Президент Кыргызской Республики: понятие, статус, роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Большое теоретическое и практическое значение имеет вопрос о месте, которое Президент Кыргызской Республики занимает в системе государственной власти, в государственном механизме о том, как его положение как главы государства сочетается с принципом разделения властей, закрепленным в Конституции Кыргызской Республики.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..2
Глава Ι Президент Кыргызской Республики: понятие, статус, роль
1.1 Понятие института Президента Кыргызской Республики………….…..3
1.2 Роль и место Президента Кыргызской Республики в системе разделения властей ………………………………………………………………………….6
Глава ΙΙ Основания, порядок вступления в должность и прекращения полномочий Президента Кыргызской Республики
2.1 Основания и порядок избрания Президента Кыргызской Республики..11
2.2 Основания и порядок прекращения полномочий Президента Кыргызской Республики………………………………………………………………………21
Глава ΙΙΙ Компетенция Президента Кыргызской Республики
3.1 Полномочия Президента Кыргызской Республики……………………....23
Заключение … …………………………………………………………..……33
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая атая.docx

— 65.51 Кб (Скачать)

План

Введение ………………………………………………………………………..2

Глава Ι  Президент Кыргызской Республики: понятие, статус, роль

    1. Понятие института Президента Кыргызской Республики………….…..3

1.2 Роль и место Президента Кыргызской Республики в системе разделения властей ………………………………………………………………………….6

Глава ΙΙ Основания, порядок вступления в должность и прекращения полномочий Президента Кыргызской Республики

2.1 Основания и порядок избрания Президента Кыргызской Республики..11

2.2 Основания и порядок прекращения полномочий Президента Кыргызской Республики………………………………………………………………………21

Глава ΙΙΙ   Компетенция Президента Кыргызской Республики

3.1 Полномочия Президента Кыргызской Республики……………………....23

 

Заключение …   …………………………………………………………..……33

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

Введение

Большое теоретическое и  практическое значение имеет вопрос о месте, которое Президент Кыргызской Республики  занимает в системе государственной власти, в государственном механизме о том, как его положение как главы государства сочетается с принципом разделения властей, закрепленным в Конституции Кыргызской Республики  . Эта проблема выглядит непросто применительно практически к любой государственной системе, что находит отражение и в конституциях разных стран, с ней связан вопрос о подзаконном характере деятельности президента. Ведь в буквальном смысле слова глава государства - его руководитель, он должен стоять над другими государственными органами.

Принцип разделения властей  является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим  возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в  одних руках.

Теория разделения властей  зародилась во Франции в середине 18 века и явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших  в 17 веке в Англии. Теория разделения властей была создана несколькими  исследователями политики Дж. Локком, Ш. Монтескье, А. Гамильтоном, Д. Мэдисоном, Д. Джеем и др. Классической теорией  разделения властей считается теория Ш. Монтескье

Конституция Кыргызской Республики  1993 г. фиксирует принцип разделения властей как одну из основ конституционного строя. Основным законом определены следующие ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Государственную власть осуществляют Президент Кыргызской Республики  , Жогорку Кенеш , правительство, суды

 

 

 

    1. Понятие института Президента Кыргызской Республики

Основным нормативным  актом регулирующим правовое положение  президента КР является Конституция  КР - этому посвящен раздел 3.

В КР действуют принцип  разделения властей. В Конституции  раскрывается значение и суть принципов  разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых самостоятельна. Каждой из этих властей в Конституции  посвящена отдельный раздел. Права  и обязанности законодательной  власти в основном рассматриваются  в разделе 4 "Жогорку Кенеш", исполнительной власти – в разделе 5  "Правительство Кыргызской Республики" и судебной власти - в разделе 6  "Судебная власть".

Построение Конституции  Кыргызской Республики  соответствует  принципу разделения властей. Вместе с  тем в любом государстве, провозгласившем  этот принцип и даже закрепившем  его в своей конституции, разделение властей не только не исключает, но и предполагает их совместные усилия и взаимодействие в пределах, определяемых в одних странах конституционными обычаями, в других - самими конституциями.

