Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:15, реферат
Охрана жизни и здоровья работников - первостепенная задача и государства, и работодателя по отношению к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.
Пуск двигателя АТС на постах технического обслуживания или ремонта могут осуществлять только водитель-перегонщик, бригадир слесарей или слесарь, назначаемые приказом по организации, прошедшие в установленном порядке инструктаж при наличии у них удостоверения водителя АТС.
Перед проведением работ, которые связаны с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо провести дополнительную проверку выключения зажигания (перекрытия подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач (контроллера), освободить рычаг стояночного тормоза.
После окончания выполнения необходимых работ АТС необходимо затормозить стояночным тормозом.
Работники, которые производят обслуживание и ремонт АТС, должны быть обеспечены соответствующими исправными инструментами, приспособлениями, а также СИЗ.
Работники, производящие работы вне смотровой канавы, подъемника, эстакады, должны быть обеспечены лежаками.
При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями), кроме стационарных упоров, подставляются вначале под неподнимаемые колеса специальные упоры (башмаки), затем необходимо вывесить АТС, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них АТС.
Для произведения ремонта, замены подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или для долива в него масла устанавливается под поднятый кузов специальный дополнительный упор, исключающий возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.
При произведении ремонта и обслуживания верхней части автобусов и грузовых автомобилей работников необходимо обеспечить подмостями или лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы нельзя.
Уборка рабочего места от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков может производиться только с помощью щетки.
Необходимо использование подъемно-транспортных механизмов при снятии и установке деталей, узлов и агрегатов массой 30 кг мужчинами и 10 кг - женщинами (до двух раз в час) и 15 кг мужчинами и 7 кг - женщинами (более двух раз в час).
Не допускается в соответствии с пунктом 2.1.1.19 Правил Минтруда N 28:
"работать лежа на полу (земле) без лежака;
выполнять какие-либо работы на автомобиле (прицепе, полуприцепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.п.), кроме стационарных;
выполнять какие-либо работы без подкладывания козелков (упора или штанги под плунжер) под вывешенный АТС (автомобиль, прицеп, полуприцеп) на передвижные (в том числе канавные) подъемники и подъемники, не снабженные двумя независимыми приспособлениями, одно из которых - страховочное, препятствующие самопроизвольному опусканию их рабочих органов в соответствии с требованиями государственного стандарта;
оставлять АТС после окончания работ вывешенными на подъемниках;
подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп, полуприцеп) вместо козелков диски колес, кирпичи и другие случайные предметы;
снимать и ставить рессоры на автомобили (прицепы, полуприцепы) всех конструкций и типов без предварительной разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму АТС;
проводить техническое обслуживание и ремонт АТС при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;
поднимать (вывешивать) АТС за буксирные приспособления (крюки) путем захвата за них тросами, цепями или крюком подъемного механизма;
поднимать (даже кратковременно) грузы, масса которых превышает указанную на табличке подъемного механизма;
снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их стальными канатами или цепями при отсутствии специальных устройств;
поднимать груз при косом натяжении тросов или цепей;
работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями;
оставлять инструменты и детали на краях осмотровой канавы;
работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
пускать двигатель и перемещать АТС при поднятом кузове;
производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза и установки дополнительного упора;
проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;
сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом".
Ремонт топливных баков, заправочных колонок, резервуаров, насосов, коммуникаций и тары из-под легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей необходимо производить только после полного удаления их остатков и обезвреживания.
Работы по техническому обслуживанию и ремонту холодильных установок автомобилей-рефрижераторов проводятся в строгом соответствии с инструкциями завода-изготовителя.
Специальный водитель (перегонщик) или другой работник, назначаемый приказом по организации, должен быть выделен для осуществления перегона АТС на посты проверки технического состояния, обслуживания и ремонта, включая посты проверки тормозов.
В зоне технического обслуживания и ремонта АТС не допускается в соответствии с пунктом 2.1.1.26 указанных Межотраслевых правил N 28:
"протирать АТС и мыть их агрегаты легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и т.п.);
хранить легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы, кислоты, краски, карбид кальция и т.д. в количествах, превышающих сменную потребность;
заправлять АТС топливом;
хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
загромождать проходы между осмотровыми канавами, стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т.п.;
хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов".
Разлитое масло или топливо должно быть немедленно удалено с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.
Обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь и тому подобное), которые используются в процессе работы, должны немедленно убираться в металлические ящики с плотными крышками, а по окончании рабочего дня должны быть удалены из производственных помещений в специально отведенные места.
Правила Минтруда N 28 необходимо также соблюдать при техническом обслуживании или ремонте АТС, которые проводятся вне организации.
6.10. В гражданской авиации
Государственные нормативные требования по охране труда при работе со спецжидкостями в организациях гражданской авиации, при выполнении работ, связанных с транспортировкой, приемом, хранением, выдачей, применением, а также сбором отработанных жидкостей на авиационных предприятиях и в организациях гражданской авиации, утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 марта 2003 года N 27 "Об утверждении Отраслевых правил по охране труда при работе со спецжидкостями в организациях гражданской авиации" (далее - Правила N 27).
В число спецжидкостей включены органические растворители, специальные моющие и противообледенительные жидкости, применяющиеся при эксплуатации, ремонте и техническом обслуживании воздушных судов и авиадвигателей топлива, а также их компоненты, неорганические кислоты и другие продукты специального назначения, указанные в Перечне спецжидкостей, которые применяются в гражданской авиации, и их назначений (приложение N 1 Правил N 27).
Все спецжидкости необходимо расходовать только на цели, предусмотренные для них соответствующей нормативно-технической документацией.
Инструкции по охране труда разрабатываются в организации в установленном порядке с учетом местных условий, на основании Правил N 27 и других нормативных документов, регламентирующих проведение работ с конкретными спецжидкостями.
На рабочих местах должен проводиться санитарно-гигиенический контроль для предупреждения отравлений и профессиональных заболеваний среди лиц, работающих со спецжидкостями.
Спецжидкости в основном относятся к вредным веществам, являющимся токсичными для организма человека.
В приложении N 2 Правил N 27 дан перечень токсических свойств спецжидкостей. Токсичность спецжидкостей или входящих в их состав компонентов определяется по степени поражения органов или систем организма человека и классифицируется классами опасности вещества в соответствии с их токсическими свойствами.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 27 степень риска поражения человека спецжидкостями находится в их прямой зависимости:
от их физико-химических свойств (летучесть, растворимость);
внешних условий среды (температура и влажность воздуха);
концентрации самих спецжидкостей;
концентрации паров, газов или аэрозолей спецжидкостей в воздухе;
продолжительности их воздействия на человека;
наличия в воздухе паров, газов или аэрозолей нескольких спецжидкостей, токсическое действие каждой из которых может усиливаться в сочетании с другими.
Спецжидкости могут проникнуть в организм через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожу, которая повреждена и незащищена, СИЗ, в виде паров, аэрозолей и жидкости.
Отравления различной формы возникают при попадании спецжидкости внутрь организма, а при попадании на кожные покровы или в глаза спецжидкости могут вызвать раздражающее или разъедающее действие различной степени.
Многие из спецжидкостей могут загораться от постороннего источника воспламенения: пламя, искра, нагретое тело, и взрывоопасны (то есть образуют с воздухом смеси, способные взрываться), что может быть определено в соответствии с характеристиками пожароопасности спецжидкостей, указанных в приложении N 4 Правил N 27.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 27 для характеристики пожарной опасности спецжидкостей применяются следующие показатели:
"а) нижний и верхний температурные пределы взрываемости насыщенных паров в воздухе;
б) температура самовоспламенения паров в воздухе;
в) способность спецжидкостей к самовозгоранию".
Нижним и верхним температурным пределом взрываемости считается та наиболее низкая и та наиболее высокая температуры спецжидкости соответственно, при которых ее насыщенные пары в смеси с воздухом способны воспламеняться в замкнутом объеме от постороннего источника воспламенения.
Температура самовоспламенения - та наинизшая температура, при которой смесь паров жидкости с воздухом воспламеняется за счет тепла реакции окисления.
Самовозгорание жидкостей происходит за счет тепла реакции окисления, которая протекает на воздухе при обычных (16 - 20 градусов по Цельсию) температурах. Она напрямую зависит от площади контакта спецжидкости с воздухом (чем больше площадь соприкосновения спецжидкости с воздухом, тем быстрее происходит самонагревание жидкости и наступает ее воспламенение).
В приложении N 5 Правил N 27 установлен перечень некоторых спецжидкостей, способных к самовозгоранию при контакте с другими веществами.
Государственные нормативные требования охраны труда при выполнении работ, связанных с получением, расшифровкой и анализом графической информации на ЭХБ, транспортированием, хранением и утилизацией бумаги в подразделениях полетной информации организаций гражданской авиации установлены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 марта 2003 года N 26 "Об утверждении Отраслевых правил по охране труда при работе с электрохимической бумагой типа ЭХБ в подразделениях полетной информации организаций гражданской авиации" (далее - Правила N 26).
Они распространяются на все авиационные организации гражданской авиации, которые используют в работе техническую бумагу марки ЭХБ (далее - ЭХБ) или ее модификации, в состав которых входят формальдегид, этиленгликоль и пирокатехин.
Правила N 26 содержат требования к устройству и оборудованию производственных и служебных помещений, организации и проведению технологических процессов, личной гигиене и медицинскому обслуживанию работников.
ЭХБ относится к техническому виду бумаг, который содержит в своей основе меламиноформальдегидную смолу, а также обрабатывается специальным пропиточным раствором, состоящим из калия азотно-кислотного, этиленгликоля, пирокатехина, тиомочевины, щавелевой кислоты и аммония щавелевокислого.
Из химических веществ, которые входят в состав ЭХБ, вредное воздействие на человека оказывают формальдегид (меламиноформальдегидная смола) и этиленгликоль.
Формальдегид - это химический аллерген, который обладает раздражающим и прижигающим действием. Он относится ко 2 классу опасности с ПДК 0,5 мг/куб. м. Этиленгликоль, обладающий общетоксическим действием, относят к 3 классу опасности с ПДК 5 мг/куб. м.
Формальдегид и этиленгликоль, обладая определенной летучестью, могут проникать в организм человека через дыхательные пути. Также эти компоненты могут проникать в организм работника через его кожу при непосредственном соприкосновении с бумагой.
Информация о работе Охрана труда в РФ. Правовое регулирование