Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:12, реферат
Понятие и содержание права собственности; Понятие и особенности государственной и муниципальной собственности; Разграничение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов и муниципальную собственность; Экономическая направленность преобразований государственного сектора; Организационно - экономическое функционирование объектов государственной собственности;
Польская модель всеобщей приватизации исходила из концепции, что контроль над предприятиями должен быть сконцентрирован в руках малого количества фондов. Расчет строился на сбросе населением акций предприятий и фондов.
Достоинством чехословацкого подхода к приватизации является скорость преобразований. Однако за скорость приватизации пришлось платить ценой неполноты, половинчатости преобразований. В целом ряде случаев приватизация осуществлялась скорее по форме, чем по существу, а фактическими владельцами многих предприятий была и остается местная администрация. В России подобная практика приняла еще более уродливые формы.
Серьезным отличием приватизации в странах Восточной Европы является также то, что Венгрия, Чехия и Польша, в отличии от России, имели возможность решать вопрос недостаточности инвестиций путем привлечения иностранного капитала.
2. Нормативно-правовое обеспечение и регулирование приватизации
Нормативная база приватизации: общие замечания
В 90-х годах формирование приватизационного законодательства в России развивалось конфликтно как из-за развернувшихся в стране острых дискуссий по моделям приватизации, так и из-за противоречий между ветвями власти, прежде всего между неолиберальной реформаторской линией правительства и президента и позицией законодательной власти, акцентировавшей проблемы социального равенства в реформах и социальную справедливость приватизации. В связи с этим такие важные концептуальные решения и практические меры, как чековая приватизация и залоговые аукционы, осуществлялись на основе указов президента и специальных программ, также утвержденных президентскими указами и не получившими статуса законодательной нормы. При этом нормы первого российского закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 3.07.1991г. практически противоречили модели реформаторов по всем ключевым вопросам: скорость проведения, права основных социальных групп, конкретные механизмы приватизационных сделок и др.
Относительный баланс влияния ветвей власти на приватизационный процесс был достигнут во втором федеральном законе «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» от 21.07.1997г. Закон делал акцент уже не на предприятия, а на имущественные доли государства, причем приватизация переставала быть обязательным ежегодным заданием правительства. Набор методов приватизации существенно расширен как за счет введения принципиально новых (например, коммерческие конкурсы с инвестиционными и социальными условиями), так и за счет легализации методов, уже использовавшихся несанкционированно в практике продаж например, продажа производных ценных бумаг). Льготы работникам приватизируемых предприятий, беспрецедентные по своим масштабам на ваучерном этапе, стали более гибкими и даже необязательными в зависимости от конкретных условий проведения приватизационных сделок. Оценка имущественных комплексов определяется совокупно на основании уставного капитала, балансовой оценки и рыночной стоимости. Нормы закона о приватизации 1997г. действовали вплоть до 2002г. и определяли выбор конкретных способов продаж в период 1998-2001 гг. (см. таблицу).
Следующей законодательной вехой в реформировании отношений собственности в России стала «Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации», одобренная Постановлением Правительства РФ от 9.09.1999 (обновленная редакция от 29.11.2000). Документ зафиксировал приоритет проблемы управления государственным имуществом перед формальным изменением формы собственности и исходит из необходимости постепенного сокращения количества государственных и муниципальных унитарных предприятий с параллельной реализацией мер по улучшению управления ими.
Таблица – Структура приватизированного государственного и муниципального имущества
Способы приватизации | Доля приватизированного имущества (% к итогу) | |||
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |
Продажа государственного и муниципального имущества на аукционе и коммерческом конкурсе | 76,1 | 74,5 | 73,0 | 73,9 |
В том числе Продажа имущества ликвидированных предприятий |
6,0 |
5,2 |
5,0 |
3,6 |
Недвижимости | 47,6 | 47,7 | 56,7 | 59,1 |
Земельных участков в составе имущественного комплекса приватизированных предприятий | 4,0 | 2,3 | 3,4 | 4,9 |
Выкуп государственного и муниципального имущества, сданного в аренду | 6,8 | 8,3 | 18,1 | 20,0 |
Продажа акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации : | 15,8 | 16,0 | 8,5 | 4,9 |
В том числе: Работникам общества |
9,6 |
12,0 |
3,7 |
3,2 |
на специализированном аукционе | 1,6 | 1,9 | 2,0 | 0,4 |
на аукционе и коммерческом конкурсе | 4,6 | 2,2 | 2,8 | 1,3 |
Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые АО с закреплением 100% акций в государственной или муниципальной собственности | 0,9 | 0,7 | 0,3 | 0,5 |
Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ | 0,4 | 0,3 | 0,1 | 0,7 |
ИТОГО | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Концепция включает определение круга и количества унитарных предприятий, необходимых для выполнения государственных функций, а также целей государства применительно к каждому предприятию; установление порядка отчетности руководителей унитарных предприятий, порядка принятия управленческих решений при недостижении установленных целей государства, критериев и порядка перечисления части прибыли в бюджет. Кроме того, она предусматривает ужесточение контроля над деятельностью предприятий и их руководителей.[30]
Весной 2002 г. вступил в силу новый, третий российский закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001г. Этот закон предусматривает 10 возможных способов приватизации в зависимости от размеров предприятия, ликвидности или результатов первичных продаж. В том числе:
1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
3) продажа акций ОАО на специализированном аукционе;
4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
5) продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО;
6) продажа акций ОАО через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены (при несостоявшейся продаже через публичное предложение);
9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО;
10) продажа акций ОАО по результатам доверительного управления с последующим правом выкупа акций.
Нормы нового закона нацелены на то, чтобы дать возможность АО и унитарным предприятиям освободиться от неликвидов, а также повысить доходы бюджета от приватизации путем ориентации на индивидуальную стратегию продаж с учетом платежеспособного спроса. Предусмотренный законом новый приватизационный режим был дополнен нормой правительственного Постановления от 3.12.2002 №845, предусматривающей правила допуска к участию в приватизации государственного имущества профессиональных участников рынка ценных бумаг. А именно: право брокерских компаний, выигравших специальный тендер, выступать посредниками при продаже акций на фондовой бирже. Это может существенно ускорить продажу остающихся у государства миноритарных пакетов. Существенными новациями закона является возможность продажи земельных участков как составной части приватизируемого имущества (что требуется по новому Земельному кодексу РФ), а также увеличения уставных капиталов за счет прав на интеллектуальную собственность.
Таким образом, российское приватизационное законодательство последних лет достаточно полно соответствует общему направлению имущественной политики государства. В том же направлении действуют Гражданский кодекс РФ, обновленный и дополненный закон об акционерных обществах, закон о государственных унитарных предприятиях и др. Вместе с тем законодательство в области приватизации не решило пока одной из главных задач – надежной защиты прав собственности. Это относится к собственникам всех типов, включая само государство. Проблема незащищенности прав собственности несет в себе одну из главных современных угроз экономической безопасности – торможение инвестиционных процессов в экономике. Одновременно, отсутствие достаточных институциональных условий для притока денег в реальный сектор (в частности финансовых институтов для трансформации накоплений и сбережений в инвестиции), которые должны были быть созданы в ходе приватизационных процессов, обусловливает еще одну экономическую угрозу, связанную с оттоком «лишнего» капитала за рубеж.
Для понимания происходивших в стране процессов и оценки конкретных результатов приватизации, а также определения эффективности, целесообразности и законности действий органов государственной власти по распоряжению федеральной собственностью необходимо провести анализ нормативной базы, согласно которой проводилась приватизация в 1993 – 2005 годах. За это время было издано более трех тысяч нормативных актов, направленных на регулирование процесса приватизации.
Главенствующее положение занимают три закона федерального уровня о приватизации – Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1531-I «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» и Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»), а также Государственная программа приватизации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 и иные указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты федерального органа исполнительной власти по управлению федеральным имуществом, издаваемые в рамках его компетенции.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации также не оставили данную проблему без своего внимания.
При анализе приватизационных процессов принято выделять три периода:
Первый период – законодательство массовой (т.н. «ваучерной») приватизации (1991-1994 гг.).
Предваряют этот этап законодательные акты по приватизации, принятые Верховным Советом РСФСР еще летом 1991 года. Однако практическая реализация положений этих законов началась лишь в 1992 году.
Основной массив документов этого периода составили Указы Президента Российской Федерации, в том числе от 29 декабря 1991 г. № 341 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий»; от 29 января 1992 г. № 66 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий»; от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества»; от 14 августа 1992 г. № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации»; от 24 декабря 1993 г. «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» и др.
Второй период – законодательство денежной приватизации (1994-1999 гг.).
Базовым документом для начала денежной приватизации стал Указ Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года». Однако важнейшим нормативным правовым актом этого периода является Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации».
Третий период – совершенствование правовых основ распоряжения государственной собственностью (1999 г.- настоящее время).
Важнейшим нормативным правовым актом этого этапа является Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а также принятые во исполнение его требований акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации 2002-2003 гг.
Законодательство периода массовой приватизации (1991-1994 гг.)
Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1531-I «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» (далее – Закон о приватизации 1991 года), с которого следует вести отсчет российской приватизации. Он определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий, закреплял льготы работникам предприятий. Закон предусматривал пять способов приватизации государственной собственности: продажа предприятия по конкурсу, на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятия, выкуп арендованного имущества, преобразование предприятия в акционерное общество. В соответствии со статьей 3 Закона Государственная программа приватизации, утверждаемая высшим законодательным органом, устанавливала цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации.
Информация о работе История приватизации в России: теория и практика