Сущность правосознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы является всестороннее исследование понятия, сущности правосознания и его роли в жизни общества.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучение понятия и структуры правосознания;
- анализ видов и функций правосознания;
- рассмотрение понятий общественного мнения, правовой культуры и правового воспитания;
- определение роли правосознания в жизни общества.

Оглавление

Введение
1. Понятие и структура правосознания
2. Роль правосознания в жизни общества
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Сущность правосознания и его роль в жизни общества.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

              Возможны самые разные классификации правосознании. Наиболее рас­пространенная - классификация но его субъектам. Виды правосознания по его субъектам в обобщенной форме предстают как правосознание индивидуальное, групповое и общественное. С позиций уровня развития правосознание, как пра­вило, подразделяется на обыденное, научное и профессиональное.

              Общественное правосознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отра­жают типичные свойства его юридической действительности. Оно объективи­руется в правовой культуре, юридической науке и доктрине, государственно-правовой идеологии; в законодательстве, поскольку оно принимается государ­ственным органом, представляющим общество; в массовых взглядах, представ­лениях, отражаемых, в частности, в прессе; во всех идеологических институтах - таких как политика, мораль, искусство, религия и т. д.

              Как видим, общественное сознание может проявляться в формах, которые не существуют и не могут существовать в головах отдельных людей.

Прежде чем общественное сознание проникнет в психику отдельных гра­ждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп. То, что пра­восознание опосредствуется социально-демографической структурой общества, -  факт,  подтвержденный  многочисленными эмпирическими  наблюдениями. Особенности группового правосознания объясняются рядом факторов. Первый из них состоит в том, что в любой общности, как уже указывалось, складывает­ся специфическая субкультура, т. е. свои нормативные ценности, которые пре­жде всего влияют на оценки членами группы сложившейся юридической сис­темы. Второй фактор - это различия интересов социально-демографических групп, связанных с неодинаковостью их мест в социальной структуре, а стало быть, с различным отношением к собственности, системе распределения, к вла­сти, одним словом, к общественному строю и нормам, его определяющим, за­крепляющим и регулирующим.

              Индивидуальное правосознание является результатом усвоения челове­ком группового и общественного правосознания, опосредствованного особен­ностями его жизненного пути. Коллективные формы сознания плюс личный опыт - вот что образует основу восприятия юридической действительности ка­ждой неповторимой личностью[4].

              Правосознание изменчиво. Наибольшей устойчивостью обладает та его часть-, которую образуют нормы культуры, в том числе ставшие правом. На­большей изменчивостью характеризуется общественное мнение, которое бла­годаря современным информационным технологиям часто становится объектом манипуляций различных политических сил.

              На особенности правового мышления и правосознания влияет правовая осведомленность гражданина. Нельзя сказать, что высокий уровень правовых знаний гарантирует нормальное правосознание и иммунитет от правонаруше­ний (например, среди судей, прокуроров и ученых правоведов ничуть не мень­ше коррупционеров, чем среди других), но индивидуальные особенности юри­дическая деятельность все же накладывает. С такой точки зрения можно выде­лить обыденное, профессиональное и научно-теоретическое правосознание. Обыденное правосознание - самое распространенное, так как им обладают практически все граждане. У профессиональных юристов элементы обыденно­го правосознания также присутствуют, но доминирует все же тот тип правового мышления и сознания, который связан с их деятельностью - в сфере публично­го (уголовного, административного и т. д.), или частного (гражданского, хозяй­ственного и т. д.) права.

              Профессиональное правосознание юриста - это научно обоснованная, стройная система правовых знаний, убеждений и чувств, которыми он руково­дствуется в своей деятельности. Профессиональное правосознание по глубине освоения права относится к теоретическому сознанию. Оно формируется в про­цессе познания правовой системы общества, сущности и роли права, изучения различных юридических дисциплин, в ходе практической деятельности по реа­лизации права. Для профессионального правосознания человека характерно ус­воение правовых знаний как системы, понимание взаимосвязей различных пра­вовых норм, представление о воздействии права на общественные отношения, на мотивы поведения личности в правовой сфере. Профессиональное правосоз­нание юриста вместе с системой теоретических знаний об общих принципах прав, правовой жизни общества включает также определенные систематиче­ские познания в какой-либо конкретной сфере права, - например, гражданско­го, финансового, торгового, трудового, семейного, административного, эколо­гического, уголовного.

