Сущность правосознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы является всестороннее исследование понятия, сущности правосознания и его роли в жизни общества.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучение понятия и структуры правосознания;
- анализ видов и функций правосознания;
- рассмотрение понятий общественного мнения, правовой культуры и правового воспитания;
- определение роли правосознания в жизни общества.

Оглавление

Введение
1. Понятие и структура правосознания
2. Роль правосознания в жизни общества
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Сущность правосознания и его роль в жизни общества.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

              Правовая культура того или иного народа или этноса развивается вместе с последним, не остается застывшей. Правовой опыт усваивается человеком с рождения, с первых шагов, когда родители обучают ребенка основам социаль­ного общежития, указывают на то, что можно и запрещено, наказывают за не соблюдение запретов. Именно в детстве закладываются основы правового соз­нания и воспитания.

              Каждый новый день существования общества сопровождается новыми конфликтами, соглашениями, противоречиями, требующими своего разреше­ния. И не всегда правовой опыт может дать готовое нормативное предписание как поступить в том или ином случае, как разрешить тот или иной конфликт. В таких ситуациях человек вырабатывает собственное нормативное веление, которое он считает необходимым применить. Здесь правовая культура этого человека, особенно если он занимает, например, руководящий пост и влияет на повседневную жизнь сотен людей, выступает основанием для создания новых правовых норм. Часто неосознанно руководитель в той или иной практической ситуации действует в соответствии с представлениями о праве, справедливости и правосудии, усвоенными им ранее. Их индивидуальность и уникальность, присущая только этому человеку личностная характерность, способствует по­явлению совершенно новых ценностей, поведенческих образов, установок. За­тем, найденное им решение в случае успешного исхода входит в привычку по­ступать так, становится правилом, оформляется нормативно и включается в правовую культуру в качестве правотворческого или правоприменительного опыта. Таким образом, правовая культура постоянно изменяется, от поколения к поколению приобретая новые и утрачивая старые ценности, стереотипы, ори­ентации, смысловые аксиомы. Наиболее устойчивые элементы правовой куль­туры, сохраняющиеся на протяжении нескольких поколений, называются пра­вовыми традициями.

              Правовые традиции русского народа сформированы на протяжении тыся­челетнего периода отечественной истории и обладают совершенно уникальны­ми особенностями, усвоенными и другими этносами, проживающими в общем для всех российском государстве. Ни европейские, ни восточные или азиатские народы не имеют такого набора разносторонних качеств правового опыта: от­рицание юридического формализма соседствует с традицией послушания рас­поряжений авторитарного правителя; уважение к указу сильнее в нашем право­сознании, чем уважение к закону; суровость закона смягчается всегда традици­онным милосердием и великодушием. Легитимация (признание) действующих правых норм в России зависит от авторитета правящей элиты; общественные идеалы и ценности доминируют над личными, а уважение отдается тем, кто предпочел отказаться от собственной выгоды в пользу общества; государствен­ная служба воспринимается как форма личной жертвы на благо Родины; обост­ренно воспринимается социальная несправедливость и материальное неравен­ство; существует потребность в государственно-правовом патернализме (опеке государства) и существовании специальных институтов государства по защите субъективных прав, вызванная не умением отстаивать и бороться за собствен­ные права и выгоды; законодательство воспринимается через призму высоких духовных идеалов, что требует закрепления в законах единых для всех ценно­стей правовой идеологии. Самобытность российской правовой культуры опре­деляется, как мы уже говорили, ценностной спецификой традиционных рели­гий, в первую очередь, православием и исламом, основные принципы которых продолжают свое существование в различных стереотипах поведения, даже не связанного с религиозными ценностями (секуляризованного).

              Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на пра­восознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков.

              Покупая хлеб в магазине, оплачивая проезд в общественном транспорте, ис­полняя предписания различных государственных организаций, например, воен­ного комиссариата, молодой человек вступает в разнообразные правоотноше­ния, реализует своими действиями множество правовых норм. Общество и го­сударство заинтересованы в формировании социально активных и в то же вре­мя законопослушных граждан. Утверждая право как большую социальную ценность, выражение и фактор реализации свободы личности, государство спо­собствует укреплению законности, правопорядка, общественной дисциплины. В современных кризисных условиях в российском обществе необходимо пре­одолеть правовой нигилизм, поразивший многих людей, воспитывать уважи­тельное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, непримири­мость к произволу, коррупции, такому состоянию правовой системы и общест­венной морали, который именуют понятием «теневое право». Основами фор­мирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан являются социальный мир, гражданское согласие, активное сотрудничество всех общественных групп населения, повышение благосостояния народа, рас­ширение материальных гарантий прав человека.

              Любые проявления так называемого «беспредела», т. е. игнорирование права, других социальных норм, психология хищнического противоборства ча­стных лиц, исповедующих представления о демократии по формуле «Хочу, чтобы было то, что захочу», образуют завалы на пути формирования граждан­ского общества, социального правового государства. Эти проявления социаль­ного зла необходимо преодолеть, и одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии являются активные меры по правовому воспитанию граждан.

              Воспитание правового сознания в органической связи с началами нравст­венности, патриотического сознания, любви к Родине всех граждан представля­ет процесс повышения культуры общества, человека, обретения им достоинст­ва, свободы и справедливости. Если человек не любит свою страну, не уважает ее истории, не думает о будущих поколениях и потомках, бесполезно требовать от него уважения к законам этой страны. Воспитание в духе патриотизма - это воспитание, прежде всего, человека думающего о других, а не только о себе и о своей выгоде. Полицейской дубиной, системой тюрем и штрафов можно до­биться, в лучшем случае, лишь видимого почитания правовых предписаний, а как только человек станет уверен в том, что его правонарушение будет не заме­ченным, от «уважения к закону» не останется и следа. И только внутренний контроль, нравственная самоцензура предотвратит преступление.

