Первобытное общество: структура и организация власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:31, курсовая работа

Краткое описание

Подводя итоги данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
- В развитии первобытного общества можно выделить несколько сфер (подсистем): экономическую, социальную, политическую и культурную.
Каждая из них имеет собственную внутреннюю структуру и логику развития. Между этим сферами существует тесная взаимосвязь, которая может быть интерпретирована двумя способами:
- экономический детерминизм (от determinare –определять), согласно которому экономика, развиваясь, определяет и социальную и политическую и культурную сферу.
Культура здесь – лишь форма осознания человеком социально-экономической реальности, существующей объективно;
- культурный детерминизм, согласно которому именно культура как способ жизнедеятельности людей определяет и экономику, и социальную организацию.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ: ОБЩИЕ ЧЕРТЫ
1.1 Общая характеристика первобытного общества
1.2 Структура первобытного общества
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЛАСТИ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1 Общая характеристика власти догосударственного периода
2.2 Власть и социальная организация в первобытном обществе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Файлы: 1 файл

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО.docx

— 90.80 Кб (Скачать)

1) базировалась на семейных  отношениях, ибо основой организации  общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться – «первобытно-общинный строй», а его социальная организация – родоплеменной11.

Следовательно, социальная власть распространялась только на в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

2) была непосредственно  общинной, строилась на началах  первобытной демократии, на функциях  самоуправления (т.е. субъект и  объект власти здесь совпадали);

3) опиралась на авторитет,  уважение, традиции членов рода;

4) осуществлялась как  обществом в целом (родовые  собрания, вече), так и его представителями  (старейшинами, советами старейшин,  военачальниками, вождями, жрецами  и т.п.), которые решали важнейшие  вопросы жизнедеятельности первобытного  общества.

На поздних стадиях  существования родового строя начался  процесс его разложения: отпочкование новых родовых общин от первоначальных, деление крупных родов на мелкие или большие семьи. Связи между  ними сохранялись в виде более  крупных образований братств (фратрий) и племен.

Племя, как правило, имело  свою территорию, свое имя, язык или  диалект однородной основы с языком объединившихся племен, общие для  племени религиозные и бытовые  обряды.

Следующий эволюционный этап связан с переходом от собирательства к производящей экономике. По данным археологии и этнографии, этот процесс  начался 10 – 12 тыс. лет назад и  продолжался несколько тысячелетий. Он получил название неолитической  революции, поскольку произошел  в эпоху позднего неолита (нового каменного века). С появлением принципиально  новых производительных сил были связаны крупные общественные последствия.

Произошло общественное разделение труда: - отделение скотоводства от земледелия; - отделение ремесла; - появление  купцов.

Именно переход к пахотному  земледелию в наибольшей мере способствовал  быстрому прогрессу хозяйства, росту  населения, развитию ремесла, искусства, возникновению первых городов, письменности и иных достижений материальной и  духовной культуры.

Культура перехода древнейших обществ к цивилизации получила название раннеземледельческой культуры.

Главное последствие неолитической  революции – появление капитала. В результате роста производительности труда появились излишки, которые  накапливались. Появилась возможность  привлечения дополнительной рабочей  силы (военнопленных стали обращать в рабов). Началась имущественная  и социальная дифференциация общества12.

Основой хозяйства было не только рабовладение, но и труд свободных  родовых общинников. Благодаря развитию торговли и ремесел возникли сословия купцом, ремесленников, градостроителей. Раннеземледельческие общества были связаны  с возникновением городов-государств, где основное земледельческое население  попадало в зависимость от городских  центров, в которых сосредоточивались не только ремесло и торговля, но и управленческая, военная и духовная знать.

Другим важным социальным последствием неолитической революции  явился переход от родовой общины к отдельным семья и соседской (крестьянской) общине. Замена матриархата патриархатом была революционным переворотом в родовом строе.

Общественная собственность  материнского рода переходит постепенно в частную собственность отдельных  семей, ставших самостоятельными хозяйственными единицами. Имущество и власть наследуется  по мужской линии, от отца к сыну, по праву первородства. Эти закреплялся  переход к частной собственности  семей, устанавливалось неравенство  среди членов семьи-общины.

