Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:52, курсовая работа
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотрение понятия государственного аппарата, его соотношение с механизмом государства;
- характеристика структуры государственного аппарата и функций ветвей власти в системе механизма государства;
- изложение основополагающих принципов организации и деятельности государственного аппарата в правовом государстве.
Введение
Глава I. Понятия государственного аппарата и механизма государства
1. Соотношение государственного аппарата с механизмом государства
2. Механизм государства как организация государственной власти
3. Свойства механизма государства
Глава II. Структура и функции государственного аппарата
1. Государственный аппарат как единая целостная система
2. Соотношение различных ветвей государственной власти в системе государственного аппарата
3. Функции ветвей власти в системе государственного аппарата
Глава III. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
1. Общие принципы
2. Частные принципы
Заключение
Использованные источники и литература
Разумеется, не все органы
государства формируются
Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том, что оно – социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.
Конституция РФ впервые в
ряду основ конституционного строя
провозгласила: «Человек, его права
и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав
и свобод человека и гражданина -
обязанность государства». Это конституционное
требование обращено ко всем без исключения
органам государства, к каждому
государственному служащему Данное
положение знаменует
Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства, исключающий произвол со стороны властных органов и должностных лиц.
Принцип разделения властей является одним из ведущих принципов организации и деятельности государственного аппарата во многих демократических государствах. В нашей стране идея разделения властей получила признание в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия и получила закрепление в статье 10 Конституции 1993 года.
Принцип федерализма в
формировании и деятельности государственного
механизма определяется тем, что
Российская Федерация состоит из
равноправных субъектов: республика, край,
область, город федерального значения,
автономная область, автономный округ.
Во взаимоотношениях с федеральными
органами власти субъекты Российской
Федерации равноправны между
собой. Согласно принципу федерализма,
механизм государства формируется
и функционирует в соответствии
с Конституцией РФ, Федеративным договором
о разграничении предметов
Принцип законности в формировании
и действии механизма Российского
государства состоит в том, что,
согласно ст. 15 Конституции РФ, все
органы государства должны формироваться
и действовать в соответствии
с законодательством своей
Законность, если говорить о ней в самом общем виде, означает соблюдение и исполнение законодательства – законов и подзаконных актов. А это значит, что все органы государства должны создаваться в соответствии с действующим в стране законодательством, поскольку порядок их образования предусмотрен Конституцией, другими законами государства, а в ряде случаев и подзаконными нормативными актами.
Будучи сформированными в соответствии с действующим законодательством, органы государства и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения должны осуществлять свою деятельность также в соответствии с законодательством, поскольку порядок их деятельности, их права и обязанности опять же определяются законодательством страны.
Принцип профессионализма и
компетентности государственных служащих
имеет отношение, прежде всего, к
организации деятельности органов
исполнительной и судебной власти.
Именно эти звенья государственного
аппарата должны формироваться и
функционировать на профессиональной
основе, позволяющей на высоком научном
уровне решать основные вопросы государственной
жизни в интересах граждан
и страны, поскольку решение вопросов,
относящихся к компетенции
В то же время и законодательная
власть не должна пренебрегать данным
принципом. Конечно, сформировать парламент
или какой-то другой законодательный
орган на строго профессиональной основе
практически невозможно, так как
подобные органы формируются населением,
которое выбирает туда своих представителей,
руководствуясь не столько профессиональными,
сколько иными их качествами. Вместе
с тем при формировании структурных
подразделений этих органов (комитетов,
подкомитетов, комиссий, подкомиссий
и т.д.) нужно учитывать
2) Принципы, закрепляемые в федеральных законах.
Рассмотренные общие конституционные
принципы организации и деятельности
механизма Российского
- верховенство Конституции
РФ и федеральных законов над
иными нормативно-правовыми
- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие;
- обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
- единство системы
- равный доступ граждан
к государственной службе в
соответствии со способностями
и профессиональной
- обязательность для
- единство основных требований,
предъявляемых к
- гласность в осуществлении государственной службы;
- ответственность
- внепартийность
- отделение религиозных объединений от государства;
- стабильность кадров
государственных служащих в
К числу этих принципов
следовало бы отнести также: сочетание
коллегиальности и
Перечисленные выше принципы
формирования и деятельности государственного
механизма как системы
Поскольку вопрос о количестве и наименовании общих принципов организации и деятельности государственного аппарата не имеет однозначного решения, в научной и учебной литературе можно встретить и другие мнения на этот счет.
