Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:31, курсовая работа
Подводя итоги данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
- В развитии первобытного общества можно выделить несколько сфер (подсистем): экономическую, социальную, политическую и культурную.
Каждая из них имеет собственную внутреннюю структуру и логику развития. Между этим сферами существует тесная взаимосвязь, которая может быть интерпретирована двумя способами:
- экономический детерминизм (от determinare –определять), согласно которому экономика, развиваясь, определяет и социальную и политическую и культурную сферу.
Культура здесь – лишь форма осознания человеком социально-экономической реальности, существующей объективно;
- культурный детерминизм, согласно которому именно культура как способ жизнедеятельности людей определяет и экономику, и социальную организацию.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ: ОБЩИЕ ЧЕРТЫ
1.1 Общая характеристика первобытного общества
1.2 Структура первобытного общества
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЛАСТИ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1 Общая характеристика власти догосударственного периода
2.2 Власть и социальная организация в первобытном обществе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1) базировалась на семейных
отношениях, ибо основой организации
общества был род (родовая
Следовательно, социальная власть распространялась только на в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;
2) была непосредственно
общинной, строилась на началах
первобытной демократии, на функциях
самоуправления (т.е. субъект и
объект власти здесь совпадали)
3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;
4) осуществлялась как
обществом в целом (родовые
собрания, вече), так и его представителями
(старейшинами, советами старейшин,
военачальниками, вождями,
На поздних стадиях существования родового строя начался процесс его разложения: отпочкование новых родовых общин от первоначальных, деление крупных родов на мелкие или большие семьи. Связи между ними сохранялись в виде более крупных образований братств (фратрий) и племен.
Племя, как правило, имело свою территорию, свое имя, язык или диалект однородной основы с языком объединившихся племен, общие для племени религиозные и бытовые обряды.
Следующий эволюционный этап
связан с переходом от собирательства
к производящей экономике. По данным
археологии и этнографии, этот процесс
начался 10 – 12 тыс. лет назад и
продолжался несколько
Произошло общественное разделение труда: - отделение скотоводства от земледелия; - отделение ремесла; - появление купцов.
Именно переход к пахотному земледелию в наибольшей мере способствовал быстрому прогрессу хозяйства, росту населения, развитию ремесла, искусства, возникновению первых городов, письменности и иных достижений материальной и духовной культуры.
Культура перехода древнейших обществ к цивилизации получила название раннеземледельческой культуры.
Главное последствие неолитической
революции – появление
Основой хозяйства было не только рабовладение, но и труд свободных родовых общинников. Благодаря развитию торговли и ремесел возникли сословия купцом, ремесленников, градостроителей. Раннеземледельческие общества были связаны с возникновением городов-государств, где основное земледельческое население попадало в зависимость от городских центров, в которых сосредоточивались не только ремесло и торговля, но и управленческая, военная и духовная знать.
Другим важным социальным последствием неолитической революции явился переход от родовой общины к отдельным семья и соседской (крестьянской) общине. Замена матриархата патриархатом была революционным переворотом в родовом строе.
Общественная собственность
материнского рода переходит постепенно
в частную собственность
Появление государств у разных народов вызвано и другими причинами, кроме социальных и экономических. Этот этап характеризуется переселением различных народов. В результате на одной территории поселялись разноплеменные группы, взаимные интересы которых не могли регулироваться обычаями родового строя, знавшего только кровно-родственные связи. Новые условия требовали и новой территориальной организации, охватывающей права и обязанности как коренного населения, так и пришлого. С этим общетерриториальным интересом связано преобразование прежней родовой общины в соседскую (крестьянскую), которая, как и род, состояла из нескольких семей. Но, в отличие от рода, семья являлась собственником своего имущества и продукта труда. Сама же соседская община выполняла функции организации общих дел; совместного пользования землей, орошения, вырубки леса и др13.
Одним из важнейших общественных условий перехода от родового строя с его общественной властью к государству является возросшее значение войн и военной организации племен. Военная организация племен способствовала постепенному превращению органов общественной власти племен в органы военной демократии и в виде выборных военных вождей, дружины, войска. Параллельно происходило усиление власти военных вождей. В их руках постепенно сосредоточивалась власть верховного жреца, верховного судьи всего общества. Военный быт способствовал объединению родственных племен в единый народ и приводи к узурпации власти военного вождя наиболее сильного племени. Существенное влияние на процесс возникновения государства оказывала религия. Она сыграла большую роль в объединении отдельных племен в единые народы. Религиозные номы содействовали укреплению власти царей. Эта власть связывалась с передачей ее от богов и закреплялась сначала продлением выборного срока, а затем пожизненно и наследственно. Династия властителей стремилась объединить племена общими религиозными канонами.
2.2 Власть и социальная организация в первобытном обществе
Изучение сущности современного
государства невозможно без познания
вопроса о происхождении
Только подход, основанный на принципе историзма позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих, догосударственных организационных форм жизни общества14.
В силу этого начинать рассмотрение
вопроса о происхождении
В последние десятилетия
наши знания о первобытном обществе,
этапах и тенденциях его развития
существенно обогатилось
Еще в ХIХ - начале XX веков историческое знание об общественном развитии охватывало период всего в три тысячи лет, а все, что было до этого, определялось как предыстория (из-за отсутствия письменных и других надежных источников). В наши дни история многих регионов планеты насчитывает уже 10-12 тысяч лет, существует вполне достоверное знание об этом историческом диапазоне в жизни человечества.
Помимо того, если для XIX - начала XX века был характерен в основном так называемый «евроцентристский» взгляд на историю, т.е. опирающийся главным образом на знания истории Европы и некоторых прилегающих к ней регионов, а затем эти знания искусственно распространялись на весь остальной мир, то в XX веке в орбиту научного осмысления оказалась вовлеченной история всех регионов земного шара.
Теория государства и
права становится, таким образом,
действительно логическим обобщением
истории всепланетного
Выделяют несколько видов такой периодизации общеисторическую, археологическую, антропологическую.
Особую методологическую ценность представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества «неолитическую революцию» (от «неолит» новый каменный век).
Это понятие в историческую науку ввел английский археолог Г.Чайлд в середине XX века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот, который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите (примерно VII -III тыс. до н.э.) от присваивающего к производящему хозяйству, т.е. от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию, скотоводству, металлургии и металлообработке, керамическому производству.
Этот переход начался в различных районах земного шара (Восточное Средиземноморье, Междуречье, Месоамерика, Горное Перу и др.) приблизительно 10-12 тыс. лет назад и занял несколько тысячелетий.
Поскольку этот переход изменил всю материальную основу жизни первобытного общества, ее социальную и духовную организацию, то он справедливо обозначается как революция, хотя и растянувшаяся на несколько тысячелетий.
Эта периодизация позволяет четко обозначить, о каком первобытном обществе идет речь, в каких временных рамках оно существовало, какова была социальная и духовная организация общества, какие формы воспроизводства и существования использовало человечество.
Для теории государства и
права появляется, наконец, возможность
также четко определять, какие
формы организации власти и социально-регулятивные
системы функционировали в
Социальная организация кроманьонцев характеризовалась семейной общиной, который руководили ее члены наиболее авторитетные и опытные добытчики пищи, знатоки обычаев и обрядов.
В основе семейной общины лежали родственные отношения, объединявшие, как правило, несколько поколений: родителей, молодых мужчин и женщин, детей. Характерным был и их относительно кочевой образ жизни на определенной территории.
Семейные общины могли объединяться, но также на родственной основе, в более крупные образования для защиты от нападений, для организации военных походов, коллективных охот.
Поскольку в основе социальной организации первобытного общества лежали родственные отношения, постольку эту организацию определяют как родовой строй.
В этом обществе существовала
строго фиксированная система
Разумеется, такая организация знала и властные институты власть предводителя, совета старейшин. Причем существовала выборность, сменяемость вождей, предводителей, совета старейшин.
Форма власти в первобытном
обществе называется в отличие от
власти в государственно-
Например, потестарная власть предводителя семейной общины, базировалась не только на его авторитете, но и на возможности жесткого принуждения. Нарушитель сложившихся правил поведения мог быть строго наказан, вплоть до лишения жизни.
Такое общество знало и
различные организационные
Но вот на рубеже 10-12 тыс. лет назад возникли экологические кризисные явления, которые, по мнению некоторых ученых, угрожали существованию человечества, как биологического вида.
Произошли неблагоприятные
изменения климата, началось вымирание
мегафауны (мамонтов, шерстистых носорогов
и др.), бывшей основным источником питания
человека в некоторых районах. Человечество
ответило на эти кризисные явления
переходом к новому способу существования
и воспроизводства к
Постепенно от охоты, рыболовства и собирательства, а также архаичных форм земледелия, скотоводства человечество стало переходит к развитым формам земледелия (подсечноогневому, неполивному, поливному, в том числе ирригационному) и скотоводства (пастбищному, отгонному, а затем и кочевому). Эти новые формы организации хозяйственной жизни стали играть основную экономическую роль в жизни общества.
Социально-экономическая и экологическая сущность «неолитической революции» заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи, созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных, естественных форм.
Информация о работе Первобытное общество: структура и организация власти