Первобытное общество: структура и организация власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:31, курсовая работа

Краткое описание

Подводя итоги данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
- В развитии первобытного общества можно выделить несколько сфер (подсистем): экономическую, социальную, политическую и культурную.
Каждая из них имеет собственную внутреннюю структуру и логику развития. Между этим сферами существует тесная взаимосвязь, которая может быть интерпретирована двумя способами:
- экономический детерминизм (от determinare –определять), согласно которому экономика, развиваясь, определяет и социальную и политическую и культурную сферу.
Культура здесь – лишь форма осознания человеком социально-экономической реальности, существующей объективно;
- культурный детерминизм, согласно которому именно культура как способ жизнедеятельности людей определяет и экономику, и социальную организацию.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ: ОБЩИЕ ЧЕРТЫ
1.1 Общая характеристика первобытного общества
1.2 Структура первобытного общества
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЛАСТИ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1 Общая характеристика власти догосударственного периода
2.2 Власть и социальная организация в первобытном обществе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Файлы: 1 файл

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО.docx

— 90.80 Кб (Скачать)

Этот переход сопровождался  не только селекционной деятельностью, которая легла в основу земледелия и скотоводства, во и иной производственной деятельностью, прежде всего, изготовлением  керамических изделий, а также металлургией и металлообработкой.

Производящая экономика  к IV-III тыс. до н. э. стала вторым и основным способом существования и воспроизводства человечества.

Итогом «неолитической революции» явилось возникновение в некоторых  регионах земного шара ранних земледельческих  обществ (например, в районе Ближнего Востока оно относится примерно к VII тыс. до н. э.). На следующем этапе социально-экономического развития (примерно к IV-III тыс. до н. э.) происходит расцвет раннеземледельческих обществ. На их основе возникают первые цивилизации происходит становление раннеклассовых обществ. Они возникали, как правило, в долинах крупных рек Тигра и Ефрата, Нила, Инда, Янцзы и других, приблизительно между 20-40 градусами северной широты, т.е. в наиболее благоприятных для земледелия климатических и ландшафтных условиях, и составили к III-II тыс.до н. э. настоящий пояс первичных цивилизаций, простиравшийся от Средиземного моря до берегов) Тихого океана.

Этапы становления и развития раннеземледельческих обществ по своему социально-экономическому значению и  характеристикам занимают особое и  самостоятельное место в общем  процессе развития человечества.

Переход к производящей экономике  обеспечил рост человечества («демографический взрыв»), необходимый для существования  и расцвета цивилизации. Расчеты  показывают, что охотнику, вооруженному луком и стрелами, чтобы прокормиться, нужно около 20 квадратных км территории. Этой площади хватило бы для того, чтобы прокормить по меньшей мере несколько сот земледельцев.

Согласно другим расчетам в результате перехода к производящему  хозяйству, население земли, насчитывающему в конце мезолита (VII тыс. до н. э.) 10 млн. человек, возросло в конце  неолита {II тыс. до н. э.) до 50 млн. человек.

Несмотря на некоторую  условность, эти расчеты убедительно  говорят о резком увеличении численности  населения после перехода к земледелию и скотоводству.

Следовательно, производящая экономика уже на первых этапах своего становления характеризуется таким  обменом между человеком и  природой, при котором человек  стал создавать прибавочный продукт. И действительно, селекция растений, поливное земледелие, особенно ирригация, привели на первых порах к необыкновенным урожаям. Так, урожайность зерновых в раннеземледельческом обществе составляла в Египте, Средней Азии (1 тыс. до н.э.).

Производящая экономика  объективно вела к усложнению организации  производства, появлению новых управленческих, организационных функций, становлению  нового типа трудовой деятельности, связанной  с производством пищи и, тем самым, к необходимости регламентировать сельскохозяйственное производство, хранение и распределение прибавочного продукта. Возникла необходимость нормировать  и учитывать трудовой вклад каждого  члена общества, результаты его труда, его участие в создании общественных фондов, выдачи ему из общественных фондов.

Эта экономика объективно привела к дальнейшему разделению труда. Выделяются группы организаторов  производства, работников информационных систем, в которых осуществляется учет труда и распределения его  результатов, а также работников систем контроля за соблюдением регламентирующих норм.

Возникновение и присвоение прибавочного продукта ведет к становлению  новых форм собственности (коллективной, групповой, частной), к дальнейшему  социальному расслоению общества.