              Определенными особенностями обладают правосознание лиц с откло­няющимся поведением, правовые представления и чувства граждан, отбываю­щих наказание в местах лишения свободы, преступников-рецидивистов. Со­циологические исследования показывают, что в ряде случаев у человека, со­вершившего преступление, вместе со знанием статей уголовного кодекса сосед­ствует нигилистическое отношение к праву, определенный настрой на наруше­ние закона. Так называемые «воры в законе» обладают специфической право­вой психологией, что определяет авторитет в преступной среде. Теоретический и практический интерес представляет изучение условий жизни, правосознания несовершеннолетних правонарушителей, способов воздействия на их правосоз­нание с целью преодоления нравственных дефектов, пагубных наклонностей.

              Наиболее высокоразвитой формой правосознания - научным правосозна­нием, обладают представители юридической элиты - ученые правоведы, дея­тельность которых предполагает глубокие знания по истории государства и права, философским аспектам права, современным проблемам правовой ноли-тики и международных отношений[5].

 

2.Роль правосознания в жизни общества

Среди функций правосознания выделяются:

              1.  Познавательная - характеризует осмысление правовых явлений в об­щественной реальности.

              2.  Регулирующая - дает возможность путем сопоставления своего пове­дения с требованиями правовых предписаний корректировать его.

              3.  Функции моделирования - служит важнейшим средством формирова­ния соответствующей модели поведения.

              Некоторые ученые выделяют такую функцию правосознания, как оце­ночную. Однако оценка в той или иной степени всегда присутствует в процес­сах познания и осмысления социально-правовой действительности. Следова­тельно, отдельно выделять ее в качестве функции правосознания не имеет осо­бого смысла.

              Правосознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, ува­жение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости, сознание прав и обязанностей человека, дозволений и запре­тов - все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.

              Общественное мнение - это такое проявляющееся в суждениях и поступ­ках состояние массового сознания, которое возникает по поводу значимых фак­тов общественной жизни и аккумулирует в себе оценки этих фактов, имеющие­ся во всех формах общественного сознания. Так определяет его социология. Исходя из этого, мы можем определить общественное мнение о праве, как та­кое выражающееся в суждениях и поступках состояние массового сознания, ко­торое возникает по поводу тех или иных актуальных фактов юридической дей­ствительности, аккумулируя оценки этих фактов всеми формами общественно­го сознания.

              То, что общественное мнение характеризуется как состояние массового сознания, означает, что оно не достигает в своем формировании теоретического уровня, оставаясь феноменом, присушим обыденному сознанию.

              Приведенные определения - итог достаточно большого количества со­циологических и юридических исследований, которые зафиксировали основ­ные свойства общественного мнения. В частности, было установлено, что оно как состояние общественного сознания проникает во все виды и формы по­следнего; оно может выступать на всех уровнях - эмоциональном и рациональ­ном, если речь идет об обыденном сознании. Оно может выступать и в сфере социальной практики, и в сфере теории: не становясь фактом научного знания, оно, тем не менее, широко функционирует в ней, ибо многие ее понятия и положения - не результат теоретических обобщений, а лишь наукообразное оформление мнений.

              Общественное мнение может выражаться практически в любой форме (в рациональной форме суждений, умозаключений или в эмоциональной форме психологического отношения людей к тем или иным событиям). Наконец, оно может выражаться и в активном поведении, и в бездействии (пушкинское «на­род безмолвствует» - хороший тому пример)[6].

