Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:31, курсовая работа
Подводя итоги данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
- В развитии первобытного общества можно выделить несколько сфер (подсистем): экономическую, социальную, политическую и культурную.
Каждая из них имеет собственную внутреннюю структуру и логику развития. Между этим сферами существует тесная взаимосвязь, которая может быть интерпретирована двумя способами:
- экономический детерминизм (от determinare –определять), согласно которому экономика, развиваясь, определяет и социальную и политическую и культурную сферу.
Культура здесь – лишь форма осознания человеком социально-экономической реальности, существующей объективно;
- культурный детерминизм, согласно которому именно культура как способ жизнедеятельности людей определяет и экономику, и социальную организацию.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ: ОБЩИЕ ЧЕРТЫ
1.1 Общая характеристика первобытного общества
1.2 Структура первобытного общества
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЛАСТИ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1 Общая характеристика власти догосударственного периода
2.2 Власть и социальная организация в первобытном обществе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Теория и история государства и права
На тему: ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО: СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ: ОБЩИЕ ЧЕРТЫ
1.1 Общая характеристика первобытного общества
1.2 Структура первобытного общества
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЛАСТИ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1 Общая характеристика власти догосударственного периода
2.2 Власть и социальная организация в первобытном обществе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных и других) связях и отклонениях между людьми, их объединениями и общностями.
Это сложная саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, семейными, сословными, классовыми отношениями и интересами.
В обществе, прежде всего, действуют не биологически, а социальные законы.
Рассмотрение общества в качестве системы общественных отношений, основу которых составляют экономические (материальные) отношения, позволяет, во-первых, подходить к нему конкретно – исторически, выделять различные общественно – экономические формации (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общество); во-вторых, выявить специфику главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной); в-третьих, четко определить субъектов социального общения (личность, семья, нация и другие).
Общество появилось, когда люди выделились из мира животных. Человек – его главная предпосылка и первичная клетка, ибо, как говорил еще Аристотель, человек есть существо общественное.
Поэтому важнейшая черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему взаимосвязей различных существ, взаимодействуя с обществом, человек развивается сам и развивает свои социальные свойства и силы, и тем самым становится личностью и стимулирует прогресс общества.
В различные периоды
Первобытное общество, например, было более или менее однородно-коллективистским, не знало социального и другого расслоения. Постепенно структура общества изменялась: с изменением экономических отношений появились социальные общности, группы, классы, имеющие свои интересы и особенности. Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она предает обществу целостность, управляемость, служит важным фактором организованности и порядка.
Это стимулирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействие власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной.
Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения. Она бывает двух видов – неполитическая и политическая (государственная).
Власть – явление надстроечное, ее природа, свойства, функции определяются экономическими отношениями, базисом общества. Однако она не может функционировать помимо воли и сознания людей. Власть означает, с одной стороны, передачу (навязывание) властвующих своей воли подвластным, а с другой стороны подчинения подвластных этой воле. Воля прочно соединяет власть с ее субъектами.
Власть принадлежит той социальной общности, воля которой в ней воплощена. Бессубъектной, то есть ни кому не принадлежащей, власти нет и не может быть. Вот почему в учении о власти важное место занимает «властвующий субъект» - первоисточник власти.
Иногда субъект и объект
власти совпадают, но чаще всего властвующий
и подвластный отчетливо
Власть может быть слабой,
но лишенная силы, она перестает
быть реальной властью, так как не
способна претворять властную волю в
жизнь. Власть бывает сильна поддержкой,
доверием народных, то есть опирается
на силу авторитета. Определяющая черта
власти – способность властвующих навязывать
окружающим свою волю, господствовать
над подвластными.
ГЛАВА 1. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ: ОБЩИЕ ЧЕРТЫ
Человек как существо, производящее орудия труда, существует около двух миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - совершенствовались его мозг, конечности и проч. И только около 40 тысяч (по некоторым данным более 100 тысяч) лет тому назад, когда возник человек современного типа - «homo sapiens», он перестал меняться, а вместо этого стало - сначала очень медленно, а потом все более стремительно - изменяться общество, что и привело около 50 веков тому назад к возникновению первых государств и правовых систем. Каким же было первобытное общество и как оно менялось?
