Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:23, курсовая работа
Целью представленной работы является всестороннее исследование понятия, сущности правосознания и его роли в жизни общества.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучение понятия и структуры правосознания;
- анализ видов и функций правосознания;
- рассмотрение понятий общественного мнения, правовой культуры и правового воспитания;
- определение роли правосознания в жизни общества.
Введение
1. Понятие и структура правосознания
2. Роль правосознания в жизни общества
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Возможны самые разные классификации правосознании. Наиболее распространенная - классификация но его субъектам. Виды правосознания по его субъектам в обобщенной форме предстают как правосознание индивидуальное, групповое и общественное. С позиций уровня развития правосознание, как правило, подразделяется на обыденное, научное и профессиональное.
Общественное правосознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают типичные свойства его юридической действительности. Оно объективируется в правовой культуре, юридической науке и доктрине, государственно-правовой идеологии; в законодательстве, поскольку оно принимается государственным органом, представляющим общество; в массовых взглядах, представлениях, отражаемых, в частности, в прессе; во всех идеологических институтах - таких как политика, мораль, искусство, религия и т. д.
Как видим, общественное сознание может проявляться в формах, которые не существуют и не могут существовать в головах отдельных людей.
Прежде чем общественное сознание проникнет в психику отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп. То, что правосознание опосредствуется социально-демографической структурой общества, - факт, подтвержденный многочисленными эмпирическими наблюдениями. Особенности группового правосознания объясняются рядом факторов. Первый из них состоит в том, что в любой общности, как уже указывалось, складывается специфическая субкультура, т. е. свои нормативные ценности, которые прежде всего влияют на оценки членами группы сложившейся юридической системы. Второй фактор - это различия интересов социально-демографических групп, связанных с неодинаковостью их мест в социальной структуре, а стало быть, с различным отношением к собственности, системе распределения, к власти, одним словом, к общественному строю и нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим.
Индивидуальное правосознание является результатом усвоения человеком группового и общественного правосознания, опосредствованного особенностями его жизненного пути. Коллективные формы сознания плюс личный опыт - вот что образует основу восприятия юридической действительности каждой неповторимой личностью[4].
Правосознание изменчиво. Наибольшей устойчивостью обладает та его часть-, которую образуют нормы культуры, в том числе ставшие правом. Набольшей изменчивостью характеризуется общественное мнение, которое благодаря современным информационным технологиям часто становится объектом манипуляций различных политических сил.
На особенности правового мышления и правосознания влияет правовая осведомленность гражданина. Нельзя сказать, что высокий уровень правовых знаний гарантирует нормальное правосознание и иммунитет от правонарушений (например, среди судей, прокуроров и ученых правоведов ничуть не меньше коррупционеров, чем среди других), но индивидуальные особенности юридическая деятельность все же накладывает. С такой точки зрения можно выделить обыденное, профессиональное и научно-теоретическое правосознание. Обыденное правосознание - самое распространенное, так как им обладают практически все граждане. У профессиональных юристов элементы обыденного правосознания также присутствуют, но доминирует все же тот тип правового мышления и сознания, который связан с их деятельностью - в сфере публичного (уголовного, административного и т. д.), или частного (гражданского, хозяйственного и т. д.) права.
Профессиональное правосознание юриста - это научно обоснованная, стройная система правовых знаний, убеждений и чувств, которыми он руководствуется в своей деятельности. Профессиональное правосознание по глубине освоения права относится к теоретическому сознанию. Оно формируется в процессе познания правовой системы общества, сущности и роли права, изучения различных юридических дисциплин, в ходе практической деятельности по реализации права. Для профессионального правосознания человека характерно усвоение правовых знаний как системы, понимание взаимосвязей различных правовых норм, представление о воздействии права на общественные отношения, на мотивы поведения личности в правовой сфере. Профессиональное правосознание юриста вместе с системой теоретических знаний об общих принципах прав, правовой жизни общества включает также определенные систематические познания в какой-либо конкретной сфере права, - например, гражданского, финансового, торгового, трудового, семейного, административного, экологического, уголовного.
Определенными особенностями обладают правосознание лиц с отклоняющимся поведением, правовые представления и чувства граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы, преступников-рецидивистов. Социологические исследования показывают, что в ряде случаев у человека, совершившего преступление, вместе со знанием статей уголовного кодекса соседствует нигилистическое отношение к праву, определенный настрой на нарушение закона. Так называемые «воры в законе» обладают специфической правовой психологией, что определяет авторитет в преступной среде. Теоретический и практический интерес представляет изучение условий жизни, правосознания несовершеннолетних правонарушителей, способов воздействия на их правосознание с целью преодоления нравственных дефектов, пагубных наклонностей.
Наиболее высокоразвитой формой правосознания - научным правосознанием, обладают представители юридической элиты - ученые правоведы, деятельность которых предполагает глубокие знания по истории государства и права, философским аспектам права, современным проблемам правовой ноли-тики и международных отношений[5].
Среди функций правосознания выделяются:
1. Познавательная - характеризует осмысление правовых явлений в общественной реальности.
2. Регулирующая - дает возможность путем сопоставления своего поведения с требованиями правовых предписаний корректировать его.
3. Функции моделирования - служит важнейшим средством формирования соответствующей модели поведения.
Некоторые ученые выделяют такую функцию правосознания, как оценочную. Однако оценка в той или иной степени всегда присутствует в процессах познания и осмысления социально-правовой действительности. Следовательно, отдельно выделять ее в качестве функции правосознания не имеет особого смысла.
Правосознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости, сознание прав и обязанностей человека, дозволений и запретов - все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.
Общественное мнение - это такое проявляющееся в суждениях и поступках состояние массового сознания, которое возникает по поводу значимых фактов общественной жизни и аккумулирует в себе оценки этих фактов, имеющиеся во всех формах общественного сознания. Так определяет его социология. Исходя из этого, мы можем определить общественное мнение о праве, как такое выражающееся в суждениях и поступках состояние массового сознания, которое возникает по поводу тех или иных актуальных фактов юридической действительности, аккумулируя оценки этих фактов всеми формами общественного сознания.
То, что общественное мнение характеризуется как состояние массового сознания, означает, что оно не достигает в своем формировании теоретического уровня, оставаясь феноменом, присушим обыденному сознанию.
Приведенные определения - итог достаточно большого количества социологических и юридических исследований, которые зафиксировали основные свойства общественного мнения. В частности, было установлено, что оно как состояние общественного сознания проникает во все виды и формы последнего; оно может выступать на всех уровнях - эмоциональном и рациональном, если речь идет об обыденном сознании. Оно может выступать и в сфере социальной практики, и в сфере теории: не становясь фактом научного знания, оно, тем не менее, широко функционирует в ней, ибо многие ее понятия и положения - не результат теоретических обобщений, а лишь наукообразное оформление мнений.
Общественное мнение может выражаться практически в любой форме (в рациональной форме суждений, умозаключений или в эмоциональной форме психологического отношения людей к тем или иным событиям). Наконец, оно может выражаться и в активном поведении, и в бездействии (пушкинское «народ безмолвствует» - хороший тому пример)[6].
Общественное мнение о праве объективно выполняет ряд социальных функций. В зависимости от своего содержания оно так или иначе оценивает факты юридической действительности. Эти оценки влияют на отношение людей к праву, воздействуют на их поступки, имеющие юридическое значение, и тем самым выполняют ориентационную и регулятивную функции. С ними связана и третья функция общественного мнения - аналитико-конструктивная, поскольку для оценки и обеспечения определенной направленности деятельности людей в связи с фактами юридической действительности необходим их анализ и принятие конструктивного решения. Следовательно, аналитико-конструктивная функция общественного мнения является своеобразным связующим звеном между ориентационной (оценочной) и регулятивной функциями.
С точки зрения воздействия на социальные институты, в том числе на государство и право, общественное мнение может выполнять контрольную, консультативную и директивную функции. Контрольная функция проявляется тогда, когда общественное мнение, выражая отношение к изданному закону, указу, вынесенному судом приговору и т. д., дает возможность узнать об отношении к ним населения в целом или его отдельных групп и с учетом этой информации внести в случае необходимости коррективы в принимаемые управленские решения, законодательную деятельность или правоприменительную практику[7].
Аналогично действие консультативной функции. Орган государства, разрабатывающая политическую программу партия, узнав об отношении людей к своим начинаниям, как бы консультируется с ними, прислушиваясь к тому, что зовется народной мудростью, которая в ряде случаев содержится в общественном мнении, как иногда содержатся в нем и мифы, и иллюзии, и заблуждения.
Директивная функция общественного мнения выражается в том, что оно может основываться на законе и иметь обязательную силу, например, тогда, когда государственное решение должно приниматься в прямой зависимости от опроса населения (референдума).
Общественное мнение формируется во многом стихийно, и управлять им прямо и непосредственно нельзя. Воздействовать на него можно только косвенно путем изменения социальной ситуации, через сложный механизм массовых коммуникаций и т. д.
Осмысление государственных законов, оперативной информации о нормативных актах разного уровня, если их требования не стали убеждениями, не превратились в установки и не вошли в ядро личности, зависит от практической ситуации, в которой находится человек. Исследование процессов правового осмысления социальной жизни в современной теории права заключается в анализе правового мышления как интеллектуальной формы правосознания. Рассмотрение правового мышления как особого рода интеллектуальной деятельности правосознания приводит к выводу о зависимости процессов рационального познания от ценностных и этнокультурных факторов, укорененных глубоко в подсознании человека.
Правовая культура - исторический опыт организации жизни по определенным нормативным предписаниям, имеющим всеобщий (общеобязательный) для той или иной социальной общности характер, а также опыт отдельных людей в сфере права, влияющий на их юридически значимое поведение. Правовая культура является органической частью культуры того или иного этноса, государствообразующего народа, цивилизации. Эти социальные общности обладают своими историческими и культурными особенностями, зависящими, прежде всего, от религиозных ценностей, поэтому национальная правовая культура каждого сообщества уникальна и самобытна. Например, правовая культура русского народа связана с православным мировоззрением, а правовая культура большинства народов Северного Кавказа с исламом и шариатом. В тоже время общность исторических судеб сформировала единую, евразийскую правовую культуру российского многонационального народа.
Поскольку культура — выражение специфически человеческого способа деятельности, постольку она по своей природе нормативна; следовательно, культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, т. е. они могут заключать в себе одни и те же правила поведения[8].
Обращаясь к праву, можно утверждать, что все юридические нормы суть нормы культуры, но не все нормы культуры суть юридические нормы. Осуществляемый обществом отбор культурных норм, после чего они оказываются включенными в право, производится по принципу их значимости для сохранения и функционирования социального целого. Если правило поведения, входящее в культуру, имеет значение для общества или во всяком случае связано с осуществлением общих дел, оно должно стать общеобязательным, т. е. стать правом.