Общий аналаз статуса и полномочий президента

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 08:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть, что из себя представляют конституционный статус и полномочия президента РФ. Задачи - рассмотреть, что такое институт президентства в целом, полномочия президента, его конституционный статус. Формирование правового государства предполагает соблюдения различных норм права, но что бы этого достичь необходимо, понимать, что власть не должна сосредотачиваться в руках одного человека, должен быть баланс. Очевидна теоретическая значимость данного вопроса и, наконец, неоднозначность подходов к рассматриваемой проблематике в специальной литературе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….…………….. 3
ОБЩИЙ АНАЛАЗ СТАТУСА И ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА
Президент РФ по Конституции 1993 года: общие подходы... 7
Президент - как глава государства…………………………… 11
Компетенция Президента РФ………………………………… 13
СПЕЦИФИКА ИЗБРАНИЯ И ОТРЕШЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ
2.1. Выборы Президента Российской Федерации………………... 22
2.2. Процедура отрешения Президента от власти………………... 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………. .. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………. 28

Файлы: 1 файл

Президент РФ.docx

— 58.35 Кб (Скачать)

ж) Президенту дано конституционное  право назначать и отзывать дипломатических  представителей Российской Федерации  в иностранных государствах и  международных организациях. Назначению или отзыву дипломатических представителей предшествуют консультации с комитетами и комиссиями Федерального Собрания, которые Президент может учитывать, но обязательного характера они  не носят. По данному вопросу Президент  издает Указ.

 

з) Президент имеет полномочия по введению чрезвычайного положения. Целью введения чрезвычайного положения  является обеспечение безопасности граждан и защита конституционного строя. Порядок введения чрезвычайного  положения определен Законом  Российской Федерации от 17 мая 1991г. «О чрезвычайном положении» . Чрезвычайное положение вводится Указом Президента России в случаях попытки насильственного изменения конституционного строя, межнациональных конфликтов, массовых беспорядков, стихийных бедствий и др. С прекращением чрезвычайного положения утрачивают силу все акты, принятые в связи с введением чрезвычайного положения. Право Президента вводить на территории Российской Федерации или отдельных местностях чрезвычайное положение сопряжено с его обязанностью немедленно сообщать об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о чрезвычайном положении подлежит утверждению Совета Федерации;

 

и) Президент имеет право  использовать согласительные процедуры  для разрешения разногласий между  органами государственной власти как  Российской Федерации, так и ее субъектов. Президент может применять согласительные процедуры как по собственной  инициативе, так и по инициативе законодательного или исполнительного  органа государственной власти. В  процессе проведения согласительных процедур, переговоров или иных форм согласования спорных вопросов Президент использует не только свои властные полномочия, но и свой авторитет. В ходе согласительных процедур стороны вырабатывают согласованное  решение. В случае не достижения в  ходе согласительных процедур, переговоров  согласованного решения Президент  может передавать разрешение спора  на рассмотрение соответствующего суда. Президенту Российской Федерации дано конституционное право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если эти  акты противоречат Конституции, Федеральным  законам и международным обязательствам России. Такие акты не будут действовать  до решения вопроса соответствующим  судом. Сфера деятельности Президента в области внешней политики очень  широкая и многоплановая. Президент  полномочен вести переговоры и подписывать  международные договоры на территории своей страны, так и во время  пребывания в иностранном государстве. При этом глава государства не нуждается в специальных полномочиях, т.к. Президент обладает ими по должности. В данном случае необходимо знать, что  международные договоры Российской Федерации подлежат ратификации  Федеральным собранием (т.е. обе палаты принимают федеральный закон). Ратификация  международного договора правомочным  органом государства подтверждается ратификационной грамотой. Ратификационные  грамоты нашего государства подписывает  Президент и министр иностранных  дел. Если в подписании договора участвуют  две стороны – его участники  обмениваются ратификационными грамотами. Как глава государства Президент  принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей. Верительная грамота – это  документ, который удостоверяет назначение определенного лица дипломатическим представителем. Грамота выдается и подписывается Главой посылающего государства и адресуется Главе Российского государства. Дипломатический представитель считается приступившим к выполнению своей работы с момента вручения верительной грамоты. Отзывная грамота направляется Президенту Российской Федерации главой государства, дипломатический представитель которого отзывается;5

 

к) Президент уполномочен  решать вопросы гражданства Российской Федерации. Под гражданством понимают устойчивую политико-правовую связь  человека с государством, в силу которой на человека распространяется суверенитет этого государства, и он пользуется его защитой, и  может участвовать в управлении государственными делами. Эта связь  с государством создает взаимные права, обязанности и ответственность, а также основывается на признании  и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Согласно Закону «О гражданстве Российской Федерации» Президент решает вопросы:6

 

- приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;

 

-  принимает решения по вопросам восстановления гражданства;

 

-  дает разрешение на выход из гражданства;

 

-  разрешает гражданину Российской Федерации иметь двойное гражданство.

До решения указанных  вопросов Президентом они предварительно рассматриваются в Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. В компетенцию Президента входит также решение вопросов предоставления политического убежища, которое  является суверенным правом государства- субъекта международного права. В Российской Федерации только Президент имеет  право предоставления политического  убежища. Президент осуществляет высшую форму государственного поощрения  – награждение государственными наградами России. Президент также  присваивает почетные звания Российской Федерации, утверждает статусы орденов  и положения о медалях, издает указы об учреждении государственных  наград и награждения ими. Президент  Российской Федерации присваивает воинские звания маршалов, генералов и адмиралов. Для предварительного рассмотрения данных вопросов при Президенте создана комиссия по государственным наградам. Президенту предоставлено право помилования. Помилование – это акт верховной власти, который полностью или частично освобождает осужденного от наказания или заменяет наказание на более мягкое. Актом помилования может быть снята судимость с лиц, уже отбывших наказание. Акты помилования носят всегда индивидуальный характер, т.е. они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц;

 

л) Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые по своим правовым свойствам  делятся на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся указы  и распоряжения – содержащие правовые нормы, будучи обнародованными они  приобретают государственно-властный характер, т.е. становятся обязательными  для исполнения всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами. Правовые нормы представляют собой общие правила поведения  людей, т.е. относятся не только к  тому или иному случаю, а предлагают возможность своего неоднократного применения. К индивидуальным относятся  указы и распоряжения Президента, которые касаются конкретных отношений  или лиц. Например, указы Президент  о присвоении различных почетных званий конкретным деятелям науки, искусства  и так далее. Такого рода указы  не содержат каких-либо общих правил, т.е. юридических норм. Указы и  распоряжения Президент Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории России. Издаваемые Президентом правовые акты не должны противоречить Конституции и  федеральным законам. Акты Президента, носящие нормативный правовой характер вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, если при принятии акта не установлен иной срок.

 

м) Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью. 7

 

1) неприкосновенность Президента  связана с тем, чтобы создать  ему все гарантии в течении  срока его полномочий, т.е. в  период своих полномочий Президент  не может быть задержан, арестован  и подвергнут обыску и личному  досмотру;

 

2) неприкосновенность также  распространяется на жилье и  служебные помещения, которые  Президент занимает, на используемые  личные и служебные транспортные  средства, вещи;

 

3) Президент не может  подвергаться уголовной, административной  и гражданской ответственности  за правонарушения. Таким образом  Конституция предоставляет Президенту  абсолютную неограниченную неприкосновенность.

 

Одной из главных задач  Президента нашей страны является охрана суверенитета Российской Федерации, ее целостности и независимости. При выполнении своих полномочий в решении этих вопросов Президент опирается на Совет Безопасности, статус которого определен Федеральным законом (Закон «Закон о безопасности» от 5 марта 1992г.). Совет Безопасности осуществляет подготовку решений Президента в области обеспечения безопасности, рассматривает вопросы внутренней, внешней и военной политики и иные виды безопасности (экономической, общественной, экологической и др.).8

Постоянные члены и  члены Совета Безопасности назначаются  Президентом Российской Федерации  по представлению Секретаря Совета Безопасности, который назначается  на должность, и освобождается от должности Президентом. По важнейшим  вопросам решений Совета Безопасности издаются Указы Президента России. Военная доктрина определяет военно-политическую деятельность нашего государства. Основные положения военной доктрины Российской Федерации представляют совокупность официальных взглядов по военным вопросам, в том числе по вопросам предотвращения войн, военных конфликтов, защиты жизненно важных интересов нашего государства. Предложения по военной доктрине разрабатываются Генеральным Штабом Вооруженных Сил. Основные положения военной доктрины гарантируют неукоснительное соблюдение Россией Устава ООН, международных норм, принципов и имеют оборонительную направленность. Статья 84 устанавливает полномочия Президента, которые относятся к его взаимоотношениям с законодательной властью. Президент Российской Федерации как глава государства с целью непрерывной работы государственной власти назначает выборы Государственной Думы. В Конституции определен срок полномочий Государственной Думы – четыре года. Днем выборов является первое воскресенье после истечения срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Срок со дня назначения Президентом выборов до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев. Президент Российской Федерации назначает выборы депутатов Государственной Думы лишь в случаях, определенных самой Конституцией в статьях 111 и 117. Необходимо иметь ввиду, что Президент вправе распускать только одну палату Федерального Собрания. Роспуск другой палаты – Совета Федерации – Конституцией вообще не предусмотрен. Весьма сложной и ответственной является функция Президента Российской Федерации по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В отличие от ряда стран (Франция и др.) Президент Российской Федерации не называется в Конституции Российской Федерации «арбитром» во взаимоотношениях трех властей, откуда и родилось мнение, будто он стоит «над тремя властями», но по существу Президент Российской Федерации и есть арбитр, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент Российской Федерации вправе прибегать к согласительным процедурам и другим методам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов Российской Федерации и между различными субъектами Российской Федерации. В полномочия Президента входит и назначение референдума, который наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением воли народа. Общие положения проведения референдума, порядок его назначения, процедуры голосования и другие вопросы определяются федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995г. Президент обладает правом законодательной инициативы, ему принадлежит право вносить законопроекты в Государственную Думу, причем, если законопроект носит срочный характер, он подлежит внеочередному рассмотрению на заседаниях Думы. Президент Российской Федерации наделен правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России. На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, придающая закону обязательную силу. Принятый федеральный закон в течении пяти дней направляется Президенту Российской Федерации, который в течении четырнадцати дней должен подписать и обнародовать закон. Президент вправе отклонить закон, что влечет за собой его повторное рассмотрение. В силу Конституции Президент не вправе отказаться подписать и обнародовать федеральный конституционный закон. Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самим законом не установлен другой порядок вступления их в силу. В том случае, если не соблюден порядок подписания и обнародования закона, такой закон не имеет юридической силы. В Конституции России установлено, что Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Эти послания не имеют силу закона, они носят характер установочных документов. Послания Президента рассматриваются на совместных заседаниях палат парламента. Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в субъекты Российской Федерации (это и есть право представительства «внутри страны»), и эти представители наделены полномочиями от имени всего государства. Выступая в сфере международных отношений, Президент Российской Федерации ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, принятые должностными лицами от имени Российского государства без поручения Президент Российской Федерации, могут быть дезавуированы (объявлены недействительными).9

 

2. СПЕЦИФИКА ИЗБРАНИЯ И ОТРЕШЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ

2.1 Выборы Президента Российской Федерации

Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому  избирательному округу, включающему  в себя всю территорию России. Подготовку и проведение выборов, и контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляют избирательные  комиссии, которые в пределах своих  полномочий независимы от органов государственной  власти и органов местного самоуправления. Право выдвижения кандидата на должность  Президента Российской Федерации принадлежит  непосредственно избирателям и  избирательным объединениям, избирательным  блокам.

Избирательным объединением является общероссийское избирательное  объединение, которое создано в  порядке, установленном федеральными законами, устав которого предусматривает  участие в выборах в органы государственной власти посредством  выдвижения кандидатов и зарегистрирован  Министерством Юстиции Российской Федерации не позднее, чем за шесть  месяцев до объявления дня выборов. Правами избирательного объединения  обладают также избирательные блоки, образуемые не менее чем двумя  общественными объединениями. Согласно ст.32 Федерального закона «О выборах  Президента Российской Федерации» выдвижение кандидата на должность Президента России производится на съезде (конференции) избирательного объединения. Последнее, как и избирательный блок, вправе выдвинуть только одного кандидата  на должность Президента. Решение  о выдвижении кандидата принимается  тайным голосованием. 10

Кандидат на должность  Президента может быть выдвинут непосредственно  избирателями, для чего гражданин  или группа граждан России, обладающие активным избирательным правом, могут  образовывать инициативную группу избирателей  в количестве не менее 100 человек  для выдвижения кандидата на должность  Президента. Избирательное объединение, избирательный блок или инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата  на должность Президента, обязаны  собрать не менее 1 млн. подписей избирателей. Сбор подписей является необходимым  условием регистрации кандидата  на должность Президента и включения  его фамилии в бюллетень для  голосования. Избранный считается  кандидат, который получил более  половины голосов избирателей, принявших  участие в голосовании.

В случае если в избирательный  бюллетень было включено более двух кандидатов на должность Президента и ни один из них не избран, назначается  повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов  избирателей. По итогам повторного голосования  избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число  голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата. При этом в Законе установлено условие: число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, должно быть больше числа голосов поданных против всех кандидатов.  Если выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися (при явке на выборы менее половины граждан, имеющих право голоса), недействительными (при обнаружении грубых нарушений закона) или если при общих выборах либо при повторном голосовании ни один кандидат не был избран Президентом, Совет Федерации назначает повторные выборы. При повторных выборах осуществляются все избирательные действия, предусмотренные федеральным законом о выборах Президента России, однако срок их проведения сокращается на одну треть. Повторные выборы проводятся не позднее, чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов.

Президент Российской Федерации  представляет свою страну как глава  государства во взаимоотношениях федеральных  властей с субъектами России, а  также выступает от имени Российской Федерации в международных отношениях. Заявления Президента не нуждаются  в каком либо утверждении, он действует  как глава суверенного государства. Только Президент вправе подписывать  международные договоры Российской Федерации, участвовать в переговорах  от имени России или поручать это  уполномоченным им лицам.  Президент Российской Федерации избирается непосредственно народом. В его выборе участвую граждане России на основе всеобщего равного права при тайном голосовании. Назначаются выборы Президента России Советом Федерации. Ныне действующая Конституция установила срок полномочий Президента Российской Федерации – 4 года. По Конституции 1978 года глава государства избирался на 5 лет. Исчисление четырехлетнего срока начинается со дня избрания Президента. Действующий Президент Российской Федерации исполняет свои полномочия до вступления в должность вновь избранного Президента, которое происходит на тридцатый день со дня официального объявления центральной избирательной комиссией Российской Федерации о результатах выбора Президента России.  Президентом Российской Федерации может быть избран только гражданин России, достигший 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Это вполне объяснимо: Во-первых, лицо, претендующее на самый высокий пост в государстве должно иметь определенный жизненный опыт и в то же время быть достаточно молодым. Максимальный возраст по Конституции 1993 года не устанавливается; Во-вторых, требование постоянного проживания в течении 10 лет на территории России обусловлено необходимостью знать и понимать специфику условий жизни в нашей стране. В Конституции содержится положение о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Данное ограничение направлено против установления власти одного человека на продолжительный срок, т.е. против авторитарного режима. Но в то же время Конституция не запрещает одному и тому же лицу избираться на пост Президента неоднократно, но с перерывом – после пребывания на данном посту два срока подряд.

Порядок избрания президента детально изложен в федеральном  законе «О выборах Президента Российской Федерации» от 17 мая 1995г., который содержит общие положения проведения избирательной  компании, вопросы предвыборной агитации, финансирования выборов, порядок вступления в должность Президента Российской Федерации.11

 

2.2. Процедура отрешения Президента от власти.

Информация о работе Общий аналаз статуса и полномочий президента