Общий аналаз статуса и полномочий президента

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 08:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть, что из себя представляют конституционный статус и полномочия президента РФ. Задачи - рассмотреть, что такое институт президентства в целом, полномочия президента, его конституционный статус. Формирование правового государства предполагает соблюдения различных норм права, но что бы этого достичь необходимо, понимать, что власть не должна сосредотачиваться в руках одного человека, должен быть баланс. Очевидна теоретическая значимость данного вопроса и, наконец, неоднозначность подходов к рассматриваемой проблематике в специальной литературе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….…………….. 3
ОБЩИЙ АНАЛАЗ СТАТУСА И ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА
Президент РФ по Конституции 1993 года: общие подходы... 7
Президент - как глава государства…………………………… 11
Компетенция Президента РФ………………………………… 13
СПЕЦИФИКА ИЗБРАНИЯ И ОТРЕШЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ
2.1. Выборы Президента Российской Федерации………………... 22
2.2. Процедура отрешения Президента от власти………………... 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………. .. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………. 28

Файлы: 1 файл

Президент РФ.docx

— 58.35 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ………………………………………….……………..    3

    1. ОБЩИЙ АНАЛАЗ СТАТУСА И ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА
    1. Президент РФ по Конституции 1993 года: общие подходы...    7
    1. Президент - как глава государства……………………………   11
    2. Компетенция Президента РФ…………………………………   13
    1. СПЕЦИФИКА ИЗБРАНИЯ И ОТРЕШЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ

2.1. Выборы Президента Российской Федерации………………...   22

2.2. Процедура отрешения Президента от власти………………...   24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………. ..   27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ  ИСТОЧНИКОВ…………….   28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Цель данной курсовой работы - рассмотреть, что из себя представляют конституционный статус и полномочия президента РФ. Задачи - рассмотреть, что  такое институт президентства в целом, полномочия президента, его конституционный статус. Формирование правового государства предполагает соблюдения различных норм права, но что бы этого достичь необходимо, понимать, что власть не должна сосредотачиваться в руках одного человека, должен быть баланс. Очевидна теоретическая значимость данного вопроса и, наконец, неоднозначность подходов к рассматриваемой проблематике в специальной литературе.

Актуальность курсовой работы. Необходим анализ полномочий и статуса  президента в разных аспектах. Развитие теории государства и права в  нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных  категорий, выхода на новый уровень  исследований, призванный соединить  достижения правовой науки и смежных  отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится раздел о институте  президентства в нашей с вами стране. Ключевая роль конституционного статуса и полномочий президента, требует широкого комплексного подхода к исследованию, позволяющего раскрыть их правовую природу и содержание, а также системность и взаимообусловленность. Среди исследований, составляющих общетеоретическую базу изучения соционормативной сферы, следует выделить работы таких авторов, как С.С. Алексеева, Н.Г. Александрова, В.К. Байтина, Ж.Л. Бержеля, Н.В. Варламовой, А.Б. Венгерова,  Г. Дж. Бермана, Л.Н. Завадской, Д.А. Керимова, Е.А. Лукашевой, М.Н. Марченко, А.С. Пиголкин, И.С. Самощенко, Н.В. Сильченко, Мирошникова В.А, Б.П. Елисеева, И.Д Хутинаева, Ю.А. Тихомирова, В.А. Туманова, В.М. Сырых, Р.О. Халфиной, А.Ф. Черданцева, Ф.Н. Фаткуллина, Г.Ф. Шершеневича

Также крупными исследователями  данного вопроса являются: М.Н. Баринова, Р.З. Зумбулидзе, В.А. Канашевская, К.Г. Лачуева, С.В. Маркина, Ю.Д. Полатова, О.А. Чаусская, С.С Луцевич, А.С. Пиголкин, В.В.Попов, М.Н. Придворова.

Принятие Конституции  Российской Федерации 1993 года было призвано преодолеть полосу политического кризиса  и противостояния всех ветвей государственной  власти. Логика построения новой Конституции  РФ соответствует принципу разделения властей, принятому в странах  как с классической президентской, так и с парламентарной системой правления.

Согласно ст. 10 Конституции  государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию  усилий различных ветвей власти и  их взаимодействие в установленных  Конституцией РФ пределах и формах. Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти.1

При этом конституционная  модель президентской республики в  Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким  образом, что путем « сдержек  » и « противовесов » обеспечивается воспрепятствование превращению института  Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной  игнорировать иные ветви государственной  власти России. Проблема заключается  в том, чтобы наполнить эту  модель реальным социальным содержанием  и юридически и фактически гарантировать  общество от авторитаризма. Необходимые  для этого правовые условия в  действующей Конституции имеются. Как бы ни были широки полномочия Президента, они небеспредельны. Эти полномочия сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной  власти, а отношения Президента и  органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов  государственной власти субъектов  РФ характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.

Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. Появилось немало посвященных ему  исследований. Скорее всего данная тема претендует на то, чтобы стать в России одной из «вечных». Однако от этого она не превратилась в предельно раскрытую. Проблем достаточно, и они требуют дальнейших аналитических разработок.

