Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:44, контрольная работа
В контрольной работе рассмотрены два вопроса по предмету "Конституционное (государственное) право зарубежных стран"
1 Формы территориального устройства зарубежных государств
2 Основы конституционного права США
Список использованных источников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Забайкальский
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Юридический факультет
Кафедра государственного и муниципального права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Конституционное (государственное) право зарубежных стран»
ВАРИАНТ № 4
Выполнил: ст.гр.ЮВ-11-2
№ зачетной книжки 224174
Чита - 2012
Содержание
1 Формы территориального устройства зарубежных государств……………3
2 Основы конституционного права США……………………………………15
Список использованных источников…………………………………………20
1 Формы территориального устройства зарубежных государств.
Территория любого государства всегда определенным образом организована, разделена на части административного или политического значения с целью управления проживающим там населением. В данном случае речь идет не о системе государственных органов, а о территориальной организации государства.
Основных форм территориального устройства две: унитарная и федеративная. Унитарное государство - единое, цельное, составные части которого не обладают какой-либо политической самостоятельностью. Федеративное государство - это союз, состоящий из нескольких государственных образований, имеющих особый политико-правовой статус.
Конфедерация - это международно-правовое
объединение суверенных государств,
но в нем есть некоторые конституционно-
Существуют и другие союзы и содружества государств, в отдельных из них тоже есть более или менее значительные элементы конституционно-правового регулирования (СНГ, Европейский Союз, британское Содружество и др.). Например, в сообществе России и Белоруссии существуют общие органы, решения которых обязательны к исполнению для обоих государств.
Автономия также является формой территориально-политической организации, особенно если она создана на основе самоопределения этнических групп и национальных меньшинств.
В последние десятилетия некоторые страны представляют собой так называемые регионалистские государства, по сути своей являющиеся переходными от унитаризма к федерализму, поскольку сочетают в себе элементы различных форм территориально-политического устройства. Примером может служить Испания.
На сегодняшний день самая
распространенная форма государственного
устройства - это унитарная
Унитарное государство - это
единое государство, состоящее из административно-
При унитарной форме
Для унитарной формы
Кроме того, унитарное государство имеет единую конституционно-правовую систему, единое гражданство, единую систему высших легитимных органов государства (президент или монарх, парламент, правительство), единое экономическое пространство и кредитно-денежную систему, единую судебную систему и вооруженные силы.
Унитарное государство состоит
в основном из административно-
В отличие от централизованного,
в децентрализованном государстве
нет назначенных на места представителей
правительства, обладающих компетенцией
управления. Местное управление осуществляют
выборные органы местных административных
единиц. Местные должностные лица
(например, шериф или казначей) зачастую
избираются населением. В децентрализованном
государстве существует достаточно
четкое разграничение полномочий между
центральной властью и местными
территориальными сообществами. Контроль
правительства за деятельностью
местных органов носит
Отличительной чертой относительно децентрализованного унитарного государства является то, что наряду с назначенным сверху чиновником общей компетенции - представителем государственной власти существует избранный населением совет - орган местного самоуправления (например, префект и совет в департаменте во Франции). Здесь права выборных органов очень ограничены, а правительственные чиновники, наоборот, помимо своих административных полномочий, имеют право вмешиваться в дела муниципального управления.
В централизованном унитарном
государстве изменение границ между
административно-
У термина "федерация"
латинское происхождение, и означает
он "объединять". В отличие от
унитарного государства, которое состоит
из административно-
Федеративное государство
более сложное и более
Создание федеративных государств в мире проходило по-разному. Некоторые из них были созданы на основе договора между независимыми субъектами о создании нового государственного объединения с превращением участников договора в субъектов федерации (США). Это договорные федерации или федерации, созданные на основе союза. Иные - путем присоединения к государству новых территорий или образования новых субъектов федерации на части территории прежде существовавшего государства с наделением их правами субъектов федерации, как это было в США, когда в результате завоевания был присоединен Техас. Также федерация может быть образована путем повышения статуса прежних региональных образований и превращения их в субъекты федерации (Брюссель стал субъектом Бельгийской федерации в результате поправок к Конституции 1831г.) Кроме того, конфедерация может эволюционировать в федеративное государство с превращением прежде независимых государств в субъекты федерации (ОАЭ).
По структуре федерации различают симметричные и асимметричные. Первые существуют, скорее, в теории, поскольку на деле симметричных федераций не существует. Абсолютно симметричная федерация предполагает полное равенство субъектов, их одинаковый статус и полномочия, и отсутствие в своем составе не субъектов - федеральных территорий. Во всех зарубежных федерациях присутствуют какие-то элементы асимметрии.
Большинство федераций в
зарубежных странах построено по
естественно-географическому и
Субъекты федерации часто имеют свою конституцию, которую они принимают сами, без утверждения центральных органов. При этом обеспечивается верховенство федеральной конституции и федеральных законов. В то же время не все субъекты в федеративных государствах имеют свои конституции (Индия, Пакистан).
У субъектов федерации
отсутствует право выхода из союза.
В истории такие попытки были,
но приводили они чаще всего к
вооруженному противостоянию (гражданская
война между Севером и Югом
в США). В настоящее время
Субъекты федераций создают свои парламенты, которые могут быть однопалатными и двухпалатными. Практически во всех федеративных государствах в настоящее время принята двухпалатная внутренняя структура парламента, в котором нижняя палата формируется путем выборов по избирательным округам, а верхняя, напротив, может быть выборной или невыборной. Парламенты издают местные законы. В федеральном парламенте субъекты федераций представлены во второй палате.
В федеративном государстве
наряду с федеральной системой законодательной,
исполнительной и судебной власти существуют
системы трех ветвей власти субъектов
федерации, порядок формирования и
компетенция которых
Наиболее сложный вопрос
при федеральной форме
В первом случае конституция устанавливает исключительную компетенцию федерации, а все остальные вопросы относит к ведению её субъектов. Это означает, что только органы союза обладают исключительными властными полномочиями в отношении перечисленных в конституции предметов ведения (оборона страны, внешняя политика, денежное обращение и др.).
При исключительной компетенции
субъектов федерации
При совместной (конкурирующей)
компетенции властные полномочия в
отношении отнесенных к этой компетенции
вопросов принадлежат и федеральным
органам, и органам субъектов. "
Совместная компетенция предполагает
издание рамочного закона союзом
и последующее детально-
Остаточная компетенция - это компетенция по вопросам, не относящимся к первым трем видам. Этот способ довольно сложен, использование его затруднено ввиду сходства многих вопросов, расписанных по разным разделам конституции.
Существует и пятый
способ размежевания полномочий, который
заключается в том, что конституция
дает перечень только двух сфер - федеральной
и совместной компетенции. Исключительных
полномочий субъектов не существует.
Но плюс этой системы в том, что
все вопросы, которые не вошли
в указанные два перечня, относятся
к исключительному ведению