Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:19, контрольная работа
Проблема сознания, его назначения и функционирования является одной из важнейших в любой области общественной науки. Какой бы вопрос ни изучался общественными науками, в конечном счете, он обращен к сущности человека, личности как субъекта общественно-исторического процесса. Вне сознания и деятельности человека немыслимо общественное развитие, а, следовательно, проблема сознания — это изучение характера и направленности деятельности человека, которая в наибольшей степени раскрывает его сущность.
1. Введение…………………………………………………………………….....2
2. Понятие и структура правосознания……………………………….………..5
2.1. Понятие правосознания ……………………………….……………...5
2.2. Особенности правосознания……………………..……………………7
2.3. Специфика правосознания………………………...……..……………8
2.4. Структура правосознания…………………………….…………..……9
2.5. Уровни правосознания………………………………..………….…..12
3. Виды правосознания…………………………………………………..…….14
4. Роль правосознания в реализации права………………………….….…….17
5. Заключение…………………………………………………………..……….19
6. Список литературы……………….………………………………………….20
Реализация правовых норм - это такое поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей. Иными словами, это воплощение в поступках людей тех требований, которые в общей форме выражены в нормах права.
Государство предписывает всем гражданам обязанность соблюдать законы, декларирует в то же время равенство всех перед законом: закон есть закон для всех. Конечно, формальное знание гражданами закона, вступившего в действие, в реальной жизни порождает определенные противоречия, преодоление которых связано с совершенствованием процесса опубликования законодательных актов, а также всей работы по правовому воспитанию граждан. В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, поразивший многих людей, воспитывать уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, непримиримость к произволу, коррупции, такому состоянию правовой системы и общественной морали, который именуют понятием «беспредел».
Правосознание народа сильно влияет на правореализацию. Оно образует необходимый психологический и идеологический уровень, для добровольного соблюдения субъектами юридических норм. Основной гарантией всеобщего соблюдения субъектами требований правовых предписаний является сформированное чувство права и законности, и переход его в действующий правопорядок и правовую культуру.
Правосознание выполняет существенные функции в процессе применения правовых норм. К примеру, можно взять должностных лиц, каждый из которых принимает решения на основе юридических норм со своим контекстом правосознания (по своему внутреннему убеждению). Должностные лица обязаны понять, уяснить для себя, разобраться в смысле права, его требований и позволений. Без развитого правосознания сделать это невозможно.Развитое массовое правосознание, зрелое правосознание и правовая активность отдельных граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства.
Воспитание правосознания граждан – необходимая составная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью. Чем выше уровень правосознания, тем ниже уровень правонарушений. Поэтому каждое государство стремится влиять на общественное правосознание, формировать в нем систему ценностей, соответствующих целям и задачам данного государства и общества и выражаемых главным образом в действующем праве.
Реализация правовой нормы напрямую зависит от степени ее признания человеком в процессе сверки ценности, которая присутствует в правосознании, с ценностью, которая заложена в правовой норме. Возьмем в пример трудовые права граждан.
По данным социологического опроса ВЦИОМ видно, что многие предпочитают нарушать закон, т.к. знают, что при этом будут восстановлены их права.
Это доказывает, что правовая норма, связанная с коррупцией еще не достаточно хорошо развита, т.к. сами законодательные, исполнительные, судебные органы управления нарушают многие нормы, включая и нормы связанные с коррупцией. Иначе, в стране не наблюдалось бы столь удачного решения проблем людей, которые пытались защитить свои права не правомерными способами.
Заключение.
В России всегда был правовой нигилизм и сохранится еще как минимум лет десять. Нигилистическое отношение, то есть абсолютное отрицание, формируется в правовой психологии (части правосознания) общества. Когда, например, все стражи порядка – это «менты», все чиновники и законодатели – это взяточники и эгоисты, издающие законы в свою пользу. С одной стороны, это неверно, так как нельзя не отметить положительных изменений в обществе. С другой же стороны, мнение и оценка всегда имеют под собой базу. Возьмем для примера Федеральный Закон 1995 года "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", по которому увеличивался вес месячной продуктовой передачи в СИЗО с 8 до 30 кг, заключенные получили право на два свидания с родственниками в месяц и т.п. Но принятие Закона не сопровождалось мерами по приобретению дополнительного оборудования, по расширению помещений, увеличению штата сотрудников учреждений, работающих на приеме передач и обслуживании комнаты свиданий. Получается, что закон-то принят, а меры по его реализации – нет, а уж тем более не предусмотрены санкции за его невыполнение. И таких, мертворожденных, законов и постановлений очень много. Немало нормативно-правовых актов противоречат Конституции. Принимаются-то они относительно легко, а вот отменяются и изменяются невероятно сложно. Таким образом часто получаются столкновения двух сторон, каждая из которых показывает свой нормативно-правовой акт (защищающий ее интересы). А если это спор между гражданином и государством, то, к сожалению, на сегодняшний день правда в подавляющем большинстве случаев оказывается на стороне последнего (если не формально, то фактически).
Список литературы
1. Бошно С.В. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2007
2. Борисов Г. А. Теория государства и права : учебник / Г. А. Борисов. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2009
3. Григорьева, И.В. Теория государства и права : учебное пособие / И.В. Григорьева. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009
4. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие – «Проспект», 2010
5. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. и., проф. В. С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2009
6. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Т 33 проф.В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2008
7. Теория государства и права: учебник с учебно-методическими материалами (второе дополненное и переработанное издание). – М.: 2009
8. Шевчук Д.А. Теория государства и права: конспект лекций. - М.: Эксмо, 2009
9. Цыганов В.И. Теория государства и права: тезисы лекций. – Н.Новгород, 2009
7
[1] Толковый словарь русского языка С.И Ожегова и Н.Ю.Шведовой
[2] Кузнецов Э.В. Кризис современного правосознания // Изв. Вузов. Правовоедение. 1994, №3.- с.5.
[3] См. Р. Самсонов, Социальная психика и идеология, Ереван, 1970, стр. 117
[4] См. А. В. Дроздов, Человек и общественные отношения, 1966, стр. 62.
[5] «Политическое самообразование» 1968 г.'№ 2, стр. 44.
[6] См. Б. Д. Парыгин, Социальная психология как наука, 1965, стр. 201.
[7] См.,например, «Основы марксистской философии», Госполитиздат, 1960, стр. 575; В. Н. Колбановский, Некоторые актуальные проблемы общественной психологии, «Вопросы философии;» 1963 г., № 12.
[8] См. Г. В. Плеханов, Соч., т. XVIII, стр. 231.