Новая организация производственной деятельности (ее усложнение, появление  новых управленческих функций) также  способствует социальной дифференциации общества: происходит отделение верхушки общества от основной массы производителей, неучастие верхушки в материальном производстве.

Начинается становление  классов, новых организационных  форм управления обществом, зарождение государства.

Таким образом, «неолитическая революция» переход человечества к  производящей экономике приводит первобытное  общество объективно в силу своего внутреннего развития к финальному рубежу социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Подводя итоги данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы: 

- В развитии первобытного общества можно выделить несколько сфер (подсистем): экономическую, социальную, политическую и культурную.

Каждая из них имеет  собственную внутреннюю структуру  и логику развития. Между этим сферами существует тесная взаимосвязь, которая может быть интерпретирована двумя способами:

- экономический детерминизм (от determinare –определять), согласно которому экономика, развиваясь, определяет и социальную и политическую и культурную сферу.

Культура здесь – лишь форма осознания человеком социально-экономической  реальности, существующей объективно;

- культурный детерминизм, согласно которому именно культура как способ жизнедеятельности людей определяет и экономику, и социальную организацию.

Истина, вероятно, лежит как  всегда посередине: культура действительно  является «отражением» социально-экономической  реальности, но раз сформировавшись, она начинает играть роль самостоятельной  силы, определяя цели, направления  развития, а так же выбор средств.

В связи с этим необходимо указать еще на одну закономерность исторического развития.

Все рассмотренные выше институты, регулирующие экономическую, социальную, политическую, культурную жизнь общества, безусловно, являются продуктом человеческих отношений, продуктом человеческой деятельности.

Однако мы видим, что сам  человек – создатель данных институтов - оказывается полностью ими подчинен: он играет строго определенную роль, подчиняется существующим нормам.

Таким образом, данные институты  как бы заставляют людей вести  себя в соответствии со своими правилами, во благо себе и, тем самым, сами себя воспроизводят.

Следовательно, можно говорить о социальном отчуждении, когда продукт человеческой деятельности (в данном случае система отношений) выходит из-под контроля самих людей и, более того, подчиняет себе своих создателей. В историческом процессе это играет важнейшую роль и должно учитываться особо.

Власть в первобытном  обществе олицетворяла силу и волю рода или союзов родов; источником и носителем власти (властвующем субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены.

Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому  она была по своей природе непосредственно  общественной, те есть неотделимой  от общества и не политической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения  тогда не существовало.

Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями –  исторически сложившимися в привычку в результате воспитания и многократного  повторения одних и тех же действий и поступков.

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных «моно-норм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами.

Мононормы изначально были продиктованы «естественно природной» основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности сливались воедино.

Особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Табу сыграло особую роль в упорядочении половых отношений. Благодаря табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину.

В догосударственном обществе обычаи соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого  принуждения, общество выступало в  роли коллективного носителя силы –  обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).

Таким образом, род был  одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации  догосударственного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. М., 2000 г.

2. Васильев А. С. Теория права и государства: Учебник. - Харьков: Одиссей, 2007. - 479 с.

3. Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

4. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Правоведение: Учебник. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 416 с.

5. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. - 633 с.

6. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2006.

7. Правоведение: Учебник / Под общей ред. В. А. Козбаненко. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. - 1072 с.

8. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999

9.  Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: Омега-Л, 2008. - 384 с.

10. Чепурнова Н.М., Серегин А.В. Теория государства и права: Учебно-методический комплекс. - М.: ЕАОИ, 2008. - 465 с.

 

 

1 Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. М., 2000 г.

2 Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. М., 2000 г.

3 Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. М., 2000 г.

4 Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

5 Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

6 Чепурнова Н.М., Серегин А.В. Теория государства и права: Учебно-методический комплекс. - М.: ЕАОИ, 2008. - 465 с.

7 Чепурнова Н.М., Серегин А.В. Теория государства и права: Учебно-методический комплекс. - М.: ЕАОИ, 2008. - 465 с.

8 Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. - 633 с.

9 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999

10 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999

11 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2006.

12 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2006.

13 Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. М., 2000 г.

14 Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. М., 2000 г.

15 Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. - 633 с.

16 Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. - 633 с.

 


Информация о работе Первобытное общество: структура и организация власти