Конституционная история США ХVIII – XIX вв.

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 08:16, реферат

Краткое описание

Американская Конституция не только закрепляет разделе¬ние властей в качестве необходимого условия нормально устроен¬ного современного государства, но и снабжает это обособление продуманной и рассчитанной системой сдержек и противовесов, что явилось бесспорным изобретением создателей Конституции. К их числу следует отнести не только участников Конституционного кон¬вента в Филадельфии 1787 г. (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон и др.), но и мыслителей и политиков, принявших участие в этом процессе заочно, — Дж. Адамса, автора фундаментального труда "В защи¬ту конституций Соединенных Штатов" (1787 г,), Т. Джефферсона, автора Декларации независимости и оригинального проекта консти¬туционной реформы в его родном штате Виргиния, и др.;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
1. Образование США ……………………………………………………….4
2. Федеральная Конституция 1787 г.
Билль прав 1791 г……………………………………………………….12
3. Территориальное расширение федерации
и возникновение двухпартийной системы…………………………….23
4. Гражданская воина северных и южных штатов
и новые поправки к Конституции……………………………….……..25
5. Реформа гражданской службы.
Закон Пэндлтона от 16 января 1883 г………………………………….28
Заключение……………………………………………………………..…...30
Список литературы…………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

реферат Конституция США ИГПЗС.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

    Теперь  легче понять своеобразие позиции Джефферсона — он не включал право собственности в число неотъемлемых и прирожденных прав. В ответ на обвинение в плагиате у Дж. Локка Джефферсон заявил, что помимо Локка он перечитывал также античных авторов. Несколько позднее он станет советовать Лафайету не включать право на собственность в качестве естественного права человека в текст Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

    Положение Декларации о том, что правительственная  власть существует из согласия народа, также употреблялось ранее. Локк извлек свои идеи о договорном происхождении государственной власти (из согласия свободнорожденных сограждан) из трудов английского священника и публициста дореволюционной поры Ричарда Хуке (1553—1600), который в работе "Законы церковного устройства" трактовал возникновение государства и его устройство в духе теории общественного договора (ее первые формулировки дали еще

    древнегреческие софисты), а законы человеческие в  идеальном варианте — как не противоречащие законам природы и закону Священного писания. В самой Декларации сказано, что право на самостоятельное и равное место среди других держав каждый народ имеет по "естественным и божеским законам".

    Во  второй части Декларации независимости  США говорилось о том, что нынешний король Англии является узурпатором, что он облагает колонистов налогами без их согласия и пытается вместе с парламентом подчинить колонистов такой юрисдикции, которая была чужда их конституции и не признавалась их законами. Здесь же присутствует критика организации власти с позиций доктрины разделения (обособления) властей: король поставил судей в исключительную зависимость от своей воли в том, что касается определения срока их службы и размера жалованья (в метрополии существовали другие конституционно-правовые начала); король "прислал сюда толпу своих чиновников, разоряющих народ и высасывающих из него все соки"; "он стремился сделать военную власть независимой от гражданской и поставить первую выше второй". Главный вывод сводился к тому, что государь, характер которого заключает все черты тирана, не способен управлять свободным народом.

    В заключительной части Декларации независимости  решение существовать "свободно и независимо" делегаты изложили в таких словах: "...уповая на помощь Божественного Провидения, мы взаимно обязываемся друг другу поддерживать эту Декларацию жизнью, имуществом и честью".

    Статьи о конфедерации и вечном союзе 1781 г. {Articles of Confederation and Permanent Union). 9 января 1778 г., на третьем году независимого существования, воюющие штаты создали конфедеративную организацию, нацеленную на координацию общих усилий в деле обороны и для "заведования общими интересами" (ст. V и VIII). При этом каждый штат сохранял "свое верховенство, свою свободу и независимость, равно как и всю власть, всю юрисдикцию и все права, которые не предоставлены этой конфедерацией Соединенным Штатам, собравшимся на конгресс" (ст. II).

    Для "заведования общими интересами" ежегодно избирались делегаты для съезда на Конгресс в 1-й понедельник ноября, причем каждому штату предоставлялось право отзыва всех своих делегатов или некоторых из них в течение года и право замены их на остальную часть года. Расходы на общую оборону из общей казны имели особый учет. Пополнение казны осуществлялось штатами "соразмерно с ценностью земель и построек" (ст. VIII). Делегаты учредительного конгресса считались "облеченными авторитетом и полномочиями" и осуществляли свои функции "от имени и по поручению наших уважаемых конституционных собраний" (ст. XIII).

    На  утверждение Статей о конфедерации и вечном союзе потребовалось три года (до 1 марта 1781 г.), однако все это определенно сказалось на результатах освободительной войны: она завершилась победой конфедерации в 1783 г. 
 
 
 
 

    2. Федеральная Конституция 1787 г.

    Билль прав 1791 г. 

    Война разорила многие сословия, особенно фермеров, которые за неуплату налогов и долгов оказались перед угрозой суровых санкций. Ветеранам войны не платили жалованья и обещанных пособий, Все это привело к большому социальному возмущению и затем восстанию под руководством ветерана войны Д. Шейса. Власть имущие были сильно напуганы таким поворотом событий и взяли курс на создание сильной и твердой централизованной власти. Однако у конгресса конфедерации не было достаточных полномочий, и развал "вечного союза" казался неминуемым вследствие экономического хаоса и болезненного местничества.

    Тогда прибегли к характерному маневру. Было объявлено о созыве специального Учредительного собрания (Конституционного конвента) для усовершенствования Статей о конфедерации, относящихся к финансовым и торговым вопросам. Однако в ходе заседаний Конвента, проходивших за закрытыми дверями, была изготовлена 'новая Конституция для единого государства с федеративным устройством. Она готовилась в течение четырех месяцев и была подписана 17 сентября 1787 г. гораздо меньшим числом делегатов из 55 прибывших сюда в мае месяце. Часть делегатов покинула Конвент в знак несогласия с предметом обсуждения. Существовала большая неуверенность в том, что проект соберет необходимое большинство голосов — 9 из 13 штатов.

    В промежутке между октябрем 1787 и маем 1788 г. три активных участника составления  проекта выступили в массовой печати в защиту Конституции, однако скрыли свои подлинные имена под псевдонимом. Они назвали себя именем древнеримского защитника республиканского строя, действовавшего в переломный момент римской истории, который наступил после изгнания царя Тарквиния Гордого. Имя его — Публиус Валерий Папликола (о нем можно прочесть в "Сравнительных жизнеописаниях" Плутарха). Защитники проекта — А. Гамильтон, Дж. Мэдисон и Дж. Джей — написали за восемь месяцев 85 статей (больше десятка в месяц). Впоследствии эти статьи были изданы отдельным сборником под названием "Федералист" и стали настольной книгой для многих поколений американских и европейских государствоведов. Сама Конституция была одобрена и вступила в силу только в 1789 г. (4 марта), до того штаты были объединены лишь конфедеративной связью. На этом основании американская Конституция иногда датируется именно годом вступления в действие (1789 г.), а не годом ее выработки на Конституционном конвенте. О причинах перехода к федерации наиболее отчетливо говорится в преамбуле, где перечислены официальные цели принятия Конституции. Среди них заслуживают внимания следующие:

    •   создание более совершенного союза  народом США;

    •   обеспечение внутреннего спокойствия;

    •   установление справедливости (establish Justice);

    •   организация совместной обороны;

    •   гарантирование общего благосостояния (promote the general Welfare);

    •  обеспечение нам и нашему потомству благ свободы (secure the Blessing of Liberty to ourselves and our posterity).

    Д. Вебстер (1782—1852), самый знаменитый в истории Америки оратор, резюмировал суть конституционной истории своей страны в таких словах: "Сердце Америки — свобода и союз, сегодня и навсегда".

    Общая характеристика Конституции. Конституция состоит из преамбулы, в которой определены высшие цели, и семи крупных статей, регулирующих организацию, полномочия и законные способы взаимодействия общефедеральных, штатских и местных органов власти в едином союзном государстве-республике.

    Во  избежание чрезмерной концентрации властных полномочий какой-либо из трех ветвей государственной власти (прежде всего исполнительной), для надежной нейтрализации возможных узурпаторских приемов осуществления властных полномочий (ибо "люди не ангелы". — Дж. Мэдисон) и для законно-процедурного разрешения возникающих на этой почве конфликтов создатели Конституции тщательно продумали и ввели особую систему взаимного обособления, взаимного контроля и уравновешивания всех трех властей. Эта конституционно-правовая конструкция получила впоследствии наименование системы сдержек и противовесов (checks and balances).

    Система сдерживающего контроля и взаимного  уравновешивания в случае опасного дисбаланса властей нашла воплощение в следующих приемах и средствах организационного и конституционно-правового (процедурного и властно-полномочного) характера.

    •   Все три ветви власти организуются и функционируют на основе несовпадающих правил и принципов и тем самым облекаются неодинаковыми властными возможностями. Американский парламент (Конгресс) состоит из двух палат, одна из которых (палата представителей) избирается всего на два года (вначале в нее входили лишь мужчины из числа собственников, но не негры и не индейцы). Вторая палата (сенат) формировалась вначале законодательными собраниями штатов. Срок ее полномочий был в 3 раза больше — 6 лет. Президент избирался на 4 года и несколько иным, косвенным путем — при помощи коллегии выборщиков, выдвинутых и избранных населением каждого штата. Члены Верховного суда (вначале 5, затем 9 членов) занимали свои должности пожизненно и назначались на должность президентом, но уже под контролем сената: по каждой кандидатуре необходимо согласие сенаторов ("совет и согласие сената") общим числом в 2/3 голосов палаты.

    Во  время обсуждения способов формирования Конгресса на Филадельфийском конвенте отличился Роберт Шерман (1721— 1793), фактический участник разработки или обсуждения всех основных документов, начиная от Декларации независимости. На этот раз он предложил пропорциональное представительство штатов при выборе депутатов в Конгресс на местах и равное представительство в сенате. Это исторически плодотворное предложение получило название Коннектикутский компромисс (Шерман представлял свою программу от штата Коннектикут) и действует до сегодняшнего дня.

    •   Стабильность и непрерывность функционирования властных учреждений достигается также за счет нейтрализации состоявшихся узурпаторских действий или объявленных намерений отдельных носителей власти. Конгресс вправе отклонить любые законопроекты президента, которые тот может вносить при содействии зависимых или сочувствующих ему лиц в обеих палатах Конгресса. Сенат может отклонить любую кандидатуру, предлагаемую президентом на должность судьи, посла и другие высшие федеральные должности.

    Конгресс  имеет возможность применить  против президента и любого другого  высшего должностного лица процедуру импичмента, когда Конгресс превращает себя в судебное учреждение, в котором нижняя палата выдвигает и обосновывает обвинение, а верхняя выносит решение после надлежащей правовой процедуры судебного разбирательства.

    Президент в свою очередь наделен Конституцией законной возможностью отложить введение нежелательного ему законопроекта или резолюции. Его отлагательное вето может быть преодолено повторным голосованием обеих палат и поддержкой повторного решения большинством в 2/3 голосов.

    •   Особые возможности для сдерживания  произвола Конгресса или президента, а также других властных учреждений государства были присвоены Верховным  судом после прецедента, имевшего место  через 15 лет после принятия Конституции (Мэрбери против Мэдисона).

    Дело "Мэрбери против Мэдисона" (1803 г.). 4 марта 1801 г. был днем вступления в должность Т. Джефферсона, а незадолго до этого команда уходящего президента Дж. Адамса позаботилась о заполнении ряда федеральных должностей лояльными себе людьми и этим сильно разгневала команду Джефферсона. Заполнялись 16 должностей федеральных судей и 42 должности мировых судей. Адаме назначил их 2 марта, а сенат затянул утверждение 3 марта до полуночи, и потому все назначенные получили прозвище "полуночные судьи".

    В их числе оказался и У. Мэрбери, претендент на должность федерального судьи в округе Колумбия. Однако в выдаче патента на занятие должности судьи ему было отказано. Тогда он обратился в Верховный суд с просьбой о том, чтобы, согласно Закону о судоустройстве 1789 г., новый госсекретарь Дж. Мэдисон получил приказ о выдаче подписанного и одобренного патента.

    Председатель  Верховного суда Дж. Маршалл (1755—1835), незадолго до этого назначенный на этот пост Адамсом и занимавший видное место в партийном окружении президента, содействовал принятию такого решения, которое впоследствии было приравнено по значению ко второму изданию Конституции. Мэрбери было заявлено, что он имеет право на должность, однако предписания Закона о судоустройстве 1789 г., на которые он ссылается, противоречат ст. III Конституции и, следовательно, Верховный суд должен объявить этот закон неконституционным. Так благодаря инициативе и находчивости председателя Верховного суда Дж. Маршалла был сформулирован принцип, преобразивший всю конституционную теорию и практику США. Он гласил, в частности, что "любой закон, противоречащий Конституции, ничтожен" и что определять его ничтожность вправе только одно учреждение — Верховный суд, который в этом случае совмещает традиционные судейские функции с функцией высшего надзора за правильным пониманием, толкованием и применением Конституции.

Информация о работе Конституционная история США ХVIII – XIX вв.