2. Частные принципы
К частным относят принципы,
которые лежат в основе не всего
государственного аппарата, а только
отдельных его звеньев (например,
органов судебной власти или органов
прокуратуры). Такого рода принципы могут
закрепляться как в Конституции,
так и в законодательных актах,
регулирующих порядок формирования
и функционирования соответствующих
звеньев государственного аппарата.
В качестве примера частного принципа
можно сослаться на предусмотренный
Конституцией РФ и федеральными процессуальными
законами принцип осуществления
судопроизводства на основе состязательности
и равноправия сторон, на закрепленный
в федеральном законе «О прокуратуре
Российской Федерации» принцип организации
и деятельности прокуратуры РФ, согласно
которому органы прокуратуры осуществляют
полномочия в строгом соответствии
с действующими на территории России
законами, независимо от федеральных
органов государственной
Заключение
Понятие «государственный аппарат»
тесно связано с понятием «механизм
государства». Первое принято употреблять
в двух смыслах - широком и более
узком. В широком смысле понятие
государственного аппарата как совокупности
всех государственных органов
Принципы деятельности государственного аппарата - это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным органам, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного аппарата, отдельные органы или группы органов.
Государственный аппарат
состоит из различных частей, имеющих
специфическое устройство и выполняющих
свойственные им функции. Основным элементом
этого механизма является орган
государства. В свою очередь, орган
государства является первичным
элементом государственного аппарата.
Органы государственного аппарата, связанные
между собой отношениями
Выделяют три основные формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную, как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную - форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.
Органы законодательной
власти обладают верховенством, поскольку
именно они устанавливают правовые
начала государственной и общественной
жизни, основные направления внутренней
и внешней политики страны, а, следовательно,
определяет, в конечном счёте, правовую
организацию и формы
В органах исполнительной власти практически нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются руководителем государства, правительства, главами администраций. Они могут действовать как на началах коллегиальности (Правительство РФ), так и единоначалия (министерства), и иметь различную подчиненность (непосредственно Президенту, Председателю Правительства).
Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки. Правильное понимание соотношения функций права и судов весьма точно выражено принципом, утвердившимся в Великобритании: «право там, где средства его защиты».
Органы прокуратуры играют вспомогательную роль в осуществлении судебной власти, однако их деятельность необходима для поддержания режима законности в правовом государстве.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.
2. Федеральный конституционный
закон от 31.12.1996 № 2-ФКЗ «О судебной
системе Российской Федерации» (в
ред. Федеральных
3. Федеральный конституционный
закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О правительстве
Российской Федерации» (в ред.
Федеральных конституционных
4. Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 17.11.1995 № 168-ФЗ, от 10.02.1999 № 31-ФЗ, от 19.11.1999 № 202-ФЗ, от 02.01.2000 № 19-ФЗ, от 29.12.2001 № 182-ФЗ, от 28.06.2002 № 77-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 05.10.2002 № 120-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 15.07.2005 № 85-ФЗ, от 04.11.2005 № 138-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 05.06.2007 № 87-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ, с изм., внесёнными Постановлениями Конституционного суда РФ от 18.02.2000 № 3-П, от 11.04.2000 № 6-П, Федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, Постановлениями Конституционного суда РФ от 17.07.2002 № 13-П, от 18.07.2003 № 13-П).
5. Федеральный закон от
08.01.1998 № 8-ФЗ «Об основах
6. Федеральный закон от 05.08.2000 № 113-ФЗ «О формировании Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 16.12.2004 № 160-ФЗ, от 25.07.2006 № 128-ФЗ, от 21.07.2007 № 121-ФЗ).
6. Федеральный закон от
27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе