Основы конституционного права США

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:44, контрольная работа

Краткое описание

В контрольной работе рассмотрены два вопроса по предмету "Конституционное (государственное) право зарубежных стран"

Оглавление

1 Формы территориального устройства зарубежных государств
2 Основы конституционного права США
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КПЗС.docx

— 42.08 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«Забайкальский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

 

Юридический факультет

 

Кафедра государственного и  муниципального права 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конституционное (государственное) право зарубежных стран»

ВАРИАНТ № 4

 

 

 

                               Выполнил: ст.гр.ЮВ-11-2

                                           Титова Алёна Геннадьевна

                            № зачетной книжки 224174

                                                      Проверил:___________

 

 

 

Чита  - 2012

 

Содержание

1 Формы территориального устройства зарубежных государств……………3

2 Основы конституционного права США……………………………………15

Список использованных источников…………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Формы территориального  устройства зарубежных государств.

Территория любого государства  всегда определенным образом организована, разделена на части административного  или политического значения с  целью управления проживающим там  населением. В данном случае речь идет не о системе государственных  органов, а о территориальной  организации государства.

Основных форм территориального устройства две: унитарная и федеративная. Унитарное государство - единое, цельное, составные части которого не обладают какой-либо политической самостоятельностью. Федеративное государство - это союз, состоящий из нескольких государственных образований, имеющих особый политико-правовой статус.

Конфедерация - это международно-правовое объединение суверенных государств, но в нем есть некоторые конституционно-правовые элементы. Государства - члены конфедерации сохраняют свой суверенитет и  выступают как самостоятельные  субъекты во внутренних и внешних  делах. В настоящее время конфедераций в мире нет.

Существуют и другие союзы  и содружества государств, в отдельных  из них тоже есть более или менее  значительные элементы конституционно-правового  регулирования (СНГ, Европейский Союз, британское Содружество и др.). Например, в сообществе России и Белоруссии существуют общие органы, решения  которых обязательны к исполнению для обоих государств.

Автономия также является формой территориально-политической организации, особенно если она создана на основе самоопределения этнических групп  и национальных меньшинств.

В последние десятилетия  некоторые страны представляют собой так называемые регионалистские государства, по сути своей являющиеся переходными от унитаризма к федерализму, поскольку сочетают в себе элементы различных форм территориально-политического устройства. Примером может служить Испания.

На сегодняшний день самая  распространенная форма государственного устройства - это унитарная государственность. В подавляющем большинстве стран  эта форма была образована после  распада колониальной системы. Такие  крупные развитые и среднеразвитые государства как Франция, Италия, Япония, Великобритания, Португалия, Китай  и др.

Унитарное государство - это  единое государство, состоящее из административно-территориальных  единиц - областей, провинций, губерний, которые, в свою очередь, делятся  на районы. Число звеньев административно-территориального деления может быть различным: от полного его отсутствия (в государствах, население которых не достигает 10 тыс. человек, как в Тувалу в Океании) до четырехзвенного (регионы, департаменты, районы во Франции).

При унитарной форме государственного устройства центральная власть определяет правовой статус административно-территориальных  образований и их круг предметов  ведения и компетенцию, осуществляет прямой или косвенный контроль за деятельностью органов власти на местах. В каждой из административно-территориальных единиц имеются органы управления: иногда государственные (назначенные губернаторы), иногда избираемые органы местного самоуправления, а иногда и те, и другие (как во Франции).

Для унитарной формы государственного устройства характерно закрепленное в  законе право на вмешательство центральной  власти в дела местного самоуправления, однако при этом сохраняется довольно гибкая и разнообразная система  этих органов.

Кроме того, унитарное государство  имеет единую конституционно-правовую систему, единое гражданство, единую систему  высших легитимных органов государства (президент или монарх, парламент, правительство), единое экономическое  пространство и кредитно-денежную систему, единую судебную систему и вооруженные  силы.

