Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2014 в 23:22, курсовая работа
Цель работы: изучить определение понятия и структуры правосознания.
Основные задачи работы:
1.рассмотреть общую характеристику правосознания
2.рассмотреть виды и уровни правосознания
Введение
Основная часть
1. Общие положения о правосознании
2. Виды и уровни правосознания
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Названные должности просто подразумевают необходимость научного осмысления практики, применения научных методов, систематизации подходов, подготовки предложений по улучшению правового регулирования сфер деятельности. Однако при названной классификации правосознание этих лиц, а также крупных адвокатов, других известных юристов как бы не находится на высшем уровне. Думается, что это тоже не верно. У названных лиц должно присутствовать как профессиональное, так и научное правосознание.
Наконец, разделение правосознания на обыденное, профессиональное и научное противоречит логике права, поскольку такое деление произведено по разным основаниям. Так, по субъектам правосознание может быть классифицировано на непрофессиональное (обыденное) и профессиональное.
А по уровню научного осознания правосознание может быть разделено на ненаучное (строго практическое), научное и комплексное (научно-практическое). При этом, естественно, вторая классификация относится именно к профессиональному правосознанию.
Таким образом, уровни правосознания, по нашему мнению, лучше представить так:
- обыденное;
- профессиональное.
Профессиональное правосознание в свою очередь имеет свои уровни:
- строго практическое;
- научное и комплексное.
Научное правосознание, равно как и комплексное правосознание являются высшими уровнями правосознания. Указанные виды находятся на одном уровне профессионального правосознания.
Низший уровень профессионального правосознания составляют практические работники, не стремящиеся или не могущие в силу объективных причин подняться на более высокую ступень осознания и восприятия правовой действительности.
По нашим наблюдениям эти люди, как правило, превращаются в ремесленников, хорошо знающих очень узкую часть права, ту, с которой приходится сталкиваться в повседневной деятельности. Другие составляющие права даже в пределах одной отрасли для них нередко являются (или быстро превращаются) в неизвестные и непонятные.
Только научная деятельность позволяет систематизировать знания, постоянно совершенствовать их, расширять свои познавательные горизонты. Поэтому эффективная практическая юридическая деятельность не возможна без мыслительного движения вперед, без постоянного расширения познания права и правового бытия.
Обыденное правосознание является наиболее распространенным, так как абсолютное большинство людей не имеют юридического образования. На формирование такого правосознания значительное влияние оказывают воспитание, среда жизни людей, непосредственные условия их существования, уровень жизни, интеллектуальность, образованность и др. Велико и значение опыта общения с правом. Этот опыт накапливается как собственными действиями человека, так и пополняется через средства массовой информации, коммуникации, кинофильмы и пр.
Обыденное правосознание начинается с обыденного сознания.
Обыденному правосознанию юристы должного внимания не уделяли. Возможно, поэтому в учебной литературе по юриспруденции встречаются очень упрощенные понятия обыденного правосознания. Например, А.Б. Венгеров считает, что «обыденное правосознание - это отношение к праву, его оценка на уровне стереотипов, штампов, слухов, курсирующих в тех или иных социальных группах, иногда толпе» [14, Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М, 2009. С. 45] .
В данном определении автором совершенно игнорируются такие важные факторы формирования правосознания как интеллектуальность, образованность, наконец, воспитанность. Воспитанный в законопослушности и нравственности человек, хотя и не являясь юристом, не будет оценивать право через призму штампов, слухов и т. д.
При этом если человек интеллектуально развит и образован - тем более. Едва ли предложенное А.Б. Венгеровым определение можно отнести к известным физикам, математикам, врачам, учителям и т. д., хотя их правосознание в плане юриспруденции вовсе не профессиональное и не научное.
Другим периодически встречающимся в научной и учебной литературе спорным суждением, является противопоставление обыденного правосознания научному. Так, обыденное правосознание по отношению к научному нередко характеризуется в негативном ключе. Вместе с тем, значение обыденного правосознания очень велико. Именно оно является своеобразным индикатором эффективности действия правовых норм. И в этой связи оно дает импульсы для научного осмысления таких норм, формулирования предложений по их совершенствованию. Научное правосознание немыслимо и невозможно без изучения обыденного правосознания, которое является отправной точкой для изучения тех или иных общественных правоотношений.
Поскольку интеллектуальность традиционно понимается как высшая форма сознания, игнорировать ее при оценке обыденного правосознания совершенно не верно.
Кроме того, обыденное правосознание как наиболее массовое правосознание является основой правопорядка. Чем выше именно его уровень, тем выше, соответственно, уровень правопорядка. Поэтому юристы каждым своим словом и действием уровень обыденного правосознания должны поднимать. Деформация правосознания проявляется в правовом инфантилизме, нигилизме, перерождении. Правовой инфантилизм представляет собой наиболее «мягкую» форму искажения правосознания, заключающуюся в расплывчатости, пробельности в правовых знаниях.
Правовой нигилизм выражает сформировавшееся на государственном и бытовом уровнях сознательное отрицание значимости права, законов в социальной жизни и жизни конкретного индивида [15, Донченко Р.Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление // Юрист. 2005. № 36] . Он проявляется в незнании законов и других правовых актов, пренебрежении ими или сознательном их нарушении.
Это осознанное игнорирование требований закона, исключающее, од-нако, преступный замысел.
Перерождение (цинизм) - крайняя степень искаженного, дефектного правосознания, разрушающая последние барьеры на пути от правомерного поведения к противоправному. Показательным примером здесь могут служить преступный образ жизни, сопровождающийся деградацией личности; антиобщественные «ценности» и криминальные установки; следование «воровскому закону» - кодексу преступного мира.