Появление государств у разных народов вызвано и другими  причинами, кроме социальных и экономических. Этот этап характеризуется переселением различных народов. В результате на одной территории поселялись разноплеменные группы, взаимные интересы которых не могли регулироваться обычаями родового строя, знавшего только кровно-родственные связи. Новые условия требовали и новой территориальной организации, охватывающей права и обязанности как коренного населения, так и пришлого. С этим общетерриториальным интересом связано преобразование прежней родовой общины в соседскую (крестьянскую), которая, как и род, состояла из нескольких семей. Но, в отличие от рода, семья являлась собственником своего имущества и продукта труда. Сама же соседская община выполняла функции организации общих дел; совместного пользования землей, орошения, вырубки леса и др13.

Одним из важнейших общественных условий перехода от родового строя  с его общественной властью к  государству является возросшее  значение войн и военной организации  племен. Военная организация племен способствовала постепенному превращению органов общественной власти племен в органы военной демократии и в виде выборных военных вождей, дружины, войска. Параллельно происходило усиление власти военных вождей. В их руках постепенно сосредоточивалась власть верховного жреца, верховного судьи всего общества. Военный быт способствовал объединению родственных племен в единый народ и приводи к узурпации власти военного вождя наиболее сильного племени. Существенное влияние на процесс возникновения государства оказывала религия. Она сыграла большую роль в объединении отдельных племен в единые народы. Религиозные номы содействовали укреплению власти царей. Эта власть связывалась с передачей ее от богов и закреплялась сначала продлением выборного срока, а затем пожизненно и наследственно. Династия властителей стремилась объединить племена общими религиозными канонами.

 

2.2 Власть и социальная организация в первобытном обществе

Изучение сущности современного государства невозможно без познания вопроса о происхождении государства. Всегда ли в истории человеческого  общества существовал этот институт или же он появился на определенном этапе его развития?

 Только подход, основанный на принципе историзма позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих, догосударственных организационных форм жизни общества14.

В силу этого начинать рассмотрение вопроса о происхождении государства  нужно с характеристики определенных сторон первобытного общества, используя  для этого данные археологии и  этнографии, непосредственно изучающих  это общество.

В последние десятилетия  наши знания о первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существенно обогатилось благодаря  успехам археологии и этнографии.

Еще в ХIХ - начале XX веков  историческое знание об общественном развитии охватывало период всего в  три тысячи лет, а все, что было до этого, определялось как предыстория (из-за отсутствия письменных и других надежных источников). В наши дни история многих регионов планеты насчитывает уже 10-12 тысяч лет, существует вполне достоверное знание об этом историческом диапазоне в жизни человечества.

Помимо того, если для XIX - начала XX века был характерен в основном так называемый «евроцентристский» взгляд на историю, т.е. опирающийся главным образом на знания истории Европы и некоторых прилегающих к ней регионов, а затем эти знания искусственно распространялись на весь остальной мир, то в XX веке в орбиту научного осмысления оказалась вовлеченной история всех регионов земного шара.

Теория государства и  права становится, таким образом, действительно логическим обобщением истории всепланетного государственно-правового  развития общества. В этом новом  понимании первобытного общества, прежде всего, следует выделить знания, характеризующие  развитие этого общества, периодизацию первобытной истории. Иными словами, речь идет о том, что само это общество никогда не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы.

Выделяют несколько видов  такой периодизации общеисторическую, археологическую, антропологическую.

Особую методологическую ценность представляет для теории государства  и права периодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей  развития первобытного общества «неолитическую революцию» (от «неолит» новый каменный век).

Это понятие в историческую науку ввел английский археолог Г.Чайлд в середине XX века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот, который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите (примерно VII -III тыс. до н.э.) от присваивающего к производящему хозяйству, т.е. от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию, скотоводству, металлургии и металлообработке, керамическому производству.

Этот переход начался  в различных районах земного  шара (Восточное Средиземноморье, Междуречье, Месоамерика, Горное Перу и др.) приблизительно 10-12 тыс. лет назад и занял несколько тысячелетий.

