Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 22:23, контрольная работа
Контрольная работа по курсу «Конституционное право»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Уральский государственный экономический университет
Контрольная работа
по курсу «Конституционное право»
Вариант № 8
Исполнитель: студент(ка)
Руководитель: ____________________
(ФИО должность)
Екатеринбург 2011.
1.Место Президента Рф
в системе органов
Институт Президента в России был введен в 1991 году. Ещё до распада СССР, Президент России действовал параллельно с Президентом СССР. В системе органов государственной власти России институт Президента РФ занимает ведущее место.
В некоторых ведущих зарубежных странах с президентской формой правления роль президента носит формальный характер и не обладает существенными полномочиями. Место президента в системе разделения властей в зарубежных странах также оценивается по-разному. В США, как и в других президентских республиках, президент является главой исполнительной власти, в парламентарных республиках президент характеризуется как глава государства, а исполнительная власть принадлежит правительству страны. В России была выбрана прямо противоположная модель, согласно которой у нас сильная президентская власть. Вместе с тем, в нашей стране существуют различные взгляды о месте президента в системе государственной власти. В одном случае, утверждается только, что он не входит ни в какую ветвь власти, не определяя его место. Другое мнение выражается в отнесении его к исполнительной власти, а третьи характеризуют президента только как главу государства, опираясь на положения ч.1 ст.80 Конституции РФ. Существует тенденция в научных кругах, в соответствии с которой предлагается выделить институт Президента в особую ветвь государственной власти и рассматривать ее координационно-арбитражной по своему характеру.
В предыдущей Конституции РФ Президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в государстве. В связи с изменениями обстановки на мировой арене, и политическими изменениями внутри России, вызванными в первую очередь распадом СССР, требовалось повышение персонифицированного представительства государства. Конституционное определение Президента как главы государства соответствует более высокому статусу государства во взаимоотношениях с другими странами. Кроме того, статус главы государства напрямую связан с основами жизнедеятельности государства и общества.
В Конституции РФ 1993 года главам, посвященным трем ветвям власти предшествует глава 4 относящаяся к институту Президента России, тем самым подчеркивается особое место института Президента в осуществлении государственной власти. По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов государственной власти.
К функциям Президента как главы государства относятся:
1.представление государства
внутри и вне страны –
2.является гарантом
3. определяет основные
направления внешней и
4. является гарантом прав
и свобод человека и
5. обеспечивает согласованное
функционирование и
6.принимает меры по
охране суверенитета
Из анализа конституционных положений следует, что институт Президента занимает обособленное положение и не относится ни к одной из трех ветвей власти. Можно сказать, что он стоит выше их, осуществляет не только координацию их деятельности, но и контролирует. Не смотря на сильную президентскую власть, Россию относят не к президентским, а полупрезидентским республикам. При этом конституционная модель президентской республики в России и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем сдержек и противовесов предотвращается превращение института Президента в режим личной власти, неподконтрольный народу или способный игнорировать иные ветви власти в государстве.
Одним из решающих факторов,
определяющих особый правовой статус
Президента, является его избрание
непосредственно народом путем
тайных прямых выборов, что дает основание
говорить о нем как о непосредственном
представителе всего народа России.
Если депутаты избираются от отдельных
групп населения (по округам), Правительство
и судьи назначаются, то Президент
получает свою власть непосредственно
«из рук» всего многонационального
населения страны. Власть Президента
носит непосредственный характер, а
не производный как у других органов
и должностных лиц
При рассмотрении правового положения Президента надо учитывать, что его полномочия изложены не только в 4 главе, но и в других статьях Конституции РФ.
Правовой статус Президента России имеет некоторые особенности:
1)не является главой
исполнительной власти (как в
США), выступая скорее гарантом
разделения властей и
2) имеет большое влияние
на назначение премьер-
3) не связан обязательствами
ни с одной из партий и
опирается на собственный
Не являясь главой какой-либо
ветви власти, Президент, тем не менее,
благодаря своим исключительным
полномочиям и характеру
В силу своего особого положения и характера функций, Президент сочетает отдельные черты всех трех ветвей власти:
- издает указы, которые
могут быть направлены как
на восполнение пробелов в
законодательстве, так и для выполнения
им конституционных задач,
-имеет полномочия
- решает вопросы помилования
в последней инстанции и тем
самым может изменить приговор
суда, что является только
Исходя из особенной деятельности Президента, можно выделить две стороны его статуса: как руководящий орган государства (подписывает законы, издает указы, назначает судей и др.) и как высшее должностное лицо (председательствует на заседаниях Правительства, Совета Безопасности, является Верховным главнокомандующим и др.).