Присущее каждому человеку правовое сознание функционирует на различных уровнях своего развития и по-разному проявляется в зависимости от мировоззренческих установок и жизненных ситуаций. При этом оно всегда остается внутренним опытом индивидуума, принадлежащим только ему самому и имеющим только для него одного жизненно важное значение и социально-практическую ценность.
Итак, в качестве заключения мы сможем сформулировать основные черты правосознания:
- во-первых, для правосознания основным объектом отражения является право, юридическая действительность. Правовые явления отражаются и в других формах общественного сознания (например, политическом, моральном), но для них они не являются главным объектом осознания;
- во-вторых, правовое сознание не только отражает юридическую реальность, но и весьма активно вторгается в нее, т.е. изменяет, развивает, совершенствует юридическую действительность, и в результате возникают правовые теории и учения, призванные выявить, объяснить закономерности государственно-правового развития общества. Они позволяют избежать перекосов в правотворчестве, так как без правосознания невозможно понять, какая сфера общественных отношений требует правового регулирования;
- в-третьих, правовому сознанию присущи социально-психологические феномены, например, чувства, настроения, переживания, различные психологические реакции: волевые акты, внушения, стереотипы, подражания и т.д.;
- в-четвертых, правосознание обладает таким свойством, как нормативность. Важно наличие в сознании идеи законности, дающей общую нормативно-правовую ориентацию индивиду, осмысление, осознание социально-правовой действительности, общественных реалий, имеющих нормативное значение для поведения людей. Для нормативного сознания характерно признание социальных норм, эталонов поведения в качестве духовной, культурной ценности, ибо без них невозможна жизнедеятельность любой социальной общности;
- в-пятых, правовое сознание обладает своим категориально - понятийным аппаратом. Оно в процессе отражения и познания юридической практики оперирует такими категориями, как: понятие свободы, равенства, справедливости, закона, объективное и субъективное право, юридические права и обязанности, регламенты и положения, ответственность, долг и др.
- в-шестых, спецификой правового сознания является такая юридическая установка, при которой право целиком находится в сфере человеческого духа, рефлексировано нашим сознанием, всем нашим внутренним миром. В идеале общественное правовое сознание должно быть господствующим, доминирующим, официально признаваемым государством, обществом и личностью. Оно должно быть духовно-правовым каркасом для выполнения юридических нормативов;
- в-седьмых, правовое сознание, как и другие формы общественного сознания, отражает общественные отношения. Но его специфика заключается в том, что оно требует установления определенных общеобязательных принципов поведения и очерчивает рамки его проявления, а также обосновывает необходимость установления определенных рамок юридических прав и обязанностей субъектов общественных отношений;
-
в-восьмых, особенностью правосознания
является осуществление им
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Гражданское общество |
Сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. |
2 |
Культура |
Нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции |
3 |
Нигилизм |
Мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей |
4 |
Обыденное (эмпирическое) правосознание |
Складывается стихийно, под влиянием конкретных жизненных условий людей, их личного опыта и правового образования |
5 |
Правосознание |
Одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп |
6 |
Правовая идеология |
Систематизированное, научно обоснованное, теоретизированное отражение правовых явлений (правовые знания, понятия, категории, принципы, убеждения, идеи, оценки перспектив развития права) |
7 |
Правовая психология |
Система правовых чувств, эмоций, настроений, иллюзий, привычек, выражающих отношение людей как к действующему праву, так и к желаемым правовым явлениям |
8 |
Правовое воспитание |
Целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое с целью выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения |
9 |
Правовая культура социальной группы |
Группа, характеризующаяся уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права |
10 |
Юридическая практика |
Юридическая деятельность по принятию, толкованию, применению правовых предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом |
1 |
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета – 2009. - № |
2 |
Байниязов P.C. Правосознание: Психологические аспекты // Правоведение. 1998. № 3. |
3 |
Баранов, П. П. Теория систем и системный анализ правосознания личного состава органов внутренних дел [Текст]: Монография. Ростов-на-Дону, 2009. - 214. с |
4 |
Бобылев А.И. Проблемы правопонимания, формирования систе-мы права и системы законодательства // Право и политика. 201. № 2. |
5 |
Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. М.: Прогресс, 2009 |
6 |
Джеймс У. Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии / пер. с англ. Изд. 3-е. М.: ЛКИ, 2011 |
7 |
Донченко Р.Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление // Юрист. 2005. № 36. |
8 |
Жевакин С.Н. Отражение правовых явлений в индивидуальном сознании // Советское государство и право. 1988. № 11. |
9 |
Желтова В.П., Дробницкий О.Г. Философия и правосознание // Философия и ценностные формы сознания. М., 1978. |
10 |
Ильин И.А. О сущности правосознания. М.: Норма, 2006. – 312с |
11 |
Ильин И. А. О сущности правосознания / Подготовка текста и вступительная статья И. Н. Смирнова. М.: Рарогъ, 1993. |
12 |
Лазарев, В. В., Липень С. В. Теория государства и права: Учебник для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2006. |
13 |
Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М.: Юрид. лит-ра, 1973 |
14 |
Малахов В. П. Концепция философии права. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 |
15 |
Матузов, Н. И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной «медали» // Правоведение. 2009. - № 3 - С. 14-15 |
16 |
Матузов, Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько - М.: Юристъ, 2007. |
17 |
Политология: энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. М.: изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993 |
18 |
Спиридонов, Л.И. Теория государства и права - М.: Зерцало, 2005. |
19 |
Философский энциклопедический словарь. - М., 2010. |