Поскольку этот переход изменил  всю материальную основу жизни первобытного общества, ее социальную и духовную организацию, то он справедливо обозначается как революция, хотя и растянувшаяся  на несколько тысячелетий.

Эта периодизация позволяет  четко обозначить, о каком первобытном  обществе идет речь, в каких временных  рамках оно существовало, какова была социальная и духовная организация  общества, какие формы воспроизводства  и существования использовало человечество.

Для теории государства и  права появляется, наконец, возможность  также четко определять, какие  формы организации власти и социально-регулятивные системы функционировали в обществах  присваивающей экономики, а какие  в обществах производящей экономики15. Действительно, длительное время наш предокроманьонский человек (его появление датируется 40 тыс. лет назад) занимался охотой, рыболовством, собирательством плодов и корней растений, т.е. занимался присвоением готовых животных и растительных форм. Для этого он использовал кремневые, костяные и некоторые другие орудия, которые изготавливал также из готовых природных материалов (кремневых конкреций, костей, дерева), т.е. занимался орудийной деятельностью.

Социальная организация  кроманьонцев характеризовалась семейной общиной, который руководили ее члены наиболее авторитетные и опытные добытчики пищи, знатоки обычаев и обрядов.

В основе семейной общины лежали родственные отношения, объединявшие, как правило, несколько поколений: родителей, молодых мужчин и женщин, детей. Характерным был и их относительно кочевой образ жизни на определенной территории.

Семейные общины могли  объединяться, но также на родственной  основе, в более крупные образования  для защиты от нападений, для организации  военных походов, коллективных охот.

Поскольку в основе социальной организации первобытного общества лежали родственные отношения, постольку  эту организацию определяют как  родовой строй.

В этом обществе существовала строго фиксированная система половозрастного  разделения труда, распределения пищи, брачносемейных отношений. Последние варьировались в зависимости от соотношения мужчин и женщин, их возраста, сложившихся форм брака от моногамных до гаремных форм семей.

Разумеется, такая организация  знала и властные институты власть предводителя, совета старейшин. Причем существовала выборность, сменяемость  вождей, предводителей, совета старейшин.

Форма власти в первобытном  обществе называется в отличие от власти в государственно-организационном  обществе потестарной (от лат. «potestas» - власть, мощь).

Например, потестарная власть предводителя семейной общины, базировалась не только на его авторитете, но и на возможности жесткого принуждения. Нарушитель сложившихся правил поведения мог быть строго наказан, вплоть до лишения жизни.

Такое общество знало и  различные организационные формы  разрешения споров состязания самих  спорящих, когда победитель считался выигравшим спор, суд родственников, посредников, предводителя, совета старейшин. Словом, такая социальная организация  первобытного общества тысячелетиями  воспроизводила присваивающую экономику, обеспечивала гармоничное взаимодействие человека и природы, была первым, отличным от всех последующих, способом существования  человеческого общества, полностью  соответствовала его потребностям16.

Но вот на рубеже 10-12 тыс. лет назад возникли экологические  кризисные явления, которые, по мнению некоторых ученых, угрожали существованию  человечества, как биологического вида.

Произошли неблагоприятные  изменения климата, началось вымирание  мегафауны (мамонтов, шерстистых носорогов  и др.), бывшей основным источником питания  человека в некоторых районах. Человечество ответило на эти кризисные явления  переходом к новому способу существования  и воспроизводства к производящей экономике, произошла так называемая «неолитическая революция».

Постепенно от охоты, рыболовства  и собирательства, а также архаичных  форм земледелия, скотоводства человечество стало переходит к развитым формам земледелия (подсечноогневому, неполивному, поливному, в том числе ирригационному) и скотоводства (пастбищному, отгонному, а затем и кочевому). Эти новые формы организации хозяйственной жизни стали играть основную экономическую роль в жизни общества.

Социально-экономическая  и экологическая сущность «неолитической революции» заключалась в том, что  с целью удовлетворения своих  потребностей человек от орудийной  деятельности, связанной с присвоением  готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи, созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных, естественных форм.

Информация о работе Первобытное общество: структура и организация власти