Характеристика структуры, понятия и принципов государственного аппарата и функций ветвей власти в системе механизма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Задачами курсовой работы являются:
- рассмотрение понятия государственного аппарата, его соотношение с механизмом государства;
- характеристика структуры государственного аппарата и функций ветвей власти в системе механизма государства;
- изложение основополагающих принципов организации и деятельности государственного аппарата в правовом государстве.

Оглавление

Введение
Глава I. Понятия государственного аппарата и механизма государства
1. Соотношение государственного аппарата с механизмом государства
2. Механизм государства как организация государственной власти
3. Свойства механизма государства
Глава II. Структура и функции государственного аппарата
1. Государственный аппарат как единая целостная система
2. Соотношение различных ветвей государственной власти в системе государственного аппарата
3. Функции ветвей власти в системе государственного аппарата
Глава III. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
1. Общие принципы
2. Частные принципы
Заключение
Использованные источники и литература

Файлы: 1 файл

1.docx

— 108.32 Кб (Скачать)

 Во-вторых, должна действовать система сдержек и противовесов, дабы власти конт-ролировали действия друг друга. "Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое, в конечном счете, отражает компромисс сталкивающихся воль и интересов различных социальных слоев и сил... За нарушение за-конов министры могут быть привлечены законодательным собранием к ответственности. В свою очередь, исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола законо-дательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, устанавливает регламент его работы и распускает собрание...". Безусловно, сей-час предусмотрен намного более разнообразный и эффективный механизм "сдержек и противовесов", чем тот, который мы видим в трудах Ш.Монтескье, однако уже в его рабо-тах были заложены основные принципы и институты, посредством которых взаимодейст-вуют органы государственной власти (что видно из приведенных цитат). В наше время, как правило, "законодательная власть ограничивается референдумом, президентским пра-вом вето, Конституционным Судом, а внутренним ее ограничением является двухпалат-ное построение Парламента. Исполнительная власть ограничена ответственностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов; должна сох-раняться также внутренняя разделенность между Президентом и Правительством, феде-ральной и региональной властью. Судебная власть подчинена Конституции и закону, а ее внутреннее разделение воплощается в том, что Конституционный Суд выделяется из всей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры, вводятся системы специаль-ных судов, мировых судей."    

 Однако в конституционном  проекте Монтескье недостаточно  четко проводится идея равновесия  властей. Законодательная власть  явно играет доминирующую роль, исполни-тельную власть Монтескье  называет ограниченной по своей  природе, а судебную - вообще полувластью.  Думается, все это было не столь  актуально во времена Монтескье,  сколь ак-туально было следующее  положение теории разделения  властей: определенная ветвь  власти должна представлять интересы определенной социальной группы. Судебная

власть  представляет интересы народа, исполнительная - монарха, верхняя палата законо-дательного собрания (предусмотренная конституционным проектом Монтескье) – арис-тократии, нижняя палата собрания - интересы народа. Таким образом, мы видим стремле-ние достигнуть компромисса в борьбе буржуазии (слившейся тогда с народом) и привер-женцев абсолютизма.  

    Позднее теория разделения властей получила сильное практическое и теоретическое развитие. Прежде всего, следует упомянуть труды Ж.-Ж. Руссо. В отличие от Монтескье, Руссо считал, что "законодательная, исполнительная и судебная власти - особые проявле-ния единой власти народа". После этого "тезис о единстве власти использовался разными силами. При этом следует отметить, что речь идет не только о власти определенной со-циальной общности, даже если это компромисс различных классов, совместно осуществ-ляющих политическое господство, политическое руководство обществом, но и об извест-ной степени организационного единства: все органы государства проводят в конечном счете общую политическую линию, определяемую носителем реальной власти, и как правило, строятся по вертикали."  

   Таким образом, разделение властей выражается в разграничении компетенции, взаим-ном контроле, в системе сдержек и противовесов и направлено на то, чтобы препятство-вать возможным злоупотреблениям. Препятствием для возникновения какой-либо неогра-ниченной власти, не связанной правом и конституционными принципами, является расп-ределение власти между органами государства таким образом, что ни одному из них не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. С одной стороны, правовое государство невозможно без разделения властей, поскольку это способ его организации и функционирования; с другой — правовое государство само есть условие и основа для эффективного разделения властей. Разделение властей — это и результат, и сущностная характеристика степени развитости права, условие и предпосылка для организации и функционирования государства, законности.  
 

Ветви власти в  структуре государства    

 Теория разделения властей отнюдь  не предполагает создание “китайской стены” между различными ветвями власти. Да это и невозможно, поскольку речь идет о едином институ-те, единой государственной власти. В государстве не может быть несколько различных по своей сущности властей: это исключается концепцией государственного суверенитета. В условиях редкого в истории и кратковременного двоевластия, по существу, имело место переплетение разных по своей сущности властей – политической и государственной. Единство государственной власти при необходимом разграничении ее ветвей порождает переплетение некоторых элементов, их взаимодействие, взаимозависимость, взаимопро-никновение. Например, акты с названием “законы” вправе принимать за редким исключе-нием только представительный орган народа – парламент, олицетворяющий законодатель-ную власть. Но, во-первых, в ряде стран понятие парламента является более широким, на-ряду с избираемой нижней палатой парламент включает не избираемую прямыми выбора-ми верхнюю палату и главу государства, без подписи которого закон не имеет юридичес-кой силы. Подписывая законы, обладая правом вето (от лат. “ветаре” – запрещать), что выражается в праве главы государства возвратить закон в палату на новое рассмотрение, глава государства участвует в осуществлении законодательной власти. Во-вторых, не только в чрезвычайных, но и в обычных условиях возможно так называемое делегирован-ное законодательство или принятие органами исполнительной власти актов, имеющих законную силу (на основе конституционных норм регламентации власти).    

 В сферу законодательной  власти вмешиваются, также и  суды – верховные и конститу-ционные  суды, конституционные советы. Они  вправе объявлять законы неконституцион-ными  и тем самым лишать их юридической  силы.    

 В свою очередь парламент  тоже может осуществлять отдельные  исполнительные и су-дебные функции.  Так, парламент иногда подменяет  исполнительную власть, обладает  не-которыми судебными функциями:  в одних странах он наделен  полномочием на принятие обвинительного  заключения и предания суду  высших должностных лиц, в других  рас-сматривает дело в порядке  импичмента по правилам судебного  процесса.    

 Здесь хотелось бы  сделать дополнение и сказать,  что в научных кругах иногда  говорят и пишут о четвертой  ветви власти – средствах массовой  информации. Однако, это образ-ное  выражение. Средства массовой  информации не являются носителем  какой-либо офи-циальной власти. Таковыми их называют в силу  того, что они оказывают очень  сильное, не редко решающее  влияние на массы. Они играют  исключительно важную роль в  форми-ровании общественного мнения, в создании положительного или,  наоборот, отрицательно-го образа  правящей элиты или отдельных  лиц.    

 Единство власти не  исключает различий в способах  осуществления государственной  власти теми или иными органами  государства, не отменяет возможных  конфликтов влас-тей на правовой  основе (различия, а следовательно,  противоречия при решении конкрет-ных  государственных задач неизбежны  уже в силу самого факта  существования несколь-ких ветвей  власти), но состязание на правовом  поле требует не доводить разногласия  до борьбы. По принципиальным  вопросам государственной политики  все ветви власти долж-ны действовать  согласованно, иначе невозможно  управлять обществом – альтернативой  этому являются анархия и распад. Такое развитие событий, когда  противоречия властей доводится  до стадии борьбы, как показывает  опыт отдельных постсоциалистических  госу-дарств и развивающихся стран,  имеет только разрушительный  характер.     

 Выше речь шла о горизонтальном разделении властей на уровне государства как цело-го, без учета особенностей его территориально-политического устройства. Вместе с тем в федерациях, унитарных государствах, имеющих автономные образования политического характера, основные законы (Конституции) решают вопрос о вертикальном разделении властей (государственной власти федерации и государственной власти ее субъектов), а в связи с концепциями публичной власти территориального дальнейшее деление государст-венной власти и власти местного самоуправления. Первая проблема решается на основе разграничения полномочий (предметов ведения) между федерацией и ее субъектами пу-тем установления исключительных полномочий федерации, принципа верховенства феде-рального закона в сфере совместных полномочий и верховенства закона субъекта федера-ции в сфере полномочий, отнесенных к его ведению. С автономией дело обстоит несколь-ко иначе: в конституциях и иных законах четко перечисляются вопросы, по которым орга-ны политической автономии могут принимать местные законы.  
 

Страницы: 1  2  3  следующая → 

Краткое описание

За весь исторический период своего сознательного существования  общество в лице самых ярких представителей по-разному отвечало на вопрос о  модели государственного устройства. Основной мировой тенденцией начала XXI века является приоритет модели правового  государства и естественного  права. Российская Федерация в настоящее  время переживает период экономических  и социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве. Поскольку, основным ориентиром для  этого служат современные представ-ления  о демократии и основных принципах  ее воплощения, особую важность приобретает  изучение основных принципов, делающих такую демократию возможной на практике.

Оглавление

Введение..............................................................................................................1 
2. Теория разделения властей................................................................................2 
3. Ветви власти в структуре государства.............................................................4 
4. Законодательная власть.....................................................................................6 
5. Исполнительная власть......................................................................................9 
6. Судебная власть................................................................................................11 
7. Заключение........................................................................................................13 
8. Литература........................................................................................................14

2005-2011 ZOOMRU.RU company - Student.zoomru.ru 
Используя материалы данного сайта, вы можете с легкостью написать свои студенческие работы!


Информация о работе Характеристика структуры, понятия и принципов государственного аппарата и функций ветвей власти в системе механизма государства