Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:23, курсовая работа
Целью представленной работы является всестороннее исследование понятия, сущности правосознания и его роли в жизни общества.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучение понятия и структуры правосознания;
- анализ видов и функций правосознания;
- рассмотрение понятий общественного мнения, правовой культуры и правового воспитания;
- определение роли правосознания в жизни общества.
Введение
1. Понятие и структура правосознания
2. Роль правосознания в жизни общества
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Правовая культура того или иного народа или этноса развивается вместе с последним, не остается застывшей. Правовой опыт усваивается человеком с рождения, с первых шагов, когда родители обучают ребенка основам социального общежития, указывают на то, что можно и запрещено, наказывают за не соблюдение запретов. Именно в детстве закладываются основы правового сознания и воспитания.
Каждый новый день существования общества сопровождается новыми конфликтами, соглашениями, противоречиями, требующими своего разрешения. И не всегда правовой опыт может дать готовое нормативное предписание как поступить в том или ином случае, как разрешить тот или иной конфликт. В таких ситуациях человек вырабатывает собственное нормативное веление, которое он считает необходимым применить. Здесь правовая культура этого человека, особенно если он занимает, например, руководящий пост и влияет на повседневную жизнь сотен людей, выступает основанием для создания новых правовых норм. Часто неосознанно руководитель в той или иной практической ситуации действует в соответствии с представлениями о праве, справедливости и правосудии, усвоенными им ранее. Их индивидуальность и уникальность, присущая только этому человеку личностная характерность, способствует появлению совершенно новых ценностей, поведенческих образов, установок. Затем, найденное им решение в случае успешного исхода входит в привычку поступать так, становится правилом, оформляется нормативно и включается в правовую культуру в качестве правотворческого или правоприменительного опыта. Таким образом, правовая культура постоянно изменяется, от поколения к поколению приобретая новые и утрачивая старые ценности, стереотипы, ориентации, смысловые аксиомы. Наиболее устойчивые элементы правовой культуры, сохраняющиеся на протяжении нескольких поколений, называются правовыми традициями.
Правовые традиции русского народа сформированы на протяжении тысячелетнего периода отечественной истории и обладают совершенно уникальными особенностями, усвоенными и другими этносами, проживающими в общем для всех российском государстве. Ни европейские, ни восточные или азиатские народы не имеют такого набора разносторонних качеств правового опыта: отрицание юридического формализма соседствует с традицией послушания распоряжений авторитарного правителя; уважение к указу сильнее в нашем правосознании, чем уважение к закону; суровость закона смягчается всегда традиционным милосердием и великодушием. Легитимация (признание) действующих правых норм в России зависит от авторитета правящей элиты; общественные идеалы и ценности доминируют над личными, а уважение отдается тем, кто предпочел отказаться от собственной выгоды в пользу общества; государственная служба воспринимается как форма личной жертвы на благо Родины; обостренно воспринимается социальная несправедливость и материальное неравенство; существует потребность в государственно-правовом патернализме (опеке государства) и существовании специальных институтов государства по защите субъективных прав, вызванная не умением отстаивать и бороться за собственные права и выгоды; законодательство воспринимается через призму высоких духовных идеалов, что требует закрепления в законах единых для всех ценностей правовой идеологии. Самобытность российской правовой культуры определяется, как мы уже говорили, ценностной спецификой традиционных религий, в первую очередь, православием и исламом, основные принципы которых продолжают свое существование в различных стереотипах поведения, даже не связанного с религиозными ценностями (секуляризованного).
Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков.
Покупая хлеб в магазине, оплачивая проезд в общественном транспорте, исполняя предписания различных государственных организаций, например, военного комиссариата, молодой человек вступает в разнообразные правоотношения, реализует своими действиями множество правовых норм. Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан. Утверждая право как большую социальную ценность, выражение и фактор реализации свободы личности, государство способствует укреплению законности, правопорядка, общественной дисциплины. В современных кризисных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, поразивший многих людей, воспитывать уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, непримиримость к произволу, коррупции, такому состоянию правовой системы и общественной морали, который именуют понятием «теневое право». Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан являются социальный мир, гражданское согласие, активное сотрудничество всех общественных групп населения, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека.
Любые проявления так называемого «беспредела», т. е. игнорирование права, других социальных норм, психология хищнического противоборства частных лиц, исповедующих представления о демократии по формуле «Хочу, чтобы было то, что захочу», образуют завалы на пути формирования гражданского общества, социального правового государства. Эти проявления социального зла необходимо преодолеть, и одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии являются активные меры по правовому воспитанию граждан.
Воспитание правового сознания в органической связи с началами нравственности, патриотического сознания, любви к Родине всех граждан представляет процесс повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. Если человек не любит свою страну, не уважает ее истории, не думает о будущих поколениях и потомках, бесполезно требовать от него уважения к законам этой страны. Воспитание в духе патриотизма - это воспитание, прежде всего, человека думающего о других, а не только о себе и о своей выгоде. Полицейской дубиной, системой тюрем и штрафов можно добиться, в лучшем случае, лишь видимого почитания правовых предписаний, а как только человек станет уверен в том, что его правонарушение будет не замеченным, от «уважения к закону» не останется и следа. И только внутренний контроль, нравственная самоцензура предотвратит преступление.
