История приватизации в России: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:12, реферат

Краткое описание

Понятие и содержание права собственности; Понятие и особенности государственной и муниципальной собственности; Разграничение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов и муниципальную собственность; Экономическая направленность преобразований государственного сектора; Организационно - экономическое функционирование объектов государственной собственности;

Файлы: 1 файл

История приватизации в России- теория и практика Понятие и.doc

— 1.40 Мб (Скачать)

Процесс “стихийной приватизации” показал, что безличный собственник является незаинтересованным, расточительным, плохим хозяином. Признание этого обстоятельства вынудило государственную власть вмешаться в процесс приватизации и прекратить бесконтрольный процесс разбазаривания государственной собственности. С этой целью и был принят Закон о защите государственного имущества, создано Государственное имущественное агентство (ГИА).

Агентство, первоначально подчиненное парламенту, а с сентября 1990 года - правительству, были возложены функции по приватизации крупнейших предприятий. Правительство через Агентство назначало покупателей. Впоследствии даже “малая приватизация” стала осуществляться через Агентство.

В 1992-93 гг. компетенция ГИА была ограничена, создан новый государственный орган - Государственное акционерное общество собственности (ГАОС). Ему были переданы права собственника на имущество, остающееся в руках государства, длительное время. Таким образом, был ускорен процесс приватизации с одновременным усилением государственного вмешательства.

За 1990-1991 годы в Венгрии было приватизировано 25% всей государственной собственности (в том числе 7% перешло в частные руки, в частности в собственность иностранных фирм, 18% - в акции различных компаний и холдингов). В 1992 году примерно половина из 1800 предприятий были приватизированы, 10% из них были переданы в частные руки. К 1994 году было приватизировано 80-85% государственной собственности.

Концепция приватизации в Венгрии складывалась постепенно, ее формирование началось еще в рамках прежней системы, когда предусматривалось развитие социального рыночного хозяйства, основанного на смешанной форме собственности, в том числе и частной. Со сменой власти основной акцент был сделан на развитие именно частной собственности.

Пришедшим к власти весной 1990 года коалиционным правительством Й.Антала (Венгерский Демократический Форум) была проявлена серьезная политическая решимость в отношении проведения приватизации. Она обосновывалась необходимостью решения ряда политических, экономических и социальных задач. К числу задач экономического характера относятся:

- создание экономически независимых товаропроизводителей (частных предпринимателей, различных хозяйственных обществ, товариществ и других необходимых субъектов рыночного хозяйства);

- создание экономической среды, способствующей более эффективному хозяйствованию сохраняющихся объектов государственной собственности;

- погашение государственного долга и модернизация имеющихся фондов благодаря поступлению доходов от продажи государственного имущества в процессе приватизации.

Концепция венгерской приватизационной модели состоит из мотивов необходимости приватизации, ее основных целей, обоснования ее темпов и масштабов, методов и форм осуществления; определение форм участия иностранного капитала в этом процессе, мер по созданию организационной инфраструктуры процесса приватизации и органов управления собственностью, как передаваемой в частные руки, так и остающейся временно и постоянно в руках государства.

В Венгрии строго соблюдаются два основных принципа проведения приватизации.

1. Венгрия представляет собой исключение из всех постсоциалистических стран, охваченных идеями всеобщего и бесплатного раздела госимущества. Строго соблюдается закрепленный законодательным порядком принцип проведения приватизации только на основе платности.

В Венгрии считают, что смысл приватизации не просто в смене собственника, а в утверждении слоя новых владельцев, способных к ответственным и заинтересованным действиям ради приумножения капитала. В Венгрии изначально была отброшена, как несостоятельная модель создания нового слоя собственников на основе административного передела. Это коренное отличие венгерской модели приватизации от российской.

2. Вторым принципом приватизации в Венгрии является ее подчиненность задачам повышения экономической эффективности. Подчеркивается, что речь идет не просто о том, чтобы как можно скорее распродать все государственное имущество, а о том, чтобы провести этот процесс наиболее рационально. Если, согласно прежним представлениям, доходы от приватизации должны были пополнять доходы госбюджета и погашать государственный долг, то впоследствии этот подход изменился.

В 1990 году из 600 млн. форинтов доходов 511 млн., т.е. 85%, были направлены на погашение государственного долга, в 1991 году от приватизации было уже получено 40 млрд. форинтов, из которых 20 млрд., т.е. 50%, поступило в госбюджет. В дальнейшем эта доля еще сокращалась.

Также следует указать на еще один важный момент венгерской приватизации - решение проблемы реституции.

За предоставление компенсаций бывшим собственникам, пострадавшим в ходе коммунистического правления (коллективизация, национализация) выступала Независимая партия мелких хозяев (НПМХ) - т.н. “историческая” партия, член правящей коалиции. В результате острой политической борьбы Закон о компенсации был принят парламентом Венгрии в июне 1991 года. Право на компенсацию получили лица, лишившиеся своей собственности после 8 июня 1949 г. Затем этот Закон был дополнен другими законодательными актами - о компенсации лицам, понесшим материальный и моральный урон с мая 1939 года в связи с незаконным лишением собственности евреев (1939-1944гг.) и немцев (после 1945г.). Общая сумма компенсации составила около 100 млрд. форинтов. После рассмотрения правомерности заявок заявителям выдаются т.н. боны или купоны (без права обмена на деньги) для вложения в приватизируемое государственное имущество, жилье, а также земельные участки.

Были установлены определенные ограничения на размеры компенсации: верхний предел - 5 млн. форинтов. На 100% компенсируется изъятая в свое время собственность лишь до 200 тыс. форинтов или, если речь идет о земельном участке, до 1 млн. форинтов.

Большие надежды в Венгрии в связи с приватизацией возлагаются на привлечение в страну иностранного капитала. Для него открыта возможность приобретения предприятий в 100-процентную собственность, расширен круг предприятий, в имуществе которых доля иностранного капитала может достигать 51% и более. Иностранные инвестиции на начало 1992 года составили 3,5 млрд. долларов (более 4% ВНП, что соответствует доле иностранного капитала в Мексике и Малайзии). В 1990-1995 гг. прямые иностранные инвестиции в экономику Венгрии составили 11,2 млрд. долларов. В 1996-2000 гг., согласно “Economic intelligence unit”, прямые иностранные инвестиции в экономику Венгрии достигли 13 млрд. долларов. 2/3 всего иностранного капитала приходится на фирмы США, Германии и Японии. 60% инвестиций носят производительный характер.

 

Приватизация в Чехии и Словакии

Каждый взрослый гражданин Чехословакии мог за сумму, равную средней недельной заработной плате, купить книжку купонов. Ценность купонов была выражена не в денежных единицах, а в пунктах. В ходе первой волны приватизации каждый владелец ваучерной книжки мог использовать купоны общим достоинством в 1000 пунктов. Акции каждого предприятия также были оценены в пунктах.

45% владельцев купонных книжек полностью доверились инвестиционным фондам, 30% частично передали их в фонды, частично вложили сами. Около 25% предпочли действовать самостоятельно, не прибегая к услугам фондов.

Купонная приватизация была проведена в два этапа.

В ходе первого этапа было приватизировано 1491 предприятие, в том числе 988 в Чехии и 593 в Словакии. Было распределено государственного имущества на 300 млрд. крон ( 206 млрд. крон в Чехии, 90 млрд. крон в Словакии и 13,6 млрд. крон федерального имущества). Общий размах кампании разгосударствления был еще больше, поскольку кроме купонной приватизации существовали и иные формы. В 1992 году в Чехии по прочим каналам передано в частные руки государственного имущества на 134 млрд. крон.

Отбор предприятий для участия в ваучерной приватизации осуществлялся на основе приватизационных проектов. На первом этапе приватизации власти дали понять примерный размер уставного капитала предприятия, которое может быть включено в ваучерную приватизацию, и изложили свои требования относительно доли, продаваемой на ваучеры. Руководство предприятий само вносило коррективы в приватизационные проекты с целью их попадания в ваучерную приватизацию.

В проектах приватизации предприятий, преобразуемых в акционерные общества, предусматривалось выделение по меньшей мере 20% акций для купонной приватизации. Фактически доля распределяемых через пункты акций колебалась от 10% до 97%. Средняя доля по 1200 предприятиям, приватизированным на первом этапе, равна 50%.

Движение ценных бумаг, выпускаемых в ходе купонной приватизации, было полностью дематериализовано. Проведение и завершение процесса торгов находилось полностью в руках Министерства Финансов. Министерство получило право решать вопросы о корректировке цен, изъятии из процесса торгов фирм, спрос на акции которых существенно превышал предложение, объявлять заключительный тур.

В каждом туре публиковались административно установленные цены акций предприятий (в пунктах), количество предлагаемых (оставшихся) акций и масштабы излишнего спроса, зарегистрированного в предшествующем туре. В первом туре ( 18 мая - 8 июня 1992 года) цена акций всех предприятий была установлена в 3 акции номиналом в 1 тыс. крон за 100 пунктов. Это означает, что номинальная стоимость купонной (ваучерной) книжки (в 1000 пунктов) была оценена в 30 тыс. крон.

В конце каждого тура Центр ваучерной приватизации Федерального министерства финансов производил следующие операции:

1) если спрос на акции данной компании был равен или меньше предложения акций все заявки удовлетворялись по цене установленной для этого тура. Власти затем сокращали предложение акций компаний, предложение которых оказывалось излишним;

2) при превышении спроса над предложением менее, чем на 25%, и значительном участии ИФП заявки индивидуальных инвесторов удовлетворялись полностью, а заявки фондов рационировались пропорционально количеству затребованных акций. Каждый ИФП должен был получить по крайней мере 80% своей заявки;

3) если спрос превышал предложение более, чем на 25%, а рационирование заявок ИФП приводило к тому, что 80% их заявок удовлетворить не оказывалось возможным, продажа не осуществлялась (пункты возвращались их собственникам) и в следующем туре цена повышалась.

Количество туров заранее не устанавливалось, что не могло не отразиться на ходе приватизации и поведении инвесторов. После каждого проведенного тура правительство могло объявить о прекращении дальнейших торгов, что означало “сгорание” неизрасходованных пунктов. Это стимулировало активность инвесторов, стремившихся “пристроить” свои пункты на начальных этапах приватизации. В течение первых двух туров было распродано 56% всех акций (30% акций в первом туре и 25,9% во втором). Активность инвесторов (измеряемая предложением ими в последующих турах остающихся пунктов) была высока - не снижалась ниже 88%. Причем активность ИФП постоянно была выше, чем физических лиц - в последних двух турах они оба раза выставляли 100% оставшихся у них пунктов.

Корректировка цен между вторым и третьим турами привела к тому, что в третьем туре предложение акций многих фирм оказалось избыточным.

После четвертого тура правительство объявило, что пятый тур будет окончательным. Инвесторам, заявки которых на акции не были удовлетворены по причине того, что спрос на них превысил предложение, было обещано, что правительство откорректирует цену таким образом, чтобы при повторении ими в пятом пункте заявок четвертого тура, гарантировать им получение акций. В то же время инвесторы, подавшие в четвертом туре заявки в компании, предложение акций которых оказалось избыточным, должны были получить акции только в том случае, если спрос на них в пятом туре не превысит предложение.

Нераспределенными после пятого тура осталось только 3,5% пунктов физических лиц и 0,3% пунктов ИФП. Неизрасходованные пункты пропали. К концу пятого тура было продано 92% акций.

В Чехии и Словакии инвестиционные фонды могли создаваться как частными, так и государственными структурами, причем получали статус приватизационных т.е. специально создавались для участия в купонной приватизации.

Особенностью чехословацкого подхода к ваучерной приватизации является то, что процесс концентрации акций приватизируемых предприятий был полностью предоставлен на волю рынка.

Закон об Инвестиционных фондах приватизации (ИФП) был принят 28 апреля 1992 года - спустя два месяца после последней даты регистрации фондов для участия в купонной приватизации. До этого их деятельность строилась на основе Закона об акционерных обществах. Для создания ИФП требовалось согласие министров приватизации Чешской и Словацкой республик.

Минимальный уставной капитал ИФП был определен в 1 млн. крон (33 тыс. долларов). Фондам было запрещено иметь в своих Советах Директоров государственных чиновников, инвестировать более 10% своих пунктов в одну компанию и приобретать более 20% ее акций. ИФПам с одним учредителем первоначально было разрешено приобретать до 40% акций, затем лимит был понижен до 20%.

Всего было создано 434 фонда, аккумулировавших 72% ваучерных пунктов. Особой популярностью пользовались крупные, известные фонды. В Чехии почти 50% купонов находятся в руках 9 инвестиционных фондов.

Прямые иностранные инвестиции в экономику Чехии составили в 1990-1995 гг. - 5,6 млрд. долларов (в экономику Словакии - 775 млн. долларов). Согласно “Economic intelligence unit”, в 1996-2000 гг прямые иностранные инвестиции в экономику Чехии. составили 15,4 млрд. долларов (в экономику Словакии - 2,1 млрд. долларов).

 

Приватизация в Польше

Приватизация в Польше основывается на Законе, принятом в июле 1990 года. В соответствии с этим законом было создано министерство по реформе собственности (МРС) и в кратчайшие сроки проведена “малая приватизация” в торговле и сфере бытового обслуживания. “Малая приватизация” охватывала 60 тыс. предприятий (ранее подчинявшихся в основном местным органам власти), которые были проданы или сданы в аренду частному сектору в 1990-1991 годах. Помимо этого в торговле и услугах было создано несколько сот тысяч новых, с самого начала частных предприятий.

Информация о работе История приватизации в России: теория и практика