Контрольная работа по "Конституционное право Зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:25, контрольная работа

Краткое описание

1.Что такое процедура импичмента? Какие высшие органы и в какой мере участвуют в осуществлении этой процедуры, и каковы её правовые последствия для главы государства в США, Франции?
2.Проведите сравнительный анализ формы правления Франции, ФРГ, Великобритании. Покажите общие и отличительные признаки.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа КПЗС-оригинал.docx

— 20.35 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

институт  государства и права

Специальность «Юриспруденция»

заочное отделение 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

  ПРЕДМЕТ  Конституционное право Зарубежных стран 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тюмень  – 2010 год 

Задания для контрольной работы по предмету «Конституционное право Зарубежных стран»

Вариант I 

     1.Что такое процедура импичмента? Какие высшие органы и в какой мере  участвуют в осуществлении этой процедуры, и каковы её правовые последствия для главы государства в США, Франции?

     2.Проведите сравнительный анализ формы правления  Франции, ФРГ, Великобритании. Покажите общие и отличительные признаки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Задание № 1. 

     Импичмент (англ. impeachment — обвинение, от лат. impedivi - «воспрепятствовал, пресёк») — процедура отстранения от должности высокопоставленного государственного чиновника, вплоть до главы государства, судом парламента по тяжкому уголовному обвинению.

     История. Понятие возникло в Англии в XIV веке как орудие борьбы против произвола королевских фаворитов: тогда Палата общин присвоила себе право отдавать королевских министров под суд Палаты лордов, тогда как прежде это право принадлежало только королю. Процедура выдвижения общинами уголовного обвинения перед лордами и получила название «импичмента». В британской истории в последний раз импичмент применялся в 1806 г. Из британских законов понятие перешло в конституцию США, где стало обозначать выдвижение нижней палатой обвинения перед сенатом против должностного лица (судьи, губернатора и др., до президента включительно). Верхняя палата, как и в Англии, выступает здесь как судебная инстанция, и президент не имеет права помилования по приговорам Сената. Таким образом, импичмент в точном смысле является лишь первым этапом процедуры отрешения от должности по уголовному обвинению, хотя в наше время (даже в англосаксонских странах) этим словом стало принято называть весь процесс отрешения.

     Основания для проведения импичмента: 

     Импичмент предусматривает лишь одну санкцию - смещение с занимаемого поста, после чего снимается иммунитет против судебного преследования, которым обладает президент.

     Существуют  три основных модели проведения импичмента главы государства:

     Согласно  первой модели, весь процесс реализации конституционной ответственности  проистекает в парламенте как  таковом; по его завершении могут последовать судебные процессы, которые могут рассматривать суды общей юрисдикции.

     Вторая  модель заключается в том, что  парламент (либо одна из палат парламента) выступает как обвинение в  процессе, а дело о конституционной  ответственности решается в судебном органе, специально образуемом парламентом  из своей среды, причем этот орган  разрешает вопрос не только о конституционной  ответственности, но и, при необходимости, вопросы уголовной ответственности, действую как обычный суд.

     Третья  модель схожа как с первой, так  и со второй, здесь парламент также  выступает как обвинительная  сторона, однако далее дело по существу рассматривается органом конституционной  юстиции, который выносит решение  об импичменте, после чего дело может  быть передано в суд общей компетенции.

     Примером  первой модели может послужить процедура  импичмента в США. Возбуждает дело об импичменте Палата представителей (часть 5 раздела 2 статьи 1 Конституции). Сначала заявленная инициатива рассматривается в юридическом комитете Палаты, который вырабатывает формулу обвинения в виде статей импичмента. Затем Палата представителей обсуждает его, и если утверждает простым большинством голосов, то передает в Сенат, который правомочен разрешить дело (часть 6 раздела 3 статьи 1). Приступая к процедуре, сенаторы должны принести присягу или сделать торжественное заявление. При процедуре импичмента председательствует в Сенате главный судья Верховного Суда. Заслушав мнения сторон, Сенат тайным голосованием принимает решение по каждой статье импичмента, причем для обвинительного решения требуется большинство не менее двух третей присутствующих сенаторов. Только если по всем статьям импичмента такое большинство имеется, обвиняемое лицо смещается с должности президента. Во время рассмотрения дела Сенат имеет право вызывать и заслушивать свидетелей и совершать другие процессуальные действия по исследованию доказательств. Таким образом, вся процедура досрочного смещения с должности главы государства осуществляется в рамках Конгресса. Конституция США с 12.

     В истории Соединенных штатов два  президента США были представлены к  импичменту Палатой представителей, но оправданы потом Сенатом, не набравшим  необходимых 2/3 голосов: Эндрю Джонсон  в 1868 (дело о незаконной отставке военного министра) и Билл Клинтон в 1998—1999 (дело о лжесвидетельстве и препятствии  правосудию в связи с историей Моники Левински). В 1974 президент Ричард Никсон, также представленный к импичменту по делу Уотергейта Палатой представителей, ушёл в отставку, прежде чем вопрос был рассмотрен Сенатом (скорее всего, приговор был бы обвинительным), что  позволило его преемнику Джеральду Форду помиловать Никсона.

     Импичмент также применялся несколько раз  к американским чиновникам более  низкого уровня и судьям (обвинение  выдвигалось за всю историю Палатой  представителей в отношении 11 судей, из них только 7 отрешены Сенатом).

     В США импичмент может выноситься законодательными собраниями штатов должностным  лицам этих штатов (например, в 2009 году был отрешён от должности губернатор штата Иллинойс Род Благоевич по обвинению во взяточничестве).

     Если  сопоставить процедуру импичмента в России и США, то можно выделить три основные особенности:

1. В  США более широко сформулированы  основания отрешения Президента  от должности. Такие действия, которые вменялись Президенту  Клинтону в вину (дача ложных  показаний под присягой, давление  на суд) по нашему законодательству  не тяжкие преступления, и поэтому  они не могли бы служить  основанием постановки вопроса  об отрешении Президента от  должности.  

2. В  США по существу предусмотрена  следственная процедура рассмотрения  этого вопроса. Назначается независимый  прокурор, который ведет следствие,  пользуется всеми процессуальными  правами. Наша Комиссия такими  правами не обладает.

3. По  американскому законодательству  Прокурор должен доказать, что  в действиях Президента есть  состав преступления, т.е. доказать  все признаки состава преступления.

     Перед нами стоят более скромные задачи, мы должны выявить наличие признаков  преступления, т.е. признаков, еще не образующих состав преступления, которые  не являются основанием для предания суду, а только — основанием для  возбуждения уголовного дела.

     Процедура импичмента во Франции является примером второй модели. Согласно статье 68 Конституции Франции, Президенту Республики может быть предъявлено обвинение только двумя палатами Национального собрания, выносящими идентичные решения абсолютным большинством членов Парламента. Далее дело передается в Высокую палату правосудия, которая рассматривает дело по существу предъявленных обвинений. Высокая палата правосудия, согласно органическому закону «О Высокой палате правосудия» 1959 года, состоит из 24 членов, выбираемых на паритетных началах Национальным собранием и Сенатом, называемых постоянными судьями, а также 12 заместителей. Если Высокая палата правосудия принимает решение об импичменте Президента, то далее она действует как Высшая судебная инстанция общей компетенции. Конституция Французской Республики с29.

     Пример  третьей модели проведения импичмента можно рассмотреть на основе Конституции  ФРГ. Статья 61 Основного закона Германии дает право, как Бундестагу, так и Бундесрату, возбудить перед Конституционным Судом обвинение против Президента в умышленном нарушении им Конституции либо иного федерального закона. Предложение о возбуждении обвинения должно быть представлено от имени не менее чем четверти депутатов Бундестага либо четверти представителей Бундесрата. Решение о возбуждении обвинения принимается не менее двух третей одной из палат Парламента.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  при совершении несерьезного правонарушения (за которое не предусмотрена уголовная  ответственность) применяется третья модель проведения процедуры импичмента (то есть парламент выдвигает обвинение, а орган конституционной юстиции  разрешает дело по существу), а при  совершении им преступления - можно  найти признаки, как второй, так  и третьей модели (обвинение предъявляется  парламентом, а дело о конституционной  и уголовной ответственности  разрешает Конституционный суд). 

     Задание № 2.

      Отрешение от должности президента (импичмент) - это форма конституционно-правовой ответственности президента или другого высшего должностного лица, которая состоит в освобождении его от должности специально уполномоченными органами, чаще всего парламентом, по основаниям, предусмотренным конституцией.В России эта процедура предусматривается ст. 93 Конституции РФ и является весьма сложной и формализованной, включающей в себя несколько обязательных условий.

      Во-первых, Президент РФ может быть отрешен  от должности только на основании  обвинения в государственной  измене или совершении тяжкого преступления. В этом случае нижняя палата - Государственная  Дума - выдвигает обвинение против Президента, подтвержденное заключением  Верховного Суда РФ о наличии в  действиях Президента признаков  преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Здесь  Верховный Суд РФ, не рассматривая дела, уже фактически должен осудить  Президента РФ за совершение преступления.

      Предложение об отрешении от должности Президента РФ может исходить только от группы депутатов, составляющей не менее Уз от общего числа членов Государственной  Думы. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения должно быть принято 2/3 голосов от общего числа  депутатов палаты.

      Во-вторых, рассматривает дело и, по существу, принимает решение об отрешении  Президента от должности верхняя  палата - Совет Федерации. Для признания  Президента виновным и, как следствие  этого, отстранения его от должности  необходимо 2/3 голосов от общего числа  палаты.

      В-третьих, если решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности  не будет принято в трехмесячный срок после выдвижения Государственной  Думой обвинения против Президента, то обвинение против Президента считается  отклоненным.

      До  отрешения Президента РФ от должности  против него нельзя возбудить уголовное  дело, принудительно доставить его  в суд в качестве свидетеля. После отрешения от должности.

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право Зарубежных стран"