Общий аналаз статуса и полномочий президента

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 08:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть, что из себя представляют конституционный статус и полномочия президента РФ. Задачи - рассмотреть, что такое институт президентства в целом, полномочия президента, его конституционный статус. Формирование правового государства предполагает соблюдения различных норм права, но что бы этого достичь необходимо, понимать, что власть не должна сосредотачиваться в руках одного человека, должен быть баланс. Очевидна теоретическая значимость данного вопроса и, наконец, неоднозначность подходов к рассматриваемой проблематике в специальной литературе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….…………….. 3
ОБЩИЙ АНАЛАЗ СТАТУСА И ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА
Президент РФ по Конституции 1993 года: общие подходы... 7
Президент - как глава государства…………………………… 11
Компетенция Президента РФ………………………………… 13
СПЕЦИФИКА ИЗБРАНИЯ И ОТРЕШЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ
2.1. Выборы Президента Российской Федерации………………... 22
2.2. Процедура отрешения Президента от власти………………... 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………. .. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………. 28

Файлы: 1 файл

Президент РФ.docx

— 58.35 Кб (Скачать)

В свою очередь возможности  самого Президента, особенно по отношению  к парламенту, весьма внушительны: начиная  от посланий Федеральному Собранию, внесения проектов законов, которые могут  быть определены Президентом как  первоочередные, права вето, предложения  кандидатур должностных лиц, назначаемых  палатами, и кончая правом роспуска нижней палаты – Государственной  Думы и назначения внеочередных парламентских  выборов (ст. ст. 84, 111, 117). Не стоит забывать и о том, что в верхней палате – Совете Федераций – Президент  имеет сильное «лобби» в виде половины членов ее состава. Это руководители органов исполнительной власти субъектов  РФ, которые ранее в своем большинстве  назначались Президентом РФ, теперь избираются населением, но все-таки как  бы связаны с Правительством РФ и  Президентом РФ, образно говоря, «корпоративной солидарностью».

По существующей конструкции  у Президента есть право на свое законотворчество, то есть на принятие актов (прежде всего указов), которые  в отсутствие законов на равных с  ними регулируют общественные отношения  и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие законы; по ряду вопросов законы вообще не принимаются, и регулирование осуществляется либо самостоятельно Президентом, либо по его поручению. Правительством РФ. Согласно ст. 90 Конституции Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России. Ни Совет Федераций, ни Государственная Дума не вправе их отменить. Но эти указы и распоряжения не могут противоречить Конституции и федеральным законам. При обнаружении такого противоречия Конституционный Суд полномочен аннулировать нормативные указы Президента, если сочтет, что они не соответствуют Конституции Российской Федерации.

Президент держит в руках  все нити внутренней и внешней  политики государства. Согласно ст. 86 Конституции  он осуществляет руководство внешней  политикой, ведет переговоры и подписывает  международные договоры, ратификационные  грамоты. Однако эти договоры не вступают в силу без их ратификации парламентом  путем принятия законов обеими палатами (ст. 106 Конституции РФ).

Правительство РФ вполне можно  назвать Правительством Президента РФ, поскольку Президент его полностью  формирует, направляет его деятельность и в любой момент вправе отправить в отставку (ст. ст. 83, 111), хотя для назначения Председателя Правительства Президенту необходимо согласие Государственной Думы (ст. ст. 103, 111). Согласно ст. 117 Дума может также выразить недоверие Правительству, в связи с чем Президент ставится перед дилеммой – объявить об отставке Правительства или не согласиться с решением Государственной Думы. Если же палата в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент обязан либо отставить Правительство, либо распустить Государственную Думу (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ). При этом нельзя не отметить, что ряд членов Правительства, занимающих ключевые посты, работает под непосредственным руководством Президента (министры иностранных дел, обороны, внутренних дел и др.), Президент устанавливает также всю систему федеральных органов исполнительной власти.

В стране существует вертикаль  исполнительной власти, включающая сверху вниз (или наоборот) все структуры, вплоть до главы сельского муниципального образования (несмотря на провозглашенное  Конституцией РФ отделение органов  местного самоуправления от органов  государственной власти). Вершиной этой пирамиды можно считать Президента РФ. В субъектах РФ он имеет своих  полномочных представителей.

В соответствии со ст. 87 Конституции  Президент является Верховным Главнокомандующим  Вооруженными Силами. Исключительно  Президенту принадлежит право утверждать военную доктрину Российской Федерации, назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 83). Однако он обязан (ч. 2 ст. 87) при единоличном введении военного положения незамедлительно сообщить об этом Совету Федераций и Государственной  Думе. Ему не принадлежит право  объявления войны и заключения мира. Это исключительная компетенция  Совета Федераций (ст. 106). К тому же парламент  наделен правом утверждать федеральный  бюджет, с помощью которого законодательная  власть может влиять на вопросы субсидирования армии и флота. Именно в ведении  Совета Федераций находится решение  вопроса о возможности использования  Вооруженных Сил России за ее пределами (п. «г» ст. 102).

Конституция предоставила Президенту право вводить на территории России и в отдельных ее местностях чрезвычайное положение. Однако та же статья обязывает  Президента незамедлительно сообщить об этом Совету Федераций и Государственной  Думе. Именно законодательной власти принадлежит право санкционировать  или отменить это решение Президента.

 

1.2 Президент - как глава государства

Президент – как глава  государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных  отношениях, определяет основные направления  внутренней и внешней политики, выступает  в качестве представителя государственной  власти, высшего должностного лица государства. Действующая Конституция  России ставит институт президентства  на первое место среди федеральных  государственных органов. Президент  Российской Федерации наделен большими реальными полномочиями, которые  он применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных  органов, но в тесном взаимодействии с ними. Президент Российской Федерации  в соответствии со ст. 80 обеспечивает согласованное функционирование и  взаимодействие органов государственной  власти. В Российской Федерации координационные  функции возлагаются на Президента как главу государства. Для этого  он наделен полномочиями (ст. 83,84 Конституции), дающими ему возможность оказывать  влияние на все ветви власти. Такая  координация хорошо видна, например, при решении важнейших для  страны кадровых вопросов, назначение на высшие должности в государстве. 3

Президент взаимодействует  с Государственной Думой и  Советом Федерации и с Председателем  Правительства. Безусловно соответствующие  полномочия Президента – это и  его обязанности, их исполнение является средством осуществления конституционных  прав Государственной Думы и Совета Федерации, закрепленных в ст. 102 и 103 Конституции. Необходимость подобной же координации возникает и применительно к такому важному вопросу, как законодательная деятельность. В этом вопросе крайне важно использовать потенциал всех властей, соединить наработки и профессионализм исполнительной власти с возможностями депутатов высказывать решающее слово о судьбе законопроектов. Кроме того, через право вернуть Государственной Думе законопроект со своими замечаниями (право отлагательного вето) он имеет возможность известным образом отстаивать свою точку зрения по поводу содержания того или иного законопроекта. Президент не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, его полномочия основаны на Конституции. Он представляет собой единство государства и государственной власти в целом, а не какой либо отдельно.

Президент является гарантом Конституции. Это очень важная президентская  функция, она состоит в том, что  основные направления внутренней и  внешней политики нашего государства  должны соответствовать Конституции  и федеральным законам. Президент  обеспечивает должное исполнение конституционных  законов всеми органами государства. Достигает этого Президент путем  обращения к органам и лицам, нарушающим требования Конституции, так  и через уполномоченные органы, например суды. Конституция отводит Президенту особую роль в деле защиты прав и  свобод человека и гражданина, он выступает  гарантом прав и свобод, издавая  указы, направленные на защиту правового  положения личности в нашей стране. В сфере охраны суверенитета Президент  наделен особыми полномочиями, например, он единолично принимает решения  по введению военного или чрезвычайного  положения на территории Российской Федерации. На Президента возложена  очень важная функция в системе  органов государственной власти. Он обеспечивает согласованную работу и взаимодействие органов государственной  власти. При выполнении данной функции Президент выступает своего рода «арбитром», помогая разрешить противоречия между государственными органами. Это, прежде всего относится к взаимоотношениям законодательной и исполнительной властей, а также федеральных органов государственной власти субъектов Федерации. Для разрешения разногласий Президент может использовать согласительные процедуры.

Конституция наделила Президента Российской Федерации правом определения  внутренней и внешней политики государства. Эти правомочия Президент реализует  различными путями, так ему разрешено  обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении  в стране, об основных направлениях внешней политики. Характеризуя конституционный  статус Президента, необходимо помнить важную особенность его положения как главы федеративного государства. Он выполняет функцию «Президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе. Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих избирателей, т.е. население избирательных округов и регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами парламента интересов. Но Президент Российской Федерации, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т.е. общие, интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие либо его действия в интересах одних регионов при безразличии к другим.