              В духовной жизни нашего общества за последние годы возросло непри­ятие идей неограниченной свободы, перерастающей часто в произвол. Особо актуальными являются вопросы соотношения законности и справедливости, обязанностей и прав человека. Очевидно, что социальная справедливость, де­мократия, законность, права человека несовместимы с анархией, вседозволен­ностью, произволом. Свобода человека в ее нравственных и правовых формах означает такой вариант поведения лица, в котором реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталась бы с не только уважением прав других лиц, но и служением обществу и государству. Последние годы много говорили о свободе негативной, свободе от внешних обязательств (в общество­ведении такой тип социально-политической свободы, так называемой «свободы от», считается свойственным западноевропейскому обществу), и почти не уде­ляли внимание свободе в традиционном для России контексте, свободе пози­тивной, свободе в служении людям. В нашем Отечестве свобода никогда не была самоценностью, а понималась, как средство для духовного совершенство­вания человека, которое не может произойти без аскетического самопожертво­вания для других людей.

              Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нрав­ственных ценностей, норм в семье, школе, церкви, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правового соз­нания. В наблюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях и бытовых, социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, раз­вивается правовое чувство молодых граждан.

              В правовом воспитании, в его неразрывной связи с общей культурой большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации, в том числе телевидению, радио, газетным публикациям. Воспи­тание правового сознания является составной частью всей культурной жизни общества, социальной функцией государства, проявляющего заботу о просве­щении и воспитании подрастающего поколения. Правовое просвещение взрос­лых граждан также имеет воспитательное значение в развитии массового соз­нания общества. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосоз­нание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и тре­бований, отвечающих интересам всего общества, государства[9]. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формиро­ванием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре.

              К сожалению, современное телевидение часто наоборот разрушает здоро­вое правосознание, формируя правовой нигилизм, романтизируя преступность (сериал «Бригада»), ориентируя на внесудебные процедуры разрешения кон­фликтов и восстановления справедливости (в фильме «Ворошиловский стре­лок») и т. д. Новостные репортажи, посвященные деятельности правоохрани­тельных органов, пропитаны презумпцией их виновности, а проблемы сотруд­ников милиции, их крайне тяжелые условия работы (недофинансирование, не­хватка кадров, резко возросший уровень преступности в последние годы) часто остаются без внимания.

              Правовая культура личности выражается в овладении ею основами юри­дических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримири­мости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является со­ставной частью правовой культуры. Правовое сознание человека включает чувство убежденности в том, что он найдет у государств, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с дру­гими гражданами, равен со всеми перед законом и судом[10].

              Средствами повышения правовой культуры граждан являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление за­конности. Большое воспитательное значение, воздействие на граждан, особенно молодежь, оказывает пример руководителей, в том числе должностных лиц го­сударственного аппарата, в неукоснительном соблюдении законов, в борьбе с преступностью. Огромную роль в формировании активного правосознания иг­рали ранее дружины помощников милиции из числа гражданской молодежи, которые своим примером бескорыстного служения обществу вдохновляли под­ростков. Правовая культура - необходимое условие сознательного осуществле­ния гражданином своего долга перед обществом и государством. Развитие пра­восознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взгля­дов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

 

Заключение

Подводя итог проведенному исследованию представленной темы можно сделать следующие выводы:

              Правосознание — это исторически сложившаяся в конкретном обществе система взглядов, идей, теорий, оценок, чувств, эмоций, отражающих субъективно-психологическое отношение людей к действующему и желаемому (идеальному) праву и практике его реализации.

              Правосознание есть особая форма общественного сознания. По своей природе это феномен субъективно-психологический. Его ос­нову образует прежде всего теоретическое знание — мысленные представления субъектов о праве, юридической практике, истории развития правовой системы и т. п. Достаточно часто такое зна­ние существует в виде индивидуальных представлений и чувств. Важным элементом правосознания выступают также субъек­тивные оценки, которые субъекты дают действующим правовым нормам и сложившейся юридической практике. На основе таких оценок могут возникать представления об идеальных качествах правовой надстройки и соответствующие предложения о необхо­димых изменениях в правовой системе. Наиболее системные зна­ния о правовой жизни общества приобретают форму правовой те­ории, существуют в виде правовой идеологии или научной правой концепции (юридической доктрины).

              В структуре правосознания, таким образом, можно выделить два уровня: уровень правовой психологии и уровень правовой идеологии. Правовая психология — система чувств, настроений, эмоций и оценок, возникающих у людей при их взаимодействии с правовой системой. Правовая психология возникает опытным (эмпирическим) путем и не предполагает системных теоретических взглядов на правовую систему. Это во многом поверхностный, эмоциональный уровень восприятия людьми правовой реальности. Вместе с тем это наиболее распространенная форма правосозна­нии, поэтому ее не следует недооценивать.

Правовая идеология — это система теоретических взглядов, идей, теорий, формирующихся на основе знания закономерностей развития и функционирования правовой системы. Идеология наиболее полно и системно отражает правовую реальность. Носителями правовой идеологии могут быть: официальная государственная власть,  научное сообщество,  политические партии,  отдельные ученые, политики, общественные деятели.

              В юридической науке принято делить правосознание по степе­ни общности на три вида: индивидуальное, групповое и массовое. Кроме того, сложилась классификация правосознания в зави­симости от его носителя на обыденное, профессиональное и науч­ное (доктринальное).

              Правосознание тесным образом взаимосвязано с иными эле­ментами правовой системы общества. Такая взаимосвязь прояв­ляется в следующем.

Информация о работе Сущность правосознания