Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2014 в 23:22, курсовая работа
Цель работы: изучить определение понятия и структуры правосознания.
Основные задачи работы:
1.рассмотреть общую характеристику правосознания
2.рассмотреть виды и уровни правосознания
Введение
Основная часть
1. Общие положения о правосознании
2. Виды и уровни правосознания
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
А) институциональная форма, существующая в виде документов и являющаяся в форме живого процесса мышления юристов - профессионалов.
Б) неинституциональная форма бытия правосознания - недокументальная и неофициальная форма правового мышления
В свою очередь, по способу мышления неинституциональная форма разделяется на:
А) обыденное правосознание, включающее представления, чувства и волеизъявления массы людей.
На уровне обыденного (чувственного) отражения действительности правосознание предстает перед исследователем как совокупность психического. Правовая психика выражает эмоциональное отношение к праву, правовым институтам и включает в себя следующие элементы:
-
индивидуальные и групповые
-
психический склад субъекта
- представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием и в условиях конкретно-исторической правовой реальности;
-
способы формирования
Б) теоретическое правосознание, куда можно отнести юридические «доктрины», создаваемые теоретиками права. [7, Желтова В.П., Дробницкий О.Г. Философия и правосознание // Философия и ценностные формы сознания. М., 1978. С. 158-161].
Теоретическое правосознание исследует вопросы происхождения юридических установлений, их смысле и назначение, социальную целесообразность, способность и правомочность контроля человеческой жизни, ограничения свободы индивида, оправдания существующего права, его гуманности и справедливости, соответствии естественным правам человека.
Следуя давнему различию «позитивного» и «естественного» права, сферы институционального и не институционального правосознания можно обозначить как позитивное и естественное правосознание. Итак, обыденное правосознание представляет собой практическое сознание; институционально или профессионально-юридическое, теоретико-практическое или философско-правовое сознание. Расчленение правосознания натри самостоятельные сферы - профессиональное, теоретическое и обыденное соответствует делению субъекта как юриста, философа, гражданина (обывателя), является относительным и осуществляется в гносеологическом смысле.
Из всех внешних и внутренних квинтэссенций человеческой жизнедеятельности по мере времени образовались некие категории, которые потом сформировались по определённым признакам в правовые явления. В свою очередь эти правовые явления образовали уже более крупные элементы.
Большинство ученых, в частности, С.С. Алексеев, А.Б. Венгеров, И.А. Ильин, А.Г. Спиркин выделяют два структурных элемента: правовую идеологию и правовую психологию.
Правовая психология отражает область оценочно-эмоционального восприятия права, выражающаяся посредством эмоций, стереотипов, ценностных установок субъекта. Правовая психология - своего рода "стихийный", то есть несистематизированный слой правового сознания.
Под правовой идеологией понимается совокупность правовых теорий, идей, взглядов на право, научных оценок, представлений о праве.
И.А. Ильин, доказывал, что правосознание представляет собой ещё более значительный феномен, чем, право. Оно понимается как «естественное чувство права и правоты», как «особая духовная настроенность инстинкта», как «особого рода инстинктивное правочувствие» - некая универсалия, которая имеет формально-юридическое, естественно-правовое измерение [8, Ильин И.А. Собр.соч.: В 10 т. Т.2.М., 1993. С. 140, 142-145].
Некоторые авторы, Е.А. Лукашева, О.Г. Дробницкий, выделяют также в качестве элемента правовую мораль [9, Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М: Наука 1986. С. 104]. Правовая мораль - это представления людей о действующем праве, его реализации и развития с точки зрения их моральных убеждений.
На правосознание, то есть внутреннюю оценку человеком правовой реальности, помимо непосредственно правовых норм, оказывают влияние и другие факторы. К таким факторам, в частности относятся, сложившаяся в обществе система нравственных норм, принятые в социуме правила поведения, пример окружающих тебя людей и сослуживцев и др.
Как показывает опыт, эти факторы оказывают больше влияния на формирование правосознания, чем правовые нормы. В этом смысле совершенно прав В.Н. Кудрявцев, давно обосновавший этот тезис. По его мнению, норма права в диспозиции определяет желательное для общества и личности поведение. [10, Кудрявцев В.Н. Право и поведение. - М., 1976. С. 54].
Разумеется, «правосознание» является категорией юридической науки. Однако вместе с тем это и общенаучная (социологическая, социально-психологическая и др.), и философская (социально-философская) категория [6, Малахов В. П. Концепция философии права. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 82].
Правовым элементам целостного сознания личности присущи специфические функции. Функция сознания как целого состоит в том, что оно удостоверяет личность в подлинности ее присутствия в системе природного и социального бытия. Функция правосознания состоит в том, что оно определяет нравственно-практическое отношение личности к законности и правопорядку. Правосознание, писал выдающийся русский философ И.А. Ильин, «есть тот орган, без которого нельзя жить правом, вступать в правоотношения с другими людьми, поддерживать правопорядок...».
2.1 Виды правосознания
Правосознание проявляется в форме общественного и индивидуального, массового сознания. Взаимодействие индивидуального сознания с общественным сложно и многоаспектно. Диалектическая связь этих феноменов носит двоякий характер и не сводима к односторонним отношениям. Хотя общественное сознание обогащается сознанием индивидуальным и иначе обогащаться оно не может, общественное сознание управляет индивидуальным, а не наоборот. Носители индивидуального сознания в состоянии оказывать существенное воздействие на массовое путем идей, взглядов, представлений, теорий. Они в некоторых пределах управляют коллективным сознанием.
Общественное сознание пребывает в системе «человек - деятельность -общение - общество - история - язык - культура». Условием возникновения правового индивидуального сознания является включение субъекта в сложную систему социальной практики, в контекст общественной жизни, так как без освоения духовной культуры человек не сможет обрести собственную человеческую природу и быть способным мыслить по-человечески. Общественное сознание не выступает как количественная сумма индивидуальных сознаний. Оно представляет новое качественное состояние сознания и по-особому организованную идеально-объективную действительность, с требованиями и волей которой человек вынужден считаться.
Общественное сознание имеет свою «власть» над индивидуальным сознанием, выраженную в том, что человек в обязательном порядке должен воспринимать исторически сложившиеся формы духовного освоения действительности. Он должен понять и принять те способы и средства, с помощью которых осуществляется производство духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и, не освоив этих духовных богатств, едва ли человек формируется как личность.
Влияние общественного сознания на сознание индивида имеет множество особенностей. Во-первых, каждый человек в той или иной степени осваивает почти все формы общественного сознания. Во-вторых, сознание индивида как бы находится в «плену» своего профессионального общественного сознания, т.е. политического, правового, экономического, исторического и т.д. В-третьих, независимо от профессии и занимаемой должности в индивидуальном сознании человека присутствует нравственное сознание, в формировании которого активное участие принимает правосознание. Они лепят и формируют человека как личность, с присущими ей признаками человечности, порядочности, законопослушания, совестливости, чувства собственного достоинства, чести и т.п. Каким бы грамотным ни был человек, без нравственных качеств, норм и правосознания его нельзя назвать полноценной личностью. Они как проявление общественной сущности человека определяют человеческий облик как таковой.
Общество есть материальная и духовная субъектно-объектная реальность, т.е. общественное бытие и общественное сознание так «нагружены» друг с другом, что без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво. Значение сознания, правосознания в частности, в жизни людей огромно, имеет более глубокие социальные корни, так как человек не в состоянии решить ни одну задачу, достичь какой-нибудь цели без сознания, воли, эмоционально-психологических факторов.
Правосознание формируется в результате влияния политико-правовых, духовно-нравственных условий, уровня юридической и общей культуры и традиций конкретного общества. Оно испытывает влияние психологических факторов (психологические стереотипы, установки, мотивы, сознательные и неосознанные отношения к правовым реалиям).
С помощью правосознания происходит отражение правовой действительности, которое предполагает, во-первых, осознание необходимости права; во-вторых, степень и уровень отношения людей к правовым явлениям, а также социальную оценку людей действующего права и практики его проявления в конкретных условиях общественной жизни; в-третьих, осмысление необходимости создания развитой системы законодательства; в-четвертых, правосознание предполагает представление о соотношении правовых ценностей с иными формами общественного сознания (политическими, нравственными, экономическими и др.).
Большинство ученых отождествляют право-понимание с правопознанием, что не совсем верно. Правопонимание - более узкая по смыслу категория, нежели правопознание. По мнению А.И. Бобылева, «правопонимание представляет собой мыслительную деятельность человека, обеспечивающую познание права как целостного социального явления, его соотношения с государством» [11, Бобылев А.И. Проблемы правопонимания, формирования системы права и системы законодательства // Право и политика. 201. № 2. С. 7] .
Любое познание, в том числе познание права, представляет собой «усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. Познанием называют как (неточно) процесс... так и результат этого процесса... в познании, т. е. содержится оценка, которая опирается на опыт» [12, Философский энциклопедический словарь. - М., 2010. С. 349] .
Процессу познания свойственно описание и объяснение познаваемого объекта. Познание осуществляется посредством интеллектуально-волевых средств, которыми выступают прежде всего понимание и сознание. Правопонимание - только один из способов познания права. Среди иных способов можно назвать осознание, описание, уяснение, толкование и др.
Следует согласиться с мнением ученых, что правопонимание - это целенаправленная интеллектуальная мыслительная деятельность человека. В правопонимании можно условно выделить так же, как и в познавательной стороне правосознания, два элемента - правопонимание как процесс и правопонимание как результат. Правопонимание соотносится с правосознанием в рамках познавательной стороны последнего.
2.2 Уровни правосознания
Теоретические подходы к правосознанию интересуют нас в контексте их реализации. В юридической науке правосознание принято подразделять на три уровня:
- обыденное;
- научное (теоретическое);
- профессиональное [13, Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М, 2009. С. 43 ] .
Вместе с тем, несмотря на общепринятость, такая позиция, тем не менее, вызывает определенную критику. Ведь научно-педагогические работники в области права, несомненно, наделены именно профессиональным юридическим правосознанием. Более того, своей педагогической практикой и научными публикациями эти специалисты вырабатывают правосознание как обыденное у граждан, так и профессиональное у будущих и действующих юристов. Указанная категория людей стоит во главе формирования правосознания.
Однако, по нашему мнению, не совсем верно говорить о том, что, например, председатель суда, глава крупной адвокатской конторы, директор юридической фирмы обладают профессиональным правосознанием, а профессор теории права -научным, то есть не профессиональным. В этом чувствуется противопоставление научного и профессионального правосознания, чего, конечно, не должно быть.
Полагаем, что научное правосознание относится к профессиональному правосознанию и является его высшим уровнем.
Следует иметь в виду и то, что в юриспруденции, как и в медицине, многие практические работники имеют ученые степени и звания. Собственно говоря, после достижения человеком определенных успехов в практической юриспруденции, у него возникает осознанная потребность повысить свои знания, лучше систематизировать их, по-новому оценить и осмыслить. Где это можно сделать, кроме как в науке?
Именно поэтому многие состоявшиеся практические сотрудники стремятся в науку, пытаются с научной точки зрения заново посмотреть на те или иные проблемы, поделиться опытом и, напротив, более тщательно оценить предложения других коллег.
Конечно, уровни правосознания можно понимать чуть по-другому. То есть: обыденное - низший уровень, профессиональное - средний уровень, а научное, которого удается достичь немногим - высший уровень.
Но в таком подходе тоже имеются внутренние противоречия. Известному юристу, состоявшемуся и как практику, и как ученому, не понравится, если в адрес его практической работы сказать: ваши рассуждения не профессиональны, а являются научно-теоретическими размышлениями, не учитывающими практики работы. Ведь практики, являясь одновременно известными учеными, гордятся и своей профессиональной деятельностью.
Есть и другой момент. Председатели судов, прокуроры субъектов федераций и др. не всегда имеют ученые степени. Однако сама специфика работы объективно вынуждает их анализировать практическую деятельность, научно подходить к имеющимся проблемам и разрешать их и т. д.