В России институт президентства  был введен 24 апреля 1991года законом  «О Президенте РСФСР». В июне 1991 года состоялись прямые президентские выборы. Первым Президентом России сроком на пять лет избран Б.Н. Ельцин. Официальная резиденция Президента Российской Федерации – Кремль, Москва. Символом президентской власти служит штандарт (флаг), представляющий собой квадратное полотнище цветов государственного флага Российской Федерации с золотым изображением государственного герба в центре. На древке флага крепится серебряная скоба с выгравированной фамилией, именем и отчеством Президента и датами его пребывания на этом посту. Понимание статуса Президента Российской Федерации, его роли как главы государства достижимо лишь при уяснении и использовании совместно главы 4 «Президент Российской Федерации» и других структурных подразделений Конституции, прежде всего глав о «Федеральном Собрании – парламенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации» Часть I ст.80 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Президент Российской Федерации является главой государства России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. В соответствии со своим положением Президент Российской Федерации олицетворяет единство многонационального народа Российской Федерации, суверенную государственность России и незыблемость ее демократической основы . Согласно Конституции Президент Российской Федерации выступает как гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент – совершенно новый для России государственный институт, введение которого внесло существенные изменения в прежнюю организацию государственной власти в нашей стране. В 1990-1991 гг. был закреплен пост Президента еще существующего тогда Союза СССР, появились президенты в республиках бывшего Союза. В Российской Федерации пост президента введен во исполнение решения народа, принятого на референдуме России 17 марта 1991г.

В соответствии с прежней  Конституцией Президент РСФСР провозглашался высшим должностным лицом РСФСР  и главой исполнительной власти. Закрепление  этого нового положения было вызвано  необходимостью укрепления исполнительной дисциплины в период углубления политического  и экономического кризиса, обострение межнациональных отношений. Президентская власть была призвана наладить государственное управление, исполнение законов. Ее самостоятельность по отношению к представительным органам, укрепление с помощью Президента исполнительной власти должны были обеспечить устойчивость и создать предпосылки стабилизации обстановки в стране. Важно отметить следующее, что, направляя и обеспечивая деятельность всех государственных органов, Президент действует в рамках, установленных Конституцией Российской Федерации. Правовое положение Президента охватывает несколько сфер:

 

  1. Президент выступает как глава государства;

 

  1. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;

 

  1. Президент обладает законодательными полномочиями;

 

4. В сфере исполнительной  власти Президенту также даны  широкие полномочия. Изучая главу  4 настоящей Конституции можно  сделать вывод, что Президент  занимает самостоятельное главенствующее  место в системе органов Российской  Федерации, осуществляющих государственную  власть, (а это Президент, Федеральное  Собрание, Правительство) и его  полномочия направлены на обеспечение  согласованного взаимодействия  всех ветвей власти, соблюдение  Конституции, защиту прав и  свобод человека, охрану государственного  суверенитета.

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩИЙ АНАЛАЗ СТАТУСА И ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА

1.1. Президент РФ по Конституции 1993 года: общие подходы

Прежняя Конституция отдавала определенные приоритеты высшему представительному  органу государственной власти –  Съезду народных депутатов, в том  числе и по отношению к Президенту. Съезд был вправе рассмотреть любой вопрос, отнесенный к ведению РФ, заслушивал ежегодные доклады Президента, а если считал необходимым, то мог потребовать от Президента внеочередного доклада и в любое время отменить его акты. 2

Действующая Конституция  не только не дает таких приоритетов  парламенту РФ – Федеральному Собранию, но и исходит из ведущего положения  Президента в системе государственных  органов страны. Это отразилось даже на очередности глав Конституции: гл. 4 «Президент Российской Федерации» предшествует гл. 5 «Федеральное Собрание».

Ранее Президент определялся  как глава исполнительной власти и высшее должностное лицо в стране. Теперь, согласно ст. 80 Конституции, он «является главой государства». Называясь  главой государства, Президент может  быть номинальной фигурой, а ведущая  роль в управлении государством принадлежит  правительству. Однако в России избрана  другая модель, согласно которой у  нас не просто сильный, а «суперсильный» Президент.

В соответствии с Конституцией (ст. 80) Президент является гарантом.

Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном  Конституцией порядке он принимает  меры по охране суверенитета РФ, ее независимости  и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти.

Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления  внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных  отношениях.

В чем наиболее ярко отражается модель сильного российского Президента? Можно выделить следующие факторы.

Президент избирается народом, следовательно, его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции. Так, согласно ст. 81 Конституции РФ, Президент  избирается всеми гражданами России, обладающими активным избирательным  правом, на всеобщих выборах. В силу этого он получает мандат доверия  не от парламента, как например, в  ФРГ или Италии, а от всего населения  России.

Президент в России по конституционной  модели не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми  ветвями власти. Это хорошо видно  из сопоставления ряда норм. Согласно ст. 10 Конституции, государственная  власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в РФ осуществляют.

Президент РФ, Федеральное  Собрание, Правительство РФ, суды РФ (ст. 11). Таким образом, Президент  тоже осуществляет государственную  власть. Но какую из трех? Законодательную  осуществляет парламент (ст. 94 Конституции), исполнительную власть РФ – Правительство  РФ (ст. 110), судебная власть, естественно, принадлежит судам (гл. 7 Конституции).

Остается сделать вывод  о том, что у Президента своя самостоятельная  форма власти, которую некоторые  исследователи окрестили президентской  властью.

Исходя из сказанного, следует  отметить, что только Президент наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной  власти – и федеральных, и субъектов  РФ (ст. ст. 80, 85 Конституции). Никакие  другие органы подобными возможностями  по отношению к Президенту не располагают.

Президент в целом независим  от других органов государственной  власти. Парламентские и судебные сдержки и противовесы в отношении  президентской власти, а тем более  контроль существуют в самых минимальных  размерах. В сущности можно говорить об отсутствии конституционной ответственности  Президента. Даже если представить, что  Президент РФ совершит государственную  измену или иное тяжкое преступление, служащее основанием для его отрешения  от должности (ст. 93 Конституции), подобное отрешение будет весьма проблематичным, поскольку в Конституции не предусмотрена  ответственность Президента за грубое нарушение не только самой Конституции, но и законов, и президентской  присяги. Хотя формально парламент  России в лице своих палат на основании ст. ст. 93, 102 Конституции может отрешить Президента от должности.

Информация о работе Общий аналаз статуса и полномочий президента