Вместе с этим Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти не только различных ветвей, но и разных уровней. Как глава государства, не принадлежащий ни к одной из ветви власти, Президент выступает арбитром при разрешении конфликтов и разногласий между ветвями власти, между органами государственной власти федерального уровня и субъектов Федерации, между органами власти разных субъектов Федерации (ст.85 К.).
Полномочия Президента, изложенные в Конституции РФ условно можно объединить в отдельные группы:
- В сфере правового статуса личности;
- Связанные с федеративным устройством;
- В отношениях с
- В отношениях с органами исполнительной власти;
- Связанные с отношениями с судебной властью;
- Полномочия в военной сфере;
- По урегулированию
- Полномочия в области внешней политики.
Таким образом, по конституционным параметрам в России существует смешанная форма государственного правления, сочетающая элементы президентской и парламентской республики. При этом особенностью является стремление поставить Президента над всеми ветвями власти не в качестве лица, сосредотачивающего в своих руках всю полноту власти, а в роли координатора и арбитра отношений между законодательной, исполнительной и судебной властью.
Несмотря на особое положение Президента в системе государственной власти и исключительный характер его полномочий, его власть имеет пределы благодаря принципу сдержек и противовесов. Так, например, его исключительное право на введение военного или чрезвычайного положения: указ Президента об их введении незамедлительно должен передаваться на утверждение Совету Федерации.
Согласно Конституции РФ кандидатом на пост Президента может быть гражданин РФ, достигший 35 лет и проживающий непрерывно на территории России не менее 10 лет, имеющий высшее образование. При этом существуют некоторые особые ограничения. Не может быть кандидатом лицо, прекратившее ранее исполнение обязанностей Президента в результате:
= отставки,
= стойкой неспособности
по состоянию здоровья
= отрешения от должности.
В России на выборах Президента РФ баллотировалось от 6 до 11 кандидатов. После принятия ФЗ о политических партиях правом выдвижения кандидата на этот пост обладают политические партии или инициативные группы избирателей (не менее 500 чел.), которые должны собрать 2 млн. подписей избирателей в поддержку кандидата. Не обязателен сбор подписей для партий, имеющих фракции в Государственной думе.
В соответствии с действующим
законодательством выборы Президента
проходят по мажоритарной (фр. Majoritee - большинство)
системе абсолютного
На выборах Президента России 14 марта 2004 г. в первом туре из 6 кандидатов действующий Президент РФ Путин В.В. (самовыдвижение) получил абсолютное большинство голосов – 73,28 % при явке избирателей в 62,28 % всего населения Дмитровского района). Другие кандидаты набрали меньшее количество голосов: Харитонов Н.М. (от КПРФ) - 10,9 %, Глазъев С.Ю. – 4,6 %, Хакамада И.М. – 3,2 %, Малышкин О.А. (ЛДПР) – 1,6 %, Миронов С.М. (независимый) – 0,6 %.
Согласно ст.82 Конституции
РФ, избранный Президент вступает
в должность с момента
Срок полномочий вновь избранного Президента ограничен Конституцией и составляет 4 года. Пост Президента не может заниматься одним лицом более двух сроков подряд.
Прекращение полномочий Президента возможно в случае:
по истечении установленного Конституцией срока;
в случае его отставки – добровольный уход с поста подписанием письменного заявления (31.12 1999 г. – Ельцин Б.Н.);
в связи со стойкой неспособностью по состоянию здоровья выполнять эти обязанности;
в результате отрешения от
должности (в связи с совершением
тяжкого преступления), который предусматривает
особый порядок и процедуру
Согласно Конституции РФ Президенту предоставляются определенные льготы и гарантии. Он обладает неприкосновенностью (ст.91): никто не может применять в отношении Президента физического или психического насилия, он не может задерживаться, обыскиваться, арестовываться.
Президент не может быть привлечен к любому виду правовой ответственности пока он состоит в должности, да и после это проблематично в силу ФЗ. Президент, как высшее должностное лицо государства, в принципе ни перед кем не несет ответственности, над ним нет никого кроме народа его избравшего.
Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву"