История банковского дела в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:44, доклад

Краткое описание

До появления собственно коммерческих банков сходные с ними функции выполняли колониальные ссудные конторы или частные ассоциации. Они выдавали ссуды, обычно под залог земли, и выпускали бумажные деньги. Однако они обыкновенно создавались для финансирования совершенно конкретных мероприятий и существовали ровно столько времени, сколько длился срок предоставленных ими кредитов. Кроме того, они не принимали депозитов, по которым клиенты могли бы выписывать чеки.

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.doc

— 69.50 Кб (Скачать)


РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

 

История банковского дела в США

 

До появления собственно коммерческих банков сходные с ними функции выполняли колониальные ссудные конторы или частные ассоциации. Они выдавали ссуды, обычно под залог земли, и выпускали бумажные деньги. Однако они обыкновенно создавались для финансирования совершенно конкретных мероприятий и существовали ровно столько времени, сколько длился срок предоставленных ими кредитов. Кроме того, они не принимали депозитов, по которым клиенты могли бы выписывать чеки.

 

Первым коммерческим банком США, получившим чартер1, стал Банк Северной Америки, образовавшийся в Филадельфии в 1781 году. Акционерные коммерческие банки стали финансовыми учреждениями нового типа. Деньги, создаваемые этими банками (банкноты и депозиты), значительно увеличили совокупное предложение денег в стране. Кроме того, эти банки стали новыми источниками кредитов, столь необходимых для растущей экономики.

 

Хотя никто конкретно не брался за организацию коммерческих банков и чартерные  банки  развивались  за   пределами   США,  Александр  Гамильтон,

 

первый в истории министр финансов США, оценил потенциал, скрытый в чартерных банках, и содействовал распространению этого нововведения.

 

К. 1800 г. в США было открыто 29 банков, а к 1820 г. их число достигло 300. Законодательные органы штатов в этот период выдавали этим банкам чартеры, издавая для этого специальные законодательные акты. В конце 1830 гг. штаты Мичиган и Нью-Йорк практически одновременно приняли так называемые свободные банковские акты, устранив тем самым необходимость для законодателя утверждать предоставление каждого отдельного чартера. К 1860 г. свободные банковские акты были приняты примерно в половине всех

 

штатов.

 

Перед Гражданской войной комиссии штатов по делам банков ограничивали сферу своей компетенции главным образом ревизиями финансового состояния банков. На первых порах комиссии проводили ревизии лишь в случаях, когда банки оказывались в затруднительном положении. Позже в порядок вещей вошел регулярный график проведения финансовых ревизий. Регулирование банковских резервов также началось очень рано. Отдельные штаты требовали от банков обязательного наличия определенных объемов резервов в виде золотых и серебряных слитков для выпуска банкнот. В других штатах от банков требовалось только наличие резервов в виде облигаций и некоторых типов ценных бумаг. Впоследствии многам небольшим банкам было разрешено помещать часть своих резервов в крупные городские банки. До 1863 г. только в двух штатах действовало правило, предписывающее банкам держать свои резервы в форме депозитов.

 

Национальные банки и банки штатов

 

Принятые в 1862 г. Национальный валютный акт, а в 1864 г. — Национальный'банковский акт — наделили федеральное правительство правом санкционировать ведение банковских операций — выдавать чартер. С этого времени банки, получившие чартер от федерального правительства, стали называться национальными банками. Банки, получившие чартер от правительства штатов, получили название банков штатов. Сосуществование национальных банков и банков штатов создало банковскую систему двойного подчинения (dual system of banking).

 

Коммерческим предприятиям федеральное правительство редко выдает чартер на приобретение статуса акционерного общества. Почти вес корпорации получают чартеры от правительства штатов. Принятие в 1863 г. Национального валютного акта, а в 1864 г. — Национального банковского акта имело своей целью создание единой системы национальных банков, деятельность которых регулировалась бы федеральным правительством. Как уже указывалось выше, эти законодательные акты имели своей целью решение прежде всего вопросов создания единой валюты и усиление рыночных позиций ценных бумаг правительства США в период Гражданской войны.

 

Как явствует из данных табл. 4,1, в 1985 г. в США насчитывалось лишь 4967 национальных банков по сравнению с 10 101 банком штатов; однако реальное значение банков штатов не соответствует их количественному перевесу, так как в большинстве своем это весьма небольшие по размеру банки, Получение чартера от правительства штата приносит преимущества в тех штатах, где принятая система правовых ограничений имеет менее жесткий характер, чем система федеральных ограничений. В разных штатах действуют самые разные ограничения: так, в отдельных случаях установлен потолок банковских штрафов за выписывание чеков на суммы, превышающие суммы, лежащие на счетах; ограничена доля банковских активов, которые можно

 

вкладывать в недвижимость за пределами данного штата; иногда требуется даже специальное разрешение правительства штата на проведение операций с недвижимостью. Штаты, где действуют чрезмерно жесткие ограничения, уступили возможности, скрытые в новых банковских операциях, другим штатам, в особенности таким, как Южная Дакота и Делавэр.

 

Новые чартеры. Право выдавать чартер национальным банкам с течением времени предоставляло возможность решения все большего числа вопросов Контролеру денежного обращения, главе национальной банковской системы, В течение десятилетнего периода, предшествовавшего принятию Акта о возобновлении размера бумажных денег на металл в 1875 г. (Specie Resumption Act), а также начиная с середины 1920 гг. вплоть до начала 1960 гг. Контролер выдал весьма незначительное количество новых чартеров, хотя правительства штатов и продолжали их выдавать. Большое количество банковских банкротств в эти периоды вполне объясняет некоторое нежелание выдавать новые чартеры. Естественно, что федеральные власти не желают выдавать чартер банку, который в конце концов может обанкротиться. Банкротство банка связано с серьезными убытками и недовольством общественности; оно ставит регулирующие банковское дело органы под огонь критик» и может дестабилизировать как банковскую систему, так и всю экономику. У вновь организуемого банка гораздо больше шансов стать банкротом, чем у давно функционирующего. Кроме того, всегда есть вероятность того, что новый банк самим своим существованием повредит старым банкам. Еще одно препятствие для выдачи новых чартеров связано с той политической оппозицией, которую уже существующие банки создают открытию новых конкурирующих банков. Отдельные экономисты критикуют имевшие место в прошлом отказы в выдаче чартеров, так как эти отказы были основаны на прогнозах, в соответствии с которыми новые банки, якобы, были вообще не нужны обществу. Выдача чартеров новым банкам в состоянии увеличить как число банковских услуг, предоставляемых обществу, так и усилить конкуренцию в банковской сфере.

 

В наши дни заявки на открытие новых банков, как н прежде, подвергаются серьезной экспертизе с целью определения экономической безопасности и целесообразности их открытия, однако ограничения ослабли настолько, что позволяют сотням новых банков выходить на рынок.

 

Банки-члены ФРС и банки-нечлены ФРС

 

Коммерческий банк, обратившийся с просьбой о приеме в Федеральную Резервную Систему и допущенный к членству в ней, становится банком-членом ФРС, По закону все национальные банки должны вступать в Федеральную Резервную Систему. Штатные банки могут вступить в систему по желанию и если они соответствуют требованиям, предъявляемым Федеральной Резервной Системой к банкам-членам. Сейчас около 10% банков штатов являются банками-членами ФРС. На долю банков-членов приходится только 40% общего числа коммерческих банков, однако их доля в общем объеме активов коммерческих банков значительно больше. Как следует из данных табл. 4.1, с 1950 по 1980 г. число банков-членов ФРС сократилось с 6870 до 5422, а число банков-нечленов выросло с 7251 до 9414. Для борьбы с этой тенденцией Конгресс США принял Закон о дерегулировании депозитных учреждений и о контроле за денежным обращением 1980 года (Depository Instituiton Deregulation and Monetary Control Act of 1980). Ниже приводятся основные положения этого закона.

 

Новый закон устранил основной стимул, побуждавший банки оставаться за пределами Федеральной Резервной Системы — более низкие требования к

 

банковским резервам. После завершения периода ввода закона в действие, который закончился в 1987 г., все депозитные учреждения США должны держать одинаковый процент своих текущих (чековых) депозитов и наличных срочных депозитов в резервах либо в форме наличности в расходной кассе, либо в форме депозитов в федеральных резервных банках, либо на специальном депозите типа «pass through» в банке или в Федеральном банке кредитования жилищного строительства (Federal Home Loan Bank). В число депозитных учреждений, подпадающих под юрисдикцию этого закона, входят коммерческие банки, взаимно сберегательные банки, сберегательные и ссудные ассоциации, кредитные союзы, агентские конторы и отделения иностранных банков, корпорации, созданные в соответствии с законом Эджа (специализированные отделения банков США, наделенные правом ведения внешних операций). Из данных, приведенных в табл. 4.1, явствует, что с 1980 г. численность банков-членов возросла, а численность банков-нечленов соответственно сократилась.

 

 

 

Закон о дерегулировании депозитных учреждений и о контроле за денежным обращением от 1980 года.

 

Приняв этот закон, Конгресс США принял тем самым наиболее важный за последние 50 лет законодательный акт, регулирующий банковское дело. Вот его основные положения:

 

1.         Законом установлены единые требования к резервам, обязательные для всех депозитных учреждений. Тем самым устранено главное различие между банками-членами ФРС и банками-нечленами, а также ссудо-сберегательными учреждениями, находящимися под контролем Федеральной Резервной Системы.

 

2.         Закон отменяет требования к  резервам для личных  сбережений и срочных депозитов, а также для неличных срочных депозитов срочностью полтора года в более.

 

3.         Закон уменьшает показатель обязательной нормы резервного покрытия с пяти

 

до двух.

 

4.         Закон вменяет в обязанность Федеральным Резервным банкам брать плату с

 

банков за осуществление операций по чековому клирингу, за услуги, связанные с

 

обращением валюты и монет, за переводы денег со счета на счет по телеграфу, за

 

услуги, связанные с хранением ценных бумаг, и за ряд других услуг.