Основная задача обеспечения  взаимодействия властей возложена  Конституцией на Президента. Именно поэтому  главам, посвященным трем ветвям власти, предшествует раздел 3 "Президент  Кыргызской Республики ". Собственно, с нее начинается изложение системы  государственных органов Российской Федерации, что объясняется особым значением Президента Кыргызской Республики в системе государственных органов  Кыргызской Республики.

В соответствии со ст. 80 Конституции  именно Президент обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внешней  и внутренней политики государства, которые затем реализуются в  соответствующих законах и подзаконных актах, принимаемых государственными органами власти всех уровней. В этом, в частности, смысл содержащегося в Конституции положения: "Президент Кыргызской Республики является гарантом Конституции Кыргызской Республики, прав и свобод человека и гражданина".

Важно отметить, что, обеспечивая  и направляя деятельность всех государственных органов, выполняя активные координирующие функции, Президент действует только в пределах, установленных Конституцией Кыргызской Республики. Правовое положение Президента охватывает несколько сфер. Прежде всего, Президент выступает как глава государства, из чего следует, что он является первым среди государственных должностных лиц. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Исходя из сложившейся международной практики это означает, что его заявления и акции не нуждаются в каком-либо удостоверении. Президент всегда действует на основании факта, что он является главой суверенного государства.

Законодательные полномочия Президента связаны со сферами законодательства и исполнения законов. Президент  имеет право законодательной  инициативы и отлагательного вето. Но право отклонения законов охватывает не все федеральные законы. Оно  не применимо к федеральным конституционным  законам, которые принимаются квалифицированным  большинством голосов в обеих  палатах Федерального Собрания. 1

В сфере исполнительной власти роль Президента определяется не только его активным влиянием на деятельность Правительства, поскольку Президенту принадлежит право определять основные направления внутренней и внешней  политики государства, но и тем, что  он с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства, а по предложению последнего - и персональный состав Правительства. Кроме того, Президент имеет возможность ограждать Правительство от необоснованного, по его мнению, вмешательства в полномочия Правительства законодательной власти. Президент имеет право не согласиться с выражением Государственной Думой недоверия Правительству, а если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Концепция президентской  власти, принятая действующей Конституцией, существенно отличается от проводившейся  в прежней Конституции.

Суть изменений состоит  прежде всего в том, что Президент  перестает быть главой исполнительной власти. Согласно ст. 110 Конституции  исполнительная власть осуществляется теперь Правительством. Заметим, что  Председатель Правительства, а не Президент  определяет основные направления деятельности Правительства и организует его  работу (ст. 113).

Таким образом, положения  Конституции позволяют утверждать, что Президент занимает самостоятельное  и главенствующее место в системе  органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть (согласно ч. 1 ст. 11 это Президент, Федеральное  Собрание, Правительство). 2Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, соблюдение Конституции, защиту прав и свобод человека, охрану государственного суверенитета.

1.2 Роль и место  Президента Кыргызской Республики в системе разделения властей

Новая Конституция Кыргызской Республики, принятая референдумом (всенародным  голосованием) 27 июня 2010 г., значительно  изменила правовой статус, функции  и полномочия Президента по сравнению  с редакцией Конституции от 21 октября 2007 г. Так, у Президента исключены такие основные функции, как:

1. Высшее должностное лицо Кыргызской Республики (пункт 1 статьи 42 Конституции от 21 октября 2007 г.)

2. Гарант Конституции, свобод и прав человека и гражданина (пункт 2 статьи 42);

3. Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства;

4. Принятие мер по охране суверенитета и территориальной целостности Кыргызской Республики (пункт 3 статьи 42);

5. Обеспечение единства и преемственности государственной власти, согласованного функционирования и взаимодействия государственных органов, их ответственность перед народом (пункт 3 статьи 42).

6. Право законодательной инициативы (статья 64).

Конституция 2010 г. строго ограничивает рамки полномочий Президента во избежание  практики расширения их путем принятия законов и подзаконных нормативных  правовых актов, которое широко использовалось прежней властью: в Конституции  в редакции от 21 октября 2007 г. содержалась  «сказочная» норма о том, что  «Президент осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией и законами». В действующей Конституции  указанная норма была заменена на новый принцип: теперь Президент  осуществляет полномочия предусмотренные  Конституцией.

Вместе с тем, функции, полномочия и роль Президента при  новой Конституции не следует  недооценивать. По своему конституционному статусу Президент Кыргызстана на самом деле не является «английской королевой», как это принято в государствах с классической системой парламентского правления.

У Президента Кыргызстана  имеются достаточные полномочия и инструменты влияния на выработку  и проведение внутренней и внешней  политики государства, которые заложены напрямую в нормах Конституции либо проистекают из «буквы и духа»  конституционных функций и полномочий главы государства.

Во-первых, Президент избирается гражданами путем всенародного голосования, что предполагает наличие у главы государства достаточно широкого круга полномочий, в отличие от главы государства, избираемого парламентом.

Во-вторых, согласно Конституции у Президента в качестве главы государства имеются собственные функции, присущие только этой должности. Эти функции никому не подконтрольны и не подотчетны. Каждой из функций присущи определенные полномочия, которые, как правило, реализуются Президентом самостоятельно и независимо от других органов государственной власти.3

Например, представительская  функция Президента влечет за собой  определенные властные полномочия - например, участвовать в переговорах, подписывать  международные договоры, назначать  своих полномочных представителей в органах государственной власти, в регионах страны и т.д.

При определении места  государственных органов, в том  числе института Президента, учитывается  функциональное назначение каждой ветви  власти.

Новая Конституция определила Президенту следующие основные функции:  

1. Является главой государства (часть 1 статьи 60);

2.  Представляет и обеспечивает верховенство власти народа (пункт 1 ст 3),

3.   Олицетворяет единство народа и государственной власти (часть 2 ст 60)

4 Является Главнокомандующим Вооруженными Силами Кыргызской Республики (часть 8 статьи 64);

5.  Представляет Кыргызскую Республику внутри страны и за ее пределами (пункт 1 части 6 статьи 64).4

Что означают эти конституционные  нормы?

Правовое положение Президента характеризуется, прежде всего, тем, что  он является главой государства, из чего следует, что он – первый среди  государственных должностных лиц, причем единственный, победивший на всенародных  выборах. Как правило, главой государства  называют должностное лицо, персонифицирующее  представление о данном государстве  в отношениях как внутри него, так  и с другими государствами.

Каждый из органов государственной  власти (Жогорку Кенеш, Правительство, суды, правоохранительные органы) в  рамках своей компетенции обязан выполнять функции, которые направлены на реализацию Конституции, на защиту прав и свобод граждан. Однако каждый из них лишь частично обеспечивает действие тех или иных норм Конституции. Только перед Президентом Конституцией ставится задача охранять устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность.

В соответствии с Конституцией деятельность Президента Кыргызской Республики должна быть направлена на создание необходимых  условий для упрочения конституционного строя, принятию всех необходимых мер  по обеспечению защиты конституционных  прав граждан, незамедлительного устранения нарушений Конституции.

Следовательно, Президент не может оставаться безучастным, если хоть один государственный орган нарушает или не соблюдает Конституцию, а тем более, когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп общества, граждан. В этом случае Президент не только вправе, но и просто обязан принимать меры вплоть до самого широкого принуждения на законной основе.

Закрепленные в Конституции  функции главы государства требуют  от Президента осуществления мер  для обеспечения выполнения Конституции, прямо не сформулированных в его  полномочиях, - естественно, не вторгаясь  при этом в прерогативы Жогорку  Кенеша или Правительства.

Информация о работе Президент Кыргызской Республики: понятие, статус, роль