Основы конституционного права США

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:44, контрольная работа

Краткое описание

В контрольной работе рассмотрены два вопроса по предмету "Конституционное (государственное) право зарубежных стран"

Оглавление

1 Формы территориального устройства зарубежных государств
2 Основы конституционного права США
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КПЗС.docx

— 42.08 Кб (Скачать)

Субъекты федерации реализуют  свои полномочия через собственные  органы управления, которая регулируется либо союзными конституциями (как в  Индии), либо конституциями этих государственных  образований (Мексика, США, Швейцария).

Государственная власть субъектов  организована, как правило, по тому же принципу, что и в центре. Например, если США - президентская республика, то и штаты федерации организованы по этой же модели. Исключения составляют некоторые федерации - Канада, Бельгия, Австралия, - которые, являясь монархиями, имеют в своем составе субъекты с республиканкой формой правления. Есть примеры стран с "зеркальной" ситуацией (ОАЭ, Малайзия).

Все субъекты в составе  федерации имеют свои выборные законодательные  органы - как однопалатные, так и  двухпалатные. Внутренняя организация  и компетенция парламентов аналогична той, что действует на федеральном  уровне.

Органы управления субъектов  федерации формируются в соответствии с правилами, присущими президентской  или парламентарной форме правления. В президентских республиках (США) исполнительный орган не несет ответственности  перед представительным органом  субъекта федерации за свою деятельность. В федерациях с парламентарной формой правления (Канада) исполнительный орган, наоборот, несет ответственность  за свою деятельность перед законодательным  органом.

Субъекты в составе  федерации не являются независимыми государствами.

В настоящее время среди  зарубежных стран существует 23 федеративных государства: 6 в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Швейцария, Югославия и  сербо-хорвато-мусульманская федерация  в Боснии и Герцеговине), 4 в Азии (Индия, Малайзия, ОАЭ, Пакистан), 6 в  Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США), 4 в Африке (Коморские  Острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия), 3 в Океании (Австралия, Папуа-Новая  Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии). Уникальной можно назвать сербо-хорвато-мусульманскую федерацию - это государство в государстве, сочетающее в себе федеративное государство внутри унитарного.

Большинство федераций - крупные  и средние развитые государства, мощно развитые экономически (Германия, США), но есть и такие, где промышленность развита крайне слабо (Коморские  Острова).

Наряду с политико-территориальными образованиями, регулируемыми конституционным  правом, существуют созданные на основе международных соглашений и регулируются, в основном, нормами международного права с элементами конституционно-правового  регулирования. Образованием такого рода является конфедерация. Это не единое, суверенное государство, а союз суверенных государств, добровольно объединившихся для удовлетворения целей политического, экономического и оборонного характера.

Конфедерация носит временный  характер, например, союз североамериканских штатов (1781-1787 г.г.) был впоследствии преобразован в федерацию.

Для совместной деятельности в конфедерациях формируются  некоторые общие органы, состоящие  из представителей субъектов конфедерации и реализующие их согласованные  решения. Конфедерация может иметь  свой парламент, своего главу конфедерации (обычно президента), свое правительство, но в отличие от федерации акты общих органов не действуют на территориях государств-членов. Если соответствующие органы государств-членов ратифицируют эти акты, то впоследствии они вступают в силу. Но ими, эти  акты могут быть также отклонены.

В настоящее время конфедераций в мире не существует. В децентрализованных унитарных государствах и федерациях может существовать автономное образование. Автономия - это внутреннее самоуправление части территории государства, конституционно закрепленное. Она создана с учетом национального состава, культуры, традиций и быта проживающего в ней населения (например, Корсика во Франции). Автономии  создаются либо путем проведения референдума в районах предполагаемого  образования, либо законом сверху (как  это было в Ираке), а иногда и  как результат длительной и упорной  борьбы населения данной территории, особенно если оно характеризуется этническими особенностями.

В зависимости от компактности проживания этнических групп автономии  подразделяются на персональные, корпоративные и территориальные. К первой группе относятся автономии с разрозненно проживающими этническими группами, создающими свои объединения и занимающимися, в основном, вопросами культуры и быта. В вопросах политической жизни представители таких автономий принимают участие путем представительства в некоторых центральных органах власти. Корпоративная автономия - это лингвистические общности, живущие небольшими группами вперемежку с другими народностями. Для них резервируется доля мест в государственном аппарате, а госслужащие, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного населения. Третья группа - это территориальная автономия, основанная не только на этнических признаках, но и на особенностях быта и культуры населения, проживающего на данной территории (этнотерриториальная автономия). Этнические группы проживают очень компактно. Иногда одна и та же этническая группа одновременно использует разные формы автономии, как, например, саамы в Швеции и Норвегии.

Таким образом, существуют две  главные формы автономии: национально-территориальная (этнотерриториальная) и культурно-национальная.

В зависимости от объема полномочий, предоставленных местным  органам, национально-территориалная (этнотерриториальная) автономия делится на две группы: политическую и административную. Политической автономии присущи некоторые признаки государственности. Это предполагает наличие особого закрепленного юридического статуса и право законодательства по местным вопросам, перечень которых указан в конституции или определяется специальным законом. В политической автономии создается свой парламент, иногда двухпалатный; кроме того, образуется свой орган местной исполнительной власти. Законы, принимаемые автономией, не должны противоречить интересам государства. В отличие от субъектов федерации, имеющих иногда свою судебную систему, у автономных образований своих судов нет. Суды, расположенные на территории политической автономии, входят в единую судебную систему государства. Гражданин автономии является одновременно гражданином государства, в состав которого входит образование.

Политическая автономия  довольно широко распространена в государствах Азии, Европы и Африки (Северная Ирландия в составе Великобритании, Сицилия  и Сардиния в Италии).

В отличие от политической, административная автономия распространена не так широко. Органы такой автономии  не обладают правом законодательной  инициативы, не имеет собственного парламента. Однако по сравнению с  другими административными единицами, которые тоже издают нормативные  акты, такие автономные образования  обладают гораздо более широкими правами в этой области. Кроме  того, наряду с официальным языком, в судах и администрации может  использоваться местный язык, на котором  также может осуществляться вещание  и преподавание в учебных заведениях.

Административная автономия  может создаваться в субъектах  федеративных государств и отражать специфику национального состава.

Наибольшее число административных автономий на сегодняшний день имеется  в Китае (свыше сотни). Там представительные органы могут принимать акты об автономии, могут изменять или отменять акты вышестоящих органов государства (с их разрешения), если эти положения  не соответствуют местным условиям, могут участвовать во внешнеэкономических  отношениях в соответствии с законами государства. Наиболее крупное автономное образование в Китае - Тибет.

Культурно-национальная автономия  применяется там, где национальности и этнические группы живут не так компактно, а разрозненно. Они создают свои организации, выборные органы, занимающиеся в основном вопросами культуры, имеют своего представителя при правительстве государства, с которым консультируются по вопросам языка, быта и культуры. Такая форма используется, например, в Скандинавии в отношении саамов.

В целом, разнообразная численность  автономных образований в мире растет.

Указанные элементы конституционно-правового  регулирования присущи Европейскому Союзу, у которого, в частности, имеется  свой парламент (Европарламент), избираемый гражданами государств-членов, а не их парламентами; есть свои исполнительные органы.

Странам СНГ также в  незначительной степени присущи  элементы государственности. В состав СНГ входят 11 государств - бывших республик  СССР (исключение составляет Прибалтика). Кроме того, следует упомянуть  Содружество четырех государств - Белоруссии, Казахстана, Киргизстана  и России. Они создали общие  органы, решения которых могут  иметь обязывающий характер.

В некоторых странах существуют резервации для коренного населения, например, для индейцев в Канаде и США. Жизнь племен в резервации находится под надзором федеральных  властей, хотя рассматривается как  территориальная единица, управляемая  племенными советами в соответствии с местными обычаями.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Основы конституционного  права США.

Соединенные Штаты Америки - крупнейшая индустриально-аграрная капиталистическая страна, достигшая высокой степени экономического и технологического развития. Она занимает первое место в мире по объему валового внутреннего продукта (ВВП), второе - по доле ВВП на душу населения, пятое - по размерам территории (после России, Канады, Китая и Бразилии), третье - по численности населения (после Китая и Индии) - 264 млн. человек в 1996 г. США оказывают решающее влияние на международные отношения.

Принятие и структура  конституции. Действующая конституция  США была принята в 1787 г. в г. Филадельфии конвентом - своего рода учредительным собранием, состоявшим из представителей штатов - государств, которыми провозгласили себя в 1776 г. в ходе борьбы за независимость британские колонии в Северной Америке. Они создали конфедерацию США. Ее конституционный документ - Статьи конфедерации - был принят в 1777 г. и вступил в силу в 1781 г. Филадельфийский конвент был созван в обстановке острого недовольства народных масс внутренней политикой конфедерации (происходили даже восстания). Главной целью конвента было реформирование конфедерации, этой «веревки из песка», и прежде всего укрепление государственной власти. Однако на деле было учреждено новое государство - федерация США. После ратификации необходимым большинством штатов в 1789 г. вступила в силу конституция.

Конституция США - сравнительно краткий документ. В ней содержится приблизительно 7 тыс. слов. Она состоит из преамбулы, в которой говорится, что народ США принимает эту конституцию в целях создания более совершенного союза, утверждения правосудия и внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и свободе, а также из семи довольно пространных статей, обозначенных римскими цифрами (некоторые из статей занимают несколько страниц). Большинство статей делятся на разделы.

Важнейшими конституционными документами являются также Декларация независимости 1776 г. и поправки к  конституции, которые обозначаются римскими цифрами. Они не включаются в текст конституции, остающийся неизменным, а прилагаются к ней. К настоящему времени принято 27 поправок, последняя из них - в 1992 г.

Основные черты конституции США. Конституция США - первая писаная конституция, прогрессивный документ, который оказал влияние на конституции многих стран мира. Она закрепила образование суверенного федеративного государства, происшедшее в результате освободительной борьбы народа против британской короны, провозгласила принцип народного суверенитета, определила демократические принципы организации государственности (представительное правление, разделение властей и др.), установила, что федеральное право имеет приоритет над правом штатов. Под влиянием этой конституции в мире стала распространяться доктрина конституционализма.

Вместе с тем конституция 1787 г. имела исторически ограниченный характер, связанный с условиями  ее времени, и реакционные черты, обусловленные интересами правящих кругов, в основном плантаторов-рабовладельцев южных штатов и крупных предпринимателей Севера. В соответствии с представлениями  того времени конституция ограничивалась регулированием отношений государственной  власти и человека (но преимущественно  в судебной сфере и в рамках некоторых личных прав индивида), а  также установлением структуры  и взаимоотношений высших органов  государства. В тексте конституции  не было статей о политических и  социально-экономических правах личности. Политические права были включены первыми  десятью поправками, получившими  название Билля о правах, а положения  о многих социальных, экономических, культурных правах отсутствуют в  тексте конституции и сейчас. Конституция  молчаливо закрепляла рабство негров, позволяя голосовать за них их хозяевам - плантаторам, лишала избирательных прав женщин (последнее ограничение действовало до 1919 г.). Во многих отношениях (вопросы непосредственной демократии, принципы демократического режима и др.) конституция была пробельна. Иногда ее формулировка казуистичны, имеют недостаточно обобщающий характер. В соответствии с конституцией США являются по форме правления президентской республикой, по форме территориально-политического устройства - относительно централизованной федерацией, страной с демократическим государственным режимом.

Декларация независимости 1776 г. провозглашала право народа на восстание против угнетения, независимость  от британской короны, исходя из концепции  естественных прав. Декларация, а затем  и конституции закрепляли некоторые неотъемлемые права человека - на жизнь, свободу

Информация о работе Основы конституционного права США