 

5.         Закон дает право всем депозитным учреждениям получать заем в Федеральных

 

Резервных банках.

 

6.         Закон отменяет потолок нормы процента по банковским депозитам сроком на

 

шесть лет.

 

7.         Закон увеличивает минимальный объем депозитов, подлежащих страхованию

 

Федеральной корпорацией по страхованию депозитов, с 40000 долл. до 100 000 долл.

 

Источник: «Public Law 96-221, March 31, 1980», in U.S. Statuses at Large, Vol. 94,      \

 

Part I (96th Cong., 2nd sess., 1980), pp. 132—193.  ;.

 

До принятия закона 1980 года требования к резервам для банков-нечленов ФРС значительно отличались друг от друга в разных штатах, оставаясь, тем не менее, на уровне более низком, чем тот, что считался обязательным для банков-членов (Alton Gilbert and Jean M. Lovati, «Bank reguirements and Their , Enforcement: A Comparison across States», Federal Reserve Bank of St. Louis Review <March 1978), pp. 22—31). Кроме этого, в ряде штатов банкам-нечленам ФРС разрешалось считать депозиты в других коммерческих банках, средства, вложенные в ценные бумаги правительства США, а также неинкассированные денежные суммы резервами банка. Более того, во многих штатах банки-нечлены ФРС не обязаны представлять регулярные отчеты о своей финансовой деятельности, необходимые для исчисления их резервов. От них требуется лишь

 

иметь в банке надлежащим образом составленные регистрационные записи, которые могли бы дать возможность ревизорам из штатных банков произвести ревизию. Что же касается банков-членов, то им теперь придется подчиниться требованию один раз в две недели вести учет резервам.

 

Организация системы коммерческих банков

 

Наиболее распространенным типом банков в США является бесфилиальный банк (unit bank) — банк без отделений (филиалов). Число банков в США значительно превосходит число банков в любой другой стране именно из-за того, что бесфилиальные банки — абсолютно преобладающий тип банков в США. Например, все банковские услуга в Канаде предоставляются всего тринадцатью банками, Однако структура банковской системы США все время меняется. Бесфилиальные банки сохраняют свое значение, но отделения, банковские холдинговые компании и прочие организационные структуры в наши дни играют все возрастающую роль.

 

Банки с отделениями

 

С конца второй мировой войны численность отделений американских коммерческих банков в США увеличилась с 4000 в 1947 г. до, примерно, 43 000 в 1985 г.

 

В период между Гражданской и Второй мировой войнами Контролер денежного обращения выдал разрешение на открытие отделений лишь очень небольшому числу национальных банков, хотя некоторые отделения банков предоставляли услуги сторонникам Юга и Среднего Запада до начала Гражданской войны, а также несмотря на тот факт, что законодательная система, регулирующая вопросы банковского дела в период Гражданской войны, явно как не запрещала, так и не разрешала открытие отделений национальных банков.

 

Открытие отделений внутри штата. В 1927 г. Конгресс принял Закон Макфэддена, в соответствии с которым национальным банкам разрешалось открывать отделения только в пределах города, где находилась главная контора банка, причем при условии, что законодательство штата не запрещало это делать. В соответствии с этим законом были открыты отделения нескольких банков внутри штатов, хотя в период, начиная с Великой Депрессии вплоть до второй мировой войны, открытие внутриштатных отделений банков было строго запрещено.

 

Перед второй мировой войной большинство комиссий штатов по банковским делам самостоятельно запрещало штатным банкам открывать отделения банков внутри штатов. В некоторых штатах банкам до сих пор запрещено открывать отделения, однако постепенно эти запреты отменяются. Так, в наиболее густонаселенных штатах — Калифорния и Нью-Йорк — закон разрешает создание разветвленной сети отделений банков. В ряде штатов отделения штатных банков должны располагаться в пределах города или округа, где находится главная контора, или в округе, соседствующим с главной конторой.

 

Среди представителей правительства, занимающихся регулированием банковских операций, отсутствует единая точка зрения, считать ли отделениями банков банковские автоматы и электронные компьютерные терминалы, расположенные в супермаркетах и торговых центрах. Контролер денежного обра- . щения принял решение, в соответствии с которым терминалы национальных банков, находящиеся вне пределов здания банка, не являются отделениями

 

 

 

банка. Это решение было впоследствии уточнено: максимальное расстояние между терминалом и главной конторой банка или ближайшим отделением его было определено в 50 миль. Позднее суд более низкой инстанции постановил, что банковские автоматы и электронные компьютерные терминалы должны считаться отделениями банков в том значении этого слова, которое подразумевается Законом Макфэддена, и на этом основании могут быть запрещены законами штатов. Верховный Суд отказался пересмотреть это постановление, оставив его в силе. Именно эти решения в значительной степени и оказали влияние на позиции отдельных штатов, которые поставили отделения банков

Информация о работе История банковского дела в США