, порождает правовую реальность, с другой представляет собой результат восприятия и освоения правовой жизни общества, правовых отношений, правовых установлений. Правосознание есть знание о праве, оценка действующего права, а также мысли, идеи о желаемых изменениях в праве, т. е. правосознание - не только результат существования правовой реальности, но и средство конструирования последней, его влияние распространяется на всю правовую систему государства.
Целью представленной работы является всестороннее исследование понятия, сущности правосознания и его роли в жизни общества.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучение понятия и структуры правосознания;
- анализ видов и функций правосознания;
- рассмотрение понятий общественного мнения, правовой культуры и правового воспитания;
- определение роли правосознания в жизни общества.
В качестве источников при написании данной работы были использованы научные труды таких авторов, как Алексеев С.С., Анисимов П.В., Баранов П.П., Баскин Ю.Я., Ильин И.А., Малько А.В., Овчинников А.И., Туманов В.А. и др.
Правосознание есть у каждого человека, осознающего, что кроме него на свете существуют и другие люди. Именно так охарактеризовал сущность правового сознания знаменитый русский ученый И. А. Ильин, полагавший, что каждый человек осознанно или нет считается (или должен считаться) с правами другого человека и согласовывает свое поведение с интересами других людей, общественным и государственным благом. Другой не менее известный российский правовед Л. И. Петражицкий обращал внимание на то, что каждый человек может осознать в себе правовые эмоции, мотивы, чувственные и интуитивные акты. Например, человек (должник), который занял деньги у другого человека (кредитора) на определенный срок, испытывает с приближением дня расплаты все большие эмоциональные переживания своего долга перед другим лицом, по причине осознания правомочия этого лица (кредитора) по отношению к предмету займа. Психические переживания в данном случае будут иметь правовой характер, так как противоположная сторона имеет право, а должник имеет обязанность по устному договору займа. Соответственно моральным будет переживание в случае, не связанном с осознанием правомочия противоположной стороны, например, в случае подачи милостыни.
Правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, чувств, настроений, относящихся к праву. Оно включает и само представление о праве, т. е. правопонимание, взгляды на роль права, правовых учреждений в жизни общества и государства, идеи о правах человека, его ответственности перед другими людьми, государством и обществом[1]. Правосознание общества нацелено на справедливое урегулирование отношений людей, обеспечивающее сохранение целостности общества. Современное правосознание народов выступает важным средством поддержания и развития мирного и справедливого сотрудничества между государствами на международном уровне.
Внутри государства и на международном уровне правосознание действует в тесной связи с политическим сознанием, что дало основание для применения в юридической и философской литературе понятия «политико-правовое сознание». Закрепление в юридических актах, конституциях важнейших начал политики государства, его институтов, политических прав и свобод граждан служит одним из показателей того, что правосознание непосредственно связано с политическим сознанием.
В тоже время говорить о неразрывном единстве правового и политического сознания нельзя. Политическое сознание зависит от политических отношений в обществе и государстве, возникающих в связи с существованием союза людей, объединенных вокруг властного центра. Правовое сознание не всегда связано с идеей властного центра и принудительным порядком. В сферу правового сознания включаются также правовые явления, которые могут получать политико-идеологическую оценку, но по своей сущности, внутреннему качеству не являются политическими. Так, например, обстоит дело с религиозными, семейными, культурными областями человеческой жизни. Существуют некоторые виды права, которые напрямую не связаны с существованием государства и политикой, например каноническое (церковное) право, морское право, обычное право, корпоративное право и т. п.
Правосознание можно определить как совокупность правовых чувств, эмоций, идей, взглядов, оценок, установок, представлений и других духовных проявлений, выражающих отношение граждан как к действующему праву, к юридической практике, правам, свободам, обязанностям граждан, так и к желаемому праву, к другим желаемым правовым явлениям.
Вообще же, ответ на вопрос о том, что такое правосознание неразрывно связан с ответом на вопрос о том, что такое право и что такое сознание. В современной юриспруденции существует несколько подходов к праву и его пониманию, а в философии нет единства по поводу понятия «сознание». Поэтому глубокое проникновение в сущность правосознания требует отдельного объемного изложения. В данном случае ограничимся кратким изложением доминирующей трактовки правосознания в современной юридической теории.
В анализе сущности права современными правоведами выдвинуты идеи, акцентирующие связь права с культурой народа, национальными обычаями, традициями, менталитетом; в тоже время право трактуется как нормативное выражение справедливости. Для изучения правосознания именно эти идеи о праве играют важную роль. Единство двух подходов к праву возможно в том случае, если рассматривать право как нормативное выражение представлений о справедливости, господствующих в обществе, а так же как социальный институт, распространяющий идеал справедливости «не взирая на лица». Такой подход в правопонимании дает возможность раскрыть этнокультурный характер представлений о юридической справедливости и правосудии, а также рассматривать закон как ее выражение и основную форму, закрепляющую меру воздаяния, равный масштаб, применяемый к субъектам права. Как показывают многочисленные юридические, этнопсихологические, социологические исследования, современное российское право не защищает тот идеал справедливого мироустройства, который лежит в основании правового менталитета россиян. Характерной чертой последнего всегда было обостренное восприятие социального неравенства и высокое доверие государству, в то время как либеральная правовая политика сегодняшней России дает неоспоримые преимущества лишь избранным, государству отводит малозначительную роль института легитимного насилия и рассматривает последнее как источник угроз гражданскому обществу. Поэтому правосознание среднестатистического россиянина характеризуется некоторой степенью правового нигилизма (отрицательного отношения к действующему праву, осознанное игнорирование требований закона без преступного умысла).
