Контрольная работа по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:40, контрольная работа

Краткое описание

Покажите административно-территориальное деление Японии и США
Дайте характеристику различных видов источников конституционного права
Приведите примеры статей Конституций зарубежных стран, закрепляющих обязанности граждан

Файлы: 1 файл

Контрольная_1.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

1. Покажите административно-территориальное  деление Японии и США. Дайте  характеристику местных органов  этих государств, сделав акцент  на формах контроля за их  деятельностью со стороны центральных  органов власти.

Япония официально делится на 47 административных единиц высшего уровня – префектуры. Они объединены в систему тодофукэн. По этой системе страна состоит из столичной префектуры то – Токио, губернаторства до – Хоккайдо, двух городов фу, имеющих статус префектур, – Киото и Осака – и сорока трёх префектур кэн.

Префектуры  делятся на меньшие административные единицы. Это округа Хоккайдо, особые города, определённые указами правительства, и уезды. Округа, которых насчитывается 14, существуют только в префектуре Хоккайдо. Для остальных префектур единицей деления является уезд. К особым городам, определённым указами правительства, принадлежат города, население которых превышает 500 тысяч человек (например, Кобе, Киото, Осака и др.) Столица Токио к числу подобных городов не принадлежит, так как является городским конгломератом, а не городом.

Кроме префектур  и уездов, в стране существуют административные единицы муниципального уровня, которые  пользуются широкой автономией. Это  центральные города префектур, особые города, собственно города, 23 специальных  районов Токио, а также посёлки и сёла.

Согласно Закона № 67 о местном самоуправлении, который  был принят 17 апреля 1947 года, самоуправляемые административные единицы местного уровня делятся на:

- обычные самоуправляемые административные единицы местного уровня;

- префектуры Японии (то, до, фу, кэн);

- муниципалитеты Японии;

- города Японии;

- посёлки Японии;

- сёла Японии;

- специальные самоуправляемые административные единицы местного уровня;

- специальные районы Токио;

- объединения обычных самоуправляемых административных единиц местного уровня;

- прочие

Обычные самоуправляемые  административные единицы местного уровня составляют базис местного самоуправления. Различия между ними и специальными единицами определяются Конституцией Японии, которая даёт обычным единицам права, включающие:

  • Прямые выборы (статья 93.2)
  • Законодательное право (статья 94)
  • Утверждение на местном референдуме любого законодательного акта, который затрагивает данную административную единицу (статья 95).

Специальные единицы подобных прав не имеют. Если специальные районы рассматриваются внутри Токио как базис местного самоуправления, то прочие специальные единицы выполняют функции административных единиц для специфических видов деятельности: школьного образования, водоснабжения и т. п.

Самоуправляемые административные единицы местного уровня хотя и являются во многом независимыми, но косвенно они подчиняются Министерству внутренних дел и связи в Токио, которое регулирует взаимоотношения между различными административными единицами, а также между административными единицами и правительством. В целом Министерство регулирует деятельность межпрефектурных специальных единиц, в то время как деятельность межмуниципалитетных специальных единиц регулируется губернаторами префектур.

Соединённые Штаты  Америки (США) являются федерацией, объединяющей 50 штатов, каждый из которых делится на округа. Населёнными пунктами в составе округов управляют городские муниципалитеты, а сельские территории могут разделяться на тауншипы.

Территория  столицы страны города Вашингтона выделена в особое административно-территориальное образование вне пределов того или иного штата – федеральный округ Колумбия. Кроме того, в составе или под управлением США имеется ряд островных территорий, не входящих в состав штатов.

Штат — основная государственно-территориальная единица США, имеющая значительную степень суверенитета во внутренних делах и уступающая всю полноту полномочий федеральным властям в отношениях с иностранными государствами. Подчиняется федеральному центру в вопросах, оговорённых в Конституции США.

Каждый из штатов США разделен на округа – административно-территориальные  единицы второго уровня, меньшие, чем штат, но большие, чем город, или  равные ему, за исключением пяти округов  в составе города Нью-Йорка. Каждый штат сам определяет число своих административных единиц. Полномочия администрации округов и взаимоотношения с муниципальными властями расположенных на их территории населённых пунктов сильно различаются от штата к штату.

Третьим уровнем административно-территориального деления являются городские муниципалитеты и тауншипы, управляющие местной жизнью населённых пунктов. В первых осуществляется местное городское самоуправление, и в разных штатах они могут иметь различные названия.

В настоящее время в  штатах существуют следующие виды административно-территориальных единиц со своими органами местного управления: графства; города; бороу; вилиджи; тауны и тауншипы.

Система местного самоуправления в Соединенных Штатах Америки  строится на основе административно-территориального деления, которое входит в компетенцию штатов. Органы местного самоуправления США наделены Конституцией и другими законами достаточными полномочиями на автономное управление местными делами. Функционирование осуществляется на твердой финансовой базе, имеются собственные доходы и принимаются самостоятельные бюджеты. В США наблюдается большая свобода в организации и деятельности органов местного самоуправления, обилие нестандартных учреждений и полномочий.

В административно-территориальных  единицах, городах населением или городским советом избираются различные советы и комитеты по разным вопросам (школьные советы, опекунские советы по делам о помощи нуждающимся, библиотечные советы и др.). К компетенции местных властей относятся, прежде всего, вопросы социального обслуживания: школьное образование, отдых, социальное обеспечение. Второе место занимают вопросы административно-управленческие: поддержание порядка (прежде всего управление полицией), обеспечение противопожарной охраны и правосудия, сбор налогов, проведение выборов, запись актов гражданского состояния, контроль за качеством товаров. В меньшей степени местные органы занимаются хозяйственными делами, так как в этой сфере господствуют частные предприниматели.

 

2. Дайте  характеристику различных видов  источников конституционного права и приведите содержание статей Конституций Польши и ФРГ, закрепляющих их использование в рассматриваемых странах. Что такое «статут» и «ордонанс».

Источники конституционного права – формы, в которых находят свое выражение нормы конституционного права. Они чрезвычайно разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании осуществления государственной власти.

Основным источником конституционного права являются конституции, но они часто содержат лишь общие положения и обходят молчанием ряд важнейших вопросов государственной жизни, тем самым оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации.

К числу важнейших  источников конституционного права  зарубежных стран также относятся конституционные законы, которые, хотя и не являются составными частями конституции, регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы: это законы об избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения. Содержание конституционных законов обычно не поднадзорно органам конституционного контроля. Серия конституционных законов в сумме составляет блок конституционного законодательства.

Не менее  важное значение в качестве источников конституционного права имеют органические законы, которые в отличие от конституционных принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в конституциях. Такие нормы предписывают принять закон определенного содержания (например, закон о выборах). Бланкетные нормы образуют пустоту, которую должен занять органический закон.

В тех странах, где имеются конституционные  или органические законы, обычные  законы регулируют менее важные общественные отношения.

Референдарные законы принимаются в результате референдума, отдельной категорией.

Источниками конституционного права являются также обычные законы, нормативные акты правительств и глав государств, причем часто эти акты серьезно изменяют порядок применения конституции. Таковы указы и декреты о введении чрезвычайного положения, которые, как правило, сопровождаются прекращением действия конституционных прав и свобод, конституционных и процессуальных гарантий неприкосновенности личности и имущества граждан и подданных. Во Франции роль важнейших источников конституционного права играют президентские ордонансы, юридически приравненные по своей силе к парламентским актам.

Во многих странах, особенно англосаксонских, а также  в странах, воспринявших основы англосаксонской  правовой системы, важнейшие вопросы  государственной жизни регулируются обычаями (в литературе они называются конституционными соглашениями или конвенционными нормами). Конституционные обычаи, а также многочисленные правила, принципы и приемы решения различных государственно-правовых вопросов не закреплены в нормативных актах и не обеспечиваются судебной защитой, но они, тем не менее, регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически определяют их роль и значение в механизме государства. Обычаями регулируется порядок осуществления прерогатив конституционного монарха и полномочий президента, формирование правительства, роль премьер-министра, многие вопросы законодательной процедуры и т.д. Например, значительное место в конституционном праве Великобритании занимают судебные прецеденты, то есть ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем. Судебные прецеденты играют важную роль в регулировании правового положения личности и порядка осуществления и защиты демократических прав и свобод.

Английский  прецедент создает только верховная судебная инстанция. В Англии ранее изданные прецеденты соблюдают. В Австралии право сформулировать прецедент имеют как федеральный Верховный суд, так и верховные суды штатов. В США прецедент может быть создан не только высшими, но и нижестоящими судебными инстанциями. В США суды иногда не применяют даже те прецеденты, которые сами и создали. С прецедентом схожи ампаро и доктрина легал. Ампаро – это норма, создаваемая мексиканским Верховным судом в процессе рассмотрения дел, связанных с вопросом о правах человека. Доктрина легал применяется в Испании и представляет собой правило, выработанное Верховным судом в результате вынесения нескольких однотипных решений.

Прецедентам обычно противопоставляются другие источники  конституционного права – статуты. Это вид законодательного акта парламентов в англосаксонской системе права. Обычно статутом называется законодательный акт особой важности.

В числе источников конституционного права зарубежных стран следует назвать также  акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов. Акты толкования законов являются широко распространенными источниками права в англосаксонских и многих других странах. Толкование законов осуществляется либо главой государства, либо судами.

 

Об источниках конституционного права в Конституции Республики Польша

Cтaтья 87

  1. Истoчникaми oбщeoбязaтeльнoгo прaвa Peспублики Пoльшa являются: Koнституция, зaкoны, рaтифицирoвaнныe мeждунaрoдныe дoгoвoры, a тaкжe рaспoряжeния.
  2. Истoчникaми oбщeoбязaтeльнoгo прaвa Peспублики Пoльшa нa тeрритoрии деятельности устaнoвивших их oргaнoв являются aкты мeстнoгo прaвa.

 

         Об источниках конституционного права в Конституции ФРГ

Статья 93

(1) Федеральный конституционный  суд выносит решения:

1. о толковании настоящего Основного  закона в связи со спорами об объеме прав и обязанностей какого-либо верховного органа власти Федерации или других сторон, наделенных настоящим Основным законом или регламентом верховного органа власти Федерации правами, которые они могут осуществлять самостоятельно;

2. при наличии разногласий или сомнений относительно того, соответствует ли федеральное право или право земли по своей форме или своему содержанию настоящему Основному закону, либо относительно того, соответствует ли право земли другому федеральному праву - по ходатайству Федерального правительства, правительства земли или одной трети членов Бундестага;

 

 

 

3. Приведите  примеры статей Конституций зарубежных  стран, закрепляющих обязанности граждан (не менее 10 различных обязанностей).

Конституция Республики Польша, Cтaтья 82: Обязанностью пoльского грaждaнина являются вeрнoсть Peспубликe Пoльшa, a тaкжe зaбoта oб oбщeм блaгe.

Конституция Китайской Народной Республики, Статья 42: Граждане Китайской Народной Республики имеют право на труд и обязаны трудиться.

Статья 52: Граждане Китайской Народной Республики обязаны защищать единство государства и сплоченность всех национальностей страны.

Статья 56: Граждане Китайской Народной Республики обязаны в соответствии с законом платить налоги.

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву"