Общий аналаз статуса и полномочий президента

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 08:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть, что из себя представляют конституционный статус и полномочия президента РФ. Задачи - рассмотреть, что такое институт президентства в целом, полномочия президента, его конституционный статус. Формирование правового государства предполагает соблюдения различных норм права, но что бы этого достичь необходимо, понимать, что власть не должна сосредотачиваться в руках одного человека, должен быть баланс. Очевидна теоретическая значимость данного вопроса и, наконец, неоднозначность подходов к рассматриваемой проблематике в специальной литературе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….…………….. 3
ОБЩИЙ АНАЛАЗ СТАТУСА И ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА
Президент РФ по Конституции 1993 года: общие подходы... 7
Президент - как глава государства…………………………… 11
Компетенция Президента РФ………………………………… 13
СПЕЦИФИКА ИЗБРАНИЯ И ОТРЕШЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ
2.1. Выборы Президента Российской Федерации………………... 22
2.2. Процедура отрешения Президента от власти………………... 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………. .. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………. 28

Файлы: 1 файл

Президент РФ.docx

— 58.35 Кб (Скачать)

Президент Российской Федерации  вступает в должность с момента принесения торжественной присяги и, как правило, прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который был избран. Конституцией предусмотрена возможность досрочного прекращения исполнения полномочий Президента в случаях:

  1. отставки (по инициативе самого Президента);

 

  1. стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия (по причине не зависящей ни от какой воли);

 

 

3) отрешения от должности  (по инициативе Федерального Собрания). При отставке Президента Российской  Федерации или досрочном прекращении  его полномочий выборы нового  Президента России должны состояться  не позднее трех месяцев с  момента досрочного прекращения  полномочий. Досрочные выборы Президента  должны проводиться на основе  федерального закона о выборах Президента. В тех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Сюда можно отнести длительную болезнь Президента (которая признана достаточным основанием для досрочного прекращения им своих полномочий), смерть Президента. Исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства ограничена сроком на три месяца – до избрания нового Президента. Объем прав и обязанностей Председателя Правительства меньше, чем у законно избранного Президента. Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции. Действующая Конституция Российской Федерации предусматривает возможность отрешения Президента от должности на основании выдвинутого в отношении его обвинения в государственной измене или совершении тяжкого преступления, составы этих преступлений определяются в Уголовном кодексе. Конституция установила четкую процедуру рассмотрения вопроса об отрешении Президента. В этой процедуре участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд, Конституционный Суд Российской Федерации.

 

Процедура отрешения Президента от должности проходит следующие  этапы:

 

1) Государственная Дума, числом голосов не менее чем  одной трети депутатов, выдвигает  обвинение против Президента, которое  может служить основанием для  отрешения его от должности.  Постановление Государственной  Думы о выдвижении обвинения  против Президента должно приниматься  двумя третями голосов от общего  числа депутатов палата (т.е. квалифицированным  большинством голосов);

2) Верховный Суд и Конституционный  Суд России дают заключение  по решению Государственной Думы. Верховный Суд дает заключение  о наличии в действиях Президента  признаков преступления. Конституционный  Суд дает заключение о соблюдении  или несоблюдении порядка выдвижения  обвинения (в случае принятия  решения о несоблюдении порядка  – рассмотрение обвинения против  Президента прекращается);

3) принятие Советом Федерации  решения об отрешении Президента  от должности. Постановления об  отрешении Президента от должности  принимается Советом Федерации  тайным голосованием квалифицированным  большинством голосов (не менее  двух третей) на основании рассмотрения  всех материалов: решения Государственной  Думы, заключений Верховного Суда  и Конституционного Суда. Совет  Федерации вправе принять постановление  об отрешении Президента от  должности не позднее чем в  трехмесячный срок после выдвижения  Государственной Думой обвинения  против Президента. Если в этот  срок решение Совета Федерации  не будет принято, все обвинения  против Президента считаются  отклоненными. Отрешение Президента  от должности не состоится,  если до истечения трехмесячного  срока Совет Федерации отклоняет  обвинения против Президента. После  отрешения от должности (импичмента) Президент может нести ответственность, если он совершил преступление, по нормам уголовного законодательства как обычное лицо.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Россия, как государство  формировалась на протяжении столетий. История государственности России говорит о том, что роль главы  государства была всегда очень высокой. Именно от деятельности этого института  власти зависели все прогрессивные  преобразования в стране, и наоборот, когда по прямым распоряжениям правителей Россия втягивалась в смутные  времена, когда в стране царили хаос и беззаконие.

Безусловно, что полномочия Президента Российской Федерации сегодня  чрезвычайно высоки, его правовой статус как главы государства  наделяет его широкими полномочиями. Правовой статус Президента России основан  на учете мирового опыта организации  президентской власти.

Вместе с тем устройство президентской власти в России весьма специфично, отражает российские условия  политической жизни и не дает оснований  говорить о меланхолическом копировании  опыта какой-либо страны. Необходимо отметить, что сегодня России необходим  этот институт власти, поскольку на нынешнем этапе развития нашего государства  общество требует серьезных реформаторских преобразований во всех сферах деятельности. Учитывая то, что многие законы, срочно необходимые России сейчас блуждают в комитетах и комиссиях Парламента многие месяцы, а иные уже устаревают к моменту выхода, институт президентства  необходим. Пока в России не сформировались прочные устои разделения властей, пока каждая из ветвей власти не укрепится  профессионально, до тех пор нельзя –говорить о России как о полноценном  демократическом государстве. Вместе с тем следует отметить, что  деятельность Президента нуждается  в тщательном контроле со стороны  всех ветвей власти. К сожалению, прецеденты злоупотребления властными полномочиями в истории нашей страны не счесть. Это говорит о том, что персональная ответственность Президента весьма высока и должна жестко контролироваться. Я считаю, что наше государство  должно исторически прийти к тем  демократическим устоям, которые  провозгласила. Поскольку мировые  цивилизации вынашивали свою демократию веками и тысячелетиями, поэтому  нельзя сегодня говорить о том, что  мы пришли к законченному типу развития общественных отношений. Главное придерживаться того пути, который избрали.

 

Концепция президентской  власти, принятая в действующей Конституции  Российской Федерации, существенно  отличается от проводившейся в прежней  Конституции. Суть изменений состоит, прежде всего, в том, что Президент  перестал быть главой исполнительной власти. Согласно ст. 110 Конституции  РФ исполнительная власть осуществляется теперь Правительством Российской Федерации. Заметим, что именно Председатель Правительства, а не Президент определяет основные направления деятельности Правительства  и организует его работу. По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место  в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную  власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции являются Президент  Российской Федерации, Федеральное  Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены прежде всего на обеспечение  согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое  соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ  ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бельский К.С. «О функциях исполнительной власти». // Государство и право, 1997, № 3, с.15.

 

  1. Чиркин В.Е «Президентская власть» // Государство и право № 5, 1997.

 

  1. Конституция Российской Федерации: Энцикл. Словарь/ Авт. коллектив: В.А. Туманов, В.Е. Чиркин, Ю.А. Юдин и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.

 

  1. Закон «О выборах Президента Российской Федерации» "Собрание законодательства Российской Федерации", N 22, от 22.05.95 года, стр.3671- 3712

 

  1. Закон «О референдуме Российской Федерации» / Собрание законодательства Российской Федерации, N 42, 16.10.95 г. ст. 3921

 

  1. Закон «О чрезвычайном положении» от 17.05.91 N 1253- 1/ Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ N 22, С.863-871, 1991 год, Российская газета N 104, 21.05.91

 

  1. Закон «О гражданстве Российской Федерации» / "Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ", 6.02.92, N 6, ст.243

 

  1. Конституция Российской Федерации (с изменениями от 10 февраля 1996 года) / Российская газета N 197, 25.12.93, в редакции от 10.02.96

 

  1. Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы. – М.: Юрид. лит., 1994.

 

  1. Конституционное право. Учебник. Отв. ред. А.Е. Козлов – М.: Издательство БЕК, 1996.

 

  1. Мирошникова В.А. Конституция Российской Федерации. Комментарии. – М.:АКАЛИС, 1987.

 

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / Учебник для юридических факультетов вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, М, 1998.

 

  1. Баглай. М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. Издательство: НОРМА М. 1999г.

 

  1. Государство и право: журнал. Г.В. Дегтев, ст.: Некоторые теоретические закономерности становления института президентства на современном этапе.

 

  1. Конституция РФ: Научно-практический комментарий. Ростов н/Д: изд-во «МарТ» 2001.

 

  1. Хутинаев И.Д. Институт президентства и проблемы формы государства. М. 1994.

 

  1. Елисеев Б.П. Нормативно-методическое обеспечение деятельности государственного органа (На примере Администрации Президента РФ). М.,1997.

1 Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993г.

2 Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. - М.: Новый юрист. - 1998. - с.403-404.

3 Елисеев Б.П. Нормативно-методическое обеспечение деятельности государственного органа (На примере Администрации Президента РФ). М.,1997. С. 27

4 Конституция РФ: Научно-практический комментарий. Ростов н/Д: изд-во «МарТ» 2001.

5 Государство и право: журнал. Г.В. Дегтев, ст.: Некоторые теоретические закономерности становления института президентства на современном этапе.

6 Федеральный Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». № 62-ФЗ. 31 мая 2002г.

7 Федеральный Конституционный Закон «О Правительстве Российской Федерации». № 2-ФКЗ. 17 декабря 1997г.

8 Общая  теория  права  и  гос-ва: Учебник/ Под  ред.  В.В.Лазарева.—2-е изд.,перераб.  и доп.—М.: Юристъ, 1996.—с.145.

9 Баглай. М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. Издательство: НОРМА М. 1999г.

10 Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.

11 Закон «О выборах Президента Российской Федерации» "Собрание законодательства Российской Федерации", N 22, от 22.05.95 года, стр.3671- 3712

12 Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994. С.43


Информация о работе Общий аналаз статуса и полномочий президента