Унитарное государство состоит  в основном из административно-территориальных  единиц, но в сложном унитарном  государстве имеются автономные единицы. В простом унитарном государстве существует только административно-территориальное деление, автономных образований нет". С точки зрения организации публичной власти в центре и на местах, а также характера взаимоотношений центральных и местных органов все унитарные государства можно подразделить на централизованные, относительно децентрализованные и децентрализованные. В централизованном унитарном государстве все звенья административно-территориального деления управляются чиновниками, назначаемыми из центра или утверждаемыми вышестоящими органами из числа кандидатур, предложенных местным представительным органом (Индонезия, Таиланд). В некоторых государствах (например, в Польше) отсутствуют выборные представительные органы, и административное управление осуществляют назначенные правительством чиновники (воеводы).

В отличие от централизованного, в децентрализованном государстве  нет назначенных на места представителей правительства, обладающих компетенцией управления. Местное управление осуществляют выборные органы местных административных единиц. Местные должностные лица (например, шериф или казначей) зачастую избираются населением. В децентрализованном государстве существует достаточно четкое разграничение полномочий между  центральной властью и местными территориальными сообществами. Контроль правительства за деятельностью  местных органов носит опосредованный характер.

Отличительной чертой относительно децентрализованного унитарного государства  является то, что наряду с назначенным  сверху чиновником общей компетенции - представителем государственной власти существует избранный населением совет - орган местного самоуправления (например, префект и совет в департаменте во Франции). Здесь права выборных органов очень ограничены, а правительственные  чиновники, наоборот, помимо своих административных полномочий, имеют право вмешиваться  в дела муниципального управления.

В централизованном унитарном  государстве изменение границ между  административно-территориальными единицами  требует согласия центра. В децентрализованном государстве границы изменяются по соглашению между территориями, без участия центра.

У термина "федерация" латинское происхождение, и означает он "объединять". В отличие от унитарного государства, которое состоит  из административно-территориальных  единиц, составными частями федерации  являются государства-члены, именуемые  субъектами федерации и обладающие известной политической самостоятельностью. Эти государственные образования называются по-разному: штаты (США), земли (Германия), провинции (Канада), эмираты (ОАЭ) и т. д.

Федеративное государство  более сложное и более демократичное, чем унитарное, поэтому федерации  в основном имеют республиканскую  форму правления. В качестве исключения можно назвать такие страны, как  Бельгия, Канада, Австралия - это монархические  образования.

Создание федеративных государств в мире проходило по-разному. Некоторые  из них были созданы на основе договора между независимыми субъектами о создании нового государственного объединения с превращением участников договора в субъектов федерации (США). Это договорные федерации или федерации, созданные на основе союза. Иные - путем присоединения к государству новых территорий или образования новых субъектов федерации на части территории прежде существовавшего государства с наделением их правами субъектов федерации, как это было в США, когда в результате завоевания был присоединен Техас. Также федерация может быть образована путем повышения статуса прежних региональных образований и превращения их в субъекты федерации (Брюссель стал субъектом Бельгийской федерации в результате поправок к Конституции 1831г.) Кроме того, конфедерация может эволюционировать в федеративное государство с превращением прежде независимых государств в субъекты федерации (ОАЭ).

По структуре федерации  различают симметричные и асимметричные. Первые существуют, скорее, в теории, поскольку на деле симметричных федераций  не существует. Абсолютно симметричная федерация предполагает полное равенство  субъектов, их одинаковый статус и полномочия, и отсутствие в своем составе  не субъектов - федеральных территорий. Во всех зарубежных федерациях присутствуют какие-то элементы асимметрии.

Большинство федераций в  зарубежных странах построено по естественно-географическому и историческому  признаку. Они имеют в своем  составе государственные образования  в статусе субъектов с собственным  административно-территориальным устройством  и собственной организацией власти.

Субъекты федерации часто  имеют свою конституцию, которую  они принимают сами, без утверждения  центральных органов. При этом обеспечивается верховенство федеральной конституции  и федеральных законов. В то же время не все субъекты в федеративных государствах имеют свои конституции (Индия, Пакистан).

