Сущность правосознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2014 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить определение понятия и структуры правосознания.
Основные задачи работы:
1.рассмотреть общую характеристику правосознания
2.рассмотреть виды и уровни правосознания

Оглавление

Введение
Основная часть
1. Общие положения о правосознании
2. Виды и уровни правосознания
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Сущность правосознания.doc

— 352.50 Кб (Скачать)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Омский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Теория государства и права

Тема

Сущность правосознания

Фамилия студента

Гирло

Имя студента

Анна

Отчество студента

Николаевна

№ контракта

1170013403701021


 

Содержание

 

 

  Основные данные о работе

  Содержание

  Введение

  Основная часть

    1. Общие положения о правосознании

    2. Виды и уровни правосознания

  Заключение

  Глоссарий

  Список использованных источников

  Приложения

 

Введение

 

Анализ правосознания является одной из задач системной проблематики взаимосвязи элементов человеческого сознания и социально приемлемого поведения личности. Данная проблематика издавна волновала философов и правоведов, социологов и психологов, представителей других наук о человеке и обществе; она не утратила своей актуальности и по сей день. В современной отечественной философской и правоведческой [1, Джеймс У. Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии / пер. с англ. Изд. 3-е. М.: ЛКИ, 2011. С. 65] литературе правовое сознание (правосознание) в согласии с известной традицией многие исследователи характеризуют как форму общественного сознания [2, Политология: энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. М.: изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. С. 225-227]. В качестве таковой формы правовое сознание рассматривается в одном ряду с другими формами сознания общества и прежде всего с сознанием нравственным (моральным).

Цель работы: изучить определение понятия и структуры правосознания.

Основные задачи работы:

1.рассмотреть  общую характеристику правосознания

2.рассмотреть  виды и уровни правосознания

Методы, использованные при написании работы. Теоретико-методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод познания.

Изученность темы. При написании работы использовалась Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. При написании данной работы было использовано 20 источников литературы. В основном использовалась учебная и монографическая литература, составленная ведущими специалистами в данной области, а именно труды таких авторов как: Венгеров А.Б., Матузов Н.И.. и др.

Практическая значимость работы: данная работа может быть использована в качестве дополнительного источника при написании контрольных работ и рефератов.

 

 

Основная часть

1 Общие положения о правосознании

 

1.1. Понятие правосознания

Исследование правосознания, гражданско-правового сознания личности следует начинать, прежде всего, с изучения представлений об этих понятиях в историческом, временном ракурсе для того, чтобы сформировать более глубокие и объективные знания о них.

Сознание представляет собой отличительное свойство человека, позволяющее придавать его деятельности целенаправленный, предсказуемый и планируемый характер. Особенностью сознания является его непосредственная связь с мозгом, благодаря которой его определяют как результат духовного творчества, как фикцию, иллюзорный феномен (Д. Юм, У. Джеймс) [1, Джеймс У. Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии / пер. с англ. Изд. 3-е. М.: ЛКИ, 2011. С. 65].

Каждый человек уникален, поэтому обладает индивидуальным сознанием, присущим только ему. С другой стороны, человек как существо общественное рождается, растет, получает образование, трудится в определенном коллективе, обществе, являясь его неотделимой составной частью и подчиняясь принятым в нем правилам и нормам поведения. Таким образом, можно выделить еще одно понятие-фикцию - общественное сознание, производное от индивидуального сознания и в то же время его определяющее.

Структуру общественного сознания можно представить в виде различных форм и уровней, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом [2, Политология: энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. М.: изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. С. 225-227]. К формам общественного сознания можно отнести сознание политическое, нравственное, эстетическое, религиозное, правовое и как одна специфических форм - гражданско-правовое сознание.

Исследованию правосознания в науке досоветского периода были по-священы работы И. А. Ильина[3, Ильин И. А. О сущности правосознания / Подготовка текста и вступительная статья И. Н. Смирнова. М.: Рарогъ, 1993. С. 93].

Согласно И. А. Ильину, правосознание - нечто более глубокое и широкое, чем «сознание». В его формировании участвует вся человеческая душа (знание, мышление, воображение, воля, чувства). Нормальное правосознание - результат самосовершенствования и самопознания.

И. А. Ильин вывел три аксиомы правосознания, суть которых сводится к следующему: способности человека к внутреннему самоуправлению, духовной, волевой самодисциплине, взаимному духовному признанию, уважению и доверию составляют основу правопорядка и государства.

Духовно-здоровое и зрелое правосознание является объективным критерием, с помощью которого разрешаются многие проблемы в обществе, происходит действительное обновление права и государства. Несмотря на будоражившие Россию в те годы потрясения, И. А. Ильин писал, что «это правосознание уже зарождается и зародилось, и задача всего человечества в том, чтобы не угасить вспыхнувшего огня, но поддержать его драгоценное пламя и зажечь им сердца» [4, Ильин И. А. О сущности правосознания / Подготовка текста и вступительная статья И. Н. Смирнова. М.: Рарогъ,1993. С. 63].

Отличительной особенностью всех рассуждений в советский период истории была их пронизанность принципом классовости.

Преодоление классового подхода заметно в работах Е. А. Лукашевой, разработавшей несколько отличную от современников концепцию правосознания. Согласно этой концепции, правосознание может быть объективно исследовано только в контексте общей системы правового регулирования общественных отношений и на основе данных социально-правовой психологии. Последняя состоит из четырех структурных компонентов: компоненты механизма социально-правовой регуляции поведения (интерес, воля, цель, мотивы деятельности); относительно устойчивые элементы социальной психологии (привычки, традиции, предрассудки, убеждения и т.п.); динамичные элементы (чувства, настроения, аффекты); способы (механизмы) формирования социально-правовой психологии (виляние, подражание, внушение, и т.п.). Все указанные компоненты социально-правовой психологии в рамках системы правового регулирования общественных отношений формируют правосознание.

Е. А. Лукашева справедливо отметила, что основу изучения правосознания составляет неразрывная связь сознания и социальной деятельности: «Правосознание, отражая объективные условия общественного развития, направляет, регулирует и координирует социальную практическую деятельность людей, преобразуясь в ходе этой деятельности, наполняясь новым содержанием» [5, Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М.: Юрид. лит-ра, 1973. С.  92]. Таким образом, правосознание, с одной стороны, содержит в себе оценку объективной действительности с точки зрения правовых категорий, а с другой - позволяет моделировать и прогнозировать систему права, его реализацию, создает ценностно-нормативную ориентацию деятельности людей, осуществляя тем самым регулирующую функцию. Для конца XX - начала XXI в. характерно дальнейшее развитие исследований правосознания в заданном ранее русле, за исключением социалистической идеализации и вездесущего принципа классовости (Р. К. Русинов, В. П. Малахов, С. С. Алексеев, Е. А. Лукашева, Е. А. Белканов, В. А. Сапун и др.).

Так, согласно концепции, разработанной В. П. Малаховым, право - это такой продукт общества, который напрямую обусловлен степенью развития самого человека, его сознания, мышления, знания закономерностей развития природы, человека и общества. Правосознание же изначально присуще человеку, как правовому существу, и является основой для понимания права и его адекватного выражения [6, Малахов В. П. Концепция философии права. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 82]. Актуальность изучения проблемы  правосознания обусловлена  тем,  что возможности права можно использовать в целях гармонизации отношений природы, человека и общества. Ведь развитие производительных сил общества усиливает господство человека над природой, одновременно увеличивая уровень противоречий между ними.

Сегодня проблема правосознания является особенно актуальной. Вызвано это прежде всего тем, что в переходные периоды развития государства и общества обостряются все социальные противоречия, до этого, как казалось, находившиеся под контролем. Это и имущественное расслоение, и рост безработицы, преступности, и недоверие к власти, коррупция и т.п. Самое страшное в этой ситуации то, что человек бывает «сбит с толку» в идеологическом плане, когда он теряет нравственные и нормативные ориентиры жизнедеятельности.

Спасти ситуацию в этом случае может только развитое зрелое правосознание, задающее мотив всей «песне».

Правосознание, являясь основой гражданско-правового сознания, соотносится с последним как общее и особенное.

Правосознание - форма общественного сознания, возникновение, формирование и развитие которого обусловлено влиянием целого ряда объективных и субъективных факторов (исторический опыт и уровень развития общества, традиции, нравы, обычаи, религиозные воззрения, ментальность людей), представляющая собой совокупность правовых знаний, взглядов, идей, отражающих оценку объективной действительности с точки зрения правовых категорий, позволяющая не только констатировать, но и оптимизировать процессы правотворчества, правоприменения и реализации права.

Правовое сознание является тем внутренним стержнем, вокруг которого строится вся правовая система общества.

1.2 Структура правосознания

Специфику правосознания, в сравнении с другими областями сознания общества

можно усмотреть прежде всего в тех переживаниях, которые возникают в сознании культурно-исторических субъектов (индивидов, общественных групп, общества в целом) по поводу связи некоторых явлений, событий, социальных фактов с юридико-правовыми последствиями (возможными, действительными или желательными), порождаемыми государственно-правовым регулированием человеческой деятельности в условиях социально неоднородного общества.

Поскольку правосознание зачастую рассматривается в юридической литературе как отражение «права», постольку следует уточнить, какой смысл вкладывают исследователи в понятие права. В языке современной науки слово «право» используется в нескольких значениях. Во-первых, правом называют притязания индивидов, социальных групп, этнических общностей на некие общечеловеческие ценности, например: «право человека на достойную жизнь», «право народов на самоопределение» и т.д. Данные притязания обусловлены природой человека как существа общественного и общества и рассматриваются в качестве «естественных прав».

Во-вторых, под правом понимается совокупность юридических норм. Эти нормы представляют собой так называемое объективное право, поскольку их действие обеспечивается принудительной силой государства и не зависит от разумения и воли отдельных социальных субъектов. В-третьих, данным словом обозначают официально признанные возможности, которыми располагают физические или юридические лица (организация). Так, граждане некоторых государств имеют право на труд, отдых, охрану здоровья и т.д.; организации обладают правами на имущество, на осуществление деятельности в определенных сферах общественной жизни. В данном случае речь идет о субъективном смысле «права», т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу - субъекту права.

В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. В этом случае понятия «право» и «система права» оказываются тождественными. Например, англосаксонское право, романо-германское право, национально-правовые системы.

Традиционно структура правосознания рассматривается с точки зрения двух подходов:

- социологического;

- гносеологического.

Социологический подход к структуре правосознания подразумевает выделение трех составляющих: познавательное, оценочное и практическое правосознание. (Приложение А)

Гносеологический подход принято рассматривать через правовую психологию и правовую идеологию. Конечно, их разделение достаточно условно в том смысле, что правовая идеология изначально не может существовать без правовой психологии, а последняя, в свою очередь, без идеологии лишается смысла. В связи с этим, эти два уровня отражения правовой реальности находятся в неразрывном взаимодействии. Однако по функциональности их теоретически принято различать. Так, правовая психология отражает правовую реальность через психические эмоции и процессы, а правовая идеология - через идеи. Сама по себе структура (от лат. structura - строение - расположение, порядок), совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях [2, Политология: энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. М.: изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. С. 225-227].

Объектом правосознания являются внешние правовые явления, выражающиеся в социальных отношениях.

Субъектом же правосознания является человек.

Содержание - философская категория, определяющая стороны целого, совокупность частей (элементов) предмета [3, Ильин И. А. О сущности правосознания / Подготовка текста и вступительная статья И. Н. Смирнова. М.: Рарогъ, 1993. С. 93].

Как форма мировоззрения правосознание имеет сложную структуру. На уровне индивидуального субъекта оно охватывает различные сферы духовной деятельности: познавательную (эмпирический правовой опыт, правовые представления, правовое мышление); оценочную (правовые эмоции, чувства, в которых выражаются нерефлексивные оценки правовой реальности, а также правовые ценности, получившие рефлексивное обоснование и ценностные ориентации); мотивационно-волевую (установки правосознания, выступающие мотивом правового поведения и воля как способность к самоконтролю и к саморегуляции, а также сферу бессознательно правового опыта). (Приложение Б)

На уровне общества в целом оно может быть подразделено на правовую идеологию и правовую психологию, обыденное и теоретическое, массовое и элитарное сознание. Очень продуктивную в методологическом смысле концепцию структуры правосознания предложили О.Г. Дробницкий и В.П. Желтова. Ими были выделены следующие формы бытия правосознания:

Информация о работе Сущность правосознания