В духовной жизни нашего общества за последние годы возросло неприятие идей неограниченной свободы, перерастающей часто в произвол. Особо актуальными являются вопросы соотношения законности и справедливости, обязанностей и прав человека. Очевидно, что социальная справедливость, демократия, законность, права человека несовместимы с анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода человека в ее нравственных и правовых формах означает такой вариант поведения лица, в котором реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталась бы с не только уважением прав других лиц, но и служением обществу и государству. Последние годы много говорили о свободе негативной, свободе от внешних обязательств (в обществоведении такой тип социально-политической свободы, так называемой «свободы от», считается свойственным западноевропейскому обществу), и почти не уделяли внимание свободе в традиционном для России контексте, свободе позитивной, свободе в служении людям. В нашем Отечестве свобода никогда не была самоценностью, а понималась, как средство для духовного совершенствования человека, которое не может произойти без аскетического самопожертвования для других людей.
Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, церкви, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правового сознания. В наблюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях и бытовых, социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развивается правовое чувство молодых граждан.
В правовом воспитании, в его неразрывной связи с общей культурой большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации, в том числе телевидению, радио, газетным публикациям. Воспитание правового сознания является составной частью всей культурной жизни общества, социальной функцией государства, проявляющего заботу о просвещении и воспитании подрастающего поколения. Правовое просвещение взрослых граждан также имеет воспитательное значение в развитии массового сознания общества. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства[9]. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре.
К сожалению, современное телевидение часто наоборот разрушает здоровое правосознание, формируя правовой нигилизм, романтизируя преступность (сериал «Бригада»), ориентируя на внесудебные процедуры разрешения конфликтов и восстановления справедливости (в фильме «Ворошиловский стрелок») и т. д. Новостные репортажи, посвященные деятельности правоохранительных органов, пропитаны презумпцией их виновности, а проблемы сотрудников милиции, их крайне тяжелые условия работы (недофинансирование, нехватка кадров, резко возросший уровень преступности в последние годы) часто остаются без внимания.
Правовая культура личности выражается в овладении ею основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. Правовое сознание человека включает чувство убежденности в том, что он найдет у государств, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом[10].
Средствами повышения правовой культуры граждан являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности. Большое воспитательное значение, воздействие на граждан, особенно молодежь, оказывает пример руководителей, в том числе должностных лиц государственного аппарата, в неукоснительном соблюдении законов, в борьбе с преступностью. Огромную роль в формировании активного правосознания играли ранее дружины помощников милиции из числа гражданской молодежи, которые своим примером бескорыстного служения обществу вдохновляли подростков. Правовая культура - необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом и государством. Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.
Подводя итог проведенному исследованию представленной темы можно сделать следующие выводы:
Правосознание — это исторически сложившаяся в конкретном обществе система взглядов, идей, теорий, оценок, чувств, эмоций, отражающих субъективно-психологическое отношение людей к действующему и желаемому (идеальному) праву и практике его реализации.
Правосознание есть особая форма общественного сознания. По своей природе это феномен субъективно-психологический. Его основу образует прежде всего теоретическое знание — мысленные представления субъектов о праве, юридической практике, истории развития правовой системы и т. п. Достаточно часто такое знание существует в виде индивидуальных представлений и чувств. Важным элементом правосознания выступают также субъективные оценки, которые субъекты дают действующим правовым нормам и сложившейся юридической практике. На основе таких оценок могут возникать представления об идеальных качествах правовой надстройки и соответствующие предложения о необходимых изменениях в правовой системе. Наиболее системные знания о правовой жизни общества приобретают форму правовой теории, существуют в виде правовой идеологии или научной правой концепции (юридической доктрины).
В структуре правосознания, таким образом, можно выделить два уровня: уровень правовой психологии и уровень правовой идеологии. Правовая психология — система чувств, настроений, эмоций и оценок, возникающих у людей при их взаимодействии с правовой системой. Правовая психология возникает опытным (эмпирическим) путем и не предполагает системных теоретических взглядов на правовую систему. Это во многом поверхностный, эмоциональный уровень восприятия людьми правовой реальности. Вместе с тем это наиболее распространенная форма правосознании, поэтому ее не следует недооценивать.
Правовая идеология — это система теоретических взглядов, идей, теорий, формирующихся на основе знания закономерностей развития и функционирования правовой системы. Идеология наиболее полно и системно отражает правовую реальность. Носителями правовой идеологии могут быть: официальная государственная власть, научное сообщество, политические партии, отдельные ученые, политики, общественные деятели.
В юридической науке принято делить правосознание по степени общности на три вида: индивидуальное, групповое и массовое. Кроме того, сложилась классификация правосознания в зависимости от его носителя на обыденное, профессиональное и научное (доктринальное).
Правосознание тесным образом взаимосвязано с иными элементами правовой системы общества. Такая взаимосвязь проявляется в следующем.