У субъектов федерации  отсутствует право выхода из союза. В истории такие попытки были, но приводили они чаще всего к  вооруженному противостоянию (гражданская  война между Севером и Югом в США). В настоящее время конституционное  право не признает право выхода субъектов  из состава федерации, за исключением  самоопределения внутри федерации.

Субъекты федераций создают  свои парламенты, которые могут быть однопалатными и двухпалатными. Практически во всех федеративных государствах в настоящее время принята  двухпалатная внутренняя структура  парламента, в котором нижняя палата формируется путем выборов по избирательным округам, а верхняя, напротив, может быть выборной или  невыборной. Парламенты издают местные  законы. В федеральном парламенте субъекты федераций представлены во второй палате.

В федеративном государстве  наряду с федеральной системой законодательной, исполнительной и судебной власти существуют системы трех ветвей власти субъектов  федерации, порядок формирования и  компетенция которых определяется конституциями субъектов. Основная масса гражданских и уголовных  дел рассматривается судами субъекта федерации, которые применяют не только местные законы, но и общефедеральное  материальное и процессуальное право. Но во многих федерациях у провинций  отсутствуют своя судебная система (например, в Канаде) и собственное  гражданство субъекта федерации, кроме  общефедерального (речь идет о наличии  двух уровней гражданства одного государства).

Наиболее сложный вопрос при федеральной форме государственного устройства - это разграничение полномочий между союзом и его членами. Поскольку  и федерация в целом, и её субъекты обладают качествами государственности, существует несколько способов размежевания предметов ведения, в основе которых  лежит различное сочетание четырех  элементов: исключительные полномочия федерации, исключительные полномочия субъектов, совместная компетенция  федерации и субъектов, остаточные полномочия, не охваченные ни одним  из перечисленных элементов.

В первом случае конституция  устанавливает исключительную компетенцию  федерации, а все остальные вопросы  относит к ведению её субъектов. Это означает, что только органы союза обладают исключительными  властными полномочиями в отношении  перечисленных в конституции  предметов ведения (оборона страны, внешняя политика, денежное обращение  и др.).

При исключительной компетенции  субъектов федерации конституция  указывает на те вопросы государственного управления, которые органы субъекта вправе решать самостоятельно и под свою ответственность (например, формирование местного бюджета, организация местного самоуправления и др.). Представительные органы субъекта федерации могут принимать законы в рамках своей компетенции. "Так, например, если в США штаты вправе иметь собственные гражданские и уголовные законы, то в ФРГ, Австрии и Швейцарии действуют единые общефедеральные гражданский и уголовный кодексы".Этот вариант дает определенные гарантии субъекта от вмешательства в сферу их ведения федеральных органов.

При совместной (конкурирующей) компетенции властные полномочия в  отношении отнесенных к этой компетенции  вопросов принадлежат и федеральным  органам, и органам субъектов. " Совместная компетенция предполагает издание рамочного закона союзом и последующее детально-правовое регулирование со стороны субъекта федерации. Конкурирующая компетенция  означает, что свои полномочия в  сфере совместной компетенции субъект  федерации осуществляет тогда и  постольку, когда и поскольку  союз не воспользовался своими правами  в этой сфере". Там же. С. 135.

Остаточная компетенция - это компетенция по вопросам, не относящимся к первым трем видам. Этот способ довольно сложен, использование  его затруднено ввиду сходства многих вопросов, расписанных по разным разделам конституции.

Существует и пятый  способ размежевания полномочий, который  заключается в том, что конституция  дает перечень только двух сфер - федеральной  и совместной компетенции. Исключительных полномочий субъектов не существует. Но плюс этой системы в том, что  все вопросы, которые не вошли  в указанные два перечня, относятся  к исключительному ведению субъектов, и тем самым способствует укреплению самостоятельности субъектов в  рамках федеральной конституции.

Информация о работе Основы конституционного права США