Президент Российской Федерации  как глава федеративного государства  вправе контролировать президентов  республик, входящих в Российскую Федерацию. Он также вне интересов отдельных  политических партий или каких-либо общественных объединений, это своеобразный правозащитник и «лобби» всего  народа.

Взаимодействие Президента и Парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.

 

1.3. Компетенция Президента РФ

В статьях 83 и 84 Конституции  изложена часть полномочий Президента. Российской Федерации, ряд других его прав и обязанностей указаны в ст. 85-90 настоящей главы. В статье 83 определены полномочия Президента по отношению к Правительству: 4

1. Президент в соответствии с Конституцией назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Представление Президента по данному вопросу вносится в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства либо в течении недели со дня отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства Государственной Думой;

2. Президент имеет право председательствовать на заседания Правительства, т.е. вести заседания Правительства, высказываться на них, он также определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в данном случае Президент выступает как глава исполнительной власти;

3. Президенту принадлежит право принятия решения об отставке Правительства в случаях: подачи Правительством заявления об отставке, выражения недоверия Правительству Государственной Думой, отказа Государственной Думы в доверии Правительству. Президент имеет право по собственной инициативу принять решение об отставке Правительства, в таком случае не требуется согласия Государственной Думы на освобождение Председателя Правительства. При подаче Правительством заявления об отставке Президент может не согласиться с этим заявлением и поручить ему продолжить выполнение обязанностей. Президенту дано право не согласиться с решением Государственной Думы о выражении недоверия Правительству или об отказе в доверии, но при повторном недоверии Государственной Думы Правительству Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу;

4. В особую группу можно выделить полномочия Президента, закрепленные в этой статье, назначать и освобождать должностных лиц Российской Федерации, занимающих ключевые посты на федеральном уровне:

 

а) назначение на должность  и освобождение от должности заместителей Председателя Центрального банка Российской Федерации, членов Совета директоров Центробанка  производится Государственной Думой, при этом Председатель Центрального банка назначается и освобождается  по представлению Президента. При  отклонении кандидатуры, предложенной на должность Председателя Центрального банка, Президент в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься  более двух раз;

 

б) назначение на должность  и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных  министров, хотя эти лица и назначаются  по предложению Председателя Правительства, но Президент оставил за собой  все права персонального назначения лиц, входящих в состав Правительства.

 

в) Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации. Назначение этих должностных  лиц осуществляет Совет Федерации. Он же по представлению Президента может освободить от должности Генерального прокурора. Президент России самостоятельно назначает судей других федеральных  судов;

 

г) Президент формирует  администрацию Президента, которая  представляет собой государственный  орган, создаваемый в целях обеспечения  деятельности Президента. В Администрацию  входят Руководитель Администрации, первые заместители, заместители Руководителя, помощники Президента, главные управления, полномочные представители Президента, аппараты Совета Безопасности и Совета Обороны, иные подразделения. Администрация  Президента осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России;

 

д) в соответствии с Конституцией Президент назначает и освобождает  от должности полномочных представителей Президента, которые представляют интересы Президента в федеральных органах  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  федерации, органов местного самоуправления, а также в российских иностранных  и международных организациях;

 

е)Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (командующих родами войск, военных округов и др.), определяет основные направления военной политики государства, осуществляет руководство Вооруженными Силами России, другими воинскими формированиями и организациями. К полномочиям Президента относятся издание указов на военную службу, а также утверждение плана гражданской обороны Российской Федерации, им также утверждаются планы дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещение военных объектов. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности. Как Верховных Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями. Управление Вооруженными Силами России осуществляет Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил. Президент Российской Федерации вводит своим Указом военной положение на всей территории страны или в отдельных местностях и незамедлительно сообщает об этом обеим палатам Федерального Собрания. Указ Президента о введении военного положения подлежит утверждению Совета Федерации, который подтверждает юридическую силу Указа. Военное положение вводится Президентом в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии и представляет собой особый правовой режим жизнедеятельности государства. Во время военного положения органы государственной власти и местного самоуправления наделяются особыми полномочиями. Введение военного положения связано с определенными ограничениями прав граждан, государственная власть сосредотачивается в руках военных. В период действия на всей территории Российской Федерации военного положения Государственная Дума не подлежит роспуску.

Информация о работе Общий аналаз статуса и полномочий президента