История приватизации в России: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:12, реферат

Краткое описание

Понятие и содержание права собственности; Понятие и особенности государственной и муниципальной собственности; Разграничение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов и муниципальную собственность; Экономическая направленность преобразований государственного сектора; Организационно - экономическое функционирование объектов государственной собственности;

Файлы: 1 файл

История приватизации в России- теория и практика Понятие и.doc

— 1.40 Мб (Скачать)

В настоящее время в частных руках находится более 70% розничной торговли, процесс распространился и на оптовую торговлю. В значительной мере приватизированы грузовые автоперевозки (в частной собственности находится до 60% грузового автопарка страны). Быстрыми темпами идет разгосударствление внешней торговли и строительства. Приватизации экономики способствовало также создание зарубежными и польскими (в основном государственными) фирмами 1312 совместных предприятий. Что касается сельского хозяйства, то примерно 75% его продукции давно уже давал частный сектор.

В промышленности, однако, положение совсем иное. В 1990-1994 гг. из 3107 предприятий, действующих в добывающих и обрабатывающих отраслях, приватизировано не больше 100-150. Главный метод приватизации средних предприятий (с числом занятых до 500) - это льготная продажа их трудовому коллективу путем т.н. “ликвидации” (этот термин используется потому, что существующие государственные предприятия формально ликвидируются и вместо них как бы заново создаются предприятия, принадлежащие трудовым коллективам - рабочим и администрации). Еще семь предприятий были приватизированы в конце 1991 года “традиционными” методами: пять крупных фирм - на открытых торгах, одна продана зарубежному инвестору и одна - ее прежней администрации. Несколько десятков госпредприятий были частично приватизированы, приобретя статус совместных (с зарубежными инвесторами) компаний. Однако большая часть крупных промышленных предприятий по-прежнему принадлежит государству. По имеющимся данным, в промышленности действуют теперь около 6400 фирм. Однако на их долю приходится лишь около 1/4 промышленной продукции, 3/4 все еще выпускаются государственными предприятиями.

Хотя общих более или менее точных оценок частной собственности в Польше нет, можно сказать, что к 1995 году в частных руках находилось 40-45% экономики страны.

В дополнение к реально проводимой приватизации улучшается законодательство о защите частной собственности, открылась (в апреле 1991г.) биржа ценных бумаг, приняты новые законы о ценных бумагах и иностранных инвестициях, о земельной собственности.

В апреле 1991 года правительство одобрило программу приватизации кредитно-банковской системы, предусматривающую передачу в частные руки в течение этого двух-трех из имеющихся семи государственных коммерческих банков. Примерно 100 кредитных учреждений были акционированы, т.е. преобразованы в акционерные компании, все 100% капитала которых принадлежит казначейству.

Правительство также приняло твердые обязательства в области приватизации на предстоящие пять лет. В 1993-1995 гг. 3173 из 8441 госпредприятия с общим объемом капитала в 1 млрд. долларов были приватизированы, безвозмездно переданы или ликвидированы.

С конца 1995 года в Польше началась “ваучерная” приватизация. По своей модели она напоминает приватизацию в Чехии. Так же как в Чехии и Словакии приватизационные купоны (ваучеры) являются именными, что значительно снижает возможности проведения финансовых махинаций с ними. Как правило они делимы. По сравнению с российским аналогом значительно более понятной является техника обмена ваучеров (купонов) на акции предприятий. Польское правительство установило жесткий контроль над инвестиционными (приватизационными) фондами, которые играют большую роль в реализации государственной собственности. Одновременно поощряется приобретение предприятий в собственность рабочими и менеджерами.

Всеобщая приватизация проводилась в Польше в три этапа.

На первом этапе несколько сот предприятий были коммерциализированы и превращены в компании, принадлежащие Казначейству. Оценка имущества участвовавших в программе приватизации предприятий не проводилась. Условием участия предприятия в программе всеобщей приватизации являлся годовой оборот эквивалентный 10 млн. долларов и наличие положительной прибыли.

На втором этапе было создано 20 государственных инвестиционных фондов. Акции приватизированных предприятий были распределены следующим образом: 60% акций переданы в НИФы, причем 33% выделено “ведущему” НИФу, управляющему компанией, а оставшиеся 27% были распределены среди остальных фондов в качестве миноритарных участий; 25-30% остались у Министерства приватизации; 10-15% - бесплатно распределены среди работников предприятия.

Акции, принадлежавшие государству были переданы пенсионным фондам Объединения социального страхования.

В ходе третьего этапа началась собственно приватизация. Все взрослые граждане по внесению регистрационной оплаты (около 20 долларов, что ровно 10% среднемесячной зарплаты) получили акции национальных инвестиционных фондов (НИФов).

В массовой приватизации приняли участие около 600 предприятий, 27 млн. взрослого населения, 20 НИФов (они являются холдингами 25-30 предприятий). Каждому взрослому поляку был выдан сертификат, дающий держателю право на акции в НИФах.

Прямые иностранные инвестиции в экономику Польши составили в 1990-1996 гг. 7.148 млн. долларов, а к 2001 году они составили почти 12 млрд. долларов (Источник: “Economic intelligence unit”, 29.03.01).

 

Опыт приватизации в Восточной Германии

 

В Восточной Германии прошла беспрецедентная в мировой практике приватизация самых различных видов собственности и в самых разных отраслях хозяйства. Объединение Германии в 1990 году послужило катализатором преобразования экономики бывшей ГДР и обусловило некоторые принципиальные отличия от опыта восточноевропейских реформ. При всей уникальности стартовых условий и хода реформ отдельные подходы и моменты имеют универсальное значение, а некоторые прецеденты в решении спорных вопросов заслуживают внимание.

К особенностям восточногерманского варианта можно отнести:

- определенность политического выбора направления реформ - возврат к капиталистическому варианту развития, решительная приватизация;

- возможность опереться на сформированную правовую базу и институциональные структуры (в виде налоговых служб, системы социального обеспечения, ведомства по приватизации). При всем при этом в новых восточных землях Германии ощущается нехватка квалифицированного персонала для соответствующих служб и институциональных структур, который мог бы компетентно действовать в рамках новых “правил игры”. Это замедляет процесс принятия решений, сопровождается нерешительностью и тем самым сдерживает преобразования.

В 70-80-ые годы технологический разрыв между Западом и Востоком казался основной проблемой. Но наше время высветило именно разрыв в законодательной сфере и институтах, организующих хозяйственную жизнь. Эти базовые основы нарабатываются годами, и такого рода отставание не может быть преодолено в короткие сроки.

Определенность параметров рыночной среды, важнейший среди которых цены, также можно отнести к числу благоприятных условий для проведения экономических преобразований. Бывшей ГДР не пришлось тратить время на определение верных уровней и структуры цен, проходить через период хаоса, связанного с поиском приемлемых для всех экономических субъектов цен.

Поведение экономических субъектов формируется не только базовыми условиями (частная собственность, свободные производители, свободное ценообразование), но и всей национальной экономической средой, которая складывается столетиями под влиянием национальной истории, культуры, системы ценностей.

Различия между странами, развивающимися в рамках рыночной экономики, в силу этого весьма существенны: от американского капитализма с наиболее выраженными принципами свободы предпринимательства до шведской и австрийской моделей социального государства, со значительным вмешательством государства в процесс перераспределения национального дохода.

Германская модель получила название “социальное рыночное хозяйство”. Кратко его можно охарактеризовать как предпринимательскую экономику с сильно выраженной социальной ответственностью бизнеса.

Переход бывшей ГДР к рынку стал наиболее “шоковым” вариантом трансформации командно-административной системы. За радикальность пришлось заплатить структурным кризисом восточногерманской промышленности, которая в один день оказалась перед лицом глобальной и жесткой конкуренции. Разорение предприятий, лавинообразный рост безработицы, социально-психологическая напряженность в связи с возникновением комплекса “немцев второго сорта” - таковы сопутствующие явления начального этапа реформ. Заказы обеспечивали загрузку мощностей восточногерманских предприятий в первом полугодии 1991 года лишь на 45-48%. К началу 1992 года сокращение ВНП в восточных землях составило 22%, число занятых сократилось с 10 млн. в 1989 году до 6,4 млн.

Однако изменение ситуации наметилось уже летом 1991 года. Объемы производства стабилизировались, а в во второй половине 1992 года начался рост ВНП.

По прогнозам германских экспертов, к началу XXI века различия в уровне производительности и доходов между западными и восточными землями будут не больше, чем до объединения Германии. Этот оптимизм базируется на позитивной оценке технического и кадрового потенциала предприятий бывшей ГДР.

Процесс приватизации в восточных землях Германии, в отличии от России, с самого начала был введен в четкие правовые и институциональные рамки. На формирование правовой базы приватизации восточногерманских предприятий ушло примерно четыре месяца.

18 мая 1990 года между ФРГ и ГДР был заключен Договор о создании валютного, экономического и социального союза. Этим договором учреждалось Попечительское ведомство по приватизации и управлению государственным имуществом. 17 июня 1990 года был принят Закон о приватизации и реорганизации народного имущества. Некоторые его положения были уточнены в Законе об объединении Германии от 31 августа 1990 года.

В основу реформирования хозяйства Восточной Германии была положена концепция ускоренной и всеобъемлющей приватизации. Каких-либо государственных программ - с этапами, регламентацией, ограничениями по отраслям и категориям инвесторов - не существовало.

Концепция приватизации исходила из трех возможных в рыночной ситуации стратегий:

1) скорейшая приватизация в форме продажи наиболее эффективных, конкурентоспособных предприятий;

2) санация “проблемных” предприятий как шаг на пути к приватизации, если нет инвесторов, готовых взять ее на себя;

3) ликвидация предприятий, не имеющих шансов на выживание, но по возможности превращение их в ядро “кристаллизации” новых видов деятельности.

Во многих странах Восточной Европы социальные факторы вынуждают проводить рыночные реформы по не вполне рыночным принципам. Социальные моменты были важны и в Германии, но здесь на первый план вышли вопросы занятости, а не социальной справедливости в распределении общенародной собственности, как в России.

Сворачивание и ликвидация производства в восточных землях Германии затронули те отрасли, которые оказались в 70-80-ых годах малоконкурентоспособными и в других европейских странах. Попечительское ведомство стремилось организовать этот процесс щадяще, одновременно способствовало созданию новых рабочих мест.

Решение о приватизации принимались на основе заявки заинтересованного лица, которая должна была содержать предложения относительно цены и детальная концепция дальнейшего развития предприятия. Концепция включала в себя производственный, инвестиционный и финансовый план, план занятости, перечень предполагаемых поставщиков и клиентов. Ключевой являлась информация о финансировании покупки фирмы и инвестиций. Кроме того сделка не должна была противоречить Закону против ограничения конкуренции. Цены определялись в процессе переговоров между Попечительским ведомством и потенциальным покупателем, а не какой-то нормативной методикой. Приоритет обычно отдавался приватизации предприятия целиком.

Итоги приватизации сильно различаются в зависимости от отрасли. Она практически завершена в розничной торговле и гостиничном бизнесе. Менее чем за год (к апрелю 1991 г.) в торговле, общественном питании и гостиничном хозяйстве было продано более 17 тысяч фирм. Это стало мощным стимулом для развития мелкого бизнеса.

В других отраслях было продано 4500 предприятий, из них 40% в сфере услуг, строительстве, лесном и сельском хозяйстве. С конца 1990 года процесс приватизации был ускорен. К маю 1991 года было продано частным лицам 1596 промышленных фирм (1/8 общего числа), из них 2/3 за январь-апрель 1991 года, а к сентябрю около 3000.

Среди приватизированных промышленных фирм примерно 40% составили предприятия машиностроительной, автомобильной и металлообрабатывающей промышленности, 30% - пищевой, 17% - электронной и оптико-механической. Большие трудности, как и во всем мире, возникли при приватизации химической и резинотехнической промышленности (12% от общего числа проданных фирм). Очень активно шел процесс выкупа в строительстве и торговле стройматериалами.

Основными участниками приватизации в восточных землях являются западногерманские фирмы и предприниматели.

Приведенные выше примеры гибких подходов к решению сложных проблем и спорных моментов убедительно показывают, что при наличии политической воли и развитого права проблемы, сдерживающие приватизацию, устраняются достаточно эффективно.

 

Сравнение опыта приватизации в Восточной Европе и в России

 

Единства и различия в практике массовой приватизации в России и Восточной Европы достаточно очевидны. Российский вариант в существенных своих чертах ближе к опыту Чехии и Словакии.

Однако российская ваучерная приватизация по многим пунктам проигрывает даже опыту Чехословакии. Различия в экономических структурах и географии этих стран, менталитете населения и многом другом, безусловно играют свою роль. И все же необходимо констатировать, что недостатки российской ваучерной приватизации были не продуктом специфики нашей страны, а результатом сознательного выбора.

Спекулятивные моменты ваучерной приватизации в России значительно более выражены, чем в Чехии и Словакии. Этому способствовали:

- выпуск чека на предъявителя;

- фиксирование номинальной стоимости чека в рублях, а не в условных единицах;

- отсутствие механизмов поддержания курсовой стоимости чека в процессе аукционов и ее соответствия стоимости приобретаемых на нее активов;

- локальный характер аукционов;

- отсутствие ограничений на участие в них физических и юридических лиц.

Информация о работе История приватизации в России: теория и практика