Правосознание и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Правосознание, имея длительную историю становления и развития, на определенных этапах знает свои взлеты и падения, эволюционные и революционные периоды. Оно было отличительной чертой общественного сознания древних римлян, когда торжествовало римское право. Юридическое мировоззрение, которое при этом становилось господствующим, охватывало не только бытовую сторону жизни римлян, но и сферу духовную. Языческие боги римлян - это герои многих произведений искусства: они судятся, спорят, помогают или вредят людям

Оглавление

Введение
1 Сущность правосознания
1.1 Понятие и функции правосознания
1.2 Виды и структура правосознания
2 Правосознание и общество
2.1 Роль правосознания в жизни общества
2.2 Роль правосознания в правотворческой деятельности государства
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Список сокращений

Файлы: 1 файл

правосознание Иссакова Д.С..docx

— 37.48 Кб (Скачать)

    Содержание 
 

    Введение

    1 Сущность правосознания

    1.1 Понятие и функции правосознания

    1.2 Виды и структура правосознания

    2 Правосознание и общество

    2.1 Роль правосознания в жизни  общества

    2.2 Роль правосознания в правотворческой  деятельности государства

    Заключение

    Глоссарий

    Список  использованных источников

    Список  сокращений

    Приложения 

    Введение 

    Для современной жизни характерно переплетение разнообразных интересов, потребностей отдельных людей и социальных групп, соответственно и различное  отношение людей к общественным явлениям, в том числе и к  юридической действительности. Одни сознательно выполняют предписания  правовых норм и законов, другие - так  или иначе (умышленно или неумышленно) - допускают отступление от них. Иными  словами, у людей, социальных групп  неодинаковое понимание и отношение  к юридической действительности (правовым нормам, юридически значимым действиям и так далее), то есть у них разное правосознание.

    Формирование  правосознания становится в XIX - XXI вв. процессом, продвигающим эволюцию общественного  сознания к новому уровню коллективного  разума. Ибо если вообще эволюция Homo sapiens (человека разумного) имеет своим предназначением развитие духовного начала в природе или самоорганизуется для этого, то нынешний всплеск правосознания в общественном сознании - один из этапов этого развития.

    От  мифологического сознания к логическому, а от него к логико-правовому - так можно определить основной вектор в продвижении общественного сознания к дальнейшим рубежам и высотам.

    Правосознание, имея длительную историю становления  и развития, на определенных этапах знает свои взлеты и падения, эволюционные и революционные периоды. Оно  было отличительной чертой общественного  сознания древних римлян, когда торжествовало  римское право. Юридическое мировоззрение, которое при этом становилось  господствующим, охватывало не только бытовую сторону жизни римлян, но и сферу духовную. Языческие  боги римлян - это герои многих произведений искусства: они судятся, спорят, помогают или вредят людям. Они символы  тех или иных правовых течений, процессов, оценок, идеалов.

    Принципы  свободы, равенства, справедливости, гуманизма  обретали все более многообразные  и совершенные формы выражения  в правосознании, праве разных народов  и государств. Для буржуазного  общества характерной чертой является юридическое мировоззрение, которое  рассматривает право как первооснову, фундамент общественной жизни. Юридическому мировоззрению присущ формальный подход к анализу жизненных отношений  и институтов.

    В развитых государствах реализуются  принципы концепции "правового государства", "верховенства права", осуществляются права человека, получившие выражение  и закрепление в ряде актов  международного сообщества, и прежде всего во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международном пакте  об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международном пакте  о гражданских и политических правах (1966 г.).

    Чем дальше забирается человечество в неисповедимые  глубины прогресса, тем ярче проявляет  себя юридическая природа сознания, тем важнее становится этапная задача - следовать многим положениям, раскрытым  теорией права в правосознательной сфере человеческого общежития.

    Правосознание - это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение  людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, законности, правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию). 

    1 Сущность правосознания

    1.1 Понятие и функции правосознания

    Правосознание - это одна из форм, видов общественного  сознания. Специфика правосознания  по сравнению с другими видами общественного сознания (политическим, религиозным, нравственным) в том, что  в нем выражается отношение к  юридической действительности, и, что  характерно для правосознания, это  отношение передается через термины "права" и "обязанности". Прежде всего, какой должна быть мера правовой свободы, хорошо ли защищены субъективные права, какими они должны быть, какими должны быть юридические обязанности, т.е. в правовом долженствовании  с акцентом на меру юридических прав и обязанностей. Поэтому правосознание  можно определить как одну из форм, видов общественного сознания, в  котором выражается отношение людей  к юридической действительности, к правовой материи.

    В отечественной юридической литературе часто правосознание определяют как "отражение юридической действительности"[1] , а в некоторых учебниках по юриспруденции даже просто как "отражение  норм права, законодательства". Правосознание характеризуется отношением людей не только к праву как совокупности официальных правил поведения, закрепленных государством, но и отношением к реальному состоянию правопорядка, ко всем юридически значимым действиям, к тому, что происходит в правоприменительной и правоохранительной деятельности: как правоохранительные органы и судебная власть реагируют на правонарушения и преступность, т.е. отношением ко всей юридической материи права, не только к какому-то одному ее компоненту, но и ко всем юридическим явлениям.

    Отношение к юридической действительности выражается и в других формах общественного  сознания, так как все они взаимосвязаны  и взаимодействуют. Взаимодействуя друг с другом, формы общественного  сознания определяют цели и стандарты  поведения, в соответствии с которыми субъекты отношений должны соизмерять свои поступки. Особенно тесно взаимодействуют  правосознание и нравственное сознание. Нравственные ориентиры, представления  о добре, зле и справедливости пронизывают содержание правовых взглядов и во многих случаях лежат в  основе их формирования. Правосознание  также связано с политическим и религиозным сознанием. Те, кто  настроен статически, особо подчеркивают взаимосвязь правосознания с  политическим сознанием, рассматривая право как результат политической воли, другие - с религиозным сознанием. Например, известный русский религиозный  философ и юрист И. Ильин считал, что правосознание больше всего  связано с религиозным сознанием. Он писал, что "эстетический вкус сам  по себе не может претендовать на верховенство в вопросах правосознания; научное  мышление само по себе не в состоянии  направлять государственного деятеля; и даже совесть может оставить в некоторой беспомощности того, кто ведет борьбу за право. Одна религия  оказывается здесь в исключительном положении" [2].

    Из  вышесказанного можно сделать вывод, что правосознание теснейшим  образом связано с самой идеей  права. Правовые идеи о свободе личности, о социальном равенстве и справедливости всегда служили мерилом человеческого  поведения, и потом они получали законодательное признание цивилизованных государств. Правовое сознание генетически  и исторически предшествует всякому  позитивному праву, законотворческому  процессу. Осознание социальной ценности личности, его индивидуальных прав, их естественного характера - уже  говорит о том, что законодательство каждого государства, считающего себя демократическим, обязано признавать, соблюдать и гарантировать всеобщие основные права и свободы человека и гражданина.

    Правосознание характеризуется преемственностью. Из поколения в поколение могут  передаваться идеи, взгляды, представления  о праве. Возможно восприятие правовых идей, взглядов, выработанных другими  народами. Примером этого служит рецепция (заимствование) римского права в  Западной Европе, которая сыграла  здесь чрезвычайно важную роль в  развитии правовых систем. Римское  частное право с его развитыми  институтами и высокой школой юридического мышления стало многовековым ориентиром для правовых систем западных государств, которые стремились обеспечить индивидуальную свободу каждого  гражданина. Широкое распространение  оно получило благодаря тем естественно-правовым принципам, которые были заложены в  основу данной системы права. На новейшие законодательные акты многих европейских  государств наложили отпечаток романские  правовые традиции. Они имеют черты, которые были свойственны римскому частному праву: индивидуализм, светский характер, высокий уровень юридической техники. Римскому частному праву посвящено огромное количество научных трудов. Оно преподается в качестве обязательной дисциплины в юридических вузах.

    Правосознание оказывает обратное воздействие  на общественные отношения, выступает  как активная сила, способная влиять на процессы социальных изменений, ускорять или тормозить их. Например, в  первые годы советской власти революционеры  считали, что с прошлым покончено  навсегда. Значит, всякие юридические  традиции и все прошлое в области юриспруденции было перечеркнуто, в том числе и старые законы. Была выдвинута теория, что революционное правосознание масс способно понять социальные потребности гораздо лучше, чем кто-либо другой. А жизнь показала, что это не так: долгие годы в нашей стране царили произвол и беззаконие. И наоборот, те страны, в которых есть богатые правовые традиции, высокий уровень правосознания и правовой культуры, могут служит примером развитого механизма правового регулирования, стабильности общества, уважения человека и его достоинства.

    Правосознание играет очень важную роль в механизме  правового регулирования общественных отношений, в обеспечении законности и правопорядка. Различные авторы по-разному выделяют и анализируют  функции правосознания в механизме  действия права[3]. Можно указать  на следующие основные функции правосознания - познавательная (гносеологическая), оценочная  и регулятивная.

    Познавательная  функция правосознания выражается в совокупности правовых знаний относительно места и роли права в жизни  общества и каждой личности. Сумма  теоретических и практических знаний, выработанных человечеством в области  юриспруденции, дает основание глубже понять сущность и социальную природу  права, более основательно изучить  правовую действительность. Познавая юридическую действительность, граждане проявляют определенное отношение  к ней (оценочная функция правосознания).

    Важным  показателем или критерием оценочного характера правосознания является тот факт, что права и свободы  личности находятся в центре правовой идеологии государства. В первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления  прав человека и гражданина. Идея уважения прав и свобод человека и гражданина является конституционным принципом  и получает всеобщую поддержку со стороны населения.

    Содержание  правосознания обусловлено его  оценочным характером. Оно определяет прежде всего, какими должны быть действующие нормы права, и с этой целью соотносит их с реально существующими общественными отношениями, интересами личности, ее нравственными представлениями. Далее правосознание устанавливает, являются ли действующие нормы права должными нормами, то есть отвечают ли они тем или иным требованиям. И наконец, оно вырабатывает определенное отношение к соблюдению или несоблюдению действующих норм права. Результат оценки субъектом своих действий в дальнейшем выступает как мотив его поведения. Правосознание воплощает взгляды, представления, убеждения относительно сущности и характера правовых институтов в обществе.

    Регулятивная  роль правосознания осуществляется и в процессе правотворческой  деятельности, и в процессе реализации права. При правотворческой деятельности компетентных органов правосознание, будучи непосредственным источником права, находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результаты этой деятельности. В процессе реализации права значительная часть людей  добросовестно и сознательно, в  силу своего внутреннего убеждения, исполняют предписания правовых норм, что как раз и свидетельствует  о регулирующей роли правосознания. Чем выше уровень правосознания, тем больше обеспеченность законности и правопорядка.

    Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни  организованного в государство  общества. Оно возникло и формируется  на протяжении всей человеческой истории. На его содержание, как одну из форм общественного сознания, оказывает воздействие ряд факторов: социально-политические, экономические, культурные и, конечно же, правовые. Оно не только взаимосвязано, но и теснейшим образом взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.

    Таким образом, можно определить основные функции правосознания::

    1. Познавательная, ей соответствует  определенная сумма юридических  знаний.

    2. Оценочная, суть ее в определенном  отношении личности к разным  сторонам и явлениям правовой  жизни на основе опыта и  правовой практики. Это отношения  к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих, к правоохранительным органам, к своему правовому поведению.

    3. Регулятивная. Эта функция осуществляется  посредством правовых установок  и ценностно-правовых ориентаций. 

    1.2 Структура и основные виды  правосознания 

    Структура правосознания - это его внутреннее строение, его составные элементы. В нем можно выделить правовую идеологию и правовую психологию. Правовая идеология - это совокупность идей, теорий, концепций, в которых  выражено отношение к праву. Примером теоретических концепций, являющихся ее составными частями, могут служить: теория о сущности и социальной ценности права, учение об индивидуальных правах личности, теория разделения властей  и т.д.

    В отличие от правовой идеологии, правовая психология складывается стихийно, в  виде настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение  к действующему праву (например, неприятие  беззакония, чувства справедливости, страха перед уголовным наказанием и т.п.). Существование правовой психологии связано с присущей человеческой психике способностью эмоционально реагировать на внешние явления. Правовая психология личности связана  с внутренней мотивацией поведения.

Информация о работе Правосознание и общество