Экономика этого общества была основана на общественной собственности. При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): рецепроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание1.
В течение многих веков и тысячелетий экономика носила присваивающий характер: производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей.
Развитие экономики шло по двум связанным между собой направлениям:
- совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более совершенные каменные орудия, орудия из меди, бронзы, железа и т.д.);
- совершенствование способов,
приемов и организации труда
(собирательство, рыбная ловля, охота,
скотоводство, земледелие и проч.,
разделение труда, включая
Все это приводило к постепенному и все более убыстряющемуся повышению производительности труда.
Основной единицей общества была родовая община - объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность. На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен2. Укрупнение общественных структур было выгодно обществу: оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда (например, охоту загоном), создало возможности для специализации управления, позволяло успешнее отражать агрессию соседей и самим нападать на них: происходило поглощение более слабых, необъединенных. Вместе с тем укрупнение способствовало более быстрому освоению новых орудий и приемов трудам
Однако сама возможность объединения в решающей мере зависела от уровня развития экономики, от производительности труда, определявших, какое количество людей могла прокормить определенная территория.
Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался старейшина - наиболее уважаемый член рода. Должность эта была не только выборной, ни и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял старейшину. Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой - должность старейшины не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал вместе со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода.
Племя управлялось советом старейшин, представлявших соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапах общественного развития была сменяемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).
С развитием общества постепенно осознавалась важность хорошего управления, руководства, и постепенно происходила его специализация, а то обстоятельство, что лица, осуществляющие управление, накапливают соответствующий опыт, постепенно приводило к пожизненному отправлению общественных должностей. Немалое значение в закреплении таких порядков имела и возникшая религия3.
Ни одно сообщество (животное, а тем более человеческое) не может существовать без определенного порядка в отношениях его членов. Закрепляющие такой порядок правила поведения, в какой-то части унаследованные от далеких предков, постепенно формируются в систему норм, регулирующих производство и распределение, семейные, родственные и иные общественные связи.
Эти правила закрепляют на основе накопленного опыта наиболее рациональные, выгодные для рода и племени отношения людей, формы их поведения, определенную соподчиненность в коллективах и т.п.
Возникают устойчивые обычаи, которые отражают интересы всех членов общества, передаются из поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки. В случае же нарушения они поддерживаются всем обществом, в том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей изгнания виновного.
Первоначально закрепляется, видимо, система запретов (табу), на основе которых постепенно появляются обычаи, устанавливающие обязанности и права. Изменения в обществе, усложнение социальной жизни приводят к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа.
Развитие первобытного общества.
Первобытное общество многие тысячелетия практически не менялось. Его развитие шло крайне медленно, и те существенные изменения в экономике, структуре, управлении и проч., о которых говорилось выше, начались сравнительно недавно. При этом, хотя все эти изменения происходили параллельно и были взаимообусловленными, тем не менее главную роль играло развитие экономики: именно оно создавало возможности для укрупнения общественных структур, специализации управления и других прогрессивных перемен4.
Важнейшей ступенью человеческого
прогресса явилась
Именно в этот период, в эпоху неолита, начались разложение первобытно-общинного строя и постепенный переход к государственно организованному обществу.
Постепенно возникает особая стадия развития общества и форма его организации, которая получила название «протогосударство».
Для этой формы характерны: общественная форма бедственности, существенный рост производительности труда, оседание накопленных богатств в руках родоплеменной знати, быстрый рост населения, его концентрация, появление городов, становящихся административными, религиозными и культурными центрами. И хотя интересы верховного вождя и его окружения, как и ранее, в основном совпадают с интересами всего общества, однако постепенно появляется социальное неравенство, приводящее ко все большему расхождению интересов управляющих и управляемых.
Именно в этот период, который у разных народов по времени не совпадал, произошло разделение путей развития человечества на «восточный» и «западный».
Причины такого разделения заключались в том, что на «востоке» в силу ряда обстоятельств (главное из них - необходимость в большинстве мест крупных ирригационных работ, что было не под силу отдельной семье) сохранились общины и соответственно общественная собственности на землю. На «западе» же таких работ не требовалось, общины распались, и земля оказалась в частной собственности.
Информация о работе Первобытное общество: структура и организация власти