Правосознание как важнейшая составная часть правовой жизни общества взаимодействует с другими элементами правовой системы: юридическими нормами, принципами, институтами, совокупностью правовых учреждений; процессами правотворчества и правореализации; правовыми отношениями. Эти взаимные связи и взаимодействие элементов правовой системы дают возможность представить в единстве правовую сторону общественной жизни.
Структура правосознания достаточно сложна. В ней, прежде всего, выделяется область обыденного правового сознания, свойственного людям в их обычной практической жизни. В обыденном сознании, в свою очередь, выделяется рациональная сфера, которая представляет собой итоги личного, индивидуального опыта индивида. Человек знает, что необходимо для того, чтобы устроиться на работу, встать в очередь на получение жилья, какое наказание назначают за нарушение общественного порядка, что «дают» за кражу личного имущества, что бывает за появление на работе в нетрезвом состоянии, и т. д. и т. п.
Иными словами, в этой рациональной сфере человеком накапливается известная сумма знаний о социальном мире, навыков, умений, необходимых для повседневной деятельности каждого и образующих ее осознанную основу. Сфера эта, как видим, эмпирического происхождения.
В обыденном правосознании, кроме того, выделяется эмоциональная область. Это - психологическое отношение к фактам юридической действительности, проявляющееся в эмоциях, психических переживаниях, установках. Растлитель малолетних, помимо прочего, вызывает отвращение, разбойник -страх, бандит - ужас, закон о «монетизации» льгот - опасение, указ об искоренении коррупции - недоверие, приговор суда - чувство неудовлетворенности как несправедливый, закон о социальном обеспечении - усмешку и т. д. Эмоциональная сфера внутренне противоречива, так как включает в себя взаимоисключающие моменты. Разбойник, если он Владимир Дубровский или Робин Гуд, восхищает, мошенник, если он Остап Бендер, вызывает симпатию и т. п[2].
Обыденное сознание очень ограничено. Его ограниченность обусловлена узостью своего источника - индивидуального опыта, по общему правилу не выходящего за пределы сиюминутных вопросов каждодневной жизни. Поэтому правосознание не может остаться в рамках обыденных представлений об окружающем социальном мире и неминуемо в своем развитии выходит на уровень более широких обобщений, выявления объективных общественных закономерностей, т. е. становится теоретическим. Теоретический уровень правосознания включает систему научных знаний общечеловеческого характера, более или менее объективно отражающих юридическую действительность.
Теоретический уровень правосознания в свою очередь многослоен. В нем выделяется профессиональное правосознание юристов, собственно юридическая теория и правовая идеология.
Многочисленные эмпирические обследования показывают, что различные профессиональные группы юристов неодинаково воспринимают юридическую действительность. Судья относится и оценивает правовую реальность иначе, чем прокурор-, прокурор - иначе, чем адвокат, следователь - иначе, чем эксперт-криминалист, юрисконсульт банка - иначе, чем преподаватель юридического факультета и т. д., хотя все они получили высшее юридическое образование. Столь пестрое многообразие видов правосознания объясняется тем, что, казалось бы, единый теоретический взгляд на право преломляется через функционально различные виды практической деятельности, включая законодательную и правоприменительную.
Теоретический уровень предстает также в виде правовой идеологии. Собственно теоретический уровень правосознания по идее должен быть тождествен системе научных понятий, духовно воспроизводящих функционирующую и развивающуюся юридическую систему. В действительности теория не является единой, включая в себя борьбу взглядов, различные научные школы и т. д. И в любой теории связующей нитью, каркасом, является ценностная иерархия, идеологическая направленность.
Идеология представляет собой сложнейший сплав философских, ценностно-мировоззренческих конструкций. Существование верховной власти предполагает подчинение, поэтому обладание властью требует ее легитимации, оправдания, прежде всего посредством апелляции к ценностям духовного характера, т. е. к «высшим» ценностям. Задачу легитимации правовой политики государства выполняет юридическая наука в лице тех ее представителей, которые принимают участие в разработке законопроектов[3]. С другой стороны, критика действующего законодательства и его оценка со стороны их оппонентов не может протекать без политико-идеологических предпочтений. Поэтому в научных спорах юридической общественности всегда присутствует момент «борьбы идеологий».
Например, в последние годы вновь актуальными стали вопросы правопонимания. Ученые пытаются дать ответ на вопрос: что такое право? И в ходе ответа на него проявляются ценностно-идеологические предпочтения той или иной научной школы: одни авторы предлагают естественно-правовую трактовку, апеллируя к прирожденным правам и свободам человека, другие полагают источником права нормативные веления государственной власти, третьи подчеркивают культурно-исторический характер правовых понятий, принципов и норм, обращая внимание на невозможность универсального для всех времен и народов понимания права.