Характеристика структуры, понятия и принципов государственного аппарата и функций ветвей власти в системе механизма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Задачами курсовой работы являются:
- рассмотрение понятия государственного аппарата, его соотношение с механизмом государства;
- характеристика структуры государственного аппарата и функций ветвей власти в системе механизма государства;
- изложение основополагающих принципов организации и деятельности государственного аппарата в правовом государстве.

Оглавление

Введение
Глава I. Понятия государственного аппарата и механизма государства
1. Соотношение государственного аппарата с механизмом государства
2. Механизм государства как организация государственной власти
3. Свойства механизма государства
Глава II. Структура и функции государственного аппарата
1. Государственный аппарат как единая целостная система
2. Соотношение различных ветвей государственной власти в системе государственного аппарата
3. Функции ветвей власти в системе государственного аппарата
Глава III. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
1. Общие принципы
2. Частные принципы
Заключение
Использованные источники и литература

Файлы: 1 файл

1.docx

— 108.32 Кб (Скачать)

Разумеется, не все органы государства формируются непосредственно  народом. Но этого и не требуется  для реализации принципа демократизма. Вполне достаточно того, что народ  путем свободных выборов формирует  так называемые первичные органы государства (парламент, президента, некоторые  другие органы), которые в свою очередь  создают остальные звенья государственного аппарата. Поэтому особое место в  перечне средств осуществления  власти народа Российской Федерации  занимает механизм государства в  лице входящих в него органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского  государства зиждется на том, что  оно – социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

Конституция РФ впервые в  ряду основ конституционного строя  провозгласила: «Человек, его права  и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Это конституционное  требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому  государственному служащему Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, он не может произойти в одночасье, но важно, что Конституция гарантирует  его в качестве магистрального пути развития России.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная  власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и  судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма  современного Российского государства, исключающий произвол со стороны  властных органов и должностных  лиц.

Принцип разделения властей  является одним из ведущих принципов  организации и деятельности государственного аппарата во многих демократических  государствах. В нашей стране идея разделения властей получила признание  в конце 80-х – начале 90-х годов  прошлого столетия и получила закрепление  в статье 10 Конституции 1993 года.

Принцип федерализма в  формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что  Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между  собой. Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется  и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором  о разграничении предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и другими договорами компетенцией государственных органов. Соответственно этому федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Федеративное государственное устройство России обеспечивает единство ее государственного механизма, разумное сочетание в нем централизации и децентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составе Российской Федерации.

Принцип законности в формировании и действии механизма Российского  государства состоит в том, что, согласно ст. 15 Конституции РФ, все  органы государства должны формироваться  и действовать в соответствии с законодательством своей страны. Это также один из важнейших принципов  организации и деятельности государственного аппарата.

Законность, если говорить о  ней в самом общем виде, означает соблюдение и исполнение законодательства – законов и подзаконных актов. А это значит, что все органы государства должны создаваться  в соответствии с действующим  в стране законодательством, поскольку  порядок их образования предусмотрен Конституцией, другими законами государства, а в ряде случаев и подзаконными нормативными актами.

Будучи сформированными  в соответствии с действующим  законодательством, органы государства  и должностные лица, равно как  и органы местного самоуправления, граждане и их объединения должны осуществлять свою деятельность также  в соответствии с законодательством, поскольку порядок их деятельности, их права и обязанности опять  же определяются законодательством  страны.

Принцип профессионализма и  компетентности государственных служащих имеет отношение, прежде всего, к  организации деятельности органов  исполнительной и судебной власти. Именно эти звенья государственного аппарата должны формироваться и  функционировать на профессиональной основе, позволяющей на высоком научном  уровне решать основные вопросы государственной  жизни в интересах граждан  и страны, поскольку решение вопросов, относящихся к компетенции органов  исполнительной и судебной власти, требует специальных познаний в  той или иной области общественной жизни.

В то же время и законодательная  власть не должна пренебрегать данным принципом. Конечно, сформировать парламент  или какой-то другой законодательный  орган на строго профессиональной основе практически невозможно, так как  подобные органы формируются населением, которое выбирает туда своих представителей, руководствуясь не столько профессиональными, сколько иными их качествами. Вместе с тем при формировании структурных  подразделений этих органов (комитетов, подкомитетов, комиссий, подкомиссий  и т.д.) нужно учитывать профессиональные качества народных избранников и  поручать решение тех или иных вопросов лицам, компетентным в этих вопросах.

2) Принципы, закрепляемые  в федеральных законах.

Рассмотренные общие конституционные  принципы организации и деятельности механизма Российского государства  получают подкрепление, развитие и  конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение  эта группа принципов получила в  федеральных законах «О системе  государственной службы Российской Федерации» и «Государственной гражданской  службе Российской Федерации». Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этих нормативных правовых актах сформулированы следующие принципы:

- верховенство Конституции  РФ и федеральных законов над  иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при  исполнении государственными служащими  должностных обязанностей и обеспечении  их прав;

- приоритет прав и свобод  человека и гражданина, их непосредственное  действие;

- обязанность государственных  служащих признавать, соблюдать  и защищать права и свободы  человека и гражданина;

- единство системы государственной  власти, разграничение предметов  ведения между Российской Федерацией  и субъектами Российской Федерации;

- равный доступ граждан  к государственной службе в  соответствии со способностями  и профессиональной подготовкой;

- обязательность для государственных  служащих решений, принятых вышестоящими  государственными органами и  руководителями в пределах их  полномочий и в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

- единство основных требований, предъявляемых к государственной  службе;

- гласность в осуществлении  государственной службы;

- ответственность государственных  служащих за подготавливаемые  и принимаемые решения, за неисполнение  либо ненадлежащее исполнение  своих должностных обязанностей;

- внепартийность государственной  службы;

- отделение религиозных  объединений от государства;

- стабильность кадров  государственных служащих в государственных  органах. 

К числу этих принципов  следовало бы отнести также: сочетание  коллегиальности и единоначалия; экономичность государственной  службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в нынешних условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных  органов, рассматриваемые во взаимосвязи  и взаимодействии, придают механизму  государства необходимые для  его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

Поскольку вопрос о количестве и наименовании общих принципов  организации и деятельности государственного аппарата не имеет однозначного решения, в научной и учебной литературе можно встретить и другие мнения на этот счет.

2. Частные принципы

К частным относят принципы, которые лежат в основе не всего  государственного аппарата, а только отдельных его звеньев (например, органов судебной власти или органов  прокуратуры). Такого рода принципы могут  закрепляться как в Конституции, так и в законодательных актах, регулирующих порядок формирования и функционирования соответствующих  звеньев государственного аппарата. В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный  Конституцией РФ и федеральными процессуальными  законами принцип осуществления  судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в федеральном законе «О прокуратуре  Российской Федерации» принцип организации  и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо от федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то, что частные принципы, в конечном счете, проистекают из общих и  конкретизируют их применительно к  особенностям отдельных частей государственного механизма.

 

Заключение

Понятие «государственный аппарат» тесно связано с понятием «механизм  государства». Первое принято употреблять  в двух смыслах - широком и более  узком. В широком смысле понятие  государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает  с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком  смысле под государственным аппаратом  принято понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно- распорядительных, управленческих органов  государства, используется понятие  «государственный аппарат» в науке  административного права. В теории государства и права понятие  государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т.е. как адекватное понятию механизма  государства.

Принципы деятельности государственного аппарата - это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации  и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к  механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным  органам, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые  звенья государственного аппарата, отдельные  органы или группы органов.

Государственный аппарат  состоит из различных частей, имеющих  специфическое устройство и выполняющих  свойственные им функции. Основным элементом  этого механизма является орган  государства. В свою очередь, орган  государства является первичным  элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, связанные  между собой отношениями субординации и координации, являясь носителями властных полномочий, участвуют в  решении наиболее общих задач  государства и осуществлении  его функций.

Выделяют три основные формы деятельности государственных  органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную, как форму  властной деятельности органов государства  по реализации норм права; правоохранительную - форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.

Органы законодательной  власти обладают верховенством, поскольку  именно они устанавливают правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счёте, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение органов  законодательной власти в аппарате государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими  законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженным в  них.

В органах исполнительной власти практически нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а  их руководители назначаются руководителем  государства, правительства, главами  администраций. Они могут действовать  как на началах коллегиальности (Правительство РФ), так и единоначалия (министерства), и иметь различную  подчиненность (непосредственно Президенту, Председателю Правительства).

Важное место в структуре  государственного аппарата занимает система  судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление  правосудия, разрешение возникших в  обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки. Правильное понимание соотношения  функций права и судов весьма точно выражено принципом, утвердившимся  в Великобритании: «право там, где  средства его защиты».

Органы прокуратуры играют вспомогательную роль в осуществлении  судебной власти, однако их деятельность необходима для поддержания режима законности в правовом государстве.

 

Список использованной литературы

1. Конституция Российской  Федерации от 12.12.1993.

2. Федеральный конституционный  закон от 31.12.1996 № 2-ФКЗ «О судебной  системе Российской Федерации» (в  ред. Федеральных конституционных  законов от 15.12.2001 № 5-ФКЗ, от 04.07.2003 № 3-ФКЗ, от 05.04.2005 № 3-ФКЗ)

3. Федеральный конституционный  закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О правительстве  Российской Федерации» (в ред.  Федеральных конституционных законов  от 31.12.1997 № 3-ФКЗ, от 19.06.2004 № 4-ФКЗ,  № 03.11.2004 № 6-ФКЗ, от 01.06.2005 №  4-ФКЗ, от 02.03.2007 № 3-ФКЗ)

4. Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре  Российской Федерации» (в ред.  Федеральных законов от 17.11.1995 №  168-ФЗ, от 10.02.1999 № 31-ФЗ, от 19.11.1999 №  202-ФЗ, от 02.01.2000 № 19-ФЗ, от 29.12.2001 №  182-ФЗ, от 28.06.2002 № 77-ФЗ, от 25.07.2002 №  112-ФЗ, от 05.10.2002 № 120-ФЗ, от 30.06.2003 №  86-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 15.07.2005 №  85-ФЗ, от 04.11.2005 № 138-ФЗ, от 02.03.2007 №  24-ФЗ, от 05.06.2007 № 87-ФЗ, от 24.07.2007 №  214-ФЗ, с изм., внесёнными Постановлениями  Конституционного суда РФ от 18.02.2000 № 3-П, от 11.04.2000 № 6-П, Федеральными  законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, Постановлениями Конституционного суда РФ от 17.07.2002 № 13-П, от 18.07.2003 № 13-П).

5. Федеральный закон от 08.01.1998 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной  службы Российской Федерации» (в  ред. Федеральных законов от 13.04.1999 № 75-ФЗ, от 19.04.2002 № 38-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ).

6. Федеральный закон от 05.08.2000 № 113-ФЗ «О формировании  Совета Федерации Федерального  собрания Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов  от 16.12.2004 № 160-ФЗ, от 25.07.2006 № 128-ФЗ, от 21.07.2007 № 121-ФЗ).

6. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной  службы Российской Федерации» (в  ред. Федеральных законов от 11.11.2003 № 141-ФЗ, от 06.07.2006 № 105-ФЗ).

Информация о работе Характеристика структуры, понятия и принципов государственного аппарата и функций ветвей власти в системе механизма государства