              Общественное мнение о праве объективно выполняет ряд социальных функций. В зависимости от своего содержания оно так или иначе оценивает факты юридической действительности. Эти оценки влияют на отношение людей к праву, воздействуют на их поступки, имеющие юридическое значе­ние, и тем самым выполняют ориентационную и регулятивную функции. С ними связана и третья функция общественного мнения - аналитико-конструктивная, поскольку для оценки и обеспечения определенной направ­ленности деятельности людей в связи с фактами юридической действитель­ности необходим их анализ и принятие конструктивного решения. Следова­тельно, аналитико-конструктивная функция общественного мнения является своеобразным связующим звеном между ориентационной (оценочной) и ре­гулятивной функциями.

              С точки зрения воздействия на социальные институты, в том числе на государство и право, общественное мнение может выполнять контрольную, консультативную и директивную функции. Контрольная функция проявляет­ся тогда, когда общественное мнение, выражая отношение к изданному зако­ну, указу, вынесенному судом приговору и т. д., дает возможность узнать об отношении к ним населения в целом или его отдельных групп и с учетом этой информации внести в случае необходимости коррективы в принимае­мые управленские решения, законодательную деятельность или правоприме­нительную практику[7].

              Аналогично действие консультативной функции. Орган государства, раз­рабатывающая политическую программу партия, узнав об отношении людей к своим начинаниям, как бы консультируется с ними, прислушиваясь к тому, что зовется народной мудростью, которая в ряде случаев содержится в обществен­ном мнении, как иногда содержатся в нем и мифы, и иллюзии, и заблуждения.

              Директивная функция общественного мнения выражается в том, что оно может основываться на законе и иметь обязательную силу, например, тогда, ко­гда государственное решение должно приниматься в прямой зависимости от опроса населения (референдума).

              Общественное мнение формируется во многом стихийно, и управлять им прямо и непосредственно нельзя. Воздействовать на него можно только кос­венно путем изменения социальной ситуации, через сложный механизм массо­вых коммуникаций и т. д.

              Осмысление государственных законов, оперативной информации о нор­мативных актах разного уровня, если их требования не стали убеждениями, не превратились в установки и не вошли в ядро личности, зависит от практической ситуации, в которой находится человек. Исследование процессов правового осмысления социальной жизни в современной теории права заключается в анали­зе правового мышления как интеллектуальной формы правосознания. Рассмот­рение правового мышления как особого рода интеллектуальной деятельности правосознания приводит к выводу о зависимости процессов рационального по­знания от ценностных и этнокультурных факторов, укорененных глубоко в подсознании человека.

              Правовая культура - исторический опыт организации жизни по опреде­ленным нормативным предписаниям, имеющим всеобщий (общеобязательный) для той или иной социальной общности характер, а также опыт отдельных лю­дей в сфере права, влияющий на их юридически значимое поведение. Правовая культура является органической частью культуры того или иного этноса, государствообразующего народа, цивилизации. Эти социальные общности облада­ют своими историческими и культурными особенностями, зависящими, прежде всего, от религиозных ценностей, поэтому национальная правовая культура ка­ждого сообщества уникальна и самобытна. Например, правовая культура рус­ского народа связана с православным мировоззрением, а правовая культура большинства народов Северного Кавказа с исламом и шариатом. В тоже время общность исторических судеб сформировала единую, евразийскую правовую культуру российского многонационального народа.

              Поскольку культура — выражение специфически человеческого способа деятельности, постольку она по своей природе нормативна; следовательно, культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, т. е. они могут заключать в себе одни и те же правила поведения[8].

              Обращаясь к праву, можно утверждать, что все юридические нормы суть нормы культуры, но не все нормы культуры суть юридические нормы. Осуще­ствляемый обществом отбор культурных норм, после чего они оказываются включенными в право, производится по принципу их значимости для сохране­ния и функционирования социального целого. Если правило поведения, входя­щее в культуру, имеет значение для общества или во всяком случае связано с осуществлением общих дел, оно должно стать общеобязательным, т. е. стать правом.

Информация о работе Сущность правосознания